Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отделы готовых лекарственных средств и оптики

Поиск

Аптечных организаций

 

Аптечные организации должны иметь централизованные системы электроснабжения, отопления, водоснабжения, приточно-вытяжную вентиляцию, канализацию.

 

При организации аптечных пунктов в лечебно-профилактических учреждениях они могут быть оснащены системой кондиционирования; административно-бытовые помещения могут быть общими.

 

Водоснабжение аптеки городского типа осуществляется за счет присоединения к городской водопроводной сети. Для поддержания оптимального санитарно-гигиенического режима необходимо предусмотреть рациональную разводку воды. Горячая вода должна подаваться во все производственные, вспомогательные и санитарно-бытовые помещения.

 

В аптечных организациях, расположенных вне городов, возможно наличие автономного отопления, канализации и водоснабжения. Системы отопления и вентиляции должны выполняться по действующим СНиПам. В помещениях хранения должен проводиться контроль за параметрами микроклимата (температура, влажность, воздухообмен)

 

В условиях аптеки вентиляция имеет большое значение для поддержания санитарно-гигиенического режима. Большую роль в загрязнении воздуха аптек играет технология производства лекарственных средств, их хранение, фасовка, внутриаптечная транспортировка, в результате чего в воздух поступает пыль лекарственных веществ, растительного сырья, вещества, обладающие различными запахами. В аптеке могут быть нарушены микроклиматические условия за счет накопления влажного и горячего воздуха в таких помещениях, как моечная, стерилизационно-дистиляционная. Правильная организация вентиляции способствует удалению загрязненного воздуха из помещений аптеки, поддержанию санитарно-гигиенического режима.

 

Понятие рецептуры. Виды рецептов

Показатели числа лекарств, отпущенных из аптеки по рецептам

врачей, принято именовать рецептурой.

Рецептура – основной показатель, наряду с объемом реализа-

ции, характеризующий объем производственной деятельности аптеки.

За единицу измерения рецептуры принимается одна рецептурная

пропись, независимо от вида лекарственной формы, от сложности еесостава (числа входящих ингредиентов), объема, числа доз.

Различают амбулаторную и стационарную рецептуру.

Амбулаторная рецептура характеризует объем лекарственной

помощи, оказываемой населению. Амбулаторная рецептура пред-

ставлена рецептурными прописями, по которым аптека приготовила иотпустила лекарства по индивидуальным рецептам врачей (экстемпоральные), а также готовые лекарственные препараты и внутриаптечную заготовку. Амбулаторная рецептура, оплаченная пациентом, является составной частью потребительского спроса на розничном рынке ЛС.

Лекарства, отпущенные по требованиям ЛПУ, характеризуют

объем стационарной рецептуры, которая также включает экстемпо-

ральные и готовые лекарственные средства.

Показатели плана по рецептуре разрабатываются в количест-

венном (натуральном) выражении. В плане аптек редусматривается

общее количество лекарств по рецептам, в том числе по видам (амбулаторная, стационарная), а также число лекарств индивидуальногоизготовления, готовых лекарственных средств в общей рецептуре, втом числе ВАЗ.

Содержание системы управления товарооборотом

1. Оценка и прогнозирование конъюнктуры фармацевтиче-

ского рынка

2. Планированиеобъема иструктурыреализации

3. Управлениетоварнымизапасами

4. Планированиепоступлениятоваров

Оценка и прогнозирование конъюнктуры

Фармацевтического рынка

Конъюнктура рынка – конкретная ситуация, сложившаяся на

рынке под воздействием факторов и условий, представляет собой

комплексную характеристику рыночных процессов и явлений в определенный период.

Понятие рыночной ситуации включает:

- степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и

предложения);

- изменения, происходящие на рынке, т.е. уровень устойчиво-

сти или изменчивости его основных параметров;

- масштабы рыночных операций и степень деловой активности

конкурентов.

Анализ конъюнктуры рынка является основой для предприни-

мательских решений, разработки стратегии маркетинга, организацииконкурентной борьбы.

На этом этапе изучается:

наличие оптовых поставщиков лекарственных препаратов на

местном и региональном фармацевтическом рынке;

степень насыщенности фармацевтического рынка лекарствен-

ными средствами и изделиями медицинского назначения, то есть

предложение;

спрос на отдельные ЛС и на группы товаров с учетом сезонно-

сти;

численность населения, демографические особенности;

покупательная способность населения;

потребление ЛС на душу населения;

темпы инфляции, динамика индекса цен на ЛС и т.п.

На этом этапе осуществляются мероприятия по расширению рынка

сбыта (открытие мелкорозничных аптечных организаций, заключе-

ние договоров с поставщиками, лечебными учреждениями).

Данные о состоянии рынка необходимы для учета внешнихры-

ночных факторов, которые позволяют составить реальный план торгово-финансовой деятельности аптеки.

Закон спроса.

Для формулировки закона спроса вспомним, что такое цена. Цена – это денежное выражение стоимости (ценности) товара или услуги.

Закон спроса – чем ниже цена на товар или услугу, тем больше их ко-личество будет куплено и наоборот. Это обратная зависимость между ценой и количеством приобретаемых благ. Спрос характеризует поведение покупа-телей.

Закон спроса описывает взаимодействие между количеством товара, ко-торое потребители желают купить и ценой этого товара: при прочих равных условиях между ценой на товар и величиной спроса существует обратная за-висимость, т.е. снижение цены приводит к увеличению спроса, и наоборот.

Выражение закона спроса можно представить в разных видах: алгеб-раическом, графическом и табличном.

Коэффициент эластичности – это отношение темпа прироста резуль-тативного признака к темпу прироста формирующего его фактора.

Зависимость величины спроса от цены характеризуется коэффициентом ценовой эластичности спроса (Ed):

Ed = Δ Q / Δ P

или

Ed = % изменения спроса / % изменения цены,

где Δ Q – изменение спроса, %; Δ P - изменение цены, %.

Ed показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1%. Эта величина всегда отрицательная, поэтому ее бе-рут по модулю.

Если:

| Ed | > 1 – спрос эластичный; в этом случае изменение цены на 1% при-ведет к изменению спроса более чем на 1%.

| Ed | < 1 – спрос неэластичный; в этом случае изменение цены на 1% приведет к изменению спроса менее чем на 1%.

| Ed | = 0 – спрос абсолютно неэластичный; в этом случае изменение це-ны не приводит к изменению спроса

| Ed | = 1 – единичная эластичность спроса; в этом случае изменение це-ны на 1% приведет к изменению спроса так же на 1%.

Существуют особые эластичности спроса: перекрестная эластичность и эластичность по доходу.

Степень изменения спроса в зависимости от изменения цен на другие товары (заменители) называется перекрестной эластичностью спроса. Она выражается формулой:

Ed(XY) = QX Δ / PY Δ,

где Ed(XY) – перекрестная эластичность,

ΔQX – процентное изменение объема спроса на товар X,

ΔPY - процентное изменение цены товара Y (заменителя).

 

Эластичность спроса по доходу – степень изменения объема спроса в ответ на 1% изменения дохода покупателя.

Ed (Y) = Q Δ (%) / I Δ (%),

где Ed(Y) – эластичность спроса по доходу,

ΔQ - процентное изменение объема спроса,

ΔI - процентное изменение дохода.

Коэффициент эластичности спроса по доходу имеет положительное

значение для товаров высокого качества (нормальные товары) – Ed(Y) > 0.

Ed(Y) < 0, для товаров «низкого качества», заменяемых с ростом дохо-дов лучшими.

Величина предложения

Как и спрос, предложение можно измерить количественно.

Величина предложения (Qs) – это количество предлагаемого на рынке товара при данном уровне цен.

Ценовые и неценовые детерминанты предложения – это факторы, влияющие на величину и особенности предложения.

Основные ценовые детерминанты предложения:

1) фактор времени;

2) особенности технологических и производственных циклов.

 

Основные неценовые детерминанты предложения:

1) цены на ресурсы;

2) уровень технологии;

3) цены на взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары;

4) деятельность государства в сфере экономики;

5) количество продавцов на рынке.

 

Отделы готовых лекарственных средств и оптики

 

Для лучшего обслуживания населения лекарствами в аптеке может создаваться самостоятельный отдел готовых лекарственных средств. Из этого отдела отпускаются готовые лекарства по рецептам врачей.

Размещается отдел готовых лекарственных средств в зале обслуживания аптеки.

 

Отдел готовых лекарственных средств оборудуется рабочим столом-прилавком и секционными поворачивающимися шкафами для хранения готовых лекарств. Хранение медикаментов в шкафах осуществляется в точном соответствии с установленными правилами(Приказ МЗ РФ 706 от 2010).

 

 

В обязанности работников этого отдела входит проведение санитарно-просветительной работы среди населения (оформление специальных стендов, плакатов, витрин, распространение санитарных листовок, брошюр и т. д.).

 

При размещении товаров в отделах следует придерживаться строгой систематизации. Лекарственные средства для внутреннего применения хранят отдельно от средств для наружного употребления. Внутри этих групп лекарства располагают по терапевтическому признаку (средства от кашля, сердечные, от головной боли и т. д.).

 

На всех выставленных для продажи товарах должны быть указаны цены.

 

Процесс изготовления лекарственных средств требует максимально благоприятных санитарно-гигиенических условий. Проникновение с улицы пыли, микроорганизмов, холодных потоков воздуха, шума и др. неизбежно будет сказываться на состоянии здоровья работающих и на качестве лекарственной продукции. Поэтому при планировке и строительстве аптек большое внимание уделяется входам, через которые в аптеку могут проникать различные загрязнения и холодный воздух.

 

В аптеках должно быть предусмотрено два входа:

 

для посетителей и персонала,

 

для приема товаров.

 

Вход для посетителей оборудуется тамбуром, выполняющим роль защитного барьера. Тамбур должен иметь глубину не менее 1,2 м и ширину не менее полуторной ширины входной двери. Двери в тамбуре должны располагаться под углом друг к другу для того, чтобы холодный воздух успел согреться прежде чем проникнет в торговый зал. При наличии в тамбуре воздушной тепловой завесы возможно обычное устройство дверей: одна дверь против другой. Температура подаваемого воздуха должна быть в пределах 30-35оС. Перед входами в аптеку должны быть приспособления для очистки обуви от грязи. Очистка самих приспособлений должна проводиться по мере необходимости, но не реже 1 раза в день. Аптечной организации следует также предусмотреть возможность входа (выхода) людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

 

В аптеке полагается иметь внутреннюю служебную лестницу для связи с подвалом и вертикальный грузовой подъемник. Высота помещений аптек должна быть не менее 3,3 м. Для встроенных аптек допускается высота, равная высоте жилого дома. Высота подвальных помещений должна быть не менее 2,2 м. Подвальные помещения служат для хранения светочувствительных и огнеопасных веществ, сильных окислителей, дезинфицирующих средств. В подвале должны быть наружный выход и вход, ведущий во внутреннее помещение аптеки.

 

С учетом характера трудовой деятельности все аптечные помещения делятся на четыре группы:

 

производственные помещения,

 

санитарно-бытовые помещения,

 

вспомогательные помещения,

 

административные помещения.

 

1 группа – Производственные помещения.

 

Торговый зал (зал обслуживания);

 

Помещения для приготовления нестерильных лекарственных средств (ассистентская, расфасовочная, кабинет провизора-аналитика, моечная, дистилляционно-стерилизационная);

 

Помещения для приготовления лекарственных средств в асептических условиях (асептическая со шлюзом, дистилляционно-стерилизационная);

 

Материальные комнаты или кладовые (готовых лекарственных форм, товаров ручной продажи, медицинской стеклянной тары, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, перевязочных материалов, лекарственных трав, оптики); помещения для обслуживания прикрепленных к аптекам учреждений здравоохранения (экспедиционная, ассистентская, моечная).

 

2 группа – Санитарно-бытовые помещения.

 

Гардероб уличной и рабочей одежды персонала.

 

Уборная и душевая персонала.

 

Комната личной гигиены персонала.

 

Кладовая чистого белья.

 

Кладовая предметов уборки.

 

Помещения для стирки рабочей одежды.

 

Кладовая хозяйственного инвентаря.

 

3 группа – Вспомогательные помещения.

 

Распаковочная.

 

Кладовая для хранения запасов медикаментов и аптечных товаров

 

Комната доврачебной помощи.

 

4.группа – Административные помещения.

 

Кабинет заведующего аптекой.

 

Кабинеты заместителей заведующего, бухгалтерия.

 

Помещения для занятий с персоналом

 

 

От правильного взаимного расположения помещений зависит санитарно-эпидемиологическая обстановка в аптеке, производительность труда, качество лекарственных средств. Производственные помещения предназначены для хранения, изготовления и выдачи лекарственных препаратов. Внутренняя планировка этих помещений должна обеспечивать удобство для поиска, проведения технологических операций по подготовке лекарственных форм, изготовления и упаковки лекарств. Планировка производственных помещений должна способствовать предупреждению загрязнения лекарств микроорганизмами. Производственные помещения должны быть изолированы от других комнат.

 

Взаимное расположение помещений основного и вспомогательного назначения должно строго соответствовать установленному принципу – последовательному ходу технологических процессов.

 

Путь прохождения лекарств от ассистентского стола к посетителю, поступление посуды, полуфабрикатов и др. в ассистентскую должен быть наикратчайшим. В этой связи при строительстве необходимо размещать ассистентскую в едином блоке с комнатой провизора-аналитика, дистилляционной, моечной. Торговый зал не должен быть напрямую связан с ассистентской.

 

Все помещения аптеки должны иметь внутреннее сообщение через коридоры.

 

Смежными могут быть: рецептурная и ассистентская; ассистентская с комнатой провизора-аналитика; кладовые с соответствующими отделами, находящимися в торговом зале (отдел готовых лекарственных форм, отдел ручной продажи).

 

Помещения для хранения товаров (кладовые) не должны быть проходными.

 

Современная аптека в больших городах имеет изолированный асептический блок. Асептический блок имеет общий шлюз, через который все помещения блока сообщаются между собой. Запрещается непосредственная связь асептической с коридорами и другими помещениями аптеки.

 

^ Аптеки лечебно-профилактических учреждений (больничные и межбольничные аптеки) входят в состав больниц, родильных домов, диспансеров и др. Структура, состав и площади аптек ЛПУ зависит от вместимости учреждения, т.е. от числа коек. Аптеки ЛПУ, как и аптеки, обслуживающие население, имеют производственные, вспомогательные, административные и хозяйственно-бытовые помещения. В отличии от производственных аптек, в них нет торгового зала, может быть значительно увеличены площадь ассистентской, асептического блока.

Гигиенические требования к санитарному благоустройству

Аптечных организаций

 

Аптечные организации должны иметь централизованные системы электроснабжения, отопления, водоснабжения, приточно-вытяжную вентиляцию, канализацию.

 

При организации аптечных пунктов в лечебно-профилактических учреждениях они могут быть оснащены системой кондиционирования; административно-бытовые помещения могут быть общими.

 

Водоснабжение аптеки городского типа осуществляется за счет присоединения к городской водопроводной сети. Для поддержания оптимального санитарно-гигиенического режима необходимо предусмотреть рациональную разводку воды. Горячая вода должна подаваться во все производственные, вспомогательные и санитарно-бытовые помещения.

 

В аптечных организациях, расположенных вне городов, возможно наличие автономного отопления, канализации и водоснабжения. Системы отопления и вентиляции должны выполняться по действующим СНиПам. В помещениях хранения должен проводиться контроль за параметрами микроклимата (температура, влажность, воздухообмен)

 

В условиях аптеки вентиляция имеет большое значение для поддержания санитарно-гигиенического режима. Большую роль в загрязнении воздуха аптек играет технология производства лекарственных средств, их хранение, фасовка, внутриаптечная транспортировка, в результате чего в воздух поступает пыль лекарственных веществ, растительного сырья, вещества, обладающие различными запахами. В аптеке могут быть нарушены микроклиматические условия за счет накопления влажного и горячего воздуха в таких помещениях, как моечная, стерилизационно-дистиляционная. Правильная организация вентиляции способствует удалению загрязненного воздуха из помещений аптеки, поддержанию санитарно-гигиенического режима.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 898; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.168.68 (0.014 с.)