Спрос на фармацевтическом рынке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спрос на фармацевтическом рынке



Для начала необходимо определиться с терминологией и понять чем отличаются нужда, потребность и спрос.

Нужда – это необходимость в чем-либо, требующая удовлетворения.

Потребность – это нужда, принявшая конкретные формы, в зависимо-сти от индивидуальных особенностей потребителя: его образования, привы-чек, вкуса и (или) уровня развития общества. У данной категории есть осо-бенность: не каждая потребность может быть удовлетворена. Главным огра-ничителем является покупательская способность (платежеспособность) как населения, так и государства.

Спрос – потребность покупателей в том или ином товаре, выраженная в деньгах, т.е. платежеспособная потребность, т.е. спрос – это желание купить товар, подкрепленный финансовыми возможностями потребителя.

1) индивидуальный спрос – это платежеспособная потребность отдель-ного покупателя в том или ином товаре;

2) рыночный спрос – это суммарный спрос индивидуальныхпокупате-лей;

3) совокупный, или агрегированный спрос – это спрос, который форми-руется на национальном уровне и представляет собой реальный объем това-ров и услуг, который готовы купить при определенном уровне цен все эко-номические субъекты.

 

Спрос на фармацевтическом рынке – это количество ЛС и других то-варов аптечного ассортимента, фармацевтических услуг, которые желают и могут приобрести потребители (промежуточные и конечные) за определен-ный период по определенной цене. Спрос можно измерить количественно с помощью определения величины спроса (Qd). На величину спроса товаров аптечного ассортимента влияют ценовые и неценовые детерминанты спроса.

Основные ценовые детерминанты спроса (влияют на степень эла-стичности спроса, т.е. определяют угол наклона кривой спроса):

1) заменяемость;

2) удельный вес в бюджете потребителя;

3) мера необходимости в товаре;

4) фактор времени;

5) характер потребителей.

 

Основные неценовые детерминанты спроса (не влияют на степень эластичности спроса, а только сдвигают кривую спроса вправо или влево):

1) доход потребителей;

2) вкусы и предпочтения;

3) изменение спектра использования товара;

4) цена на сопряженные товары;

5) потребительские ожидания относительно уровня будущих цен;

6) изменение числа и структуры потребителей.

 

Закон спроса.

Для формулировки закона спроса вспомним, что такое цена. Цена – это денежное выражение стоимости (ценности) товара или услуги.

Закон спроса – чем ниже цена на товар или услугу, тем больше их ко-личество будет куплено и наоборот. Это обратная зависимость между ценой и количеством приобретаемых благ. Спрос характеризует поведение покупа-телей.

Закон спроса описывает взаимодействие между количеством товара, ко-торое потребители желают купить и ценой этого товара: при прочих равных условиях между ценой на товар и величиной спроса существует обратная за-висимость, т.е. снижение цены приводит к увеличению спроса, и наоборот.

Выражение закона спроса можно представить в разных видах: алгеб-раическом, графическом и табличном.

Коэффициент эластичности – это отношение темпа прироста резуль-тативного признака к темпу прироста формирующего его фактора.

Зависимость величины спроса от цены характеризуется коэффициентом ценовой эластичности спроса (Ed):

Ed = Δ Q / Δ P

или

Ed = % изменения спроса / % изменения цены,

где Δ Q – изменение спроса, %; Δ P - изменение цены, %.

Ed показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1%. Эта величина всегда отрицательная, поэтому ее бе-рут по модулю.

Если:

| Ed | > 1 – спрос эластичный; в этом случае изменение цены на 1% при-ведет к изменению спроса более чем на 1%.

| Ed | < 1 – спрос неэластичный; в этом случае изменение цены на 1% приведет к изменению спроса менее чем на 1%.

| Ed | = 0 – спрос абсолютно неэластичный; в этом случае изменение це-ны не приводит к изменению спроса

| Ed | = 1 – единичная эластичность спроса; в этом случае изменение це-ны на 1% приведет к изменению спроса так же на 1%.

Существуют особые эластичности спроса: перекрестная эластичность и эластичность по доходу.

Степень изменения спроса в зависимости от изменения цен на другие товары (заменители) называется перекрестной эластичностью спроса. Она выражается формулой:

Ed(XY) = QX Δ / PY Δ,

где Ed(XY) – перекрестная эластичность,

ΔQX – процентное изменение объема спроса на товар X,

ΔPY - процентное изменение цены товара Y (заменителя).

 

Эластичность спроса по доходу – степень изменения объема спроса в ответ на 1% изменения дохода покупателя.

Ed (Y) = Q Δ (%) / I Δ (%),

где Ed(Y) – эластичность спроса по доходу,

ΔQ - процентное изменение объема спроса,

ΔI - процентное изменение дохода.

Коэффициент эластичности спроса по доходу имеет положительное

значение для товаров высокого качества (нормальные товары) – Ed(Y) > 0.

Ed(Y) < 0, для товаров «низкого качества», заменяемых с ростом дохо-дов лучшими.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1486; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.61.246 (0.008 с.)