Классификация и типы организаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация и типы организаций



Классификация организаций

Типы организаций по методам работы

Новые типы организаций

1. Существует множество критериев (признаков, подходов), на осно­вании которых группируются организации. Это критерии форма­лизации, форм собственности, отношения и прибыль, правовые формы, размеры, отнесение к секторам экономики.

• По критерию формализации выделяют формальные и неформаль­ные организации.

• По критерию формы собственности организации бывают част­ные, государственные, муниципальные и некоторые другие.

• По организационно-правовым формам организации подразделя­ются на коммерческие и некоммерческие. Коммерческие органи­зации функционируют в форме хозяйственных товариществ (ак­ционерные общества, производственные кооперативы, унитарные государственные или муниципальные предприятия). Некоммер­ческие организации могут иметь форму потребительского коопе­ратива, общественной и религиозной организации, различных фон­дов, объединений юридических лиц — ассоциаций и союзов.

• По размерам организации относятся к крупным, средним и мел­ким. Такое деление осуществляют по численности персонала, объему продаж (обороту) и некоторым другим признакам.

• Отнесение организации к секторам экономики осуществляют на основании деления экономики на три сектора: отрасли первично­го цикла (добыча сырья, сельскохозяйственное производство, лес­ное, речное хозяйство и т. д.); отрасли вторичного цикла (маши­ностроение, металлообработка, автомобилестроение и т. п.); от­расли третичного цикла (розничная торговля, банки, образова­тельные учреждения, туристические агентства и другие органи­зации, оказывающие различные услуги).

2. По методам работы и приспособляемости к изменениям внеш­ней и внутренней среды организации подразделяются на два типа (две модели):

- механистические организации;

- органические, или адаптивные организации

Механистические (закрытого типа) организации функциониру­ют, опираясь на формальные правила и процедуры. Этот бюрокра­тический тип организации характеризуется централизованным при­нятием решений, узкой специализацией, жесткой иерархией влас­ти. Он целесообразен, когда организация действует в стабильной внешней среде. Главная функция менеджмента — оперативное управление производством.

Органические (адаптивные) организации — это организации от­крытого типа, умеренно использующие формальные правила и про­цедуры, с децентрализацией власти, с малым числом уровней иерар­хии, с участием работников в принятии решений. Адаптивные орга­низации решают сложные задачи, широко связаны с «внешним миром» (поставщики, потребители, инвесторы, конкуренты, об­щество в целом). Главные функции менеджмента — стратегичес­кое планирование, управление внутренними процессами, управле­ние «входными» ресурсами.

3. Интенсивное развитие информационных технологий в последние десятилетия послужило основой выявления в качестве самостоя­тельных ряда новых и новейших типов организаций. Благодаря новым информационным технологиям стала очевидной малоэффективность отдельных традиционных типов организаций, таких, например, как механистические организации.

К числу новых типов организаций исследователи менеджмента от­носят следующие: многомерные; интеллектуальные; организации, ориентирующиеся на рынок; предпринимательские; круговые и ряд других.

Дадим краткую характеристику некоторым из них.

Многомерная организация — организация, которая способна адап­тироваться к рыночным изменениям без перестройки. Ее струк­турные подразделения самостоятельны и независимы поскольку обеспечивают себя необходимыми ресурсами, производят или ока­зывают услуги для определенного потребителя и обеспечивают их реализацию. Многомерная организация базируется на разделении труда. Руководители многомерных организаций обладают широ­кой автономией в осуществлении своих функций.

Интеллектуальная организация — организация, основанная на де­мократических принципах управления, считается, что за такими организациями будущее В организациях интеллектуального типа обеспечивается право на свободную коммуникацию независимо от рангов и границ структур­ных подразделений, право на самостоятельное принятие важных решений с соответствующей ответственностью за их выполнение. В подобных организациях будут работать в основном предприим­чивые личности и группы творческих работников. Роль центра в такой организации сводится к созданию условий для эффективной работы коллективов. Работники организаций участвуют активно в се управлении, что обеспечивает мотивированность их труда.

Организация, ориентированная на рынок — организация органичес­кого типа, по структуре — дивизиональная или матричная (см. да­лее). Такая организация быстро адаптируется к рынку, ее структур­ные составляющие (производство, маркетинг, финансы, совет, на­учные разработки) группируются вокруг рынка или их сегментов. Организация, ориентированная на рынок, исходя из спроса на про­дукт или услугу делает ставку в управлении на групповые формы организации работы. В организации уменьшено число уровней уп­равления, ответственность передается на нижние ступени иерархии. Групповой результат в организации имеет большее значение, чем ин­дивидуальный. У работников преобладают такие черты, как профес­сионализм и управленческие способности. Главная задача руковод­ства сводится к выработке политики в формировании организацион­ной культуры и развитию социальной инфраструктуры организации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.167 (0.033 с.)