Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ключевые положения «новой школы» управления↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Предмет курса «Менеджмент» «Новая школа» управления (50—60-е гг.) Ключевые положения «новой школы» управления Вклад школы в современный менеджмент 1.Среди создателей и последователей «новой школы» управления (ее называют также «количественной» и «управленческой» школой) следует назвать таких известных исследователей менеджмента, как Л. Берталанфи, Д. Форестер, Р. Люс, А. Гольдбергер, М. Месаро-вич, Л. Клейн, В. Леонтьев и др. Появление «новой школы» является следствием применения ЭВМ и математических методов в управлении. Ее концепция управления опирается на экономико-математический аппарат, теорию систем, достижения кибернетики и вычислительной техники, с помощью которых осуществляется интеграция математического анализа и субъективных решений менеджера. Характерной особенностью «новой школы» управления является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями. Усилия исследователей «новой школы» управления была направлена на решение следующих проблем: • управление и оптимизация запасов ресурсов организации и их распределение; • использование теории игр при принятии решений; • системный анализ целей организации; • выбор стратегии поведения в условиях неопределенности; • статистические методы анализа и оценки различных ситуаций; • сетевое планирование; • прогнозирование и др. 2. Вклад «новой школы» управления в становление современного менеджмента заключается в развитии и использовании современных количественных методов обоснования решений путем внедрения в науку управления аппарата точных наук и компьютеров. На базе «новой школы» сложилась такая научная дисциплина, как теория управленческих решений, которая в настоящее время занимается математическим моделированием процессов выработки решений в коллективах, алгоритмов выработки оптимальных решений с применением теории статистики, теории игр, количественных прикладных и абстрактных математических моделей экономических явлений. Наибольшую значимость приобрел в настоящее время системный подход в управлении, основы которого были заложены в рамках «новой школы» управления Современные научные подходы к менеджменту (60—90-е гг.) Системный подход к менеджменту Ситуационный подход к менеджменту Новейшие подходы 1. Системный подход — метод, рассматривающий связи и целостность сложных открытых систем. В рамках этого подхода организация рассматривается как открытая социальная система, которая приспосабливается к своей многообразной внешней и внутренней среде, а главные причины того, что происходит внутри организации, следует искать вне ее. В социальных системах взаимосвязь элементов характеризуется наличием общих целей или одинаковых интересов. Это является решающим фактором совместной деятельности людей. Будучи элементами организации (социальной системы), люди попадают в зависимость от результатов работы друг друга. Целостность системы определяется постоянством отношений и связей между людьми. Представителем системы выступает орган управления или руководитель, который определяет общую цель и задачи каждого элемента системы (подразделения, работника). Роль руководителя в системе вызвана необходимостью разделения труда. Управляющий орган или руководитель должны стремиться к тому, чтобы цели организации как можно в большей степени отражали потребности и интересы людей — ее работников. 2. Ситуационный подход сводится к тому, что в каждом конкретном случае (производственной ситуации) следует применять свои конкретные методы управления. Поскольку на организацию оказывают влияние множество различных внешних и внутренних факторов (разных по составу и интенсивности), то наиболее эффективным способом управления в конкретной ситуации будет тот, который обеспечит оптимальный результат работы всей организации. Центральным фактором ситуационного подхода является сама ситуация, т. е. комплекс обстоятельств, влияние которых на организацию в данный момент самое сильное. Ситуационный подход эффективно увязывает конкретные приемы управления и научные воззрения исторически предшествующих школ с конкретной ситуацией для достижения цели организации. Часто ситуационный анализ проводят методами экспертных оценок и «мозгового штурма». 3. Управление по целям (результатам), по П. Дракеру, основывается на следующих принципах: система управления должна обеспечивать достижение всех целей и задач организации; каждый руководитель — сверху донизу — должен иметь четкие цели в рамках своих обязанностей; цели и задачи всех менеджеров согласуются, в идеальном случае формируется иерархия целей, конкретизируемых на каждом последующем уровне при движении сверху вниз. Теория управления «7-S» Одной из наиболее популярных в 80-е гг. системных концепций менеджмента является теория "7-S'', разработанная исследователями консультативной фирмы "МакКинзи" Это Томас Питерс и Роберт Уотерман - авторы известной книги "В поисках эффективного управления", и Ричард Паскаль и Энтони Атос - авторы известного бестселлера "Искусства японского управления: пособие для американских управляющих". Исследования данных специалистов в области управления привели их к выводу, что эффективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых с необходимостью требует соответствующего изменения остальных шести. Так как по-английски название всех этих составляющих начинается на "s", эта концепция получила название "7-S". стратегия - планы и направления действий, определяющие распределение ресурсов, фиксирующие обязательства по осуществлению определенных действий во времени для достижения поставленных целей; структура - внутренняя композиция организации, отражающая распадение организации на подразделения, иерархическую субординацию этих подразделений и распределение власти между ними; системы - процедуры и рутинные процессы, протекающие в организации; штат - ключевые группы персонала, существующие в организации и охарактеризованные по возрасту, полу, образованию и т.п. стиль - способ, каким руководители управляют организацией; сюда же относится организационная культура; квалификация - отличительные возможности ключевых людей в организации; разделенные ценности - смысл и содержание основных направлений деятельности, которые организация доводит до своих членов. В соответствии с данной концепцией, только те организации могут эффективно функционировать и развиваться, в которых менеджеры могут содержать в гармоничном состоянии систему, состоящую из данных семи составляющих. Теория Z базируется на японском опыте управления. Формула успеха организации (У. Оучи) такова: долгосрочный наем кадров, групповое принятие управленческих решений, персональная ответственность, оценка кадров и их продвижение, формализация контроля исполнения решений, всесторонняя забота о людях
Понятие организации 1. Определение понятия «организация» и отличительные признаки организации Организация как система Миссия организации Формулирование миссии 1. Жизнь любой организации начинается с определения ее предназначения или того, чем она должна стать для потребителей ее продукции или услуг в регионе, в пределах которого она действует, и для общества в целом в ближайшие 10—15 лет. Основная общая цель организации — четко сформулированная причина ее существования — обозначается как миссия. Миссия мобилизует людей на действия по достижению поставленной цели, объединяет их. Она должна быть жизненно важной для сотрудников. Поэтому определение миссии имеет не только идеологический смысл, но и носит сугубо прагматический характер. Миссия формулируется высшим руководством организации. Наукой менеджмента не выработаны какие-либо универсальные правила, применяемые при формулировании миссии. Приведем лишь некоторые рекомендации: • миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов ее работы, так как она устремлена в будущее; • в миссии не принято указывать в качестве цели получение прибыли. Фокусирование на прибыли может существенно ограничить спектр рассматриваемых организацией путей и направлений развития, что в конечном счете приведет к негативным последствиям. На первое место предпочтительно ставить интересы, ожидания и ценности потребителей (сегодняшних и будущих); • между миссией организации и более общей системой (обществом), частью которой она является, не должно быть противоречий. Специалисты по менеджменту считают, что организации должны идентифицировать себя в миссии не по производимому продукту или услуге, а по ключевому назначению, т. е. по определению того, «кто мы и чем мы отличаемся от других». Другими словами, значение имеет не то, что организация производит, а то, за что она борется, что она будет делать в будущем Классификация организаций Новые типы организаций 1. Существует множество критериев (признаков, подходов), на основании которых группируются организации. Это критерии формализации, форм собственности, отношения и прибыль, правовые формы, размеры, отнесение к секторам экономики. • По критерию формализации выделяют формальные и неформальные организации. • По критерию формы собственности организации бывают частные, государственные, муниципальные и некоторые другие. • По организационно-правовым формам организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Коммерческие организации функционируют в форме хозяйственных товариществ (акционерные общества, производственные кооперативы, унитарные государственные или муниципальные предприятия). Некоммерческие организации могут иметь форму потребительского кооператива, общественной и религиозной организации, различных фондов, объединений юридических лиц — ассоциаций и союзов. • По размерам организации относятся к крупным, средним и мелким. Такое деление осуществляют по численности персонала, объему продаж (обороту) и некоторым другим признакам. • Отнесение организации к секторам экономики осуществляют на основании деления экономики на три сектора: отрасли первичного цикла (добыча сырья, сельскохозяйственное производство, лесное, речное хозяйство и т. д.); отрасли вторичного цикла (машиностроение, металлообработка, автомобилестроение и т. п.); отрасли третичного цикла (розничная торговля, банки, образовательные учреждения, туристические агентства и другие организации, оказывающие различные услуги). 2. По методам работы и приспособляемости к изменениям внешней и внутренней среды организации подразделяются на два типа (две модели): - механистические организации; - органические, или адаптивные организации Механистические (закрытого типа) организации функционируют, опираясь на формальные правила и процедуры. Этот бюрократический тип организации характеризуется централизованным принятием решений, узкой специализацией, жесткой иерархией власти. Он целесообразен, когда организация действует в стабильной внешней среде. Главная функция менеджмента — оперативное управление производством. Органические (адаптивные) организации — это организации открытого типа, умеренно использующие формальные правила и процедуры, с децентрализацией власти, с малым числом уровней иерархии, с участием работников в принятии решений. Адаптивные организации решают сложные задачи, широко связаны с «внешним миром» (поставщики, потребители, инвесторы, конкуренты, общество в целом). Главные функции менеджмента — стратегическое планирование, управление внутренними процессами, управление «входными» ресурсами. 3. Интенсивное развитие информационных технологий в последние десятилетия послужило основой выявления в качестве самостоятельных ряда новых и новейших типов организаций. Благодаря новым информационным технологиям стала очевидной малоэффективность отдельных традиционных типов организаций, таких, например, как механистические организации. К числу новых типов организаций исследователи менеджмента относят следующие: многомерные; интеллектуальные; организации, ориентирующиеся на рынок; предпринимательские; круговые и ряд других. Дадим краткую характеристику некоторым из них. Многомерная организация — организация, которая способна адаптироваться к рыночным изменениям без перестройки. Ее структурные подразделения самостоятельны и независимы поскольку обеспечивают себя необходимыми ресурсами, производят или оказывают услуги для определенного потребителя и обеспечивают их реализацию. Многомерная организация базируется на разделении труда. Руководители многомерных организаций обладают широкой автономией в осуществлении своих функций. Интеллектуальная организация — организация, основанная на демократических принципах управления, считается, что за такими организациями будущее В организациях интеллектуального типа обеспечивается право на свободную коммуникацию независимо от рангов и границ структурных подразделений, право на самостоятельное принятие важных решений с соответствующей ответственностью за их выполнение. В подобных организациях будут работать в основном предприимчивые личности и группы творческих работников. Роль центра в такой организации сводится к созданию условий для эффективной работы коллективов. Работники организаций участвуют активно в се управлении, что обеспечивает мотивированность их труда. Организация, ориентированная на рынок — организация органического типа, по структуре — дивизиональная или матричная (см. далее). Такая организация быстро адаптируется к рынку, ее структурные составляющие (производство, маркетинг, финансы, совет, научные разработки) группируются вокруг рынка или их сегментов. Организация, ориентированная на рынок, исходя из спроса на продукт или услугу делает ставку в управлении на групповые формы организации работы. В организации уменьшено число уровней управления, ответственность передается на нижние ступени иерархии. Групповой результат в организации имеет большее значение, чем индивидуальный. У работников преобладают такие черты, как профессионализм и управленческие способности. Главная задача руководства сводится к выработке политики в формировании организационной культуры и развитию социальной инфраструктуры организации. Факторы внутренней среды
1. Организация, вне зависимости от ее назначения, может быть охарактеризована воздействием на нее внутренних и внешних факторов (параметров, переменных), число и состав которых завися от целей характеристики. Самое общее представление о внутренней среде организации дает ознакомление с целевым назначением организации, нормативной основой, ресурсами, историей создания и развития и т. д. С точки зрения управления интерес представляют принципы, процессы, разделение труда, распределение ролей, система внутренних социальных и экономических связей и отношений, отражающих ее организационно-управленческую культуру. 2. Главные факторы внутренней среды организации, прямо или косвенно воздействующие на осуществление общего и функционального управления, — это цели, структура, задачи, технология, люди (трудовые ресурсы). • Организация рассматривается как совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели. Организации создаются для удовлетворения самых разных потребностей общества, отсюда и разнообразие целей. Цели — это конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться персонал организации. • Важным фактором внутренней среды является структура организации. Под структурой организации понимают количество, состав ее подразделений, ступеней управления в единой взаимосвязанной системе, обеспечивающей наиболее эффективное достижение цели (целей) организации. Успешному функционированию элементов структуры организации способствует специализированное разделение труда. • Третьим внутренним фактором является задача. Задача — это предписанная работа или часть работы (операции, процедуры), которая должна быть выполнена заранее установленным способом и в установленные сроки. Задачи являются элементами, составляющими должность. В соответствии со структурой организации задача (ряд задач) рассматривается как часть необходимого вклада в достижение цели организации. • Технология — еще один важный фактор внутренней среды. В данном случае под технологией следует понимать сочетание средств организации для превращения исходного сырья в искомую продукцию или услуги. Технология предполагает совокупность оборудования, инфраструктуры, инструмента, квалифицированных навыков работников с тем, чтобы осуществить желаемые преобразования в материалах, информации или в людях. • Люди, работники (трудовые ресурсы) — наиболее значимый фактор внутренней среды. Цели организации достигаются через труд людей. Успешная деятельность людей в свою очередь связана со множеством факторов. Среди них потребности, взгляды, притязания, умственные и физические способности и т. д. Внешняя среда организации Рис. 6 Требования к организационной структуре Функции менеджмента Содержание общих функций менеджмента 1. Процесс управления раскрывается в его функциях, которые возникли в результате разделения и специализации труда в сфере управления. Функции управления — составные части любого процесса управления. Функция менеджмента — это вид управленческой деятельности, направленной на решение конкретной задачи управления, который осуществляется специальными приемами и методами. Все многообразие функций управления разделяют на общие и конкретные функции. Общими функциями являются прогнозирование и планирование; организация, координация и регулирование; мотивация; контроль, учет и анализ. К числу конкретных функций относят производственные функции управления (обеспечение сырьем, технологические, организации труда и т. п.), экономические функции по обслуживанию производства, функции управления научно-техническим прогрессом и др. 2. Содержание общих функций менеджмента: • Прогнозирование и планирование — определение целей деятельности, средств и методов их достижения. Составление планов-прогнозов, стратегического плана, планов экономического, научно-технического и социального развития. • Организация — формирование структуры управления. Обеспечение связи (коммуникации) между объектом и субъектом управления. Координация и регулирование — обеспечение согласованности в работе всех звеньев системы управления (подразделений, руководителей, управленческого персонала). Поддержание стабильной работы производства. • Мотивация — активизация работающих с целью побуждения их трудиться для выполнения целей, поставленных в планах, создание условий для творческой работы и поддержания постоянной заинтересованности персонала в результатах труда. • Контроль, учет и анализ — количественная и качественная оценка и учет результатов труда путем проверки и анализа всех сторон деятельности и анализа их. Характерной особенностью общих функций управления являются их взаимосвязь и взаимопроникновение Планирование как функция менеджмента 1. Сущность и роль планирования в менеджменте 2. Виды планирования и типы планов 1. Планирование — функция управления, с помощью которой определяются цели деятельности организации, необходимые средства, а также наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Начальным элементом планирования является составление прогнозов, показывающих возможные направления будущего развития объекта, рассматриваемого в тесном взаимодействии с окружающей его средой. Организация обычно формирует единый план для управления деятельностью, но в ее рамках для достижения конкретных целей применяются различные методы. Образно говоря, составляется карта пути, по которому должна продвигаться организация к поставленной цели в конкретный отрезок времени. 3.Вид планирования и соответствующий тип плана зависят от уровня организационной иерархии, на котором они осуществляются. Так, стратегическое планирование предусматривает выдвижение таких целей в стратегии развития организации, реализация которых обеспечит ее эффективное функционирование в долгосрочной перспективе в своей рыночной нише. Стратегическое планирование осуществляется на высшем уровне иерархии управления. На среднем уровне управления производится тактическое планирование, т.е. определяются промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач. В основу тактического планирования положены идеи, выработанные при стратегическом планировании. На нижнем уровне организационной иерархии осуществляется оперативное планирование. Оперативное — текущее производственно-финансовое и исполнительское планирование на короткие отрезки времени, ориентированное на дополнение, детализацию, внесение коррективов в намеченные ранее планы и графики работ. Все три типа планов (стратегический, тактические и оперативные планы) составляют общую систему, которую называют генеральным, или общим, планом, или бизнес-планом организации. С помощью функции планирования в определенной мере решается проблема неопределенности в организации. Планирование помогает менеджерам лучше справиться с неопределенностью в бу дущем и более эффективно на нее реагировать
Состав и структура бизнес-плана 1. Бизнес-планирование и бизнес-план 2. Общая характеристика и структура бизнес-плана 1. Бизнес-планирование — процесс разработки системы мероприятий! по реализации предпринимательского, инвестиционного проекта, развитию организации на определенный период времени, оформляемых в виде бизнес-плана Бизнес-план — это постоянно действующий документ, в который вносятся изменения, дополнения, связанные с переменами как внутри организации, так и во внешней среде. Такой план как стратегический документ решает следующие задачи: обосновывает экономическую целесообразность направлений развития организации; представляет расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности (объем продаж, прибыли и др.); определяет источники финансирования для реализации выбранной стратегии; намечает состав работников, который способен реализовать планируемые мероприятия. Стратегический бизнес-план — документ внутреннего пользования. Для инвесторов, кредиторов и потенциальных партнеров, которые могут вложить собственный капитал или технологию, бизнес-план составляется в сжатой форме (резюме), но так, чтобы они видели реальность и выгодность реализации данного проекта. Именно этот документ как специальный инструмент менеджмента, широко используемый в современной рыночной экономике для инновационной деятельности, и называют бизнес-планом. 2. Бизнес-план — основа предпринимательства. Структура бизнес-плана должна быть легко понятной потенциальным инвесторам, содержание глав соответствовать их названиям, иметь оглавление. Как правило, прогнозирование развития осуществляется на 3— 5 лет, причем в первый год разбивка всех показателей дается подробно (помесячно, поквартально) с указанием ответственных лиц, на второй год — с интервалом в полгода, на остальные сроки — по итогам года. В бизнес-плане указываются возможные причины неточностей, проблемы и риски, которые неизбежны при развитии всякого нового дела и которые могут потребовать корректировки материальных и денежных ресурсов. Обычно бизнес-план состоит изследующих разделов: 1. Введение; 2. Характеристика организации; 3. Описание продукции (работ, услуг); 4. Анализ рынка и конкурентов; 5. Маркетинговый план; 6. План производства; 7. Организационный план; 8. Финансовый план; 9. Инвестиционный план; 10. Приложения. Объем бизнес-плана составляет 20—25 страниц машинописного текста для получения небольших инвестиций и 50—80 страниц — для привлечения крупного инвестиционного капитала Стратегический менеджмент 1. Понятие, виды и краткая характеристика стратегий организаций Понятие и виды изменений Этапы проведения изменений Виды контроля в организации Сущность функции мотивации 2. Трудовая мотивация — социальная основа управления 1. Мотивация — внешнее или внутреннее побуждение человека к деятельности и способы его инициирования, возбуждения. Сущность мотивации как функции менеджмента сводится к тому, чтобы работники организации выполняли свои обязанности эффективно и качественно, сообразуясь со своими интересами и установленными планами. 2. Переходный этап к рыночной экономике в России характеризуется кризисом трудовой мотивации и негативным представлением большой части работников о трудовой деятельности. Суть трудовой мотивации стала практически сводиться к желанию иметь максимально гарантированную заработную плату при равнодушном отношении к результатам труда. Сказанное относится не только к рабочим, но и к специалистам и менеджерам, в частности менеджерам среднего и низшего звена. Стратегией и тактикой решения социальной проблемы кризиса труда являются мотивация трудовой деятельности и стимулирование. Не касаясь изложения теорий мотивации, дающих представление о механизме побудительных мотивов поведения работника, приведем отдельные методы побуждения к эффективному и качественному труду: • методы, главным результатом которых являются материальное вознаграждение и другие материальные стимулы (заработная плата, участие в прибыли, продажа акций и др.); • методы, главным результатом которых являются психологическое поощрение или стимулы (удовлетворение работой, общественное признание, личный контакт с руководством и т. п.); • устранение отрицательных стимулов (неравные возможности для деловой карьеры, несправедливость, обман и т. д.); • административные (дисциплинарные) методы (замечание, публичное предупреждение, лишение привилегий, выговор, увольнение и т. п.). Большое значение имеют нематериальные стимулы (доверительное отношение руководства, признание ценности работника для организации и др.). Важным трудовым мотивом в управлении может быть ясная перспектива деловой карьеры, особенно для руководителя, молодого специалиста. Для укрепления групповой мотивации рекомендуется использовать следующие подходы: • помочь группе (формальной или неформальной) испытать общий успех; • активно привлекать членов группы к общегрупповым мероприятиям с целью культивирования чувства принадлежности к группе; • всемерно поддерживать веру в реальность решения стоящих перед группой задач и т. п. Теория А. Маслоу Теория К. Альдерфера Теория Д. Мак-Клелланда Теория Ф. Герцберга Содержательные теории мотивации в качестве побудительных мотивов к труду рассматривают внутреннее содержание человека, его потребности. 1. А. Маслоу (1908—1970) предложил следующую иерархию побуждающих к труду потребностей. Их пять: • физиологические потребности; • потребность в безопасности и уверенности в будущем; • социальные потребности (поддержка коллектива и т. п.); • потребности в уважении, признании; • потребности самовыражения (самоактуализации). По А. Маслоу, потребности нижних уровней требуют первоочередного удовлетворения (движение идет вверх). Высшего уровня мотивированности достигают всего лишь 1% всех людей 2. По теории К. Альдерфера потребности человека могут быть объединены в три группы: • потребности существования (в безопасности, физиологические потребности); • потребности связи (принадлежность к группе, иметь друзей и т.д.); • потребности роста (потребность в признании, самоутверждении). Потребности располагаются иерархично, но движение может идти в двух направлениях — вверх и вниз. 3. Теория Д. Мак-Клелланда (теория приобретенных потребностей) предусматривает три потребности: • потребность достижений (ставить цели, достигать их); • потребность соучастия (стремление к общению, работе с людьми); • потребность властвовать (ради самой власти, ради достижения цели). Элементы системы потребностей, по Д. Мак-Клелланду, не имеют иерархии, оказывают взаимное воздействие. 4. В теории двух групп факторов Ф. Герцберг выделяет две категории факторов: • внешние, или гигиенические (или факторы здоровья) — политика организации, условия работы, заработок, межличностные отношения, контроль за работой; • мотивирующие — успех, возможности роста, работа сама по себе. Теория Герцберга имеет много общего с теорией Маслоу Теория ожидания В. Врума Модель Портера—Лоулера Врамках процессуальных теорий мотивации анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения поставленных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Данные теории не оспаривают существование потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими, но и социальными потребностями. 1. Суть теории ожидания В. Врума состоит в надежде человека на то, что выбранный им тип поведения приведет к удовлетворению желаемого. В отношении мотивации к труду теория рассматривает процесс: затраты труда — результаты — вознаграждение и удовлетворенность им. Мотивация будет эффективна только в том случае, когда на каждом этапе ожидание будет положительным. Если значимость вознаграждения (валентность) низка по отношению к результатам, то мотивация будет ослаблена. 2. Теория справедливости (равенства) С. Адамса основана на соизмерении вознаграждения с затраченными усилиями и соотношением этого вознаграждения с вознаграждением других работников, выполняющих аналогичную работу. Практика показывает, что если работник считает, что ему недоплачивают — он начинает работать хуже. Если же ему переплачивают, отношение к труду, как правило, не меняется. Основной вывод теории для практики управления: пока работники не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшать интенсивность своего труда. 3. Модель Портера—Лоулера представляет собой синтез теории ожидания и теории справедливости. Модель содержит пять факторов: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. В соответствии с моделью результаты зависят от приложенных усилий, способностей работника, индивидуальных особенностей и осознания своей роли. Степень уверенности в том, что данный уровень усилий приведет к конкретному уровню ценности вознаграждения, способствует приложению этих усилий. Модель ставит вознаграждение в зависимость от достигнутых результатов. Модель построена на идее: результативный труд ведет к удовлетворению вопреки мнению менеджеров-практиков, что удовлетворение ведет к достижению высоких результатов. Ценность теории Портера—Лоулера (она подтверждена исследованиями) заключается в том, что она показала эффективность взаимосвязи, единения в целостной системе понятий: усилия, способности, результаты, вознаграждение и восприятие.
Управленческое решение. Содержание и виды решений 1. Понятие управленческого решения 2. Процесс принятия решения 3. Виды управленческих решений 4. Подходы к принятию решений 1. Управленческое решение — выбор, который должен сделать руководитель при осуществлении им функций управления, акт, ведущий к разрешению проблемной ситуации и тем самым определяющий нормальное функционирование или развитие организации, структурного подразделения или какого-либо процесса. В акте выбора сочетаются здравый смысл как проявление анализа и синтеза информации, проявление воли как сложный психологический процесс, компетенция и проявление власти, основанное на предоставленных полномочиях и праве принимать решения. 2. Выработка и принятие решения — это творческий процесс в деятельности руководителя. Он, как правило, включает следующие стадии: выявление и постановку проблемы; изучение проблемы; выбор критериев эффективности и возможных последствий принимаемого решения; рассмотрение вариантов решений; принятие решения; доведение решения до исполнителей; контроль за выполнением решения. Процесс принятия решения в конечном счете сводится к импульсу трудовой деятельности, целенаправленности и согласованности совместных действий исполнителей. 3. Решения классифицируются по многочисленным признакам: • решения, принимаемые в условиях определенности, и решения, принимаемые в условиях неопределенности (риска); • по сложности — простые и сложные; • по форме подготовки — единоличные и коллективные; • по широте охвата — общие и узкоспециализированные; • по сроку действия последствий — долго-, средне- и краткосрочные; • по жесткости регламентации — контурные (приблизительные), структурированные (жестко регламентированные) и алгоритмические (проблемно жесткие). М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури выделяют организационные, интуитивные и рациональные решения. Организационные решения в свою очередь подразделяются на запрограммированные и незапрограммированные. В первом случае выбор альтернатив ограничен, во втором — решение сопряжено с неизвестными факторами. 4. Принятие решения — сложный психологический процесс. В конечном счете он носит или интуитивный, или основанный на суждениях рациональный характер. Интуитивное решение свойственно руководителям высшего звена управления. Большинство решений руководителей среднего и низшего звена основаны на суждениях, на знаниях и опыте
Решений Информационный потенциал 1. Понятия «информация», «управленческая информация» Общие понятия коммуникации 1. Сущность и элементы коммуникации 2. Этапы коммуникации 3. Коммуникации с внешней и внутренней средой организации 1. Под коммуникацией понимают обмен информацией между двумя I и более людьми. Поэтому коммуникации на
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 2242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.66 (0.013 с.) |