Хозяйственные системы в ряде стран азии во второй половине хх века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хозяйственные системы в ряде стран азии во второй половине хх века.



В 1944 -1948 гг. в результате народно-демократических и социалистических революций произошло отступление от капиталистической системы хозяйства в таких странах, как Вьетнам, Северная Корея, Куба и Китай.

Правительство Вьетнама решение о проведении экономической реформы приняло в конце 1970-х - начале 1980-х годов. Суть этой реформы заключалась в следующем: предоставление права провинциям и отраслям самостоятельно вести экспортно-импортные операции; введение системы трехзвенного планирования на государственных предприятиях; свобода оборота сверхплановой продукции; повышение внимания к экономическим методам управления и материальному стимулированию. Все вышеперечисленные преобразования походили в рамках модели социализма.

IV съезд КПВ в 1986 г. выступил с инициативой всестороннего обновления на основе "высвобождения всех производственных сил общества". Было признано, что все имеющиеся уклады, включая частнокапиталистический, имеют равные права. Частный сектор легализовался не только в производстве, но и торговле, как розничной, так и оптовой: частник допускался к торговле драгоценными металлами и к организации банков.

В 1989 г. была ликвидирована двухуровневая система цен: свободные рыночные и централизованно регулируемые, за исключением узкого круга товаров производственного и потребительского назначения. Был введен свободный iобмен вьетнамского донга по курсу черного рынка, размер процентов по вкладам и кредитные ставки были поставлены в зависимость от темпов инфляции, что позволило конвертировать денежную единицу.

В начале 90-х годов отмечался экономический спад. В связи с сокращением советской помощи и переходом на расчеты в твердой валюте отмечался дефицит капитальных вложений, медленный рост иностранных инвестиций, разгул коррупции и спекуляции. Важной проблемой стала безработица в сочетании с имущественным расслоением граждан, а также возникли затруднения с реализацией программ.

Но уже во второй половине 90-х годов экономика страны пришла в движение. ВВП вырос на 8,3%, а прирост экономики составлял 7,5%. В последующие годы страна решила проблему обеспечения населения минимум продуктов питания и превратилась в третьего в мире (после США и Таиланда) экспортера риса. Руководство страны постоянно корректировало ход проведения реформ, уделяя большое внимание социальным аспектам, не меняя политики, направленной на поэтапное формирование рыночной экономики.

Экономические процессы Корейской народной республики во второй половине ХХ века подвели к необходимости поиска путей для преодоления медленного экономического роста до 2%, нехватки продуктов питания, одежды, медикаментов и хронического невыполнения плановых заданий. Причинами кризисного состояния явились хроническая нехватка энергии и сырья, высокие военные расходы (до 30% годового бюджета). Слабость экспорта затрудняла погашение внешней задолженности, по различным оценкам, она составляла от 3 до 4,5 млрд. долл. Западным странам и 2,2 млрд.долл. Советскому Союзу.

Руководство страны всеми силами стремилось сохранить политическую стабильность, которая являлась гарант повышения уровня жизни трудящихся.

Экономическая реформа в Китайской народной республике. В период после Второй мировой войны в стране было проведено несколько экономических реформ. Первыми были преобразования, направленные на строительство социалистической экономики. В 1949 г. правительство КНР национализировало собственность китайской и иностранной буржуазии, к 1956 г. социалистический сектор занял доминирующее положение в народном хозяйстве страны. С 1956 по 1958 гг. в Китае проводилась политика "Большого скачка", попытка резко поднять уровень обобществления средств производства и собственности. Принцип материальной заинтересованности был целиком отвергнут как проявлениерационализма.

С 1960 г. начался отход от политики "большого скачка". Были официально признаны ошибки, прежде всего в сельском хозяйстве (крестьянам запрещалось заниматься подсобными промыслами), были предприняты попытки их исправления. В результате проведенной политики возросло производство основных видов промышленной продукции. Появились новые для Китая отрасли промышленности: электроника и нефтехимия.

К концу 70-х годов в Китае сложились основные черты социалистической экономической системы. Она охватывала финансы, банковское дело, управление трудом и заработной платой, контроль над ценами и распределением продукции. Однако, жизненный уровень населения был очень низкий. Продукты питания распределялись по карточной системе. Проводилась политика "низкой заработной платы". Цены продолжали расти как в государственной торговле, так и на рынках.

Главными методами влияния на экономику были военно-административные и принудительные меры и использование армии. Китайская экономика того периода испытывала острую нехватку сырья и топлива, возрастали расходы на государственный аппарат. Широко пропагандировался лозунг "политика - командная сила".

Во второй половине 70-х годов был принят курс на проведение политики "урегулирования", "преобразования" и "повышения". Новые реформы затронули, прежде всего, сельское хозяйство: был осуществлен переход на семейный крестьянский подряд, но земля по-прежнему оставалась в общенародной собственности.

Хозяйственная реформа затронула и промышленность. Было создано 6 "специальных зон", где иностранному капиталу были предоставлены льготы для строительства предприятий, ввоза и вывоза капиталов, найма китайской рабочей силы. Особенно активно Китай развивал сотрудничество с США, Японией и Германией.

Второй этап хозяйственных реформ в Китае начался с принятия в 1984 г. ЦК КПК постановления "О реформе хозяйственной системы", в котором конкретизировалась задача строительства социалистической экономики с китайской спецификой. Реформа предполагала создание плановой системы, на основе сознательного использования законов стоимости, ставила целью развитие социалистической экономики, установление рациональной системы цен путем действия экономических рычагов. Вводились новые формы экономической ответственности хозяйственных единиц. Ставилась задача усиления рыночных элементов в планировании, торговле, финансовой и налоговой сферах, в механизмах расчета заработной платы, подчеркивалась необходимость оживить внешнеэкономическую деятельность.

Новым было внимание реформаторов к городской экономике и промышленности: была усилена хозяйственную самостоятельность предприятий. Им разрешалось покупать на рынке оборудование и сырье и продавать дополнительно произведенную продукцию. Из части прибыли, остающейся у предприятий, формировались фонды поощрения. Была разрешена деятельность небольших частных предприятий.

Реформы, ориентированные на создание рыночной экономики в Китае, стимулировали хозяйственное развитие страны. Во многих отраслях промышленности Китай вышел напервые места в мире по производству готовой продукции. Экономика Китая стала более открытой. Исключительное место в реализации политики расширения связей с зарубежными странами отводилось высокоразвитым капиталистическим странам. Это обусловило большой приток иностранного капитала в экономику КНР, способствуя ее развитию. Экономические преобразования в Китае продолжают углубляться и расширяться, укрепляются элементы рынка. Однако, частный сектор находится под строгим налоговым и инспекционным контролем. В Китае нет массовой социальной дифференциации доходов, подобно той, что происходит сейчас в России.

Конкуренцию доллару в некоторых сферах может составить и китайская валюта в связи с тем, что Китай добивается больших успехов по многим экономическим показателям.

Огромные успехи достигнуты Китаем на сегодняшний день во внешней торговле, он стал одним из важнейших игроков на мировом рынке товаров и услуг, а также на рынке капиталов. Китай превратился в одного из крупнейших реципиентов иностранного капитала, заняв третье место в мире и первое среди развивающихся стран по объему и притоку прямых иностранных инвестиций (см. табл.2). Прилив зарубежных капиталовложений сыграл ведущую роль в развитии внешней торговли и международных экономических связей КНР. На долю предприятий с прямым инвестиционным капиталом в 2005 году пришлось 58,5 % внешнеторгового оборота, в том числе 58,3 % экспорта и 58,7 % импорта.

Таблица 2.

Динамика инвестиций, экспорта, ВВП и валютных резервов КНР

 

         
Инвестиции в основной капитал, % от ВВП 24,2 32,9 33,2 48,5
Объем иностранных инвестиций, млрд. долл. 10,3 48,1 59,4 63,8
Экспорт, индекс   239,6 401,3 1227,2
ВВП, индекс   178,3 269,3 425,5
Валютные резервы, млн. долл. 11,1 73,6 165,6 818,9

 

Источник: МЭиМО. - 2007. - №9. - С.27.

Внешняя торговля превратилась в мощный двигатель экономики. Объем экспорта и импорта составил 39 % ВВП в 1995 году, 40 % - в 2000 году и 64 % - в 2005 году. Доля Китая во внешней торговле возросла с 4,6 % в 90-е годы до 9,4 % в настоящее время. КНР, наряду с такими странами как США, Германия, Япония образовала своеобразный клуб ведущих мировых торговых держав.

Нельзя забывать о том, что Китай является обладателем крупных золотовалютных запасов, размещенных по преимуществу в ценных бумагах США и частично стран ЕС. В 2006 году их объем превысил 1 трлн. долларов. Увеличение валютных запасов стало закономерным результатом осуществления на протяжении 15 лет стратегии экспортной ориентации народного хозяйства, широко известной под девизом "Идти вовне".

По прогнозам китайских экономистов в ближайшие 5 - 6 лет среднегодовые темпы экономического роста в Китае будут втрое выше японских. За это время также произойдет значительное укрепление юаня (прогноз курса юаня на конец 2008 года - 6,96 юаней за доллар, стартовый курс на 21.07.2005 составлял 7,5 юаня за доллар). Даже при расчете по официальному валютному курсу к 2012 году ВВП Китая может превысить ВВП Японии, эта тенденция еще больше изменит соотношение сил двух государств Восточной Азии в экономической, и в частности в валютной сфере.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.106.241 (0.025 с.)