ТОП 10:

Перспективы экономики России в начале ХХI века.



Конкурентоспособность - ключевая примета эпохи глобализации мирового хозяйства, коренная черта и видимый результат инновационного развития, одна из стратегических целей суверенных государств и ТНК из международных рейтингов ФТ-500. Конкурентоспособность страны во многом определяется ТНК, которые представляют собой, как правило, национальные корпорации по статусу, с зарубежными активами и объектами, со сложным составом акционеров. Старые и новые полюса мирового хозяйства способствуют созданию и укреплению "своих" ударных ТНК, которые претендуют на львиную долю мирового дохода.

С 90-х годов ХХ в. ТНК активно заключают и реализуют глобальные альянсы (слияния, поглощения, присоединения, стратегическое партнерство). Повышение конкурентоспособности российской экономики названо в числе приоритетных задач в Послании Президента Федеральному Собранию (2006), в документах Правительства и Банка России. Соответственно новые задачи поставлены и перед органами государственной статистики. Разработана Федеральная программа развития государственной статистики на 2007-2011 гг. Мониторинг конкурентоспособности России будет вестись по специальному набору показателей - Система мониторинга национальной конкурентоспособности (СМНК) в рамках гармонизации отечественной статистики с рекомендациями ООН и ОЭСР (в связи с предстоящим вступлением России в эту организацию).

Магистральный путь повышения конкурентоспособности - модернизация экономики, наращивание потенциала инноваций, их ускоренное и результативное внедрение в хозяйство и быт России. России предстоит сделать рывок на опережение, а не следовать стратегии "догоняющего развития", опору на сравнительную дешевизну факторов производства (дешевое сырье и энергоносители, низкая заработная плата, расточительное отношение к земельным ресурсам. У всех на слуху успехи в инновационном развитии США, Японии, малых стран (Швеции, Финляндии). Мы сошлемся на опыт Франции, близкой к России по мощной традиции государственного регулирования экономики (дирижизм). В 2005 г. правительство Франции одобрило новую экономическую стратегию из четырех пунктов, на первом месте - формирование и стимулирование инновационногосектора экономики. Вместо ранее практиковавшихся "полюсов развития" (идеи Ф.Перру, 1903-1987) будут созданы "полюса конкуренции". Приоритетом определена нанонаука, нанотехнология.

Одно из направлений модернизации - транспорт и его инфраструктура, самая запущенная отрасль российской экономики. С разной степенью готовности идет реализация проектов по созданию межрегионального пассажирского самолета (с участием Рыбинского НПО "Сатурн" и французской корпорации "Снекма"), скоростных железных дорог (прежде всего по маршруту Москва - Санкт-Петербург). Наступила очередь и для автодорог. Одобрен проект строительства автомагистрали "Западный скоростной диаметр". Трасса протяженностью 46 км пройдет с юга на север Санкт-Петербурга и выведет грузовой транспорт из Большого порта на кольцевую дорогу (строительство ведется с 2001 г.). Общие финансовые затраты оцениваются в 82,69 млрд. руб., из них 34% (28 млрд. руб.) будут выделены из Инвестиционного фонда. Дорога должна быть сдана в концессию на 30 лет компаниям, имеющим опыт строительства и эксплуатации скоростных дорог за плату. Свой интерес к концессии проявила французская Vineu.

С 2006 г. часть нефтегазовых доходов направляется в Инвестиционный фонд (около 70 млрд. руб.). Из поданных 46 заявок-проектов одобрены 4: 1) комплексное развитие Нижнего Приангарья (полная стоимость - 358,71 млрд. руб., запрашиваемые госинвестиции - 34,22 млрд. руб.; 2) комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске: соответственно 130,30 и 34, 10 млрд. руб.; 3) названная выше платная автомагистраль и 4) строительство скоростной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург на участке 15-58 км (суммы 54,93 и 25,80 млрд. руб. соответственно). Превращение государства в крупного стратегического инвестора начинается с ликвидации дефектов финансирования и администрирования. Выделенные суммы вряд ли будут освоены до конца года. Инвестфонд невелик по отношению к Стабилизационному фонду, не говоря уже о суммарных инвестициях в России (валютных и рублевых). Сложно выделить инновационный компонент в одобренных проектах: модернизация не тождественна инновации. Курирует проекты инвестфонда Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (ОЭЗ). Руководитель Агентства намеревается оказать методическую помощь в разработке инновационных проектов в сельском хозяйстве (Дмитровский район Московской области, технопарк с сельскохозяйственной выставкой, инвестиции частного капитала) и в угольной промышленности (научно-исследовательский центр в Кемеровской области). Эти и другие недочеты Агентство и его партнеры намерены устранить в ближайшие годы.

К инструментам инновационного развития Правительство РФ добавило промышленно-производственные, технико-внедренческие и туристско-рекреационные особыеэкономические зоны (на основании ФЗ от 22 июля 2005 г.). Промышленно-производственные зоны организуются на участках территории площадью не выше 20 кв. км, а технико-внедренческие - не более чем на двух участках общей площадью 2 кв.км. Решение о создании ОЭЗ на территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования оформляется постановлением Правительства РФ. Срок существования ОЭЗ - двадцать лет и продлению не подлежит.

Инновационная компонента в национальных проектах (образование, здравоохранение, сельское хозяйство, доступное жилье) касается лишь обновления материально-технической базы соответствующих отраслей народного хозяйства.

В.Миронов, ведущий эксперт "Центра развития" осуществил эконометрический анализ конкурентоспособности отраслей промышленности комбинированными методами (опросы директоров и ценовые показатели) за 1999-2004 гг. Учитывался отраслевой валютный курс. Произошло расслоение промышленных отраслей на три группы.

1. Отрасли, не допустившие снижения конкурентоспособности по сравнению с 1997 г. (самый благополучный за 90-е): пищевая индустрия, промышленность строительных материалов, химия и нефтехимия. Пищевая индустрия радикально модернизируется по двум каналам: приток иностранного капитала и агрохолдинги, создаваемые экспортерами. Российское продовольствие имеет шансы выхода на мировые рынки (не обязательно в ЕС) при условии модернизации оборудования и технологических линий (рыба и мясопродукты), создания современных складов, хранилищ, емкостей и надлежащей сертификации продовольствия, в первую очередь экологически чистой.

2. Отрасли, заметно снизившие интегральную самооценку конкурентоспособности: топливная промышленность, черная и цветная металлургия. Для каждой отрасли имеется свое объяснение этого парадокса. Но общий знаменатель - ужесточение международной конкуренции.

3. Третью группу отраслей представляют деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, машиностроение и легкая промышленность. Они заметно снизили конкурентоспособность относительно уровня 1997 г., несмотря на сравнительно медленный рост внутренних цен и сохранение ценовой конкурентоспособности.Лесопромышленный комплекс относится к комплексу двойного назначения: на внутренний рынок и на экспорт. В комплексе высоки издержки (растущие тарифы за электроэнергию), затянувшаяся концентрация производства и капитала, корпоративные войны, бесконтрольная вырубка леса, контрабанда, демпинг, слабая глубина переработки древесины и др. Имеются и диспропорции, унаследованные от советских времен.

Конкурентоспособность - это итог не только поддержки государством курса на инновации и модернизацию. Многое зависит от качества корпоративного управления. Российский опыт конкурентоспособных компаний насчитывает основные слагаемые успеха: правильный выбор рыночной ниши и сохранение своего направления в бизнесе; формирование и укрепление команды с дальновидным лидером; внедрение и освоение научно-производственных и управленческих технологий; постоянное реинвестирование прибыли в развитие.

Компании могут добиться конкурентоспособности лишь в конкурентной среде, а ее поощрение - неотзывная прерогатива государства, обеспечивающего четкое и без изъятий применение санкций и процедур наблюдения антимонопольного законодательства. В России необходимы продуманные и четкие (без противоречий и кривотолков)антибюрократические законы. Но, увы, упрощения правил регистрации фирм, предоставления земельных участков, налогового администрирования, оформления пакета документов к инвестиционному проекту так и не добились представители малого и среднего бизнеса, а нередко и крупного капитала. Не исчез "кризис доверия" между бизнесом и государством, налицо взаимное отчуждение. Российский бизнес зачастую не соблюдает кодекс цивилизованного поведения, а слабое государство скрывает свою неэффективность бюрократическими препонами, беспрерывными проверками.

Что же касается приоритетных направлений внешнеэкономической политики России, то их можно свести к следующим позициям:

1. Ускорить подписание Протокола и Доклада рабочей группы (предельный срок - июль 2007 года) о присоединении России к ВТО. Осенью 2007 года завершается один раунд переговоров, и после известной паузы предстоит реформировать Устав ВТО и проблематику внешней торговли.

2. Реализовать в СНГ принцип "разных скоростей", выделив в Содружестве "твердое ядро" и добиваясь поэтапного развертывания Единого экономического пространства (ЕЭП). К ЕЭП более или менее готовы Россия, Белоруссия и Казахстан. С остальными членами СНГ предпочтителен таможенный союз. В Евразии отмечена активность ЕврАзЭС и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

3. С Евросоюзом имеется минимальный пакет договоренностей о продвижении сотрудничества в экономике, медицине и образовании, сфере защиты окружающей среды, туризма, научно-технического и гуманитарного обмена. Здесь не следует ожидать стратегического прорыва (Евросоюз замыкается в себе), но Россия должна продолжать вести переговоры в этой области.

4. Преодолеть взаимное отчуждение в отношениях России со странами ЦВЕ и Балтии. Постепенно наращиваются экономические связи с Чехией, Венгрией, Болгарией.

5. Россия и ее бизнес-группы заинтересованы в расширении и углублении внешней торговли, инвестиций, подготовки кадров в регионах Азии, Латино-Карибской Америки и Африки. Достойными партнерами России на мировых рынках могут стать страны АТЭС, ЮАР, Бразилия, Венесуэла, Алжир, Марокко, Нигерия, Гвинея и др.

6. Россия обязана действовать в планетарном масштабе, защищая и продвигая свои национальные интересы везде и всегда. Предстоит наверстывать упущенное, не топтаться на месте, а изыскивать новые рыночные ниши для своих экспортеров товаров и услуг.

7. Грамотная и долгосрочная диверсификация российских поставок нефти и газа на мировые рынки. Век нефти и газа при жизни нынешнего поколения продлится. К этим энергоносителям нужно добавить АЭС и ядерное топливо, уголь, альтернативные энергоносители.

До 2010 г. перейти на мировые контрактные цены на нефть и газ в пространстве СНГ. Возможно участие отдельных стран СНГ, например, Украины и Казахстана, в разработке нефтегазовых месторождений России.

Ускорить строительство и ввод в эксплуатацию нефте- и газопроводов, минуя транзитные страны (Украина, Польша, Литва и др.). Тем самым будут гарантии бесперебойного снабжения газом потребителей в Западной Европе, экономия на транзите. Приоритетными до конца десятилетия будут такие крупные стройки, как Северо-Европейский газопровод по дну Балтийского моря, нефтепровод Бургас (Болгария) - Александропулос (Греция). К газовому сотрудничеству с Россией готова и Норвегия.

Россия допустит европейские энергетические ТНК к освоению месторождений Баренцева моря, Сибири и Дальнего Востока при условии согласия стран ЕС на приобретение российскими корпорациями розничных сетей в Западной Европе. К обмену активами на равных согласны Германия и Италия. Остальные страны поддаются мифу о "газовом диктате" России.

В ближайшие годы предстоит: а) ликвидировать дефицит энергомощностей в Европейской России; б) форсировать выполнение инвестиционных программ РАО "ЕЭС" и "Газпрома"; в) разместить ценные бумаги "естественных монополий" на фондовых площадках России и Европы; д) организовать нефтяную биржу в России и стабилизировать оптовый рынок электроэнергии, тепла и пара.

Россия намерена вовлечь в экономический оборот новые месторождения нефти и газа, обнаруженные геологами в Республике Саха, Иркутской области, Красноярском крае и на Сахалине. Подготовительные работы к освоению желательно завершить до 2010 г. с тем, чтобы нарастить добычу нефти и газа для внутренних нужд и для поставок в Китай, Японию, Корею. Предполагаемый объем инвестиций оценивается до 2030 г. в 87 млрд. долл.

Имеются серьезные доводы для зондирования почвы относительно учреждения газового ОПЕК, создания консорциумов по совместной разведке месторождений, добыче и транспортировке энергоносителей с участием нескольких стран, государственных и частных корпораций.

8. Радикальная реформа финансов в России (бюджет и налоги, банки и кредит, ценные бумаги и капитализация корпораций).

Бюджетная реформа предполагает отделение нефтегазовых доходов от остальных источников, бюджетное планирование на три года, использование новых бюджетных инструментов (стабилизационный, инвестиционный и венчурный фонды, национальные проекты, федеральные программы и т.д.). В налоговой сфере предстоит уточнить (а, возможно, и дифференцировать) ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДИ), совершенствовать налоговое администрирование и др.

9. Банки и кредит - самое уязвимое звено в системной трансформации экономики и общества в России. Российские банки должны стать неотъемлемой, прозрачной (транспарентной) и надежной частью международных финансов. В этой связи предстоит обсудить и одобрить документ Базельского комитета по банковскому надзору "Основополагающие принципы эффективного банковского надзора" (Базель-11, версия 2006) и рекомендации ХV Международного банковского конгресса (Санкт-Петербург, 7-10 июня 2006), а также реализовать мероприятия (38) в соответствии со "Стратегией развития банковского сектора на период до 2008 года".

Банковское сообщество России обязано освоить новейшие банковские технологии, а именно: а) управление пассивами, которые увеличиваются самими банками путем займов на рынке вкладов, тогда как обычно банковские пассивы создавались независимо от банков действиями вкладчиков; б) секьютиризация, то есть конвертация выданных банковских ссуд в ценные бумаги, позволяющая банкам продавать последние за деньги и выдавать новые кредиты; в) кредитные линии между финансовыми учреждениями (обязательство одного учреждения выдавать кредит другому учреждению по первому требованию).

Итак, конкурентоспособность национальной экономики и грамотная внешняя политика - императив для всех и каждого, кто причастен к экономической деятельности. Это является предпосылкой свободного выхода крупных российских предприятий на мировой рынок и будет способствовать укреплению позиций России в мире.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.007 с.)