Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перспективы экономики России в начале ххi века.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Конкурентоспособность - ключевая примета эпохи глобализации мирового хозяйства, коренная черта и видимый результат инновационного развития, одна из стратегических целей суверенных государств и ТНК из международных рейтингов ФТ-500. Конкурентоспособность страны во многом определяется ТНК, которые представляют собой, как правило, национальные корпорации по статусу, с зарубежными активами и объектами, со сложным составом акционеров. Старые и новые полюса мирового хозяйства способствуют созданию и укреплению "своих" ударных ТНК, которые претендуют на львиную долю мирового дохода. С 90-х годов ХХ в. ТНК активно заключают и реализуют глобальные альянсы (слияния, поглощения, присоединения, стратегическое партнерство). Повышение конкурентоспособности российской экономики названо в числе приоритетных задач в Послании Президента Федеральному Собранию (2006), в документах Правительства и Банка России. Соответственно новые задачи поставлены и перед органами государственной статистики. Разработана Федеральная программа развития государственной статистики на 2007-2011 гг. Мониторинг конкурентоспособности России будет вестись по специальному набору показателей - Система мониторинга национальной конкурентоспособности (СМНК) в рамках гармонизации отечественной статистики с рекомендациями ООН и ОЭСР (в связи с предстоящим вступлением России в эту организацию). Магистральный путь повышения конкурентоспособности - модернизация экономики, наращивание потенциала инноваций, их ускоренное и результативное внедрение в хозяйство и быт России. России предстоит сделать рывок на опережение, а не следовать стратегии "догоняющего развития", опору на сравнительную дешевизну факторов производства (дешевое сырье и энергоносители, низкая заработная плата, расточительное отношение к земельным ресурсам. У всех на слуху успехи в инновационном развитии США, Японии, малых стран (Швеции, Финляндии). Мы сошлемся на опыт Франции, близкой к России по мощной традиции государственного регулирования экономики (дирижизм). В 2005 г. правительство Франции одобрило новую экономическую стратегию из четырех пунктов, на первом месте - формирование и стимулирование инновационногосектора экономики. Вместо ранее практиковавшихся "полюсов развития" (идеи Ф.Перру, 1903-1987) будут созданы "полюса конкуренции". Приоритетом определена нанонаука, нанотехнология. Одно из направлений модернизации - транспорт и его инфраструктура, самая запущенная отрасль российской экономики. С разной степенью готовности идет реализация проектов по созданию межрегионального пассажирского самолета (с участием Рыбинского НПО "Сатурн" и французской корпорации "Снекма"), скоростных железных дорог (прежде всего по маршруту Москва - Санкт-Петербург). Наступила очередь и для автодорог. Одобрен проект строительства автомагистрали "Западный скоростной диаметр". Трасса протяженностью 46 км пройдет с юга на север Санкт-Петербурга и выведет грузовой транспорт из Большого порта на кольцевую дорогу (строительство ведется с 2001 г.). Общие финансовые затраты оцениваются в 82,69 млрд. руб., из них 34% (28 млрд. руб.) будут выделены из Инвестиционного фонда. Дорога должна быть сдана в концессию на 30 лет компаниям, имеющим опыт строительства и эксплуатации скоростных дорог за плату. Свой интерес к концессии проявила французская Vineu. С 2006 г. часть нефтегазовых доходов направляется в Инвестиционный фонд (около 70 млрд. руб.). Из поданных 46 заявок-проектов одобрены 4: 1) комплексное развитие Нижнего Приангарья (полная стоимость - 358,71 млрд. руб., запрашиваемые госинвестиции - 34,22 млрд. руб.; 2) комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске: соответственно 130,30 и 34, 10 млрд. руб.; 3) названная выше платная автомагистраль и 4) строительство скоростной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург на участке 15-58 км (суммы 54,93 и 25,80 млрд. руб. соответственно). Превращение государства в крупного стратегического инвестора начинается с ликвидации дефектов финансирования и администрирования. Выделенные суммы вряд ли будут освоены до конца года. Инвестфонд невелик по отношению к Стабилизационному фонду, не говоря уже о суммарных инвестициях в России (валютных и рублевых). Сложно выделить инновационный компонент в одобренных проектах: модернизация не тождественна инновации. Курирует проекты инвестфонда Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (ОЭЗ). Руководитель Агентства намеревается оказать методическую помощь в разработке инновационных проектов в сельском хозяйстве (Дмитровский район Московской области, технопарк с сельскохозяйственной выставкой, инвестиции частного капитала) и в угольной промышленности (научно-исследовательский центр в Кемеровской области). Эти и другие недочеты Агентство и его партнеры намерены устранить в ближайшие годы. К инструментам инновационного развития Правительство РФ добавило промышленно-производственные, технико-внедренческие и туристско-рекреационные особыеэкономические зоны (на основании ФЗ от 22 июля 2005 г.). Промышленно-производственные зоны организуются на участках территории площадью не выше 20 кв. км, а технико-внедренческие - не более чем на двух участках общей площадью 2 кв.км. Решение о создании ОЭЗ на территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования оформляется постановлением Правительства РФ. Срок существования ОЭЗ - двадцать лет и продлению не подлежит. Инновационная компонента в национальных проектах (образование, здравоохранение, сельское хозяйство, доступное жилье) касается лишь обновления материально-технической базы соответствующих отраслей народного хозяйства. В.Миронов, ведущий эксперт "Центра развития" осуществил эконометрический анализ конкурентоспособности отраслей промышленности комбинированными методами (опросы директоров и ценовые показатели) за 1999-2004 гг. Учитывался отраслевой валютный курс. Произошло расслоение промышленных отраслей на три группы. 1. Отрасли, не допустившие снижения конкурентоспособности по сравнению с 1997 г. (самый благополучный за 90-е): пищевая индустрия, промышленность строительных материалов, химия и нефтехимия. Пищевая индустрия радикально модернизируется по двум каналам: приток иностранного капитала и агрохолдинги, создаваемые экспортерами. Российское продовольствие имеет шансы выхода на мировые рынки (не обязательно в ЕС) при условии модернизации оборудования и технологических линий (рыба и мясопродукты), создания современных складов, хранилищ, емкостей и надлежащей сертификации продовольствия, в первую очередь экологически чистой. 2. Отрасли, заметно снизившие интегральную самооценку конкурентоспособности: топливная промышленность, черная и цветная металлургия. Для каждой отрасли имеется свое объяснение этого парадокса. Но общий знаменатель - ужесточение международной конкуренции. 3. Третью группу отраслей представляют деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, машиностроение и легкая промышленность. Они заметно снизили конкурентоспособность относительно уровня 1997 г., несмотря на сравнительно медленный рост внутренних цен и сохранение ценовой конкурентоспособности.Лесопромышленный комплекс относится к комплексу двойного назначения: на внутренний рынок и на экспорт. В комплексе высоки издержки (растущие тарифы за электроэнергию), затянувшаяся концентрация производства и капитала, корпоративные войны, бесконтрольная вырубка леса, контрабанда, демпинг, слабая глубина переработки древесины и др. Имеются и диспропорции, унаследованные от советских времен. Конкурентоспособность - это итог не только поддержки государством курса на инновации и модернизацию. Многое зависит от качества корпоративного управления. Российский опыт конкурентоспособных компаний насчитывает основные слагаемые успеха: правильный выбор рыночной ниши и сохранение своего направления в бизнесе; формирование и укрепление команды с дальновидным лидером; внедрение и освоение научно-производственных и управленческих технологий; постоянное реинвестирование прибыли в развитие. Компании могут добиться конкурентоспособности лишь в конкурентной среде, а ее поощрение - неотзывная прерогатива государства, обеспечивающего четкое и без изъятий применение санкций и процедур наблюдения антимонопольного законодательства. В России необходимы продуманные и четкие (без противоречий и кривотолков)антибюрократические законы. Но, увы, упрощения правил регистрации фирм, предоставления земельных участков, налогового администрирования, оформления пакета документов к инвестиционному проекту так и не добились представители малого и среднего бизнеса, а нередко и крупного капитала. Не исчез "кризис доверия" между бизнесом и государством, налицо взаимное отчуждение. Российский бизнес зачастую не соблюдает кодекс цивилизованного поведения, а слабое государство скрывает свою неэффективность бюрократическими препонами, беспрерывными проверками. Что же касается приоритетных направлений внешнеэкономической политики России, то их можно свести к следующим позициям: 1. Ускорить подписание Протокола и Доклада рабочей группы (предельный срок - июль 2007 года) о присоединении России к ВТО. Осенью 2007 года завершается один раунд переговоров, и после известной паузы предстоит реформировать Устав ВТО и проблематику внешней торговли. 2. Реализовать в СНГ принцип "разных скоростей", выделив в Содружестве "твердое ядро" и добиваясь поэтапного развертывания Единого экономического пространства (ЕЭП). К ЕЭП более или менее готовы Россия, Белоруссия и Казахстан. С остальными членами СНГ предпочтителен таможенный союз. В Евразии отмечена активность ЕврАзЭС и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). 3. С Евросоюзом имеется минимальный пакет договоренностей о продвижении сотрудничества в экономике, медицине и образовании, сфере защиты окружающей среды, туризма, научно-технического и гуманитарного обмена. Здесь не следует ожидать стратегического прорыва (Евросоюз замыкается в себе), но Россия должна продолжать вести переговоры в этой области. 4. Преодолеть взаимное отчуждение в отношениях России со странами ЦВЕ и Балтии. Постепенно наращиваются экономические связи с Чехией, Венгрией, Болгарией. 5. Россия и ее бизнес-группы заинтересованы в расширении и углублении внешней торговли, инвестиций, подготовки кадров в регионах Азии, Латино-Карибской Америки и Африки. Достойными партнерами России на мировых рынках могут стать страны АТЭС, ЮАР, Бразилия, Венесуэла, Алжир, Марокко, Нигерия, Гвинея и др. 6. Россия обязана действовать в планетарном масштабе, защищая и продвигая свои национальные интересы везде и всегда. Предстоит наверстывать упущенное, не топтаться на месте, а изыскивать новые рыночные ниши для своих экспортеров товаров и услуг. 7. Грамотная и долгосрочная диверсификация российских поставок нефти и газа на мировые рынки. Век нефти и газа при жизни нынешнего поколения продлится. К этим энергоносителям нужно добавить АЭС и ядерное топливо, уголь, альтернативные энергоносители. До 2010 г. перейти на мировые контрактные цены на нефть и газ в пространстве СНГ. Возможно участие отдельных стран СНГ, например, Украины и Казахстана, в разработке нефтегазовых месторождений России. Ускорить строительство и ввод в эксплуатацию нефте- и газопроводов, минуя транзитные страны (Украина, Польша, Литва и др.). Тем самым будут гарантии бесперебойного снабжения газом потребителей в Западной Европе, экономия на транзите. Приоритетными до конца десятилетия будут такие крупные стройки, как Северо-Европейский газопровод по дну Балтийского моря, нефтепровод Бургас (Болгария) - Александропулос (Греция). К газовому сотрудничеству с Россией готова и Норвегия. Россия допустит европейские энергетические ТНК к освоению месторождений Баренцева моря, Сибири и Дальнего Востока при условии согласия стран ЕС на приобретение российскими корпорациями розничных сетей в Западной Европе. К обмену активами на равных согласны Германия и Италия. Остальные страны поддаются мифу о "газовом диктате" России. В ближайшие годы предстоит: а) ликвидировать дефицит энергомощностей в Европейской России; б) форсировать выполнение инвестиционных программ РАО "ЕЭС" и "Газпрома"; в) разместить ценные бумаги "естественных монополий" на фондовых площадках России и Европы; д) организовать нефтяную биржу в России и стабилизировать оптовый рынок электроэнергии, тепла и пара. Россия намерена вовлечь в экономический оборот новые месторождения нефти и газа, обнаруженные геологами в Республике Саха, Иркутской области, Красноярском крае и на Сахалине. Подготовительные работы к освоению желательно завершить до 2010 г. с тем, чтобы нарастить добычу нефти и газа для внутренних нужд и для поставок в Китай, Японию, Корею. Предполагаемый объем инвестиций оценивается до 2030 г. в 87 млрд. долл. Имеются серьезные доводы для зондирования почвы относительно учреждения газового ОПЕК, создания консорциумов по совместной разведке месторождений, добыче и транспортировке энергоносителей с участием нескольких стран, государственных и частных корпораций. 8. Радикальная реформа финансов в России (бюджет и налоги, банки и кредит, ценные бумаги и капитализация корпораций). Бюджетная реформа предполагает отделение нефтегазовых доходов от остальных источников, бюджетное планирование на три года, использование новых бюджетных инструментов (стабилизационный, инвестиционный и венчурный фонды, национальные проекты, федеральные программы и т.д.). В налоговой сфере предстоит уточнить (а, возможно, и дифференцировать) ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДИ), совершенствовать налоговое администрирование и др. 9. Банки и кредит - самое уязвимое звено в системной трансформации экономики и общества в России. Российские банки должны стать неотъемлемой, прозрачной (транспарентной) и надежной частью международных финансов. В этой связи предстоит обсудить и одобрить документ Базельского комитета по банковскому надзору "Основополагающие принципы эффективного банковского надзора" (Базель-11, версия 2006) и рекомендации ХV Международного банковского конгресса (Санкт-Петербург, 7-10 июня 2006), а также реализовать мероприятия (38) в соответствии со "Стратегией развития банковского сектора на период до 2008 года". Банковское сообщество России обязано освоить новейшие банковские технологии, а именно: а) управление пассивами, которые увеличиваются самими банками путем займов на рынке вкладов, тогда как обычно банковские пассивы создавались независимо от банков действиями вкладчиков; б) секьютиризация, то есть конвертация выданных банковских ссуд в ценные бумаги, позволяющая банкам продавать последние за деньги и выдавать новые кредиты; в) кредитные линии между финансовыми учреждениями (обязательство одного учреждения выдавать кредит другому учреждению по первому требованию). Итак, конкурентоспособность национальной экономики и грамотная внешняя политика - императив для всех и каждого, кто причастен к экономической деятельности. Это является предпосылкой свободного выхода крупных российских предприятий на мировой рынок и будет способствовать укреплению позиций России в мире.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.181.14 (0.013 с.) |