Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Превращение США в первую индустриальную страну мира.

Поиск

В конце XIX -- начале XX вв. база быстрого индустриального роста США (обеспечение полной свободы экономической деятельности в результате Гражданской войны, большие сырьевые ресурсы, отсутствие морально изношенного оборудования и пр.) была дополнена огромным притоком рабочей силы. Аграрное перенаселение, войны, еврейские погромы -- все это вызывало усиленный приток иммигрантов из Европы. В Америку на рубеже веков переселились миллионы людей не только самых бедных, но и самых энергичных, настойчивых, волевых, не боящихся тяжелого труда. Защита американской промышленности от конкуренции импортных товаров высокими таможенными тарифами (в конце XIX в. средний их уровень достигал 75% стоимости ввоза) сочеталась с полной свободой импорта иностранного капитала, который составил значительную часть американских промышленных инвестиций.

Перед Первой мировой войной 2/3 валового национального продукта США принадлежали промышленности и строительству (в основном железнодорожному). К XX в. уже были построены четыре трансконтинентальные железнодорожные линии. Сдвиги в самой структуре промышленного производства, прежде всего, проявились в более высоких темпах развития тяжелой промышленности. В начале XX в. в Америке -- впервые в истории мирового экономического развития -- было достигнуто превышение удельного веса тяжелой промышленности в общей промышленной продукции (другие страны достигли этого только перед Второй мировой войной). Но и структура тяжелой промышленности изменилась довольно серьезно -- появились и стали быстро развиваться вызванные к жизни научно-техническим прогрессом новые отрасли -- нефтяная, автомобильная, алюминиевая, резиновая, электротехническая и пр. Особую роль играли две первые. С распространением электричества осветительная функция керосина очень существенно сократилась, однако спрос на нефтепродукты возрастал: растущие потребности в бензине с лихвой компенсировали упадок производства керосина. Автомобиль, как никакое другое техническое устройство, изменил не только жизнь американского населения, сделав его исключительно мобильным, но и решающим образом повлиял на структуру промышленности, закрепив за нефтепереработкой ведущее место (независимо от того, где добывается и откуда поступает сырая нефть).

Развитие массового серийного производства в американской промышленности привело к появлению современных методов рациональной организации производства, прежде всего -- поточного метода -- производство движется от сырья до готового изделия, нигде не поворачивая назад.

Наиболее типичной формой монополизации в США стало трестирование предприятий, приносящее ощутимые выгоды.

В стране возникли подобные феодальным наследственные династии королей нефти, стали, электричества, железных дорог и т.д. Наибольшее значение получили две финансово-промышленные группы: Моргана и Рокфеллера. Первая, сложившаяся методом банковских инвестиций в промышленность, контролировала "Стальной трест", "Дженерал Электрик", объединение сельхозмашиностроения "Интернейшнл Харвестер", "Американскую телефонную и телеграфную компанию" и т.д. Группа Рокфеллера сложилась вокруг крупнейшей промышленной монополии -- нефтяного треста "Стандарт Ойл".

Монополизация экономики в США приобрела наиболее законченные формы. Но здесь сильнее всего проявились и антимонопольные тенденции, поскольку объединения явно грозили сковать мелких и средних предпринимателей, заморозив хозяйственную жизнь в стране. По принятому Конгрессом США закону (1890 г.), всякое объединение в форме треста или иной форме, направленное на ограничение производства и торговли, объявлялось незаконным. Монополии оказывали сопротивление, но, тем не менее, ряд особо крупных монополий, в том числе "Стандарт Ойл" вынужден был разделиться на несколько более мелких объединений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.107.243 (0.009 с.)