Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5: Знакомство младших школьников с основами материаловедения»

Поиск

(пластмассы, металлы, древесина). Опыты и наблюдения

Цели:

1. Познакомить студентов с методикой ознакомления младших школьников с основами материаловедения: разные материалы, природные материалы.

2. Учить студентов выделять физические, механические, технологические свойства.

3.Научить определять основные свойства материалов, используемых на уроках труда в начальной школе.

 

План:

1. Знакомство младших школьников со свойствами металлов. Характеристика основных свойств металлов: цвет, толщина, прочность, жесткость, электропроводность, теплопроводность, твердость, упругость.

2. Производство пластмасс. Виды пластмасс.

3. Основные свойства пластмасс.

4. Знакомство младших школьников с природными материалами (шишки, жёлуди, листья, ветки).

5. Методика проведения опытов и наблюдений при работе с разными материалами (пластмассы, металлы)

Задания для подготовки к занятию

1.Используя указанную литературу, ответить на вопросы.

2.Подготовить сообщение об опытах и наблюдениях проводимых над различных видами пластмасс на уроках трудового обучения.

 

Литература:

1. Боровков Ю.А. Технический справочник учителя труда. – Ю.А.Боровков, С.Ф.Легарнев, Б.А.Черепашенец. – М.: Просв. 1980.

2. Гукасова А.М. Методика трудового обучения./ А.М.Гукасова, Е.И.Мишарева, В.И.Романина. – М.: Просв. 1990.

3. Зверева М.В. Изучение результативности обучения в начальных классах. -М.: «ЦОР 1», 2001.

4. Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. – М.: Просв. 1988.

5. Цейтлин Н.Е., Рожнев Я.А. Наблюдения и опыты на уроках труда в нач. классах. -М.: Просв., 1980.

 

 

Тема 6: Декоративно-прикладное искусство (бисероплетение, флористика)

 

Цели:

1. Познакомить студентов с историей бисероплетения и флористики.

2. Формировать умения анализировать, обобщать, делать выводы.

3. Развивать творческие способности.

 

План.

1. История бисероплетения.

2. Основные виды материалов.

3. Технология выполнения простейших изделий в технике

бисероплетения.

4. Из истории флористики.

5. Технология выполнения композиции и картин.

6. Методика проведения занятий по ознакомлению младших школьников с флористикой и бисероплетением.

 

Задания для подготовки к занятию.

1. Разработайте конспект урока в 3 классе по теме «Украшение из бисера» (учебник «Наш рукотворный мир» Н.М.Конышевой стр.140-145).

2. Продумайте наглядные средства обучения, иллюстрирующие рассказ (беседу) учителя. Образцы наглядных средств сдатьё

3. Подготовьте сообщения об истории бисероплетения и флористики.

4. Продумайте технологию выполнения композиции или картины в технике флористики.

5. Составить тезаурус понятий данной темы

 

Литература.

1.Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просв. 2000.

2.Кочалова Н.П. Фантазия и ваших рук творение. – Петрозаводск: Карелия. 1997.

3.Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль: Академия развития.1997.

4.Полная энциклопедия женских рукоделий. – Ташкент: Издательство литературы и искусства им. Гуляма, 1992.

5.Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. – М.: Высшая школа. 1992.

 

Тема 7. Методика изучения темы «Работа с разными материалами. Аппликация

 

Цели:

1. Познакомить студентов с методикой выполнения аппликации из бумаги и разных материалов.

2. Закрепить навыки выполнения трудовых операций

 

План.

1. Методика проведения уроков

2. Аппликация из бумаги, яичной скорлупы, соломки, крупы, перьев

 

Задания для подготовки к занятию.

1. Составить конспект беседы на тему «Аппликация».

2. Ознакомившись с литературой, составьте план изучения темы «Аппликация» (учебники выберите на свое усмотрение)

3. Составить тезаурус понятий данной темы

4. Составить конспекты уроков по теме «Аппликация», отразив различные виды аппликации: из разных материалов, силуэтную, предметную, орнаментальную, сюжетную. Образец изделия приложить. Класс и программу выбрать самостоятельно (1 конспект на двоих)

Таблица

№ п/п Учебник. Тема урока Объект труда УУД Методы обучения Средства обучения Формы организации самостоятельной работы
             

5. Выполнить на выбор 3 вида аппликации:

1)Выполнение аппликации, составленной из геометрических фигур.

2)Симметричное вырезывание на основе «гармошки», сложенного квадрата и т.п. (хоровод, растительный мотив и т.д.).

3)Выполнение орнамента в технике аппликации

4)Выполнение аппликации методом обрывания (мягкие, пушистые формы).

5)Выполнение силуэтной аппликации.

6)Творческая работа в технике аппликации с использованием разных способов обработки бумаги (мозаика, имитация «витража», комбинирование аппликативных техник).

 

Литература.

1. Мишарева Е.И. Методика трудового обучения. Практикум.- М., 1993.

2.Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнобразования.- М., 1999.

3. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению: Учеб. Пособие.- М., 1999.

4. Щеблыкин И.К. Аппликационные работы в начальных классах.- М., Просв., 1990.

 

Тема 8. Конструирование из бумаги. Бумажная пластика, бумажное зодчество.

(игрушки – сувениры, игрушки- дергунчики, качающиеся игрушки, объемные работы)

 

План

1.Методика проведения урока.

2.Конструирование игрушек сувениров, с элементами движения, качающихся.

3.Азбука бумагопластики. Постройки и игрушки в технике бумагопластики.

4.Приемы корректирующего контроля.

К занятию иметь: картон, цветную бумагу, проволоку, нитки, клей, карандаш, фломастеры, тряпочку, подкладной лист.

 

Задания для подготовки к занятию.

1.Выполнить конспект статьи «Конструирование из бумаги» (см.: Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги.-М.: Просв., 1983.-с. 53-63)

2. Составить тезаурус понятий данной темы

3.Составить конспект урока по теме «Художественное конструирование из бумаги. Образцы приложить. При написании конспекта включить в него приемы корректирующего контроля.

4.Творческая работа в технике конструирования с использованием комбинированных базовых форм (конусов, цилиндров, призм и т.п.).

 

Литература

1. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-3) (1-4)- М.: Просв.,1994.

2. Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги. – М.: Просв., 1983 – с.53-56

3. Гукасова А.М. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. – М.: Просв.,1994.

4. Внеклассная работа по труду / Сост. А.М. Гукасова.- М.: Просв., 1981-С.102-119.

 

 

Тема 9 Плоскостной и объёмный картонаж (термометр, рамка, циферблат часов). волшебная открытка, коробочки).

 

План.

1. Методика проведения уроков.

2.Виды, свойства и приемы обработки картона.

3. Способы окантовки картона.

4. Деление окружности на равные части (3, 6, 12)

5. Технология изготовления поделок.

6. Оклеивание объёмных фигур.

К занятию иметь: цветную и рисовальную бумагу, картон, тесьму, ножницы, карандаш, линейку, кисточку, нитки (белую и красную), клей, тряпочку

Задания для подготовки к занятию.

1. Составить конспект урока по теме «Плоскостной картонаж» (на выбор)

2.Выполнить конспекты статей: «Способы окантовки картона».«Виды, свойства и приемы обработки картона» (см. Гукасова А.М., Фрейтаг И.П. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. – М.: Просв., 1978.-Вып.2-с.15-21).

3. Решить методическую задачу.

А.М.Гукасова и И.П. Фрейтаг в «Методике трудового обучения с практикумом в учебных мастерских» пишут, что при оценке работ необходимо обращать внимание учащихся на ровность канта, т.е. точность размера заготовки, правильность заделки углов, чистоту работы.

На какие ошибки ещё необходимо обратить внимание?

4. Перечертить чертежи. Обратить внимание на целесообразность использования ПТК и ГИК на уроках.

5. Составить тезаурус понятий данной темы

6. Решить методическую задачу.

При изготовлении волшебной открытки учащимся можно предложить следующие приемы контроля и самоконтроля:

Порядок работы

1. Заготовить 2 картонных прямоугольника для обложек.

2.Заготовить цветную бумагу для внутренней стороны обложки.

3.Заготовить цветную бумагу для наружной стороны обложки.

4.Заготовить тесьму

5.Окантовать картон целым листом бумаги.

6.Вмонтировать тесьму.

7.На наружную сторону наклеить цветную бумагу.

 

Литература

1.Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. (1-3), (1-4).- М.: Просв., 1994

2.Гукасова А.М., Фрейтаг И.П. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. – М.: Просв., 1978. с 15-21.

3.Кузнецов В.П. Работа с бумагой и картоном на уроках труда. – М.: Просв.,1967.

 

Тема 10: Работа с тканью и волокнистыми материалами (ручные и украшающие швы, мережка). Ремонт одежды

 

План.

1. Методика проведения уроков.

2. Прядение.

3. Нитки. Их классификация.

4.Технология выполнения различных видов ремонта одежды (пришивание пуговиц, крючков, кнопок, метки, вешалки, штопка).

К занятию иметь: альбомы для оформления коллекции, прямоугольники однотонной ткани, нитки мулине, иголку, наперсток, ножницы, пуговицы с 2-4 отверстиями на ножке, кнопки, крючки, нитки швейные(для штопки), иглы, наперсток, альбом, ножницы.

 

Задания для подготовки к занятию.

1. Составить конспекты статей: «Нитки. Их классификация по происхождению и использованию.» (см.: Кузнецов В.П., Рожнев Н.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. – М.: Просв., 1981. с.165), «Технология прядения» (см.: Гукасова А.М. Работа с тканью на уроках труда в начальных классах. – М.: Просв., 1970. –с.43-44).

2. Составить тезаурус понятий темы

3. Составить фрагмент урока «Подготовка к выполнению трудового задания» с включением познавательного материала по темам:

1. Работа с тканью. Отмеривание ниток. Вдевание нитки в иголку. Завязывание узелка.

2. Работа с тканью. Шов «вперёд иголку».

3. Работа с тканью. Шов «вперёд иголку с перевивом».

4. Работа с тканью. Шов «через край»

5. Работа с тканью. Шов «строчка»

6. Работа с тканью. Шов «назад иголку».

7. Работа с тканью. Шов «подрубочный»

8. Работа с тканью. Шов «петельный»

9. Работа с тканью. Шов «потайной»

10. Работа с тканью. Опыт «Сравнение ниток по назначению».

11. Работа с тканью. Опыт «Рассматривание шелковых и шерстяных ниток, их сравнение»

12. Работа с тканью. Опыт «Сравнение нитей разного происхождения»

13. Работа с тканью. Тамбурный шов («цепочка»)

14. Работа с тканью. Шов «стебельчатый»

15. Работа с тканью. Шов «бархатный» (козлик)

16. Работа с тканью. Шов «крест»

17. Работа с тканью. Шов «елочка»

4.Технология выполнения ручных швов.

5.Технология выполнения украшающих швов.

6.Технология изготовления мережки и бахромы у салфетки

7. Составить конспект урока и изготовить к нему необходимую наглядность:

1) Пришивание пуговиц к тонкой ткани.

2) Пришивание крючков.

3) Вышивка меток

4) Пришивание вешалки

5) Штопка

6) Пришивание кнопок

7) Наложение заплатки

8) Пришивание пуговиц на ножке

9) Пришивание пуговиц к толстой ткани.

10) Пришивание пуговиц разными способами к тонкой ткани.

11) Штопка (петельным способом)

12) Штопка разорванного места.

4.Технология выполнения ремонта одежды:

Пришивание пуговиц

1. К тонкой ткани:

-Закрепи нитку;

-Продень иглу через отверстие пуговицы

-Проколи иглу через второе отверстие на изнаночную сторону ткани

-Повтори действие 5 –7 раз

-Закрепи нитку на изнанке.

2. К толстой ткани:

-На пуговицу (или под нее) положить спичку. Пришивать, как и к тонкой ткани;

-Перед завязыванием узелка спичку удалить. Иглу с изнанки проколи под пуговицу;

-Нитку обмотай несколько раз, чтобы получилась «ножка»;

-Иглу проколи на изнаночную сторону. Закрепи нитку.

3. Закрепление нитки.

-Подколи иглу на изнанке под стежки;

-Обмотай нитку 2-3 раза вокруг конца иглы;

-Затяни узелок;

-Еще раз подколи под стежки, протяни нитку. Отрежь ее.

Изготовление и пришивание вешалки

Размер (длина и ширина) зависят от назначения.

Оборудование: х/б ткань30х100 в тон изделия, нитки, бумага для выкройки, швейные принадлежности.

Ход работы:

1. Изготовить выкройку на бумаге30х100.

2. Закрепить ее на ткани, разметить, вырезать.

3. Ткань сложить вчетверо по долевой краями внутрь. Прометать.

4. Прошить вешалку швом «через край»

5. Края вешалки подогнуть с каждого конца по 10мм., приметать к одежде. Пришить вешалку нитками в тон ткани швом «через край»

Изготовление и пришивание меток

Место меток: на белье, одежде - с изнанки на краю. На полотенцах, платках – на одном из четырех углов.

Оборудование: 2 кусочка ткани 60х100 или 1 кусочек ткани, если метка пришивается на изделие, нитки мулине, бумага для выкройки, швейные принадлежности.

Ход работы:

1. Изготовить выкройку метки нужного размера.

2. Разметить метку по выкройке, вырезать.

3. Подогнуть края метки на изнанку на 6-7мм и прометать.

4. Разметить инициалы карандашом, вышить их «стебельчатым» или «тамбурным» швом. В 1 классе – швом «вперед иголку».

5. Закрепить метку швом «через край» на изделии.

 

 

Ручные швы

Шов «вперёд иголку»

1.Используется для сметки деталей изделия. Выполняется справа налево. Выводим иголку с ниткой на лицевую сторону. Затем по линии шва делаем прокол на изнанку и через такое же расстояние выводим иголку на лицевую сторону. Длина стежка может быть от 5 до 20 мм.

2.Перевернуть ткань так, чтобы нитка была с правой стороны и шить швом «вперед иголку», делая проколы иглой в предыдущие проколы. Шов на лицевой и изнаночной сторонах напоминает машинную строчку. Этот шов можно использовать и как украшающий.

Шов «вперед иголку с перевивом»

Выполняют справа налево в 2 приема. Это украшающий шов.

1.Выполняется шов «вперед иголку» ниткой одного цвета.

2.Перевив выполняют ниткой другого цвета:

А). С изнаночной стороны вывести нитку другого цвета, посередине 1-го стежка (выше или ниже).Выложить перевив, подведя иголку под следующий стежок сверху вниз. Повернуть иголку ушком вниз, подвести ее под нитку следующего стежка снизу вверх и т.д.

Стежки «вперед иголку» должны быть мелкими, до 5мм. Длина стежка и пропуска одинаковы.

Б). Перевив все время выполняют сверху вниз (или наоборот). С изнаночной стороны вывести нитку посередине первого стежка (ниже его).

Выполняют перевив, поддевая следующий стежок сверху вниз и т.д.

Шов «через край»

Служит для обметывания краев сыпучих тканей. Выполняется справа налево и слева направо. Расставить на ткани точки, пронумеровать их. Стежки выполняют на одинаковом расстоянии от края ткани и друг от друга. Край ткани не стягивать. Иголку с ниткой заводим на изнаночную сторону. Выводим на лицевую в точке 1. Перебросить нить через край ткани. Вновь сделать прокол с изнаночной стороны на лицевую в точке 2 и т.д. С изнаночной и лицевой стороны стежки одинаковые. Этот шов используют и как украшающий для отделки краев изделий.

Шов «строчка»

Иглу выводят с изнанки на лицо. Отступив на длину стежка назад, делают прокол на изнанку. Получают стежок. По изнанке, отступив расстояние равное двум верхним стежкам, делают прокол налицо. С лицевой стороны на изнанку прокол выполняется в конец предыдущего стежка.

Шов «петельный»

Служит для обметывания краев ткани, обметывания петель. Кусочки аппликации также пришивают петельным швом.

Шов выполняется справа налево и наоборот. Стежки выполняют на одинаковом расстоянии друг от друга и от края ткани. Расставить на ткани точки и пронумеровать их. С изнаночной стороны выводят иглу на лицевую в точку 1. Следующий прокол делают в точке 2 с лицевой стороны на изнаночную и протягивают нить в петлю и т.д. С лицевой и изнаночной стороны стежки одинаковы, по краю ткани образуется шнур из петель.

«Подрубочный шов» (простой)

Сначала дважды выполняют подгиб (1-й узкий, 2-й – в зависимости от изделия). Подогнутый край прометать швом «вперед иголку». Закрепить нитку под подгибом и вывести нитку. Сделать наклонный стежок влево вниз. В ткани взять 1-2 нитки на кончик иглы. Следующий стежок влево - вверх на кончик иглы взять 2-3 нити по сгибу загнутого края (шагающий стежок).

«Потайной шов»

Подгиб прометать ближе к краю. В кантике подгиба закрепить узелок с ниткой. Выполнить прямой стежок в ткань изделия, откуда на кончик иглы взять одну нитку и подняться вверх в подгиб, сделать прокол в 1-й точке или рядом, провести между тканью кантика. Нитку не стягивать.

Украшающие швы

Тамбурный шов («цепочка»)

Применяется для вышивания контура и для сплошного заполнения узора. Выполняют по одной линии сверху вниз. Шов выполняют так: с изнаночной стороны выводят иглу на лицевую и вытянутую нить укладывают на лицевой стороне петлей, которую придерживают большим пальцем левой руки. Иглу вводят с лицевой стороны на изнанку в тот же прокол, из которого вывели нить, и, отступив немного, выводят ее на лицевую сторону. Прокол должен быть внутри петли. Вытягивая нить, образуют вытянутое кольцо. Следующий прокол делают в месте выхода нити.

Шов «стебельчатый»

Шьется слева направо. По внешнему виду - витой шнур. Выводим иглу в точку 1 на лицевую сторону, делаем стежок 2-3мм вправо и с изнаночной стороны вводим иглу в 1-й прокол. От точки 2 на расстоянии 2-3мм делаем прокол на изнаночную сторону, получаем второй длинный стежок. Каждый новый стежок начинается с половины предыдущего. Получается переплетение на лицевой стороне. Крупные стежки не делают, чтобы не был растянут шов.

Шов «бархатный» (козлик)

Для украшения одежды, салфеток, полотенец. Шов выполняется слева направо между двумя параллельными линиями шириной 5-10мм. Иглу вводят на лицевую сторону и делают наклонный стежок вправо вверх, с изнаночной стороны с небольшим возвратом прокалывают ткань и делают стежок с наклоном вниз. Вновь с небольшим возвратом делают прокол на нижней линии, после чего процесс повторяется. Игла острием всегда направлена влево. С лицевой стороны получаются наклонные перекрещивающиеся стежки, с изнаночной – две параллельные прерывистые прямые линии.

Шов «крест»

Часто применяется при вышивании. Крест бывает одинарный (русский) и двойной (болгарский). Обычно предварительно продергиваются нитки клеточкой. Одинарный крест делается слева направо. Закрепляем нитку на углу продернутой клетки, проводим ее по диагонали в противоположный угол квадратика. Так заканчивается первый стежок и начинается сразу же второй.

Двойной крест отличается тем, что кроме двух перекрещивающихся по диагонали ниток, в квадратике скрещиваются еще две нити, идущие от середины одной стороны к середине другой стороны квадратика. Обычно сделав в каждой клетке косой крест, сейчас же на него накладывают прямой. Он получается полнее, гуще, почти без просвечивающей ткани.

Вышивать крестом сложный рисунок можно и без особых приспособлений. Гораздо удобнее иметь под рукой пяльцы.

Шов «елочка»

Выполняется сверху вниз. Используется для украшения ткани. Выполняется так: на средней линии иглу выводят на лицевую сторону, с правой стороны делают прокол и выводят иглу вновь на средней линии в петлю. Потом аналогичный стежок делают с левой стороны. Игла каждый раз выходит на одну сторону на средней линии, на изнанке делают проколы попеременно то справа, то слева.

 

Литература:

1.Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. (1- 4). – М.: Просв., 1994.

2.Кузнецов В.П., Рожнев Н.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. – М.: Просв., 1981. – с. 165, 169 – 172.

3.Гукасова А.М. Работа с тканью на уроках труда в начальных классах. – М.: Просв., 1970. – с.102.

4.Майорова И.Г. Трудовое обучение в начальных классах. – М.: Просв., 1978 – с.102

5.Цейтлин А.Я., Рожнев Н.А. Наблюдения и опыты на уроках труда в начальных классах. – М.: Просв., 1980.

6.Савельева Н.В. Обучение детей владению игрой / /Нач. школа. – 1986 - №4 – с.36.

 

 

Тема 1-2. Декоративно-прикладное искусство в начальных классах. Макраме.

 

Цели:

1. Познакомить студентов с техникой макраме.

2.Продолжать формировать методические умения по отбору содержания материала на урок, использованию наглядности.

1.Развивать творческие способности.

 

План.

1.

2..

 

Задания ля подготовки к занятию.

1.Составить тезаурус понятий темы

Литература.

1.Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просв. 2000.

2.Кочалова Н.П. Фантазия и ваших рук творение. – Петрозаводск: Карелия. 1997.

3.Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль: Академия развития.1997.

4.Полная энциклопедия женских рукоделий. – Ташкент: Издательство литературы и искусства им. Гуляма, 1992.

5.Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. – М.: Высшая школа. 1992.

 

 

Тема 10 (продолжение): Работа с тканью и волокнистыми материалами. Плетение (шнур, коса, помпон, кисть). Макраме

 

План

1.Методика проведения уроков.

2.Витье шнура

3.Плетение в 3,4,8 прядей

4.Выполнение образцов переплетений нитей в тканях из бумаги (полотняное, саржевое, сатиновое, атласное).

5. Изготовление кисти, помпона.

6. История макраме.

7.Основные приемы выполнения.

8.Методика проведения занятий по ознакомлению детей с макраме

9. Составить тезаурус понятий темы

К занятию иметь: нитки шерстяные или мулине 2-3 цветов, тонкую тесьму, шнур или шпагат, булавку.

 

Задания для подготовки к занятию.

1. Познакомившись с литературой, составить план изучения темы «Плетение из волокнистых материалов».

2. Перерисовать схемы плетений

3.Подготовьте беседу или рассказ по ознакомлению детей с историей макраме.

4.Проанализируйте учебники по трудовому обучению. Отберите из любого учебника 2-3 задания и проанализируйте, каким образом они позволяют знакомить учащихся с техникой макраме.

5.Ознакомьтесь с материалами учебников по темам «Плетение. Макраме». Определите смысл и назначение той наглядности, которая здесь представлена по данной теме. Как, по вашему мнению, ее следует использовать учителю на уроке.

6.Подберите к урокам наглядность, демонстрирующую интересные идеи использования макраме. Расскажите, как вы представите эту наглядность ученикам.

7.Попытайтесь обосновать, что материалы указанных учебников (см. вопрос 3) позволяют формировать у детей систему соответствующих знаний о декоративно-прикладном искусстве.

8. Технология изготовления шнура, кисточки, помпона.

А)Витье шнура. Витьем можно изготовить поясок, прыгалку, закладку. Для шнура заготавливают одноцветные или разноцветные пряди шерстяных ниток, ириса, мулине. Длина пряди в 2 раза превышает длину готового шнура:

v Отмеривание и отрезание нитей нужной длины

v Подбор нитей в одну прядь

v Натягивание пряди (два ученика берут в руки по одному концу и натягивают прядь.)

v Витье шнура: один ученик крутит натянутую прядь в левую сторону, другой – в правую сторону. Работа считается законченной, если при небольшом ослаблении прядь в одном или нескольких местах начинает скручиваться. Затем один из учеников крепко сжимает прядь между пальцами в середине, а второй, не уменьшая натяжения, соединяет оба конца вместе двумя руками. Придерживаемый в середине конец отпускают. Прядь оказывается перевитой. Неровные нитки расправляют.

Б)Изготовление кисточки.

v Взять картонную полоску, ширина которой равна длине кисточки, длина произвольная;

v Намотать нить на картонку до нужной толщины кисточки;

v Конец нитки вдеть в иголку и затянуть верхнюю часть кисточки, несколько раз обмотать ниткой так, чтобы получилась «шейка». Закрепить нить.

v Разрезать нижнюю часть кисточки, подравнять концы ножницами.

c) Изготовление помпона:

v Вырезать два картонных кружка с отверстием посередине;

v Наложить кружки один на другой и обматывать их ниткой до тех пор, пока не заполнится все отверстие;

v Нитки по внешнему краю разрезать ножницами, кружки слегка раздвинуть и между ними намотать прочную нить в несколько рядов;

v Закрепить нить, кружки удалить;

v Помпон распустить, подравнять концы ножницами, придав ему форму шара.

 

Литература

1. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-3), (1-4) – М.: Просв., 1994

2. Гукасова А.М. Работа с тканью на уроках труда в начальных классах. – М.: Просв., 1977

3. Гукасова А.М. Рукоделие в начальных классах. – М.: Просв., 1985.

4. Журналы «Начальная школа»

 

 

Тема 11: Методика изучения тема «Техническое моделирование из бумаги и картона (плавающие модели, летающие модели)».

 

Цели:

1.Познакомить студентов с методикой изучения темы.

2.Научить студентов способам выполнения плавающих,летающих моделей

3. Продолжать формировать методические умения

 

План

1.Методика проведения занятий по теме.

2. Анализ образца изделия с использованием алгоритма.

3. Знакомство с частями самолета.

4. Подготовьте фрагмент урока (беседа по теме «Водный транспорт», «Воздушный транспорт).

 

Практическая работа:

1. Опыты и наблюдения, проводимые по теме, и изготовление моделей.

2. Изготовление моделей плота и парусной лодки, летающих моделей).

К занятию иметь: альбомные листы, цветную бумагу, карандаш, линейку, ножницы, клей, кисточку, тряпочку, подкладной лист.

 

Задания для подготовки к занятию.

1.Составьте план изучения темы по форме:

Тема урока Объект труда УУД Методы обучения Средства обучения Примечания  
           

2.Составьте фрагмент урока «Подготовка к предстоящей трудовой деятельности», используя детскую литературу, занимательный материал из истории авиации.

3.Выполните чертежи.

4.Составить тезаурус понятий темы

 

Литература

1.Программа средней школы. Начальные классы (1-3), (1-4). – М.: Просв., 1988

2.Гукасова А.М. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. – М.: Просв., 1983. – Вып.5.-с. 53-58,87,94.

3.Кузнецов В.П., Рожнев Я.А. Наблюдения и опыты на уроках труда в начальных классах. – М.: Просв., 1981. – с.196-202.

4.Цейтлин Н.Е., Рожнев Я.А. Наблюдения и опыты на уроках труда в начальных классах. – М.: Просв., 1980.- с. 108-112.

5.Перевертень Г.И. Техническое творчество в начальных классах. – М.: Просв., 1988.- с. 50-63.

6.Романина В.И. Дидактический материал по трудовому обучению. 2класс. – М.: Просв., 1990. – с. 88-89.

7.Майорова И.Г., Романина В.И. Дидактический материал по трудовому обучению. 1 класс. – М.: Просв., 1986.- с.78-81.

 

Тема 12: Методика изучения темы. Работа с разными материалами. Изонить.

 

Цели:

1.Познакомить студентов с методикой изучения темы.

2.Научить студентов способам выполнения изонити.

3. Продолжать формировать методические умения.

 

План

1.Методика проведения занятий по теме.

2.Технология заполнения угла.

3.Технология заполнения окружности.

4.Технология заполнения овала

5.Практическая работа студентов.

К занятию иметь: цветной картон, нитки мулине(х/б), циркуль,линейку, шило, ножницы.

 

Задания для подготовки к занятию.

1.Составить беседу об истории изонити

2. Подготовьте рассказ о технологии выполнения изонити.

3. Нарисуйте эскизы выполнения изделий.

4. Составить тезаурус понятий темы

 

Литература

1.Программа средней школы. Начальные классы. (1-3), (1-4). –М.: Просв., 1988.

2.Кузнецов В.П., Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. – М.: Просв., 1981.

3.Кузнецов В.П. Работа с бумагой и картоном на уроках труда. – М.: Просв., 1967. –с.116 -118.

 

 

Тема 13: Метод проектов.

 

Цели:

1.Дать представление о методе проектов.

2. Раскрыть методику осуществления этапов проекта.

3.Формировать умения выполнять графические документы проекта, делать экономический расчет используемых материалов.

4. Познакомить студентов с методикой оценки проектной деятельности младших школьников

 

 

План.

1.Знакомство с методом проектов

2.Основные этапы выполнения творческого проекта.

3.Методика организации всех этапов проекта.

4. Формировать умения выполнять технологические операции при соблюдении технологической и трудовой дисциплины, культуры труда.

5.Развивать творческие способности.

6.

 

Задания для подготовки к занятию.

1. Используя литературу № 1, 2 дайте определение метода проекта, выделите его основные черты и этапы выполнения.

2. Используя литературу №1 заполните таблицу

Этапы выполнения проекта Цель Содержание Методы и приемы Результаты деятельности Приемы активизации мыслительной деятельности
Организационно- подготовитель-ный этап          
Технологический              
Заключительный            

3. Разработайте методические рекомендации для проведения урока по теме «Выбор и обоснование проекта»

4. Составьте «Банк проектов», используя схемы 2 и 4 алгоритма проектной деятельности – план выполнения проекта. Заполните «Звездочку обдумывания»

5. Проанализируйте программы «Технология», «Школа мастеров», «Художественно- конструкторская деятельность», «Технология. Ступеньки к мастерству», «Трудовое обучение» (система Занкова Л.В.) Какая роль в каждой из этих программ отводится методу проектов? С какого класса дети начинают выполнять проект?

6. Разработайте методические рекомендации для проведения уроков по темам «Изготовление изделия» и «Корректирование проекта»

7.Вспомните критерии оценки деятельности детей на уроках технологии. Какие критерии учитываются в программе «Технология», «Художественно- конструкторская деятельности», «Школа мастеров», «Трудовое обучение», «Технология. Ступеньки к мастерству»

8.Используя литературу №1 выделите знания и умения, которые оценивает учитель на каждом этапе выполнения проекта. Запишите в тетради «Контрольный лист проекта»

9.Выпишите в тетрадь критерии успешной проектной деятельности младших школьников, а также критерии оценивания защиты выполненного проекта.

Перепишите схему №5 «Критерии оценки проектного изделия»

10.На занятии, используя технологическую карту, чертежи закончите выполнение проекта.

11.Продумайте защиту проекта, обосновав его конструктивные, технологические, экологические, эстетические и экономические стороны.

12. Продумайте творческие задания при выполнении отдельных макетов проекта.

13.Оформите графически творческие задания (схемы, эскизы, чертежи), выполните технологические карты.

14. Сделайте выводы и оформите всю документацию на отдельных листах.

15. Защитите проект. Выберите наилучший вариант защиты проекта.

16. Оформите его на отдельных листах.

17.Составьте тезаурус понятий темы

 

Литература:

1. Матяш Н.В., Хохлова М.В. Методика выполнения творческих проектов в младшей школе.-Брянск: БГПУ НМЦ «Технология», 1997 г., С.5-17

2. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.- Ярославль: Академия развития, 1997 г., С.63-76

3.Белякова Н.Е. Бумажное зодчество: Практическое пособие.- СПб.:Корона принт, 1999 г., С.44-50

 

 

Для самостоятельного изучения:

Выполненные задания сдать на неделе: тема 1, тема 2, тема 3, тема 4

На неделе: тема 5, тема 6, тема 7, тема 8

Тема 1: Переплетные работы.

Задания для подготовки.

1.Методика проведения уроков.

2.Способы окантовки картона.

3.Части книги

4.Составные и цельнокроеные переплетные крышки.

5.Подготовить беседы «Печатание книги», Переплетение книги»

6.Составить конспект на тему «Переплетные работы».

7.Выполнить чертежи частей записной книжки и блокнота

8.Тезаурус понятий темы

 

Литература

1.Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-3), (1-4) – М.: Просв.,1994

2.Гукасова А.М., Фрейтаг И.П. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских –М.: Просв., 1978.- вып.-2. – с.28 –33.

3.Кузнецов В.П. Работа с бумагой и картоном на уроках труда. – М.: Просв., 196.- С.123-129.

4.Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских.- М.: Просв., 188.- С.156-161.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 673; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.9.168 (0.016 с.)