Организация работы над практической частью курсовой работы и вкр 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация работы над практической частью курсовой работы и вкр



Осмысление предстоящего эмпирического исследования должно опираться на цель и гипотезу и учитывать реальные условия, в которых будет происходить сбор фактического материала. Исследователь задается вопросами: «Какую информацию об объекте мне необходимо получить, чтобы проверить гипотезу? Как, какими методами я могу получить эту информацию?»

Методический инструментарий должен быть научно обоснован. Для самоконтроля необходимо к каждому отобранному методу задать вопросы:: «Какую информацию я получу, применив этот метод? Для решения какой задачи она мне нужна? Почему я выбираю именно эту методику, а не другую, аналогичную? Можно ли вообще обойтись без этого метода и получить нужную информацию другим путем?»

Исследование в области социальной работы может содержать различные варианты практической части: рекомендательного и опытно-экспериментального характера.

В исследованиях рекомендательного плана автор, изучая опыт практической деятельности социального учреждения (или специалиста), вносит свои методические рекомендации по повышению его эффективности. Это осуществляется на основе теоретического изучения проблем социальной работы и проведенной лично исследователем диагностики реальной практики социальной работы. Диагностироваться могут: социальное состояние клиентов, их потребности, удовлетворенность социальными услугами и др.; деятельность специалистов и учреждения в целом; особенности состояния микросоциума и др.

В качестве рекомендаций могут быть предложены:

- разработанные автором программы, реализуемые в деятельности специалиста по социальной работе с определенной категорией клиентов - цель, задачи, категория клиентов, тип (социальная, образовательная, коррекционная, профилактическая и др.) и структура программы, мероприятия, требующиеся ресурсы, сроки, рекомендации по проведению и т.д.;

- теоретические модели (модель деятельности специалиста, модель социальной службы и т.п.) - цель, задачи, содержание, направления деятельности функции субъектов, рекомендуемые к использованию методы и средства, варианты взаимодействия специалистов и др.

- анализ передового опыта в области социальной работы (см. описание метода) и рекомендации по его использованию;

- программы спецкурсов или занятий для специалистов-практиков в области социальной работы - цель, адресат, учебно-тематический план, использованная литература, рекомендации по проведению.

Рекомендации пишутся не на языке установок и отношений, а на языке поведения и деятельности, они должны звучать конкретно, а не абстрактно. Поэтому рекомендация - «необходимо осуществлять индивидуальный подход» - не корректна, т.к. остается невыясненным, кто и что именно должен делать для того, чтобы осуществлять индивидуальный подход.

Для исследований, содержащих практическую часть рекомендательного плана, обязательно наличие так называемой «внешней» рецензии - отзыва специалиста-практика, способного оценить разработанные студентом материалы. «Внешнему» рецензированию подвергаются только материалы практической части ВКР (и курсовой работы). Рецензия должна включать анализ представленных материалов по следующим параметрам: своевременность разработки, соответствие потребностям реальной практики социальной работы, возможности реализации в практике, подготовленность к реализации, достоинства и недостатки.

В исследованиях опытно-экспериментального плана автор намеренно создает что-то новое, эффективно решающее социальные проблемы (технологию, программу, метод и т.п.). В ВКР и курсовых работах такого рода обязательным является осуществление опытной работы, включающей констатирующий и преобразующий этапы. В тексте должны присутствовать; гипотеза исследования; цель и задачи опытной работы; экспериментальная база (социальное учреждение, в котором проводится опытная работа); объект опытной работы; этапы опытно-экспериментальной работы; осуществляемые в рамках эксперимента мероприятия; анализ полученных результатов - в сопоставлении начального и конечного состояний изучаемого социального явления или процесса - при этом рекомендуется использовать методы математической статистики (см. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М, 1999; Гласе Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. - М., 1976.)

Отдельную научную ценность имеют исследования, выполненные на материалах архивов, а также работы, содержащие социальные портреты различных категорий клиентов социальных работников.

 

Этические аспекты исследований в социальной работе [11; 113-121]

Приступая к исследованиям и составляя их программу, социальный работник (или творческий коллектив) должен ру­ководствоваться следующими основными принципами, опре­деляющими этическую ответственность исследователя и час­тично изложенными в кодексе «Этические принципы в прове­дении исследований над людьми», принятом Американской психологической ассоциацией в 1975 г.

Уважение к индивидам, и группам, являющимся объек­том исследования.

Забота о благополучии общества и его граждан должна определять сущность, формы и методы исследования и проявляться в его процессе. В случае если ис­следователь предвидит негативные последствия исследования для граждан (клиентов), принимающих в нем участие, следует исследование видоизменить или отменить, чтобы не нанести ущерба чести, достоинству и благополучию клиентов и всему обществу.

Честность и открытость. Ответственность за разработку и осуществление этически приемлемого исследования всегда полностью возлагается на исследователя. Этически обоснован­ное исследование должно сопровождаться четким соглашени­ем между исследователем и лицом (лицами), являющимся объектом исследования. Если методика исследования вынуж­дает исследователя скрыть что-либо от клиента в процессе ис­следования, то его обязанностью является объяснить это кли­енту и восстановить доверительные отношения. Этически и научно обоснованной является проверка данных, сообщенных клиентом, однако клиент должен быть заранее оповещен о возможности и необходимости проверки предоставляемой им информации. Этические нормы говорят о том, что исследова­тель не имеет права накапливать информацию об индивиде в тайне от него, а также произвольно передавать эту информа­цию третьим лицам, не участвующим в исследовании и не занятым решением проблем клиента.

Добровольность участия клиентов в исследованиях. Со­гласие клиента на участие в исследованиях базируется на его праве на личную свободу.

Необходимая и достаточная информированность кли­ента о целях, ходе и результатах исследований. Участие в исследованиях на основе полной информированности — неотъемлемое и законное право индивида. Более того, полная информированность может влиять на мнение клиента о целесо­образности самого исследования и участия в нем и отчасти определять согласие или несогласие клиента на участие в других исследованиях.

Информирование клиента об исследовании дол­жно строится по следующей схеме:

раскрытие целей исследования;

уведомление об обеспечении конфиденциальности по­лученных от клиента сведений;

объяснение сущности исследования, т.е. тех процедур, которым клиент будет подвергнут в ходе исследования;

гарантирование клиенту права и возможности отказать­ся от участия в исследовании на любом из его этапов;

гарантирование права на консультацию независимого специалиста по сущности и целям исследования;

сообщение о предполагаемых результатах исследования и их возможном применении.

Гарантированностъ сохранения тайны исследований (конфиденциальность). Такие данные, как имя клиента, место его жительства и тому подобные конкретные сведения о нем, могут быть обнародованы только с согласия клиента и только в том случае, если социальный работник объяснит клиенту возможные не только положительные, но и отри­цательные последствия гласности

Контроль за ходом, исследований. Инфор­мация об отклонениях от заданной программы должна быть предоставлена клиенту в полном объеме. Главное же этичес­кое правило для социального работника в данной ситуации — сделать прогноз возможных нежелательных для клиента по­следствий исследований и исключить или, по крайней мере, минимизировать их, поскольку одной из главных задач иссле­дователя является ограждение объекта исследования от воз­можного физического, морального или материального ущер­ба, в том числе и отдаленного по времени от проводимого ис­следования. Исследования не могут проводиться, если суще­ствует опасность нанесения серьезного, длительного или не­устранимого ущерба клиенту — объекту исследования.

Использование результатов исследования исключитель­но на благо клиента. В практическом плане интересы участников иссле­дования — его субъекта и объекта — могут не совпадать. В этом случае исследователь должен разъяснить клиенту объективную ценность результатов исследования.

Результаты исследований в социальной работе не должны быть использованы в целях извлечения личной выгоды — ма­териальной, моральной, политической — или переданы для применения в этих целях юридическим или физическим лицам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.009 с.)