Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научный аппарат исследованияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
После того, как студентом выбрана тема курсовой работы и ВКР, совместно с научным руководителем составляется план-задание ее написания (Приложение 4). Для курсовой работы это не является обязательным. Определение научного аппарата исследования является важнейшим этапом работы студента над курсовой работой и ВКР. Любое научное исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров. К ним относятся объект и предмет исследования, его цели и задачи. Любая тема должна содержать проблему, значимую для теории или практики социальной работы. Ставя проблему, исследователь сам себе отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что не было изучено?». Например, каковы условия социальной адаптации беспризорных детей? Удачная, точная формулировка темы очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной его замысел. Объект исследования - это связи, свойства, отношения, которые существуют независимо от познающего, но служат конкретным полем научного поиска. Определяя объект исследования, автор отвечает на вопрос: «Что исследуется?» Предмет исследования более конкретен, он является частью (стороной) объекта. Предмет исследования включает только те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат глубокому специальному изучению в данной работе. Предмет исследования устанавливает познавательные границы исследования, так как один и тот же объект может предполагать множество предметов исследования. Размышляя над предметом исследования, отвечаем на вопрос: «Какие отношения, свойства, аспекты, функции объекта раскрывает данное исследование?» Таким образом, объектом исследования является то, что непосредственно исследуется, а предметом - то, что в объекте получает научное объяснение. Например, в ВКР на тему «Социальная реабилитация больных алкоголизмом» объектом является процесс реабилитации больных алкоголизмом, а в качестве предмета выступают научные теории социальной реабилитации. В качестве предмета чаще всего выделяют целевой, содержательный, операционный, личностно-мотивационный, организационный аспекты. При создании и опытно-экспериментальной проверке модели реабилитационного центра для наркозависимых в качестве предметов исследования могут быть выделены: определение функциональных направлений в деятельности учреждения (целевой), уточнение видов услуг (содержательный), способы создания условий социальной реабилитации (операционный), взаимодействие с другими социальными службами (организационный) и т.п. Например: Тема: Теория и практика службы сопровождения детей с нарушениями умственного развития в условиях коррекционной школы. Объект: дети с нарушениями умственного развития. Предмет: деятельность службы сопровождения детей с нарушениями умственного развития.
Тема: Использование вокалотерапии в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Объект: дети с ограниченными возможностями. Предмет: влияние вокалотерапии на социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями.
Цель - обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах научного поиска, это (практически всегда) переформулированная тема. Автор ставит перед собой вопрос: «Какой результат я хочу получить?» «Что я хочу доказать, понять, проверить, опровергнуть?». Суть цели двояка: с одной стороны, она состоит в том, чтобы решить проблему исследования, а с другой - в качестве цели формулируется научный результат, который необходимо получить. Цель должна быть сформулирована кратко, предельно точно и выражать то основное, что намерен сделать исследователь. Поэтому недостаточно написать, что именно вы планируете изучить, необходимо обозначить, что именно вы хотите определить, выявить, установить, разработать в результате такого изучения. Формулировка цели исследования может быть такой: выявить...; описать...: проанализировать...; обобщить опыт...; дать сравнительную характеристику...; сопоставить...; охарактеризовать возможности...; сформулировать рекомендации...и т.д. Искомым результатом могут стать: анализ, классификация, программа, рекомендации, тенденции, условия, система мер, модель и др. Например, в курсовой работе на тему «Возможности специалиста по социальной работе в решении проблем современного детства» цель такова: охарактеризовать (или выявить) возможности специалиста по социальной работе в решении социальных проблем детей на современном этапе. Цель исследования в ВКР на тему «Деятельность медико-социальных служб по реабилитации наркозависимых в России и за рубежом»: разработать рекомендации для медико-социальных служб на основе сопоставительного анализа отечественных и зарубежных программ реабилитации наркозависимых. Цель научно-исследовательской работы студента (в курсовых работах и ВКР) конкретизируется в системе исследовательских задач (их должно быть не более 5). Задачи - это данные в конкретных условиях цели деятельности; они должны полностью раскрывать цель, представляя собой звено, шаг, этап ее достижения. Чтобы осмыслить задачи, исследователь должен поставить перед собой вопрос: «Что нужно сделать, чтобы достигнуть цель?». Принято выделять три вида задач: - историко-диагностический - связан с изучением истории и современного состояния научной проблемы, теоретических оснований исследования; - теоретико-моделирующий - связан с раскрытием сущности изучаемого, факторов, влияющих на его функционирование и преобразование; - практически-преобразовательный - связан с разработкой и использованием особых приемов, методов и средств рациональной организации различных направлений социальной работы, а также с разработкой практических рекомендаций в адрес отдельных социальных служб и специалистов в области социальной работы. Следовательно, задачи исследования должны включать в себя следующие элементы: 1) решение определенных теоретических вопросов - анализ историографии проблемы социальной работы, выявление сущности изучаемого социального явления, научного понятия, совершенствование (или оптимизация) его определения, разработка ипологий,классификаций и т.д.; 2) эмпирическое изучение практики решения данной проблемы в отечественной и зарубежнойсоциальной работе, выявление ее современного состояния; 3) разработка, обоснование и экспериментальная проверка программы (системы мер) по решению избранной социальной проблемы, а также разработка методических рекомендаций по использованию результатов исследования в практике социальной работы. Формулировки могут быть следующими: рассмотреть...; описать...; провести научный анализ...; определить...; предложить типологию...; выявить причины...; раскрыть...; установить...; разработать...; экспериментально проверить...; исследовать…; систематизировать…; обобщить и т.д. В курсовой работе «Система социальной помощи детям-сиротам в России» определены следующие задачи: 1) выявить истоки социальной помощи детям-сиротам на Руси; 2) охарактеризовать виды и формы помощи сиротам в дореволюционной России; 3) раскрыть нормативные основы и особенности деятельности учреждений социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; 4) определить основные направления и содержание деятельности специалиста по социальной работе в детском доме. В ВКР на тему «Социальная работа с людьми, имеющими ВИЧ-статус» определены следующие задачи: 1) проследить историю распространения ВИЧ и СПИДа в мире и России; 2) дать медико-биологическую характеристику заболевания СПИД и социально-психологическую характеристику человека с ВИЧ-статусом; 3) проанализировать нормативно-правовую базу социальной работы с ВИЧ-инфицированными; 4) разработать и экспериментально проверить модель деятельности специалиста по социальной работе с людьми, имеющими ВИЧ-статус. Чаще всего решению отдельных исследовательских задач посвящены отдельные параграфы дипломной работы. ВКР, имеющие экспериментальную направленность, должны содержать гипотезу исследования. Гипотеза - обоснованное предположение о том, как, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат, это своеобразный прогноз ожидаемого решения исследуемой проблемы. Вопрос, над которым должен рассуждать исследователь, чтобы сформулировать гипотезу звучит так: «Что не очевидно в объекте, что я вижу в нем такого, чего не замечают другие?» Гипотеза выдвигается для объяснения каких-либо фактов социальной работы, социальных явлений, процессов, которые исследователь подтверждает или опровергает. Для выдвижения гипотезы необходимо не только тщательное изучение теоретических аспектов проблемы, но и проведение определенных диагностических процедур (опросов, анкетирований, тестирований и т.п.). В исследовании может присутствовать один из видов гипотез – описательного или объяснительного характера. Описательная гипотеза должна содержать указание причин и возможных следствий того или иного социального явления. В объяснительной гипотезе должны раскрываться возможные следствия из действия тех или иных социальных факторов, при этом должны указываться условия, при которых эти следствия произойдут. В ВКР на тему: «Комплексная реабилитация семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями в условиях Территориального центра социальной помощи семье и детям» гипотеза определена так: процесс комплексной реабилитации семьи, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, будет осуществляться эффективнее, если: • используются возможности всех служб Территориального центра социальной помощи семье и детям, взаимодействие с ними организовано оптимально по времени и содержанию; • в него включаются все члены семьи (ребенок с ограниченными возможностями, родители), специалист по социальной работе выполняет роль посредника между ними, а также между семьей и Территориальным центром социальной помощи семье и детям; • учитываются индивидуальные особенности всех членов семьи, воспитательные возможности семьи, ее специфические проблемы. В примере приведен вариант объяснительной гипотезы. Важно, чтобы все элементы методологического аппарата связывали внутренняя логика, единство всех компонентов. Чрезвычайно важный объект методологической рефлексии – понятийный аппарат исследования и его терминология. В научном сочинении автор должен раскрыть содержание всех основных понятий-терминов, на которые он опирается. Например, рассмотрение темы «Деятельность специалиста по социальной работе по адаптации детей с девиантным поведением» требует от исследования, как минимум, определения понятий «девиантное поведение», (при этом необходимо «развести» понятие «девиантное» с понятиями «криминальное», «делинквентное» поведение), «адаптация», «социальная адаптация», «деятельность специалиста по адаптации». В научной литературе часто встречаются различные трактовки того или иного понятия. В таком случае, во-первых, исследователю необходимо знать как можно больше определений понятия, данного разными исследователями. Во-вторых, необходимо проанализировать сущностные черты этого понятия, описываемые разными исследователями, выявить сходные и различные признаки. В-третьих, мотивируя свой выбор, присоединиться к одному из вариантов, либо сформулировать собственное определение сущности понятия (если в имеющихся определениях не отмечены сущностные характеристики понятия, выявленные исследователем).
Историографический обзор Историографический обзор является важнейшей частью дипломной работы. Он подводит итоги изучения данной темы в науке и свидетельствует об общей профессиональной эрудиции автора работы. Важнейшими задачами историографического анализа являются: а) выделение основных этапов изучения темы в науке — кем и когда эта тема была впервые поставлена; кем и в каких направлениях она разрабатывалась впоследствии; какие версии решения данной научной проблемы существовали на протяжении ее изучения; какие ее аспекты попадали в поле зрения исследователей и какие вызывали дискуссию и т.п.; б) выявление круга вопросов, удовлетворительно решаемых в работах предшественников; в) определение спорных или слабоизученных вопросов в предшествующей историографии. При оценке тех или иных работ следует принимать во внимание те теоретико-методологические подходы, которыми руководствовались ученые, а также доступную им источниково-информационную базу [15; 11]. Полнота историографического обзора зависит от результатов библиографического поиска.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.2.5 (0.007 с.) |