Сбор материалов к курсовой работе и ВКР 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сбор материалов к курсовой работе и ВКР



Поскольку ВКР предусматривает проведение самостоятельного исследования, то ее автору необходимо овладеть комплексом методов научного исследования. В социальной работе методы принято разделять на эмпирические и теоретические. К эмпирическим методам относятся следующие: изучение литературы, документов, архивных материалов текущей документации, наблюдение, изучение результатов деятельности, опрос (беседа, анкетирование, интервьюирование), тестирование, оценивание, метод обобщения независимых характеристик, метод обобщения опыта, социальное обследование, опытная работа, эксперимент. В группу теоретических методов входят следующие:

метод теоретического анализа (с помощью анализа можно выявить строение исследуемого объекта – например, структуру деятельности специалиста по социальной работе с детьми, склонными к употреблению алкоголя – отделить главное от второстепенного; результатом анализа становятся классификации, типологии, этапы, тенденции какого-либо процесса),

синтез (результат – обобщение, выводы из фактов),

абстрагирование (в результате абстракции в исследовании появляются обобщения, переходящие в понятия, чертежи, схемы, диаграммы, модели, графики, таблицы…),

конкре­тизация (результатом конкретизации являются наглядные примеры социальной работы, частные случаи с их описанием и анализом),

сравнение (результат – глубокое представление о каком-либо явлении, на основании выявленных сходства и различий),

моделирование, идеализация.

В зависимости от особенностей темы исследования, специфики предмета и конкретных условий отдельные методы могут иметь преимущественное значение.

Методы и правила сбора теоретических материалов. Выполнение ВКР требует от студента умения ориентироваться в специальной литературе, составлять список литературы, используя для этого различные библиотечные каталоги: алфавитный, систематический, предметный.

Источники информации:

библиографические справочные издания;

библиографические указатели в конце монографий;

указатели литературы к главам в учебниках;

лексиконы, справочники (списки литературы после словарной статьи);

последние в году номера журналов, в которых печатаются списки всех статей, опубликованных в истекшем году;

списки литературы к курсовым и дипломным работам, хранящимся на кафедре;

выставки новых поступлений в библиотеке,

сайты в Интернете.

Cтудент может воспользоваться электронными каталогами центральных библиотек:

Российская государственная библиотека - http://www.rsl.ru.

Российская национальная библиотека (РНБ) - http://www.nlr.ru

Институт научной информации по общественным на­укам Российской Академии наук (ИНИОН РАН) – http://www.inion.ru

Государственная научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского Российской Академии образова­ния - http://www.gnpbu.ru

Научная библиотека Московского государственного универ­ситета им. М.В. Ломоносова - http://www.lib.msu.su

Для выполнения ВКР студенту рекомендуется использовать следующие нормативные источники:

международные документы;

законы Российской Федерации;

указы Президента Российской Федерации;

постановления исполнительных органов власти Российской Федерации по вопросам темы.

Знание законов необходимо студенту для того, чтобы представленные в дипломе предложения, рекомендации не противоречили действующему законодательству.

Работа над курсовой работой и ВКР, как правило, начинается с подборки и первичного ознакомления с необходимой литературой по теме. Выявляются и изучаются материалы, в которых отражены результаты проведенных специальных исследований и изложены теоретические основы изучаемого вопроса, опубликованные в монографической литературе и периодических изданиях (Приложение 7), сборниках статей, материалах научных конференций. При необходимости к исследованию привлекаются архивные материалы.

Характеристика отдельных литературных источников

Монография — это научный труд одного или несколь­ких придерживающихся единой точки зрения авторов, в котором содержится всестороннее теоретическое исследо­вание одной проблемы или темы.

Брошюра — непериодическое печатное издание неболь­шого объема, как правило, научно-популярного характера.

Сборник научных статей — издание произведений од­ного или нескольких авторов, которые одну научную про­блему рассматривают часто с различных точек зрения.

Журнальная статья — научное произведение небольшо­го размера, в котором проблема рассматривается с обо­снованием ее актуальности, теоретического и прикладно­го значения, с описанием методики и результатов прове­денного исследования.

Рецензия — критический разбор одного или несколь­ких научных произведений, где дается анализ важнос­ти, актуальности представленных исследований, оцени­вается качество изложения, приводятся отзывы специа­листов.

Аннотация — краткая характеристика книги, статьи, ру­кописи. В ней излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено.

Тезисы доклада — краткое изложение содержания пред­стоящего научного сообщения [15; 6].

Для исследова­теля важно уметь определять цели чтения, владеть различными его видами.

Цели чтения

Информационно-поисковая — найти нужную инфор­мацию.

Усваивающая — понять информацию и логику рассуж­дения.

Аналитико-критическая — осмыслить текст, определить к нему свое отношение.

Творческая — на основе осмысления информации до­полнить и развить ее.

Виды чтения

Библиографическое чтение — это просматривание кар­точек каталога, рекомендательных списков, сводных спис­ков журнальных статей за год и др. Цель такого чтения - по библиографическим описаниям найти источники, ко­торые могут быть полезны в дальнейшей работе.

Ознакомительное чтение подразумевает сплошное, дос­таточно внимательное прочтение отобранных статей, книг, их глав, отдельных страниц. Цель — познакомиться с ха­рактером информации в целом, уяснить, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение; провести сортировку материала на существенный и несущественный, выделить моменты, заслуживающие особого внимания. После тако­го чтения источник или откладывается как не содержа­щий новой и нужной информации, или оставляется для изучения.

Изучающее чтение предполагает доскональное освоение материала, отобранного в ходе ознакомления со статья­ми, книгами. В ходе такого чтения проявляется доверие читателя к автору, готовность принять и впитать всю пред­лагаемую информацию, реализуется установка на предель­но полное понимание и усвоение материала.

Аналитико-критическое и творческое чтение — два вида чтения, близкие между собой. Первое из них предполагает направленный критический анализ информации; второе - поиск тех суждений, фактов, по которым высказываются собственные мысли.

Основное качество квалифицированного профессио­нального чтения — гибкость, требующая от читателя уме­ние управлять сменой своих установок и в зависимости от них переходить от одного вида чтения к другому[15; 8].

Просмотровое чтение, как и библиографическое, исполь­зуется для поиска материалов, содержащих нужную инфор­мацию. Обычно к нему прибегают сразу после работы с ка­талогами и списками литературы, поскольку с их помо­щью читатель может только предположить, что в книге или в статье данного названия содержится интересующая его информация.

Для того чтобы быстро установить содержит ли источник необходимую вам информацию, необходимо осуществлять просмотровое чтение найденных источников.

Этапы просмотрового чтения:

1. Изучение титульного листа (автор, название, место и год издания, аннотация).

2. Просмотр оглавления.

3. Чтение предисловия и/или послесловия, которые обычно знакомят с содержанием книги.

4. Изучение научного аппарата книги (ссылки на источники в конце книги или внизу страниц).

5. Конец просмотра – чтение фрагмента текста, связанного с вашей проблемой и одновременная письменная фиксация содержания этого фрагмента.

Формы письменной фиксации содержания книги

При изучении литературы рекомендуется использовать различные виды записей - конспект, аннотация, тезисы, выписки, составление плана [4].

1. Конспектирование. Плановый конспект предполагает составление плана из интересующих вопросов и краткое изложение того, что сообщает по этому поводу источник. Всю книгу при этом можно не читать, а только выбирать в ней нужные для конспектирования места. Текстуальный тип конспекта полностью состоит из цитат.

Тематический конспект организуется так, чтобы од­новременно проработать несколько источников по единой теме.

Образец реферирования приведен в Приложении 9.

2. Составление плана. Для того чтобы лучше понять внутреннюю логику изучаемого текста, проще всего составить развернутый план. План — это логический каркас исследования проблемы, поэтому при составлении плана собственной работы, можно воспользоваться фрагментами логической последовательнос­ти изложения, найденной автором. План может быть простым, то есть состоящим из общих заголовков, относящихся к крупным частям текста, или сложным,
развернутым, включающим в виде параграфов и подпараграфов более дробные логические членения. 3. Выписки. Это наиболее простая и несамодостаточная форма работы с текстом: из текста выбирается то, что относится к изучаемой теме или косвенно с
ней связано, и записывается в форме отдельных, несвязанных друг с другом единой логикой записей.

4. Тезисы — краткие формулировки основных положений содержания книги или статьи. В процессе составления тезисов студент глубже осваивает материал и делает­
первый шаг к собственным обобщениям. Простые и сложные тезисы — это соответственно, более или менее подробные формулировки тех же идей, но содержащие цитаты или прямой пересказ авторского текста. Впоследствии при переработке простых и слож­ных тезисов получаются основные. Основные тезисы предполагают четкое, лаконичное изложение в пронумерованных
пунктах главных идей, содержащихся в источнике.

Важно не только тщательно обработать материал, по­черпнутый из источников, но и правильно организовать его хранение. Удобнее всего хранить создавшуюся базу данных в форме картотеки — специально организован­ной системы карточек, которые можно изготовить само­стоятельно. Карточки внешне должны быть похожи на карточки библиотечного каталога. Разместить их тоже нужно как в предметном каталоге — по рубрикам. Ввер­ху на каждой карточке указывается тема, ниже — фами­лия автора, название книги, выходные данные, номера ис­пользованных страниц. Хорошая организация картотеки и порядок в ней позволяет легко пользоваться ею в работе над собственным текстом, при оформлении биб­лиографических ссылок и списка литературы.

Другие способы хранения:

в папках-накопителях (по темам, разделам, авторам и т.п.) или в отдельных папках, где по темам собраны пуб­ликации из периодики;

в тетрадях, для этого нумеруют страницы, на полях записывают темы, под каждой выпиской ставят фамилию автора, название работы и т.д. Чтобы удобно было пользо­ваться такой тетрадью и легко находить нужные выдержки, полезно завести алфавитный указатель тем. Делая какую-нибудь выписку, в указателе отмечают ее тему, номер тет­ради и страницу.

Хранить следует самый существенный материал, по­стоянно его обновляя. Этому способствует знакомство с новой научной, учебной, методической литературой и пуб­ликациями педагогической периодики.

Следующий шаг – систематизация и обобщение накопленного материала. Результаты этой работы отражаются в первой главе научного сочинения. Краткий пересказ источников последовательно, «по одному» («принцип шампура»), без критического анализа материала не является продуктивным. Изучая литературу необходимо найти ответы на следующие вопросы: как различные авторы описывают сущность явления, его признаки, свойства, характеристики; термины; типологии, классификации, функции; место данного явления в процессе социализации и адаптации человека на разных возрастных этапах; возможности социальной работы; неизученные вопросы. При этом необходимо осуществлять анализ разных подходов, их сравнение, обобщение, критику.

Пример. Тема ВКР: «Деятельность специалиста по социальной работе по формированию готовности к браку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Первая глава содержит анализ литературы по теме исследования. Всего было изучено 59 источников и выявлены те вопросы, по которым информация есть. Разные точки зрения по данным вопросам сопоставлялись. В результате были раскрыты особенности воспитанников детских домов, освещенные в разных источниках. Данный материал обобщен в группы проблем, выделенные автором самостоятельно. Анализ последствий воспитания в условиях детского дома показал необходимость изучения концептуальных подходов к вопросам развития личности подростка, воспитывающегося вне семьи (концепции депривации З. Матейчека, Й. Лангмейера, социальной ситуации Л.С. Выготского, Л.И. Божович и др). В итоге определены те специфические особенности подростков, которые отражают необходимость специальной работы по формированию у них готовности к браку.

Определяя понятие «готовность к браку» автор показывает недостаток литературы, раскрывающей сущность понятия. Сравнивая различные определения понятия исследователь находит общие компоненты готовности к браку, расставляет необходимые акценты, соотносит данное понятие с близким по смыслу - «способность к браку». Соотнося структуру готовности к браку и имеющиеся программы для детей-сирот, автор приходит к выводу, что далеко не все компоненты данного явления находят здесь отражение. Поэтому во второй главе работы предложена авторская программа формирования готовности детей-сирот и ДОБПР к браку.

Методы и правила сбора эмпирических материалов. Значимым методом исследования, который может использовать студент-дипломник, является наблюдение. Наблюдение заключается в целенаправленном восприятии фактов, процессов или явлений. Оно может быть непосредственным, т.е. осуществляться самим наблюдателем лично, или косвенным, основанным на информации других лиц, проводивших непосредственное наблюдение. При использовании наблюдения важно знать, что этот метод исследования имеет ряд особенностей.

Наблюдение имеет четко поставленную цель, проводится по специально разработанной программе, которая составляется на основе определенной теории. Программа наблюдения позволяет грамотно и четко организовать процесс наблюдения: что наблюдать, как оценивать. В программу наблюдения целесообразно включать цель, задачи, объект, выбор способа, времени наблюдения, тип наблюдения, порядок и формы фиксирования информации (дневники наблюдения, протокольные записи, представляющие собой фотографию наблюдаемого процесса (явления), схемы, таблицы, фото-, видеосъемка).

Дневник наблюдения может быть представлен в виде таблицы:

Элементы наблюдаемого явления Сила проявления Частота проявления Объективные заметки, факты Субъективные заметки, оценка фактов
1.           часто иногда отсутствует    
2.           часто иногда отсутствует    

 

Наблюдение отличает целенаправленность, аналитический характер, комплексность, систематичность, целостность подхода к изучаемому явлению, т.е. изучая конкретные стороны явления, нельзя забывать о том целом, в которое оно входит.

При использовании беседы в качестве метода исследования важно определить цель, тщательно продумать вопросы. К последним предъявляется ряд требований. Они должны быть содержательными - заключать в себе определенную серьезную мысль; последовательными - иметь внутреннюю связь между собой; носить целесообразный характер - соответствовать целям беседы.,

Анкетирование один из опросных методов сбора первичной социальной информации, позволяющий опросить одновременно большое количество людей, привлеченных к исследованию, при этом отсутствует необходимость обязательного личного контакта исследователя с опрашиваемыми.

При построении анкетного опроса следует придерживаться следующей структуры:

1. Название (заглавие) анкеты;

2. Введение («Шапка анкеты») в котором важно обозначить кто организует и проводит анкету, цель анкетирования, где будут использоваться полученные данные. Необходимо отметить гарантию анонимности полученной от респондента информации, а также подчеркнуть активную позицию каждого респондента.

3. Вопросы

Подбор вопросов следует осуществлять, руководствуясь «правилом воронки»:

В начале анкеты следует размещать простые вопросы, чтобы облегчить респонденту включение в работу с анкетой и заинтересовать его.

В середине анкеты необходимо разместить наиболее важные вопросы с точки зрения исследования и наиболее сложные для респондента.

В заключительной части анкеты следует сделать переход на простые вопросы, учитывая усталость респондента, падение интереса и появление инерции при ответах.

4. «Паспортичка» - блок, содержащий вопросы касающиеся личности респондента (пол, возраст, уровень образования, статус, стаж работы, семейное положения, доход и др.)

5. Благодарность за сотрудничество.

Также следует учитывать ряд требований к формулировке вопросов в анкетах по социальной работе:

Вопросы должны отвечать исследовательской задаче, быть сформулированы ясно и конкретно, стилистически грамотно, в словах, понятных респонденту, быть тактичными по отношению к личности респондента.

Вопросы не должны иметь двойного толкования, носить внушающий характер, в виде подсказок, быть такими, на которые можно получить информацию из других источников, быть в большом количестве.

Метод изучения документов и результатов деятельности специалиста по социальной работе предполагает их описание, разделение по содержанию, анализ, классификацию и содержательную интерпретацию. Богатый фактический материал могут дать следующие виды документов:

официальные документы (международные, федеральные, региональные, муниципальные);

письменные (протоколы, социальная карта развития ребенка, личные дела, отчеты, карта индивидуальной работы с клиентом, дневники, классные журналы, карта сопровождения, акты обследования жилищно-бытовых условий, социальный паспорт микрорайона, характеристика, информация о работе с семьей, карточки учета несовершеннолетнего, состоящего на учете);

статистические (ведомости, отчеты);

иконографические документы (кино-, фотодокументы, видеофильмы – например, по профилактике наркомании);

технические материалы (поделки, рисунки, коллажи).

В процессе работы над ВКР может быть использован метод эксперимента, представляющий собой комплексный метод исследования. Его задача состоит в том, чтобы с использованием качественной и, по возможности, количественной оценок выяснить сравнительную эффективность применяемых в социальной работе отдельных методов, приемов, организационных форм, целостных новых систем и концепций.

Выделяется два вида эксперимента: констатирующий и преобразующий. Констатирующий эксперимент проводится в целях выявления состояния предмета исследования на начальном этапе. Он осуществляется с использованием разнообразных диагностических методов (анкетирование, наблюдение, анализ статистических материалов, продуктов деятельности учреждений и клиентов и др.). Преобразующий эксперимент проводится для проверки одного или нескольких факторов, которые подлежат исследованию. Он организуется на основе результатов констатирующего эксперимента. В процессе этого вида эксперимента исследователь производит корректировку выдвинутой им гипотезы и организует ее проверку, вводя новые условия и изучая влияние этих условий на повышение эффективности социальной работы.

Особыми возможностями для исследований в области социальной работы обладает метод обобщения передового опыта. Научное изучение, анализ и обобщение опыта позволяют выработать способ решения актуальных социальных проблем, изучить эффективность научных рекомендаций, выявить элементы нового, прогрессивного, рождающегося в реальной практике социальных учреждений и отдельных специалистов в области социальной работы.

Анализ передового опыта в области социальной работы рекомендуется осуществлять, руководствуясь следующей логикой:

- обозначить изучаемый объект (специалист, коллектив, учреждение), наименование опыта (направление и тема работы);

- дать краткую характеристику опыта (решаемые проблемы, способ решения, полезность, новизна; применимость в измененных условиях);

- описать условия формирования и реальное протекание опыта (деятельность клиентов, специалистов социального профиля, характер их взаимоотношений), полученные результаты, их стабильность;

- внести предложения по развитию (в необходимых случаях - корректированию) изучаемого опыта,

- высказать рекомендации по его использованию (для кого ценен, необходимые условия для эффективного использования, наиболее подходящие способы использования, ограничения).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.255.162 (0.057 с.)