Организация работы над курсовой работой и вкр 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация работы над курсовой работой и вкр



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ НАУЧНЫХ РАБОТ

на отделении социальной работы факультета социальной работы, педагогики и психологии

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ НАУЧНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ

на отделении социальной работы факультета социальной работы, педагогики и психологии

ВЫПОЛНЕНИЕ НАУЧНЫХ РАБОТ

Методические рекомендации для студентов отделения социальной работы факультета социальной работы, педагогики и психологии


Печатается по решению УМС ВГПУ


Методические рекомендации по выполнению научных работ на отделении социальной работы факультета социальной работы, педагогики и психологии / С.И. Михайлова, О.В. Нагибина, Т.М. Узорова., Т.В. Чсрпухина. - Вологда: ВГПУ, 2008.

 

Составители: Михайлова Светлана Ивановна, к.п.н., доцент

Нагибина Ольга Валерьевна, к.п.н., доцент

Узорова Т.М., старший преподаватель

Черпухина Татьяна Васильевна, к.п.н., доцент

 

Рецензенты: Углицкая Маргарита Альбертовна, к.п.н., доцент

Макеева Ирина Александровна, к.п.н., доцент

В пособии рассматриваются основы методики исследования в социальной работе, описываются требования, предъявляемые к содержанию и оформле­нию рефератов, докладов, курсовых и выпускных квалификационных работ.

Настоящее издание адресовано студентам очного и заочного отделений факультета социальной работы, педагогики и психологии (специальность «Социальная работа»).


СОДЕРЖАНИЕ

Общие положения

Виды исследовательских работ студента

Реферат и доклад

Курсовая и дипломная работы

Руководство курсовой работой и ВКР студента

Требования к содержанию и оформлению курсовой работы и ВКР

Общие требования к курсовой работе и ВКР

Структура курсовой работы и ВКР

Оформление текста курсовой работы и ВКР

Правила библиографического описания источников информации

Организация работы над курсовой работой и ВКР

Научный аппарат исследования

Историографический обзор

Сбор материалов к курсовой работе и ВКР

Организация работы над практической частью курсовой работы и ВКР

Этические аспекты исследований в социальной работе

Язык и стиль научного исследования

 

Защита курсовой работы и ВКР

Процедура защиты курсовой работы

Допуск к защите ВКР

Рецензирование ВКР

Порядок защиты ВКР

Список литературы

Приложения

1. Лист задания к выпускной квалификационной работе

2. Образец оформления титульного листа курсовой работы студента
дневного отделения

3. Образец оформления титульного листа курсовой работы студента
заочного отделения

4. Образец оформления титульного листа выпускной квалификационной работы студента дневного отделения

5. Образец оформления оглавления курсовой работы

6. Образец оформления оглавления выпускной квалификационной работы

7. Перечень периодических изданий, публикующих материалы по проблемам социальной работы

8. Речевые клише, использующиеся в научных текстах

9. Образец реферирования

10. Положение о выпускной квалификационной работе в Вологодском государственном педагогическом университете


Общие положения

Выполнение учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ (рефераты, доклады, курсовые и выпускные квалификационные работы) является значимым компонентом профессиональной подготовки в вузе. Оно позволяет систематизировать, закрепить и расширить теоретические знания и практические умения по специальности; развить навыки самостоятельной работы и овладеть методикой исследования и экспериментирования, анализа, обобщения и логического изложения материала; выяснить уровень подготовленности студента к самостоятельной практической деятельности.

Реферат - первая из письменных работ, которая может служить вспомогательной формой контроля знаний студентов любого курса. Курсовая работа выполняется на 2 и 3 курсах, а написание ВКР осуществляется на двух последних курсах обучения студента.

Общие подходы к этапам выполнения исследовательских работ могут быть следующими:

выбор и утверждение (или согласование с преподава­телем) темы и определение исследовательского аппара­та;

составление плана исследования;

анализ имеющейся педагогической и другой литерату­ры (информации) по изучаемой проблеме;

изучение теории и истории рассматриваемой пробле­мы в опубликованных изданиях;

осмысление собранного материала и выдвижение рабо­чей гипотезы;

организация опытно-экспериментальной работы и от­бор методов для ее проведения;

анализ и обобщение полученных результатов экспери­мента;

текстовое оформление работы;

публичное выступление с результатами исследования или защита работы.

После каждого этапа выполнения плана исследования студент может обращаться к научному руководителю для дальнейшей корректировки работы.

 

 

Виды исследовательских работ студентов

Реферат и доклад

Реферат – первая исследовательская работа студента. Реферат представляет собой грамотное и логичное изложение имеющихся в научной литературе концепций по заданной проблемной теме. При подготовке и защите реферата студент демонстрирует умение работать с научной литературой, вычленять проблему из контекста, навыки логического мышления (систематизация, обобщение, классификация, анализ информации), культуру письменной речи, знания оформления научного текста, ссылок, цитат, составления библиографии.

Цель автора – постановка проблемы и поиск ее решения на основе сравнительного анализа научной литературы, сопоставление различных точек зрения, обоснование преимущества одной из них и даже формулирование собственной позиции.

Соответствие содержания реферата заявленной теме составляет один из критериев его оценки. Задача студента состоит в том, чтобы с максимальной полнотой использовать рекомендованную литературу, без искажения смысла понять позицию авторов и обосновать преимущество одной (или нескольких) из них.

Реферат по проблемам социальной работы должен удовлетворять следующим требованиям:

• иметь профессиональную направленность, выражающуюся в том, что ее содержание связывается с будущей профессией обучающегося студента;

• содержать анализ использованных научных источников по теме;

• отражать современное состояние и перспективы развития изучаемого вопроса, современное состояние проблемы;

• содержать рекомендации по практическому применению на практике итогов и выводов, полученных в результате работы;

• соответствовать требованиям ГОСТ;

• включать в себя, как правило, введение, основную часть, заключение и приложения;

• содержать до 30-35 страниц рукописного текста или от 15 до 25 страниц машинописного текста.

Объем реферата должен быть не менее 5 и не более 15 печатных страниц через полуторный интервал.

Построение реферата вытекает из поставленных задач. Реферат включает титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение и список использованной литературы (не менее 10-15 источников).

Во введении необходимо обосновать актуальность выбранной темы, сформулировать и кратко охарактеризовать основную проблему, цель и задачи своей работы, используемые источники. Основная часть может делиться на параграфы. В основной части последовательно, с соблюдением логической преемственности между параграфами, раскрывается поставленная во введении проблема, прослеживаются пути ее решения на материалах источников, описываются различные точки зрения на нее и выражается ваше отношение к ним. Текст реферата может быть дополнен иллюстративным материалом: диаграммы, схемы, таблицы и рисунки. В заключении подводится общий итог работы, формулируются выводы, намечаются перспективы дальнейшего исследования.

Критерии оценки реферата

Актуальность темы исследования.

Соответствие содержания теме (отсутствие отступлений, не относящихся к теме).

Глубина проработки материала и логичность его изложения.

Правильность и полнота использования источников (понимание позиции авторов).

Грамотное оформление текста (демонстрация умений ссылаться на используемые источники, цитировать авторский текст).

Реферативная работа возвращается, если при проверке выявлены:

• существенные ошибки и недостатки;

• основные вопросы темы не раскрыты;

• полное или частичное переписывание из источников или Internet;

• низкий уровень грамотности;

• несоблюдение требований по выполнению и оформлению работы.

Также как и текст реферата, оформляется текст доклада. Но доклад предназначен для устного изложения, поэтому кроме грамотного построения и оформления текст должен хорошо восприниматься на слух. Чтобы аудитория не устала слушать, возможно сложные идеи чередовать с конкретными примерами, шутками из разряда «научных», притчами. Текст доклада должен быть построен в соответствии с регламентом предстоящего выступления. После выступления докладчик должен ответить на вопросы слушателей.

К докладу по крупной теме могут привлекаться несколько студентов, между которыми распределены вопросы выступления.

Оформление текста курсовой работы и ВКР

1. Объем курсовой работы не должен превышать 35 страниц печатного текста 14 кеглем через 1,5 интервала или 50 - рукописного. Объем ВКР не должен превышать 70-80 страниц печатного текста через 1,5 интервала или 100-120 рукописных.

2. Курсовая работа и ВКР должна быть написана на одной стороне листа белой бумаги формата А4 одним цветом - черным (рукописный вариант). Работа может быть отпечатана на стандартных листах с соблюдением полей; левое - не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее – не менее 20 мм. Рамка на каждом листе не обводится.

3. Курсовая работа и ВКР должны быть сброшюрованы в твердой обложке.

4. Названия глав следует писать по центру прописными буквами, название параграфов - с абзаца строчными буквами.

Переносы слов в заголовках не допускаются. Точка в конце заголовка не ставится. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Каждую главу следует начинать с нового листа (страницы), параграфы одной главы следуют друг за другом.

5. Страницы нумеруются арабскими цифрами без точки в правом верхнем или нижнем углу листа. Первая страница текста обозначается цифрой 3 (титульный лист и оглавление включаются в общую нумерацию страниц, но номер страницы на них не проставляется).

Параграфы и главы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей работы и обозначаться арабскими цифрами с точкой.

6. Рисунки, схемы, графики выполняются черной тушью или на компьютере. Их следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются.

Иллюстрации, таблицы и схемы, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц, но сами не нумеруются.

Каждая таблица должна содержать порядковый номер, тематический заголовок, заголовки горизонтальных и вертикальных граф основной части. При наличии в работе более одной таблицы они нуме­руются арабскими цифрами (без знака №). слово «таблица» пишется с прописной буквы, например: Таблица I. Если в тексте присутствует только одна таблица, то не нужны ни нумерация, ни слово «Таблица».

При переносе таблицы на следующую страницу головку таблицы следует повторить и над ней поместить слова «Продолжение табл. 4»; заголовок таблицы не повторяют, если головка громоздкая, ее не дублируют, а пронумеровывают графы и повторяют их нумерацию на следующей странице.

Диаграммы обычно используют линейные, столбиковые и секторные.

Линейную диаграмму строят на поле координат, где на оси абсцисс откладывают один показатель, а на оси ординат – другой показатель на определенный момент времени, затем вершины ординат соединяют прямыми, образуя единую ломаную линию. Столбиковые диаграммы демонстрируют данные в виде столбцов, высота которых пропорциональна изображаемым величинам.

Секторная диаграмма представляет собой круг, который делится на секторы, пропорциональные изображаемым данным.

Все иллюстрации (рисунки, графики, схемы и т.п.) должны быть пронумерованы. Нумерация их обычно бывает сквозной, т.е. через всю работу. Если иллюстрация в работе единственная, то она не нумеруется. Для каждой иллюстрации обязательна подпись, которая должна содержать: слово «Рис.», порядковый номер, который указывается без знака № арабскими цифрами, тематический заголовок (например, Рис, 1. Структура социальной службы.).

На все графики, иллюстрации, таблицы и схемы, расположенные в тексте или помещенные в «Приложение», должны быть даны ссылки в работе.

7. Приводимый в курсовой работе и ВКР список литературы составляется в алфавитном порядке.

Ссылка на исследование после упоминания о нем в тексте курсовой работы и ВКР дается обычно в квадратных скобках - проставляется номер, под которым оно значится в библиографическом списке, например: [12].

При необходимости ссылки сразу на несколько источников из библиографического списка они проставляются в квадратных скобках через запятую, например: [12,46].

В случае цитирования указываются не только номер источника из списка литературы, но и страницы, на которых помещается используемый материал, например: [12; С. 54].

Оформление цитат подчиняется следующим правилам. Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, она начинается с прописной (большой буквы). Если цитата включена на правах части в предложение авторского текста, она пишется со строчной (маленькой) буквы. Если в цитату вошла только часть предложения цитируемого источника, то либо после кавычки ставится многоточие, и цитата начинается с маленькой буквы, либо цитата начинается с большой буквы и заканчивается многоточием; например: В.Г. Афанасьев определяет систему как «…совокупность объектов, взаимодействие которых вызывает появление новых интегративных качеств не свойственных отдельно взятым образующим систему компонентам». Цитата начинается со строчной буквы и тогда, когда она органически входит в состав предложения, независимо от того, как она начиналась в источнике; например: Н.М. Амосов писал, что «чем меньше организм получает пищи, тем совершеннее его обмен веществ».

Описание книг

Под фамилией автора:

Ковалев С.В. Психология современной семьи / С.В. Ковалев. — М: Просвещение, 1988. - 208 с.

Если несколько авторов вначале указывается фамилия первого автора, а за косой чертой перечисляются все остальные авторы (если два или три автора). Если боле трех авторов, за косой чертой указывается первый автор и добавляется [ и др.]

Зритнева Е.И. Семьеведение: учеб. пособие / Е.И. Зритнева, Н.П. Клушина. – М.: Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2006. – 246 с.

Под заглавием: такой вариант используется для описания книг, изданных без указания автора или имеющих 4-х и более авторов, а также изданий, выполненных под редакцией: это коллективные монографии, сборники статей, материалы конференций и т.п

Асоциальное в жизни общества: междисциплинарные аспекты: Материалы Российской
межвузовской научно-практической конференции / Отв. ред. и сост. Г.М. Коджаспирова. - М: МПГУ, 2003. - 288с.

Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы / Под ред. В.С. Кукушина. - М. - Ростов н/Д: МарТ, 2003.-336 с.

Описание многотомных изданий

Под фамилией автора:

Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2 т. / П.П. Блонский. - М.: Педагогика, 1979.

Под редакцией:

Энциклопедия социальной работы: в 3 т. / Гл. науч. ред. Л.Э. Кунельский, М.С. Мацковский. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.

Историографический обзор

Историографический обзор является важнейшей частью диплом­ной работы. Он подводит итоги изучения данной темы в науке и свиде­тельствует об общей профессиональной эрудиции автора работы.

Важнейшими задачами историографического анализа являются:

а) выделение основных этапов изучения темы в науке — кем и когда эта тема была впервые поставлена; кем и в каких направлениях она разрабатывалась впоследствии; какие версии решения данной научной проблемы существовали на протяжении ее изучения; какие ее аспекты попадали в поле зрения исследователей и какие вызывали дискуссию и т.п.;

б) выявление круга вопросов, удовлетворительно решаемых в ра­ботах предшественников;

в) определение спорных или слабоизученных вопросов в предше­ствующей историографии.

При оценке тех или иных работ следует принимать во внимание те теоретико-методологические подходы, которыми руководствовались ученые, а также доступную им источниково-информационную базу [15; 11].

Полнота историографического обзора зависит от результатов биб­лиографического поиска.

 

Список литературы

1. Борикова Л.В. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: учебное пособие / Л.В. Борикова, Н.А. Виноградова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 128 с.

2. Брызгалова С.И. Введение в научно-педагогическое исследование / С.И. Брызгалова. – Калининград, Издательство КГУ, 2003. – 151 с.

3. Волков Б.С. Методы исследований в психологии / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 208 с..

4. Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат / Ю.Г. Волков. – Ростов-н/Д: Феникс, 2003. – 128 с.

5. Данилова Р.И. Методические рекомендации по подготовке к итоговой государственной аттестации на факультете социальной работы ГОУ ВПО «Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова» / Р.И. Данилова, М.Л. Кубышкина. – Архангельск, 2007.

6. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Девятко. - Екатеринбург: изд-во УГУ, 1998. - 208с.

7. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования / В.И. Загвязинский. - М.: изд-во АСОПиР, 1995. - 156 с.

8. Казакова А.Г. Организация самостоятельной работы студентов: Методическое пособие / А.Г. Казакова.-М: МПГУ, 1997.-29с.

9. Камкин А.В. Методические рекомендации по написанию дипломных работ на историческом факультете / А.В. Камкин. - Вологда: Русь, 1993. - 13 с.

10. Кузин Ф.А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты / Ф.А. Кузин. - М.: Ось-89, 2000. -320с.

11. Медведева Г.П. Этика социальной работы: учеб. пособие / Г.П. Медведева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

12. Методические рекомендации по подготовке дипломных работ по специальности «Социальная работа»/ Колков В.В., Лаврененко И.М., Холостова Е.И. - М.: Социально-
технологический институт, 1997.-20 с.

13. Научные работы: Методика подготовки и оформления/ Автор-составитель И.Н. Кузнецов. - Минск: Амалфея, 2000. - 544 с.

14. Подготовка и защита курсовых и выпускных квалификационных работ на отделении социальной работы факультета социальной работы, педагогики и психологии (методические рекомендации) / О.Е. Куренкова, С.И. Михайлова, Е.В. Серебряник, Т.В. Черпухина. – изд. 4, перераб. и доп. – Вологда: ВГПУ, 2005. – 29 с.

15. Реферат, курсовая и дипломные работы. Методические рекомендации для студентов исторического факультета / Сост. проф. М.А. Безнин и др. – Вологда: «Русь», 2003. – 45 с.

16. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М.Н. Скаткин - М.: Педагогика, 1986.- 152с.

17. Сысоева М.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов / М.Е. Сысоева. - М.: изд-во Дмитриева А.Е., 2000. - 120с.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Лист задания к выпускной квалификационной работе

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ В1Ю «ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ,ПЕДАГОГИКИ Ц ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

 

 

Утверждаю:

зав. кафедрой социальной работы

и социальной педагогики Михайлова С.И.

«» 2008 г.

Задание по выпускной квалификационной работе

 

Ф.И.О. студента__________________________________________________________________________________

Ф.И.О. научного руководителя, ученая степень, звание

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Тема выпускной квалификационной работы______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

 

Срок сдачи выпускной квалификационной работы________________________

 

№     Наименование этапов работы над ВКР Срок выпол­нения Примечания
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

 

Студент _________________________________

(подпись)

 

Научный руководитель_______________________

(подпись)

 

Дата «___»______________2008 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Образец оформления титульного листа

курсовой работы студента дневного отделения

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ,ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

 

Общие положения.

1.1. Выпускная квалификационная (дипломная) работа является одним из видов госудврственной аттестации выпускников, завершающих обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, и выполняется в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведении о Российской Федерации, утвержденным Постановлением Государственного комитета по высшему образованию №3 от 25.05.1994 г. (в редакции приказа Минобразования РФ от 13.01.1999 г. №46), требованиями соответствующих образовательных стандартов высшего профессионального образования, внутривузовскими нормативными актами.

1.2. ВКР представляет собой законченное исследование одной из проблем фундаментальных или специальных дисциплин, выдвигаемое автором для публичной защиты.

1.3. Выполнение ВКР способствует закреплению и углублению теоретических знаний по специальным дисциплинам и приобретению навыков в научно-исследовательской и практической деятельности.

1 4. ВКР выполняется по основной специальности.

1.5. Зашита ВКР проводится с целью выявления соответствия уровня и качества подготовки выпускников требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессио­нального образования минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, а также готов­ности выпускника к профессиональной деятельности.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ НАУЧНЫХ РАБОТ

на отделении социальной работы факультета социальной работы, педагогики и психологии

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ НАУЧНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ

на отделении социальной работы факультета социальной работы, педагогики и психологии

ВЫПОЛНЕНИЕ НАУЧНЫХ РАБОТ

Методические рекомендации для студентов отделения социальной работы факультета социальной работы, педагогики и психологии


Печатается по решению УМС ВГПУ


Методические рекомендации по выполнению научных работ на отделении социальной работы факультета социальной работы, педагогики и психологии / С.И. Михайлова, О.В. Нагибина, Т.М. Узорова., Т.В. Чсрпухина. - Вологда: ВГПУ, 2008.

 

Составители: Михайлова Светлана Ивановна, к.п.н., доцент

Нагибина Ольга Валерьевна, к.п.н., доцент

Узорова Т.М., старший преподаватель

Черпухина Татьяна Васильевна, к.п.н., доцент

 

Рецензенты: Углицкая Маргарита Альбертовна, к.п.н., доцент

Макеева Ирина Александровна, к.п.н., доцент

В пособии рассматриваются основы методики исследования в социальной работе, описываются требования, предъявляемые к содержанию и оформле­нию рефератов, докладов, курсовых и выпускных квалификационных работ.

Настоящее издание адресовано студентам очного и заочного отделений факультета социальной работы, педагогики и психологии (специальность «Социальная работа»).


СОДЕРЖАНИЕ

Общие положения

Виды исследовательских работ студента

Реферат и доклад

Курсовая и дипломная работы

Руководство курсовой работой и ВКР студента

Требования к содержанию и оформлению курсовой работы и ВКР

Общие требования к курсовой работе и ВКР

Структура курсовой работы и ВКР

Оформление текста курсовой работы и ВКР

Правила библиографического описания источников информации

Организация работы над курсовой работой и ВКР

Научный аппарат исследования

Историографический обзор

Сбор материалов к курсовой работе и ВКР

Организация работы над практической частью курсовой работы и ВКР

Этические аспекты исследований в социальной работе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.096 с.)