Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Существительные с уменьшительно-ласкательным значениемСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Упражнение в образовании и практическом употреблении существительных с уменьшительно-ласкательным значением. 2. Знакомство с ласкательными именами людей. 3. Договаривание предложений. Оборудование: Две куклы (большая и маленькая). Текст русской народной песенки «Петушок». Предметные картинки: а)игрушки большие и маленькие; б)серия «Большой—маленький» из пособия Т.Б. Филичевой «Дидактический материал...» План занятия I. Рассматривание маленькой куколки и придумывание ей ласковых имен каждым ребенком. II. Игра «Катя и Катенька» — договаривание предложений. 1. Рассматривание частей тела кукол, сравнение, проговаривание. Это большая кукла Катя. — А это маленькая куколка (Катенъка). У Кати большая голова. -А у Катеньки маленькая (головка). У Кати большие руки. -А у Катеньки маленькие (ручки). У Кати большие ноги. -А у Катеньки маленькие (ножки). У Кати большое тело. -А у Катеньки маленькое (тельце). -У Кати длинные красивые волосы. — А у Катеньки длинные красивые(волосики). 2. Рассматривание одежды кукол У Кати нарядное платье — А у Катеньки нарядное (платьице) с короткими (длинными) рукавами, — с короткими (длинными) (рукавчиками), с кружевным воротником, — с кружевным (воротничком), с нарядными оборками — с нарядными (оборочками) и узким поясом. — и узеньким (пояском). III. Игра «Подарим игрушки Кате и Катеньке»: а) с картинками, на которых изображены игрушки, отличающиеся только размером; б) с придуманными детьми словами. IV. Игра «Назовем ласково»: Катя — Катенька Ваня — мама — Оля — Петя — папа — Люся — Саша — хлеб — Валя — Саня — масло — Маша — Миша — молоко — Таня — Костя — трава — Наташа — Коля — дерево — Юля — Толя — дом — Соня — Вова — лист — V. Физкультминутка. VI. Выделение слов с уменьшительно-ласкательным значением из русской народной песенки «Петушок»: Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Выгляни в окошко, Дам тебе горошка. VII. Игра «Большой—маленький» по серии картинок с данным названием. VIII. Итог. Называние друг друга ласковыми именами. Закрепление вне занятия. 1. Инсценирование сказки «Теремок». 2. Чтение с элементами драматизации сказки «Петушок и бобовое зернышко». 3. Игра «Назови ласково» (членов семьи, близких людей). 4. Игра «Большой—маленький». 5. Аппликация «Игрушки для Кати и Катеньки».
Занятие 8 Тема. Притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ Цель: 1. Практическое усвоение рода существительных. Соотнесение существительных мужского и женского рода с притяжательными местоимениями МОЙ, МОЯ. 2.Упражнения в употреблении притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ. 3.Совершенствование мыслительных операций обобщение, классификация, исключение. Оборудование: Сундучок с одеждой детей (по 1 предмету, принадлежащему каждому ребенку), 2 «лишними»предметами (шапка, тапка). Предметные картинки: одежда, обувь, головные уборы из пособия Т.Б. Филичевой «Дидактический материал...». План занятия I. Называние головных уборов, обуви, одежды (сложная, 3-ступенчатая инструкция). II. Игра «Чудесный сундучок». 1. Инструкция: а) вынимаете из сундучка только предметы, относящиеся к одежде; б) называете их словами мой или моя, если это ваши вещи; в) а если это не ваши вещи, то со словами не мой или не моя; г) тогда хозяин вещей должен их назвать со словами мой или моя. 2. Игровые действия детей — по очереди выходят к столу, достают из сундучка и по инструкции проговаривают предметы. 3. Лишними остаются шапка и тапка. Дети объясняют, почему они лишние. 4. Дети быстро уносят вещи в свои шкафчики.
III. Закрепление рода существительного тапка (туфля) — прямой и обратный счет в сочетании с местоимением моя — 1-->-5 — моя тапка (туфля). IV. Игра «4-ый лишний» — исключение «лишнего» с использованием притяжательных местоимений мой, моя и проговариванием объяснения: рубашка, плащ, костюм, шляпа — варежки, майка, валенки, свитер — халат, юбка, носки, панама — Образец: «Моя рубашка, мой плащ, мой костюм, моя шляпа. Шляпа лишняя. Это головной убор». V. Подбор оставшихся картинок к местоимениям моя, мой: рубашка, плащ, костюм варежки, майка, свитер халат, юбка, носки Дети уносят картинки на столы. VI. Игра «Телефон» — припоминание и проговаривание с местоимениями мой, моя одежды из «Чудесного сундучка». VII. Игра «Бегите ко мне» с картинками: а) на правое панно выставляются картинки к слову мой; б) на левое панно выставляются картинки к слову моя.
VIII. Итог. Закрепление вне занятия 1. Игра «Промтоварный магазин». 2. Игра «Эхо» — подбор предметов к местоимениям мой, моя. 3. Игра «Назови части предмета» (одежда, обувь). 4. Игра «Телефон» (детская одежда, зимняя, летняя одежда). 5. Декоративное рисование «Украсим платье (варежки, сарафан)». Анятие 9 Тема. Глаголы прошедшего времени единственного числа Цель: 1. Практическое усвоение (понимание) прошедшего времени глаголов. 2. Согласование глаголов прошедшего времени единственного числа с существительными в роде. 3. Развитие диалогической речи. 4. Подготовка к выделению слова из предложения и схематическому обозначению слов в предложении. Оборудование: Парные сюжетные картинки на настоящее и прошедшее время глаголов (совершенный и несовершенный вид) из пособия Т.Б. Филичевой «Дидактический материал...». Сюжетные картинки из занятий 2, 3. Предметные картинки: Гном, мальчик Ваня и девочка Таня, хлеб, конфеты, пряники, бублик. Полоски для схематического обозначения слов. План занятия I. Называние действий, кроме топать, хлопать, прыгать. II. Игра «Сейчас или раньше» — упражнение в различении глаголов настоящего и прошедшего времени (вид глагола не принимается во внимание): 1. Парные картинки из пособия Т.Б. Филичевой в конвертах на столах у детей (у каждого пара). 2. Сначала отбираются и выставляются на левое панно картинки, к которым подходит слово сейчас с обязательным проговариванием картинок со словом сейчас. 3. Затем проговариваются и выставляются на правое панно картинки, к которым подходит слово раньше (вчера). 4. Упражнение в постановке вопросов к картинкам на левом и правом панно. Сопоставление вопросов. III. Игра с картинками на правом панно «Скажем про Таню и Ваню» — упражнение в различении и употребление в речи глаголов мужского и женского рода единственного числа прошедшего времени. Дети делятся на 2 команды: Танину и Ванину. Танина команда отбирает и проговаривает картинки и вопросы к ним про Таню: Таня подметала пол. Что делала Таня? Ванина команда отбирает и проговаривает картинки и вопросы к ним про Ваню: Ваня делал тачку. Что делал Ваня? И т.д. IV. Игра «Эхо» — преобразование единственного числа настоящего времени глаголов в прошедшее по сюжетным картинкам по образцу. Мальчик умывается. — Вчера мальчик умывался. Девочка умывается. — Вчера девочка умывалась. (см. сюжетные картинки из занятий 2, 3) V. Игра «Исправим ошибки Гнома» — упражнение в запоминании и исправлении пяти действий (глаголов прошедшего времени единственного числа): 1. Ваня проснулась, сделала зарядку, умылась, выпила чай и пошла в школу. 2. Таня встал, после зарядки и завтрака пошел в магазин за продуктами, купил хлеб, масло, сыр, вернулся домой, убрал в квартире. VI. Составление предложений с глаголами прошедшего времени единственного числа по 2 опорным предметным картинкам и элементам схемы. Опорные картинки: Таня____конфеты хлеб
Итог. Закрепление вне занятия 1. Игра «Сейчас или вчера». 2. Игра «Эхо» — преобразование наст.вр. глагола в прошедшее. 3. Игра «Запомни, повтори». летал — плавал — ехал — стоял стояла — летала — плавала — ехала 4. Нарисовать обеими руками одновременно геометрические фигуры. Занятие 10 Тема. Винительный падеж единственного числа существительных Цель: 1. Практическое различение винительного падежа единственного числа одушевленных и неодушевленных существительных. 2. Составление простых распространенных предложений с прямым дополнением по сюжетным картинкам. 3. Знакомство с понятием предложение. 4. Схематическое обозначение предложения.
Оборудование: сюжетные картинки: «Крестьянский двор», «Ваня лепит зайчика», «Таня пьет сок» из пособия Т.Б. Филичевой «Дидакт. материал...» Предметные картинки: Ваня, Таня, зайка, стакан сока. Полоски для составления схемы предложения 50 см — предложение (1), 15 см — слово (3) Предметы: ваза, стакан, чашка, блюдце. План занятия I. Придумывание вопросов по знакомым картинкам со словом вчера. II. Рассматривание сюжетной картины «Крестьянский двор»: 1) Отыскивание и называние живых и неживых предметов на картине. 2) Постановка вопросов: Что ты видишь? Кого ты видишь? Сопоставление вопросов и определение, какой из них относится к живым, а какой к неживым предметам. 3) Полные ответы на эти вопросы. III. Составление простых распространенных предложений с прямым дополнением по сюжетным картинкам с помощью вопросов и иллюстративно-графической схемы 1) Картинка «Ваня лепит зайку» Кто это? Сколько это слов? Что делает Ваня? Сколько это слов? Кого лепит Ваня? Чтение с пропуском первого, второго, третьего слова по очереди. Вывод: Эти три слова не могут друг без друга, они связаны, «дружат» друг с другом и вместе называются предложением. 2) Аналогично составляется предложение и схема по второй картинке «Таня пьет сок». IV. Игра «Живое предложение» с предметами (ваза, чашка, стакан, блюдце) и полосками-схемами для пропущенных и придуманных детьми глаголов (действий). Таня покупает вазу (Ваня, (вытирает, (блюдце, Катя моет стакан и др.) и т.д.) и др.) Логопед предлагает разные варианты предложений из данных слов. V. Игра «Путаница» — преобразование деформированной фразы, закрепление понимания винительного падежа существительных. Образец: Ваза покупает Таню. — Таня покупает вазу. Чашка моет Катю. — Зайка лепит Ваню. — Чашка роняет Петю. — Заяц ловит лису. — Рыба ловит рыбака. — Рыба ловит старика. Пряжа прядет старуху. Рыбка позвала старика. Старик бранил старуху. Бабочка рисует девочку. VI. Игра «Потерялись слова» — договаривание предложений с существительными в винительном падеже единственного числа. Старик ловил неводом.... Старуха пряла свою.... Раз он в море закинул.... Воротись, дурачина, ты к рыбке, поклонись ей, выпроси уж.... Стал он кликать.... Как называется сказка, отрывки из которой вы услышали? Кто написал эту замечательную сказку? VII. Итог. Закрепление вне занятия 1. Игра «Живое предложение». 2. Игра «Путаница» (с предметами и полосками). 3. Составление иллюстративно-графических схем предложений по сюжетным картинкам. 4. Нарисуй обеими руками одновременно рыбу. Тема. Занятие 11
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 713; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.242.22 (0.007 с.) |