Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коноваленко В. В. , коноваленко св.

Поиск

Коноваленко В. В., Коноваленко СВ.

ФРОНТАЛЬНЫЕ

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи

(3-й уровень)

I период (сентябрь, октябрь, ноябрь)



Москва Издательство ГНОМ и Д 2002

 


ББК 74.3 К 64

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.

Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с об­щим недоразвитием речи. 3-й уровень. I период. Методическое пособие для логопедов. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002. — 40 с. (Практическая логопедия)

ISBN 5-296-00097-8 ISBN 5-296-00096-х

В пособии представлены календарные планы фронтальных логопедических заня­тий по развитию понимания речи, формированию лексико-грамматических категорий и связной речи, а также по формированию фонетической стороны речи на I период (сентябрь, октябрь, ноябрь), сетка занятий и режим дня в старшей логопедической группе для детей с ОНР.

В пособие вошли 20 фронтальных занятий, а также иллюстративный материал к занятиям по развитию речи.

Рецензенты:

Борякова Н. Ю. кандидат психологических наук, доцент кафедры олигофренопедаго­гики и логопедии МГОПУ.

Чебуркова Н. К. логопед ДОУ № 1622, логопед высшей категории, старший логопед

муниципального района Перово г. Москва.

ISBN 5-296-00097-8 © Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., 2000

ISBN 5-296-00096-х © Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2002

Издатель — А. Казаков Ответственный за выпуск — М. Вишневская

Редактор — Е. Алифанова

Оригинал-макет — Н. Панина

Обложка — 6. Воскресенский

ООО «Издательство ГНОМ и Д»

103045, г. Москва, ул. Садовая-Спасская, д. 4, стр. 1. Тел./факс (095) 207-13-96, 207-27-37, 282-71-30

Лицензия ИД №00619 от 22.12.1999 г. Сдано в набор 10.01.99.

Подписано в печать 30.01.2002. Печать офсетная. Объем 5 п.л.

Формат 60x90/8. Тираж 20000 экз.(1-ый завод 7000) Заказ № 4409

Отпечатано в ДПК, г. Домодедово, Каширское ш., д. 4, корп. 1


Введение

Данное пособие адресовано начинающим логопедам, работающим в старших группах для детей с общим недоразвитием речи.

Значительная часть детей, особенно с общим недоразвитием речи I и II уровня, поступающих в логопедические группы, кроме логопедического дефекта, имеют сопутствующие нарушения:

снижение познавательной активности, отклонения в эмоционально-волевой сфере и общей моторике, часто страдают различными соматическими заболеваниями, что, как правило, находит отражение в медицинских заключениях (ЗПР, нарушение осанки, плоскостопие, невротические реакции, сердечно-сосудистые и желудочно-кишечные заболевания и т.д.).

Поэтому особое значение приобретает физическое развитие, укрепление здоровья детей, профилактика нарушений осанки, зрения и т.д., что нашло отражение в режиме дня, сетке занятий.

Общее количество фронтальных занятий значительно сокращено. Одновременно увеличен удельный вес индивидуальной работы с детьми как во время индивидуальных занятий, так и в процессе общения с ними в бытовой, игровой и трудовой деятельности.

За счет сокращения «сидячих» фронтальных занятий увеличено время для занятий физкультурой, ритмикой, корригирующей, артикуляционной и пальчиковой гимнастикой.

В пособии предложен минимум фронтальных логопедических занятий, достаточный для усвоения детьми программного материала I периода (сентябрь, октябрь, ноябрь).


Сетка занятий в старшей логопедической группе для детей с ОНР

2-ой год обучения

 

 

Дни недели 1-я половина Дня П-я половина дня
Фронтальные занятия Фронтальные занятия Индивидуально-подгруппо-вая работа воспитателя по программе ДОУ Работа по заданию логопеда
Понедель­ник 1. Логопедиче­ское. 2. Физкультура.   Развитие речи, русская словесность 40 мин.
Вторник 1. Математика, развитие логиче­ского мышления. 2. Музыкальное. Ритмика Изобразительная деятельность 30 мин.
Среда 1. Развитие речи, русская словес­ность. 2. Рисование. 3. Спортивные развлечения (на прогулке) Корригирую­щая гимнастика Развитие логического мышления, математика 30 мин.
Четверг 1. Логопедиче­ское. 2. Музыкальное. Ритмика Развитие речи, русская сло­весность 30 мин.
Пятница 1. Аппликация /лепка (Констру­ирование/. 2. Физкультура.   Изобразительная деятельность 40 мин.

Режим дня

Занятие 1

План занятия

I. Выделение красного, синего, желтого и зеленого цвета в одежде детей.

II. Игра «Построим дом и елку для Гнома».

1. Помощь Гному в планировании постройки:

а) называние частей дома и елки;

б) определение составных деталей (геометрических форм);

в) инструкция: «Построим желтый дом под красной крышей и зеленую ель справа».

2. Выполнение постройки Гномом и анализ детьми выполненной работы.

Условные обозначения:

к — красный;

с — синий;

з — зеленый;

ж — желтый.

 
 

3. Новый, исправленный Гномом после анализа детей вариант постройки и ее анализ.

4. Коллективное выполнение работы детьми на доске или фланелеграфе после припоминания и повторения инструкции.

5. Самостоятельные постройки детей на столах по сложной инструкции в 2 вариантах по рядам:

I ряд — строим желтый домик с синей крышей и елью слева;

II ряд — строим синий домик с красной крышей и елью справа.

Инструкции обязательно перед выполнением проговариваются детьми.

III. Физкультминутка — рисование прогнутыми в запястьях ладонями геометрических фигур (локти выпрямлены).

 

IV. Игра «Найди и запомни подобные предметы»

Дети в течение 30 сек. бегают по группе в поисках предметов, имеющих форму пря­моугольника.

V. Игра «Телефон» — называние предметов прямоугольной формы.

VI. Итог.

Закрепление вне занятия

1. Игра «Назови части комнаты».

2. Игра «Найди и сосчитай в квартире (группе) предметы круглой, квадратной формы».

3. Рисование 2 руками одновременно «Домик», «Ель» (из геометрических фигур).

4. Аппликация «Домик, ель слева, солнце справа вверху».


Aнятиe 2

Тема. Понятия ПРЕДМЕТ и ДЕЙСТВИЕ


Цель: 1. Выделение предметов и действий в речевом потоке.

2. Соотнесение предметов с вопросами Кто? Что?,

действий с вопросом Что делает?

3. Составление простых нераспространенных предложений по демонстрации действий и по простым 1-фигурным сюжетным картинкам.

Оборудование: Умывальные принадлежности: полотенце, зубная щетка, мыльница.

Сюжетные картинки:


Мальчик умывается.

Девочка умывается.

Мальчик вытирается.

Девочка вытирается.

Лебедь плавает.

Лодка плавает.

Утка стоит.

Автомобиль стоит.


План занятия

I. Запоминание и выполнение детьми сложной инструкции:

а) «Топай — хлопай — прыгай!»

б) «Приседай — наклоняйся — поворачивайся!»

II.Миниэкскурсия в умывальную комнату, где помощник воспитателя моет руки, на вешалке висит полотенце, на мойке стоит мыльница (шампунь), на полочке лежит зубная щетка (зубная паста).

а) Логопед показывает выделенные предметы и задает вопрос Кто это? или Что это?

б) После ответов детей объясняет, что помощник воспитателя, полотенце, мыльница, зубная щетка... — это предметы. Они отвечают на вопрос Кто? Что?

в) Знакомство с действиями этих предметов путем соотнесения с вопросом что делает?

Что делает помощник воспитателя? — Моет руки. Что делает мыльница? — Стоит. Что делает зубная щетка?Лежит.


III. Отыскивание других предметов в умывальной, запоминание, называние их — игра «Телефон».

IV. После возвращения в группу припоминание действий, которые выполняли в начале занятия. (см. пункт I)

V.Игра «Дружные слова»:

а) выделение хлопками подходящих действий к предметам:

утка — плавает, ходит, бегает, летает, танцует, клюет, поет, крякает, говорит, лает;

машина — едет, стоит, спит, гудит, тормозит, кричит, поет;

б) выделение хлопками подходящих предметов к действиям:

летает - утка, самолет, свинья, автобус, ракета, лебедь, медведь, вертолет;

поет - синица, человек, корова, петух, артист, соловей, ветер, заяц, корабль.

VI. Составление простых нераспространенных предложений по индивидуальным простым 1-фигурным сюжетным картинкам по образцу.

Элементарный анализ предложений: выделение предметов и действий.

Образец: Мальчик умывается.

Мальчик (кто?) — предмет. Умывается (что делает?) — действие.

VII. Постановка вопросов к этим картинкам по образцу

Кто это? Что делает (мальчик)?

VIII. Итог. Как различить слова-предметы и слова-действия? Придумывание слов- предметов и слов-действий.

Закрепление вне занятия

1. Игра «Найди лишний предмет» (умывальные принадлежности — белье — бытовые приборы).

2. Игра «Летает, плавает, бегает».

3. Игра «Подбери предмет к действию».

4. Игра «Подбери действие к предмету».

5. Рисование 2 руками одновременно «Светит солнышко».

6. Выделение предметов и действий из стихотворения К.И. Чуковского «Мойдодыр».

Занятие З

Тема. Одушевленные и неодушевленные предметы.

Понятие СЛОВО

Цель: 1. Различение одушевленных и неодушевленных предметов путем соотнесения с вопросительными местоимениями кто, что.

2. Упражнение в постановке вопросов кто это? что это? —

подготовка к овладению диалогической речью.

3. Первоначальное понятие о слове.


Оборудование: Предметные картинки: Гном, зайка, девочка, мальчик,

пингвин, дельфин, стол, стул, кровать и 2 картинки из пособия Т.Б. Филичевой (диван, кресло).

Простые сюжетные 1-фигурные картинки:


Самолет летит.

Утка летит.

Девочка идет.

Дождь идет.

Девочка стоит около стола.

Стакан стоит на столе.

Кошка лежит на диване.

Мяч лежит под диваном.


Фрагменты картинок: дельфин, пингвин, стол, стул, кровать,

самолет, зайка, утка.


План занятия

I. Припоминание и называние: а) действий, б) предметов.

II. Упражнение в различении одушевленных и неодушевленных предметов — игра «Поможем Гному отобрать живые (а), неживые — (б) предметы».

1. Проговаривание предметов на картинках, выставленных на панно.

2. Инструкция:

а) живые предметы отбираем с помощью вопроса кто? кто это?

б) неживые — что? что это?

3. Дети уносят на столы правильно отобранные картинки.

III. Игра «Живые — неживые»:

на одушевленные предметы дети хлопают;

на неодушевленные — делают выталкивающее движение вперед прогнутыми ладонями

аист дом котенок санки
кубик лиса собака карандаш
полотенце ученик стол свинья
пингвин дельфин заяц девочка
дедушка бабушка диван кресло

и т.д.

IV. Упражнение в постановке вопросов к простым 1-фигурным сюжетным картинкам с одушевленными и неодушевленными предметами (по образцу)

Самолет летит. — Что летит?

Утка летит. — Кто летит?

Девочка идет.

Дождь идет.

Девочка стоит около стола.

Стакан стоит на столе. —

Кошка лежит на диване.

Мяч лежит под диваном.

V. Игра «Посмотри и назови» — упражнение в соотнесении предмета и слова, выделение слова в речевом потоке.

1. Логопед показывает 1 предмет (стол) и спрашивает, что это?

2. Дети называют этот предмет.

3. Логопед подчеркивает, что он показал, а дети назвали 1 предмет.

4. Дети закрывают глаза, логопед называет этот предмет (стол) и спрашивает,

сколько он назвал слов (1).

Вывод: предмет один и слово одно.


То же с 2 предметами (стол, стул), затем с 3 предметами (диван, стол, стул).

Вывод: Сколько предметов, столько же слов, каждый предмет называют словом.

VI. Игра «Что или кто это?» — узнавание предметов по части и упражнение в постановке вопросов к одушевленным и неодушевленным предметам по данному логопедом образцу (дети по очереди берут фрагмент картинки и задают вопрос товарищам кто это? или что это?).

VII. Подбор предметов к действиям — упражнение в узнавании предмета по действию:

мяукает — гудит - учится -

клюет — едет - поет -

лает — звенит - дует -

летает — отдыхает - светит -

греет — квакает - катится -

VIII. Игра «Бегите ко мне»:

а) с картинками, изображающими живые предметы;

б) неживые предметы.

IX. Итог. Предметы бывают живые и неживые. Как мы их различаем? Каждый предмет обозначается (называется) словом.

Закрепление вне занятия

1. Игра «4-й лишний» (мебель — бытовые приборы).

2. Игра «Узнай предмет по части».

3. Игра «Живые — неживые».

4. Игра «Узнай предмет по действию».

5. Рисование двумя руками одновременно «Кошка и мяч» (с опорой на геометрические формы).

Занятие 4

Тема. Количественные числительные ОДИН, ОДНА

Цель: 1. Согласование количественных числительных ОДИН, ОДНА с существительными в роде.

2. Развитие внимания и памяти (увеличение объема).

3. Совершенствование операций классификация, обобщение, исключение.


Оборудование: Демонстрационная карточка с цифрой 1.

Предметные картинки: Гном, овощи и фрукты из 4 альбомов

«Дидактического материала» Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.


План занятия

I. Припоминание овощей, фруктов (сложная инструкция).

II. Игра «4-ый лишний» — упражнение в классификации, обобщении, исключении,
осложненное заданием сочетать ответ с использованием цифровой карточки 1.

груша, абрикос, репа — одна репа

ананас, огурец, свекла — один ананас

апельсин, морковка, лимон — одна морковка


слива, ананас, кабачок-

вишня, помидор, капуста-

огурец, груша, свекла -

абрикос, апельсин, огурец-

свекла, абрикос, слива-

помидор, капуста, слива-

абрикос, помидор, апельсин -

III. Игра «Раз — два — три»:

а) поднимаются карточки с фруктами и проговариваются с числом 1 по цепочке;

б) то же с овощами.

IV. Игра «Две рейки» — классификация картинок по соотнесению с числительными ОДНА, ОДИН:

а) на I рейку дети выставляют овощи и фрукты, к которым подходит числительное ОДНА («про которые говорим одна»);

б) на II — овощи и фрукты, к которым подходит числительное один («про которые говорим один»).

V. Игра «Исправим ошибки Гнома».

Гном тоже решил поиграть и называет овощи и фрукты с числом 1: На грядке растет один луковица, одна баклажан, один редиска. В саду поспели одна абрикос и один черешня. На блюде лежит одна апельсин и одна лимон. В мага­зине продается одна арбуз, один дыня и один тыква.

VI. Игры на развитие внимания и памяти с использованием цифровой карточки 1 и пяти картинок.

«Что изменилось?» «Чего не стало?»

«Что прибавилось?» «Отгадай картинку».

VII. Итог.

С разными предметами мы число 1 называем по-разному — один или одна.

Закрепление вне занятия

1. Игра «4-ый лишний».

2. Игра «Соберем овощи (фрукты) в корзину».

3. Игра «Эхо» — к числительным один, одна добавляются соответствующие предметы.

4. Игра в мяч — к предметам добавляются числительные один или одна.

5. Аппликация «1 груша и 1 слива на тарелке» («1 помидор, 1 огурец, 1 морковка в корзине»).

Занятие 5


Тема. Именительный падеж множественного числа существительных

Цель: 1.Упражнение в употреблении именительного падежа множественного числа существительных.

2. Постановка вопросов и ответы на них.

3. Согласование глаголов 3-го лица настоящего времени с существительными в


числе.


Оборудование: Демонстрационные игрушки: кубики, утята, котята, петухи, попугаи (счетный материал).

Предметные картинки: серия «Один—много» из пособия Т.Б. Филичевой «Дидактический материал...» на столах у детей.

План занятия

I. Припоминание и называние живых и неживых предметов (сложная инструкция).

II. Игра «Назови предметы» — упражнение в употреблении единственного и множе­ственного числа существительных в диалогической речи.

1. Инструкция логопеда: «Будем учиться правильно называть один предмет и
много одинаковых предметов. Задавать вопросы и отвечать на них».

2. Образец: Что это? — Это кубик. Что это? — Это кубики.

3. Игровые действия: Дети по двое выходят к столу. Один задает вопрос, показы­
вая сначала один предмет, затем группу одинаковых предметов. Другой ребе­
нок отвечает на вопросы. Затем дети меняются ролями.

 

III. Игра «Раз — два — три» — дети открывают конверты, вынимают и рассматривают
картинки из серии «Один—много», по цепочке называют предметы парами (обра­
зец: «Панама — панамы», картинки выставляются на панно.

IV. Игры на развитие зрительного внимания и памяти с использованием 6 картинок:

«Что изменилось?» «Чего не стало?»

«Что добавилось?» «Отгадай и назови картинку».

V. Игра «Эхо» — упражнение в образовании именительного падежа множественного

числа существительных по образцу:

 

дом — дома утенок утюг — платье —
утка   котенок мяч — дерево —
кубик   теленок лист — ветка
петух   вагон конь — корень —
окно   улитка перо — дуб —

VI. Договаривание предложений — упражнение в согласовании глаголов 3-го лица наст. времени с существительными в числе по предметным картинкам:


На заборе сидит и кукарекает....

В деревне по утрам голосисто поют....

У Тани на голове белая....

В магазине продаются детские летние..

На листке сидят....

Во всех углах плетут паутину....


В вазе на столе стоит....

На лугу расцвели алые....

По полю мчится гнедой....

На лугу пасутся....

В нашем доме большие светлые....

На центральной улице многоэтажные....


Закрепление вне занятия.

1. Игра «Телефон» — припоминание парных предметов на картинках из серии

«Один—много».

2. Игра «Эхо» — образование именительного падежа множественного

числа существительных.

3. Игры на развитие внимания и памяти:

«Отгадай и назови картинку». «Что изменилось?» «Чего не стало?»

4. Отстукивание простых ритмических рисунков подушечками пальцев обеих рук

по подражанию.


Занятие 6

Тема. Глаголы 3-го лица единственного и множественного

Числа настоящего времени

Цель: 1. Упражнение в употреблении глаголов 3-го лица единственного

и множественного числа настоящего времени и согласовании их с существительными в числе.

2. Развитие диалогической речи.

3. Составление нераспространенных предложений по простым

сюжетным картинкам с помощью вопросов.

4. Работа с деформированным текстом с опорой на простую

пейзажно-сюжетную картину.

Оборудование: Пейзажно-сюжетная картина «Осень».

Сюжетные картинки: Самолет летит.— Самолеты летят.

Лебедь плавает. — Лебеди плавают.

Пингвин стоит. — Пингвины стоят.

Дельфин плавает. — Дельфины плавают. Сюжетные картинки на глаголы 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени из пособия Т.Б. Филичевой «Дидактический материал...»

План занятия

I. Припоминание картинок, на которых изображены один предмет и много таких же предметов.

II. Составление нераспространенных предложений по сюжетным картинкам с помощью вопросов.

1. На панно выставлены картинки на глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени.

2. Логопед задает вопросы — ребенок отвечает

(Что делает Таня? — Таня поет.).

3. Ребенок задает вопрос — другой ребенок отвечает и т.д.

III. Игра «Парные картинки» — упражнение в употреблении глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени.

1. На столе у логопеда картинки на глаголы 3-го лица множественного числа настоящего времени; на панно остаются картинки на глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени.

2. Дети по очереди берут со стола картинку, называют ее, отыскивают на панно соответствующую парную картинку и также проговаривают ее.

IV. Игра в мяч (вариант «Эхо») — упражнение в преобразовании единственного числа глаголов 3-го лица настоящего времени во множественное число и наоборот.


а) Птица летает. -Птицы летают.

Рыба плавает. -

Девочка идет. -

Мальчик копает. -

Петух клюет. -

Дождь идет.-


б) Ласточки летают. — Ласточка летает.

Утки плавают.

Мальчики идут.

Улитки ползают. —

Цыплята клюют. —

Дожди идут.


Самолет летит.

Машина едет.

Девочка подметает.—

Кошка мяукает.


Спутники летят.-

Автобусы едут. -

Девочки танцуют. -

Котята мяукают-.


V. Работа с деформированным текстом по пейзажно-сюжетной картине «Осень».

1. Рассматривание картины.

2. Беседа: Какое время года изображено на картине? Как вы догадались, что это осень? Назовите приметы осени на картине. Какие вы узнали деревья на кар­
тине? Что делают дети? Что делает девочка?

3. Преобразование глаголов 3-го лица настоящего времени с опорой на содержание картины.

Стоит последние теплые осенние дни. С кленов, лип, дубов, берез падает на землю желтые листья. Таня и Петя гуляет в осеннем саду. Птицы уже не поет. Они улетает на юг. Таня поднимают с земли опавшие листья. Она хотят сделать красивый осенний букет для мамы.

VI. Итог.

Закрепление вне занятия.

1. Игра «Телефон» — припоминание своих парных картинок.

2. Игра «Узнай дерево по листу».

3. Игры на развитие внимания и памяти (с листьями деревьев) «Что изменилось?»

«Чего не стало?» «Отгадай картинку».

4. Рисование листьев с натуры.

5. Аппликация «Осень».


Анятue 7

Тема.

Занятие 8

Тема. Притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ

Цель: 1. Практическое усвоение рода существительных.

Соотнесение существительных мужского и женского рода с притяжательными местоимениями МОЙ, МОЯ.

2.Упражнения в употреблении притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ.

3.Совершенствование мыслительных операций обобщение, классификация,

исключение.

Оборудование: Сундучок с одеждой детей (по 1 предмету, принадлежащему

каждому ребенку), 2 «лишними»предметами (шапка, тапка). Предметные картинки: одежда, обувь, головные уборы

из пособия Т.Б. Филичевой «Дидактический материал...».

План занятия

I. Называние головных уборов, обуви, одежды (сложная, 3-ступенчатая инструкция).

II. Игра «Чудесный сундучок».

1. Инструкция:

а) вынимаете из сундучка только предметы, относящиеся к одежде;

б) называете их словами мой или моя, если это ваши вещи;

в) а если это не ваши вещи, то со словами не мой или не моя;

г) тогда хозяин вещей должен их назвать со словами мой или моя.

2. Игровые действия детей — по очереди выходят к столу, достают из сундучка и по инструкции проговаривают предметы.

3. Лишними остаются шапка и тапка. Дети объясняют, почему они лишние.

4. Дети быстро уносят вещи в свои шкафчики.

 

III. Закрепление рода существительного тапка (туфля) — прямой и обратный счет в сочетании с местоимением моя — 1-->-5 — моя тапка (туфля).

IV. Игра «4-ый лишний» — исключение «лишнего» с использованием притяжательных местоимений мой, моя и проговариванием объяснения:

рубашка, плащ, костюм, шляпа — варежки, майка, валенки, свитерхалат, юбка, носки, панама —

Образец: «Моя рубашка, мой плащ, мой костюм, моя шляпа. Шляпа лишняя. Это головной убор».

V. Подбор оставшихся картинок к местоимениям моя, мой:

рубашка, плащ, костюм варежки, майка, свитер халат, юбка, носки Дети уносят картинки на столы.

VI. Игра «Телефон» — припоминание и проговаривание с местоимениями мой, моя одежды из «Чудесного сундучка».

VII. Игра «Бегите ко мне» с картинками:

а) на правое панно выставляются картинки к слову мой;

б) на левое панно выставляются картинки к слову моя.

 


VIII. Итог.

Закрепление вне занятия

1. Игра «Промтоварный магазин».

2. Игра «Эхо» — подбор предметов к местоимениям мой, моя.

3. Игра «Назови части предмета» (одежда, обувь).

4. Игра «Телефон» (детская одежда, зимняя, летняя одежда).

5. Декоративное рисование «Украсим платье (варежки, сарафан)».

Анятие 9

Тема. Глаголы прошедшего времени единственного числа

Цель: 1. Практическое усвоение (понимание) прошедшего времени глаголов.

2. Согласование глаголов прошедшего времени единственного числа

с существительными в роде.

3. Развитие диалогической речи.

4. Подготовка к выделению слова из предложения и схематическому

обозначению слов в предложении.

Оборудование: Парные сюжетные картинки на настоящее и прошедшее время

глаголов (совершенный и несовершенный вид) из пособия Т.Б. Филичевой «Дидактический материал...».

Сюжетные картинки из занятий 2, 3.

Предметные картинки: Гном, мальчик Ваня и девочка Таня, хлеб, конфеты, пряники, бублик.

Полоски для схематического обозначения слов.

План занятия

I. Называние действий, кроме топать, хлопать, прыгать.

II. Игра «Сейчас или раньше» — упражнение в различении глаголов настоящего и прошедшего времени (вид глагола не принимается во внимание):

1. Парные картинки из пособия Т.Б. Филичевой в конвертах на столах у детей (у каждого пара).

2. Сначала отбираются и выставляются на левое панно картинки, к которым подходит слово сейчас с обязательным проговариванием картинок со словом сейчас.

3. Затем проговариваются и выставляются на правое панно картинки, к которым подходит слово раньше (вчера).

4. Упражнение в постановке вопросов к картинкам на левом и правом панно. Сопоставление вопросов.

III. Игра с картинками на правом панно «Скажем про Таню и Ваню» — упражнение в различении и употребление в речи глаголов мужского и женского рода единственного числа прошедшего времени.

Дети делятся на 2 команды: Танину и Ванину.

Танина команда отбирает и проговаривает картинки и вопросы к ним про Таню:

Таня подметала пол.

Что делала Таня?


Ванина команда отбирает и проговаривает картинки и вопросы к ним про Ваню:

Ваня делал тачку.

Что делал Ваня? И т.д.

IV. Игра «Эхо» — преобразование единственного числа настоящего времени глаголов в прошедшее по сюжетным картинкам по образцу.

Мальчик умывается. — Вчера мальчик умывался. Девочка умывается. — Вчера девочка умывалась. (см. сюжетные картинки из занятий 2, 3)

V. Игра «Исправим ошибки Гнома» — упражнение в запоминании и исправлении пяти действий (глаголов прошедшего времени единственного числа):

1. Ваня проснулась, сделала зарядку, умылась, выпила чай и пошла в школу.

2. Таня встал, после зарядки и завтрака пошел в магазин за продуктами, купил хлеб, масло, сыр, вернулся домой, убрал в квартире.

VI. Составление предложений с глаголами прошедшего времени единственного числа по 2 опорным предметным картинкам и элементам схемы.

Опорные картинки:

Таня____конфеты хлеб

 

Итог.

Закрепление вне занятия

1. Игра «Сейчас или вчера».

2. Игра «Эхо» — преобразование наст.вр. глагола в прошедшее.

3. Игра «Запомни, повтори».

летал — плавал — ехал — стоял стояла — летала — плавала — ехала

4. Нарисовать обеими руками одновременно геометрические фигуры.

Занятие 10

Тема. Винительный падеж единственного числа существительных

Цель: 1. Практическое различение винительного падежа единственного числа одушевленных и неодушевленных существительных.

2. Составление простых распространенных предложений

с прямым дополнением по сюжетным картинкам.

3. Знакомство с понятием предложение.

4. Схематическое обозначение предложения.


 

Оборудование: сюжетные картинки: «Крестьянский двор», «Ваня лепит зайчика», «Таня пьет сок» из пособия Т.Б. Филичевой «Дидакт. материал...»

Предметные картинки: Ваня, Таня, зайка, стакан сока.

Полоски для составления схемы предложения

50 см — предложение (1),

15 см — слово (3)

Предметы: ваза, стакан, чашка, блюдце.

План занятия

I. Придумывание вопросов по знакомым картинкам со словом вчера.

II. Рассматривание сюжетной картины «Крестьянский двор»:

1) Отыскивание и называние живых и неживых предметов на картине.

2) Постановка вопросов: Что ты видишь? Кого ты видишь?

Сопоставление вопросов и определение, какой из них относится к живым, а какой к неживым предметам.

3) Полные ответы на эти вопросы.

III. Составление простых распространенных предложений с прямым дополнением по сюжетным картинкам с помощью вопросов и иллюстративно-графической схемы

1) Картинка «Ваня лепит зайку»

Кто это?

Сколько это слов?

Что делает Ваня?

Сколько это слов?

Кого лепит Ваня?

Чтение с пропуском первого, второго, третьего слова по очереди.

Вывод: Эти три слова не могут друг без друга, они связаны, «дружат» друг с другом и вместе называются предложением.

2) Аналогично составляется предложение и схема по второй картинке «Таня пьет сок».

IV. Игра «Живое предложение» с предметами (ваза, чашка, стакан, блюдце) и полосками-схемами для пропущенных и придуманных детьми глаголов (действий).

Таня покупает вазу

(Ваня, (вытирает, (блюдце,

Катя моет стакан

и др.) и т.д.) и др.)

Логопед предлагает разные варианты предложений из данных слов.

V. Игра «Путаница» — преобразование деформированной фразы, закрепление понимания винительного падежа существительных.

Образец: Ваза покупает Таню. — Таня покупает вазу.


Чашка моет Катю.Зайка лепит Ваню.Чашка роняет Петю.Заяц ловит лису.Рыба ловит рыбака.


Рыба ловит старика. Пряжа прядет старуху. Рыбка позвала старика. Старик бранил старуху. Бабочка рисует девочку.


VI. Игра «Потерялись слова» — договаривание предложений с существительными в винительном падеже единственного числа.

Старик ловил неводом.... Старуха пряла свою.... Раз он в море закинул.... Воро­тись, дурачина, ты к рыбке, поклонись ей, выпроси уж.... Стал он кликать....

Как называется сказка, отрывки из которой вы услышали? Кто написал эту заме­чательную сказку?

VII. Итог.

Закрепление вне занятия

1. Игра «Живое предложение».

2. Игра «Путаница» (с предметами и полосками).

3. Составление иллюстративно-графических схем предложений по сюжетным картинкам.

4. Нарисуй обеими руками одновременно рыбу.

Тема. Занятие 11

Занятие 1

Тема. Развитие слухового восприятия на неречевых звуках

Цель: 1. Различение неречевых звуков по силе, высоте, тембру. 2. Различение по тембру голосов людей.

Оборудование: Музыкальные инструменты (большие и маленькие): 2 бубна,

2 барабана: 2 колокольчика, 2 дудочки, 2 губные гармошки, детское пианино, гармонь, металлофон.

Звучащие предметы: 2 стакана (пустой и с водой), бумага, мяч, ложки металлические и деревянные, 2 погремушки, 2 молотка.

Ширма.

План занятия

I. Припоминание и называние знакомых музыкальных инструментов.

II. Игра «Узнай музыкальный инструмент»

а) предварительное рассматривание и прослушивание музыкальных инструментов: гармошки, металлофона, детского пианино, барабана;

б) прослушивание их за ширмой и отгадывание.

III. Игра «Отгадай предмет по звуку»:

а) рассматривание предметов, лежащих на столе, прослушивание издаваемых ими звуков (деревянные и металлические ложки, молоток, мяч, бумага, пустой стакан и стакан с водой);

б) Отгадывание предметов по издаваемым за ширмой звукам (шуршание бумаги, стук металлических и деревянных ложек, стук молотка, удары мяча, звон пустого и полного стаканов, звук льющейся воды...);

в) договаривание предложений:

Шуршит (бумага).

Стучит (молоток).

Звенит (пустой стакан).

Льется (вода).

Звучат (деревянные ложки).

Звучат (металлические ложки). И т.д.

IV. Физкультминутка:

а) упражнения для пальчиков на столе: «Пианино», «Футбол».

б) упражнение для профилактики нарушений зрения:

«Стрельба» глазами вверх — вниз, вправо — влево (локти на столе, кисти рук фиксируют положение головы).

V. Игра «Большой или маленький» — различение по силе звучания больших и маленьких предметов (2 барабанов, 2 бубнов, 2 погремушек, 2 дудочек, 2 колокольчиков, 2 губных гармошек, 2 молотков):

а) предварительное прослушивание и сопоставление больших и маленьких предметов;

б) прослушивание их за ширмой и отгадывание;

в) договаривание предложений:

Это (большой колокольчик). Это (большой молоток).

Это (маленькая дудочка). Это (большой барабан).

 


VI. Игра «Кто позвал?» «Кто сказал «мяу»? — узнавание детей по голосу водящим ребенком.

VII. Чтение сказки «Три медведя» (обработка Л.Н. Толстого) с элементами драматизации.

VIII. Итог.

Закрепление вне занятия

1. Игра «Отгадай предмет по звуку».

2. Игра «Кто позвал?»

3. Чтение сказок «Теремок», «Козлятушки» с элементами драматизации.

Занятие2

Тема. Развитие слухового восприятия на речевых звуках

Цель: 1. Различение близких по звуковому составу слов, состоящих

из бездефектных звуков. 2. Развитие чувства ритма и рифмы в стихотворной речи.

Оборудование: Сюжетные картинки: Дети катают снежный ком. Строится дом.

Продаются бананы. У девочки на голове банты. Предметные картинки: дом, дым, бант, бинт, панамы (из пособия

Т.Б. Филичевой «Дидактический материал»). Фланелеграф или панно.

План занятия

I. Игра «Запомни, повтори»: тень — день банты — фанты туп — дуб

тина — Дина вата — фата бинт — винт папа — баба пока — бока Фаня — Ваня

том — дом

II. Игра «Подбери нужное слово к картинке»:

Дети катают снежный...дом, том, ком.
Строится новый... — дым, дом, том.

Продаются...панамы, бараны, бананы.

У Тани на голове...фанты, панты, банты, бинты.

III. Игра «Закончи предложение»:

На нашей улице построили многоэтажный.... Из трубы идет.... На книжной полке стоит I... А.С. Пушкина. Дети катают снежный.... Мама купила в аптеке вату и стерильный.... Папа закрутил отверткой железный.... На голове у Тани белые...,ау оленя ветвистые.... Воробей чирикает на... березы. Катя ест маленькие сладкие.... У ворот стоит снежная.... С



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 2850; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.126.46 (0.015 с.)