Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Период реформ, правительство Фрийса

Поиск

С 1865 по 1870 г. в Дании, которая понесла территориальные потери, происходил процесс адаптации к новой действительности. Возглавлял правительство в это время крупнейший помещик, ландграф К.Э. Фрийс. В момент его вступления в должность премьер-министра вопрос о ревизии Основного закона в общем и целом был уже решен. Относительно другой важной задачи, стоявшей перед правительством, — реформы армии — в стране к 1867 г. довольно широкие круги в целом пришли к согласию, хотя король был далеко не удовлетворен предложенным проектом. Закон предусматривал создание мобильных военных сил в количестве 60 тыс. человек, способных выступить совместно с войсками какой-либо крупной союзной державы. Реформа проводилась для того, чтобы создать армию, способную вступить при удобном случае в войну с Германией для достижения полного или частичного возвращения Шлезвига. И такой случай действительно представился летом 1870 г., когда разразилась франко-прусская война, в которой Германия, правда, продемонстрировала свое подавляющее превосходство еще до того, как Дания успела броситься в новую дорогостоящую военную авантюру. После полной победы немцев в 1871 г. военная доктрина Дании уже никогда не предусматривала создание наступательного потенциала, ограничиваясь лишь чисто оборонительными целями.

Поиски более приемлемого решения «шлезвигского вопроса» также были одним из основных приоритетов правительства. Поскольку напряженность в отношениях между Пруссией и Авст-


ГЛАВА 19. ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В 1864- 1914 ГОДАХ 373

рией постоянно росла, считалось возможным добиться путем переговоров возвращения в лоно Дании 200 тыс. продатски настроенных южноютландцев. В результате поражения Австрии в 1866 г. права на оба герцогства перешли к Пруссии, которая, правда, признала положения пятой статьи Пражского мирного договора, согласно которой «северные районы Шлезвига должны перейти к Дании, если население этих районов выскажется за это путем свободного волеизъявления на референдуме». Однако продолжавшиеся несколько лет переговоры со всей ясностью показали, что пруссаки ни при каких обстоятельствах не уступят Фленсбург, Альс и Сунневед. Кроме того, они пытались оговорить для себя столь широкие права вмешательства во внутренние дела областей, которые могли быть возвращены Дании, что такое положение дел постоянно таило в себе угрозу датскому суверенитету над ними.А поскольку одновременно Бисмарк заявил, что правом, предусмотренным пятой статьей, обладает лишь Австрия (которая, впрочем, 12 лет спустя согласилась отменить ее действие), официальные датские представители прервали переговоры. Следует, однако, отметить, что датское движение в Северном Шлезвиге, напротив, сохранило положения пятой статьи в качестве моральной основы борьбы за свои права вплоть до воссоединения с Данией в 1920 г.

Среди наиважнейших достижений правительства необходимо выделить проводившуюся Эструпом, не следовавшим слепо доктринам либерализма, дальновидную политику вложения государственных средств в транспортную инфраструктуру. Это имело колоссальное значение для развития экономики в последующие десятилетия. Строительство порта в Эсбьерге закончилось в 1868 г. Завершилась и прокладка основных линий железных дорог в Ютландии, которые вместе с фюнскими линиями перешли в собственность государства. Расширялась железнодорожная сеть и на Зеландии.

О законодательных инициативах Эструпа в отношении местного самоуправления поговорим позднее. А пока следует констатировать, что политический климат в первые годы после принятия Основного закона в новой редакции был достаточно умеренным. И тем не менее в конце 1868 г., когда на повестке дня вновь оказался вопрос о принудительном отчуждении еще остававшихся в аренде хозяйств фестеров, произошел окончательный разрыв между мелкими и крупными землевладельцами. Фрийс подал в отставку, после того как сделал все возможное, для того чтобы

13*


374 ЭРИК СТРАНГЕ ПЕТЕРСЕН. ПЕРИОД ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА...

потерпеть поражение при голосовании по весьма банальному вопросу. Таким образом, он сам способствовал тому, что проблема парламентаризма — то есть возможности или невозможности продолжения деятельности правительства в случае объявления ему вотума недоверия в нижней палате парламента — во всей полноте заявила о себе именно в этот момент.

Выборы в фолькетинг

Единственное изменение, касающееся фолькетинга в пересмотренном Основном законе, заключалось в том, что в нижнюю палату по новым правилам предполагалось избрание одного представителя не от 14 тыс. жителей, как это было зафиксировано в Конституции 1849 г., а от 16 тысяч. Выборы проходили по мажоритарной системе в одномандатных округах согласно положениям специального избирательного закона. Поэтому в соответствии с численностью населения в 60-х годах XIX в. был создан 101 избирательный округ (и еще один на Фарерских островах). Из них — десять столичных и двадцать сугубо сельских, в основном же в избирательные округа включались города с прилегающими сельскими районами. Это означало, что в подавляющем большинстве округов сельских избирателей насчитывалось больше, чем городских.

В процессе урбанизации эта диспропорция в численности избирателей стала ощущаться еще более остро, и в 1894 г., согласно достигнутому компромиссу, было дополнительно образовано 12 округов, в основном в крупных городах. В дальнейшем же только в 1915 г. в связи с принятием новой Конституции партия «Венстре» согласилась пойти на изменение выгодной для нее системы. На выборах 1901 г., например, она позволила Левой партии реформ при поданных за нее 45% общего числа голосов получить 66% парламентских мандатов, в то время как партии «Хойре» (правые), набравшей 25% голосов, досталось всего лишь 7% мест в парламенте.

К этому моменту благодаря долговременной конституционной борьбе практически во всех округах выборы характеризовались высокой активностью избирателей и острой конкуренцией среди кандидатов, в то время как в 60-х и 70-х годах наблюдалась иная ситуация. Во многих округах победителем объявлялся тот кандидат, в поддержку которого во время проводившегося в начале процедуры


ГЛАВА 19. ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В 1864-1914 ГОДАХ 375

выборов предварительного голосования выступило, по мнению членов избирательной комиссии, большинство присутствующих избирателей, голосовавших поднятием руки. Подобное происходило на удивление часто, с той, правда, оговоркой, что другие кандидаты (если они имелись) не требовали проведения голосования по всем правилам. В противном случае все присутствующие избиратели должны были один за другим сообщить секретарю комиссии, за какого кандидата они отдают свой голос. Голосование так и проводилось в устной форме, и только в 1901 г. был введен принцип тайного голосования. Процедура выборов завершалась тогда, когда комиссия убеждалась, что на избирательном участке больше не оставалось непроголосовавших зарегистрированных избирателей.

До 80-х годов XIX в. лишь в редких случаях, когда речь шла о выборах на альтернативной основе, в них принимало участие более половины избирателей. До 1915 г. системы дополнительных мандатов не существовало, поэтому голоса, поданные за проигравших кандидатов, никак не учитывались. Таким образом, политические партии были лишены какого-либо стимула тратить время и силы на выдвижение не имевших шансов кандидатов. Потому и количество голосов, поданных за представителей тех или иных политических сил на выборах, состоявшихся до начала XX в., само по себе не может дать объективной картины влияния различных партий за пределами тех областей, где они имели свой постоянный электорат. В то же время существовавшие правила оставляли место для тактических маневров и создания избирательных блоков. Так, в 1884 г. столичные левые и социал-демократы поделили между собой копенгагенские округа и выдвинули в них общих кандидатов. В результате им удалось одержать победу в пяти из десяти округов, ранее являвшихся прочными бастионами партии «Хойре». Ту же модель они впоследствии использовали и в общенациональном плане вплоть до того, как пути этих двух партий не разошлись после смены системы в 1901 г. С 1905 г. социал-демократы стали блокироваться с Радикальной «Венстре».

Политические партии

В Конституции 1866 г. повторялось положение июньской Конституции, согласно которому члены ригсдага в своей парламентской деятельности «руководствуются исключительно собственными


376 ЭРИК СТРАНГЕ ПЕТЕРСЕН. ПЕРИОД ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА...

убеждениями, а не какими бы то ни было наказами избирателей». В идеале законы страны должны были рождаться в ходе творческих и свободных дискуссий между «способными, образованными и богатыми людьми», как это в 1860 г. сформулировал Орла Леман. Узкие материальные классовые интересы должны оставаться за стенами парламента; по этой причине «Друзья крестьян» и подверглись столь жестокому осуждению, когда еще на выборах в Учредительное собрание предпочли «высокочтимым» гражданам своих собственных простонародных кандидатов.

Тем не менее о политических партиях в ригсдаге в действительности заговорили уже с самого начала его деятельности. Правда, в большинстве своем они представляли собой довольно рыхлые группы парламентариев, объединявшихся вокруг некоторых выдающих личностей и не имевших в обществе никаких организаций поддержки, не говоря уже о собственно союзах избирателей. В то же время далеко не всем парламентариям первого поколения можно отыскать определенную политическую нишу. Социал-демократия стала первой «современной» партией, имеющей собственную программу, прессу и низовые организации. В 80-х годах партии «Хойре» и «Венстре» также приступили к созданию четкой организационной структуры, однако и та и другая столкнулись с серьезными проблемами при попытке подчинить ее партийному аппарату. А вот партия Радикальная «Венстре», напротив, была учреждена в 1905 г. в качестве современной политической партии.

Во времена действия июньской Конституции политический спектр можно было подразделить, условно говоря, на «правый фланг», представленный исповедовавшими идею единого государства чиновниками, помещиками и офицерами, «центр», включавший в себя преимущественно интеллигентов национал-либерального толка, молодых чиновников и либералов из числа предпринимателей, а также разделенный на три группы «левый фланг», к которому в первую очередь примыкали крестьяне и хусманы, коих зачастую объединяла принадлежность к местным страховым обществам и т.п.

В результате событий 1864 г. «центр» раскололся. Группа старых «ортодоксальных» национал-либералов во главе с К. Плоугом и А.Ф. Кригером сдвинулась вправо, в то время как центристы, представленные в основном молодыми людьми, больше склонялись в сторону националистического крыла «Венстре». В 1870 г.


ГЛАВА 19. ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В 1864- 1914 ГОДАХ 377

национал-либералы вошли в собственно правительственную коалицию с помещиками, а в течение последующих лет их полностью поглотила партия «Хойре», консолидировавшая свои силы в противодействии Объединенной «Венстре», представлявшей интересы крестьян.

О создании Объединенной «Венстре» объявили 44 депутата фолькетинга, опубликовав летом 1870 г. после образования нового правительства общую программу. Новую партию организовали депутаты нижней палаты от партии «Венстре» во главе с Й.А. Хансеном, имевшие корни в «Обществе друзей крестьян» и использовавшие в качестве рупора еженедельник «Друг народа», и представители Националистической «Венстре», нашедшие сторонников в среде более зажиточного фюнского крестьянства. Их интересы выражала газета Софуса Хойсбро «Датские народные ведомости». К новому политическому образованию примыкала и антимилитаристская Ютландская народная партия во главе с блестящим парламентарием Гертом Винтером, печатным органом которой являлась газета Ларса Бьёрнбака «Ведомости Орхусского амта». Эта партия, правда, воздерживалась принять на себя обязательства по сотрудничеству, до тех пор пока в преддверии выборов в фолькетинг 1872 г. не была разработана более основательная партийная программа. Во вводной части ее объявлялось, что «народ имеет моральное право требовать выполнения июньской Конституции в полном объеме».

Именно это требование в последующие сорок лет являлось самым прочным, а часто и единственным связующим звеном, объединявшим различные группы левых, хотя и на весьма хрупкой основе. У «Венстре» насчитывалось слишком много руководителей, и партия, как правило, оказывалась расколотой на две-три фракции, которым было очень нелегко выступать более или менее единым фронтом.

Требование демократизации выборов в ландстинг и наделения избранного на демократической основе фолькетинга правом определять состав правительства стало платформой, на которой до 1894 г. основывалось сотрудничество между различными группировками. В течение 20 лет вплоть до своей смерти в 1891 г. Кристен Берг являлся самой яркой фигурой, вокруг которой концентрировались силы, противостоявшие партии «Хойре» и решительно отвергавшие введение принципа парламентаризма и выступавшей против придания фолькетингу пре-


378 ЭРИК СТРАНГЕ ПЕТЕРСЕН. ПЕРИОД ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА...



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.100.101 (0.008 с.)