Благоприятная экономическая конъюнктура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Благоприятная экономическая конъюнктура



В 1958 г. высокая экономическая конъюнктура на Западе распространилась и на Данию. По сравнению с периодом 1950— 1957 гг. в 1958— 1970 гг. темпы среднего ежегодного экономического роста увеличились в 2 раза и достигли 5% в год, благодаря чему Дания в экономическом развитии вырвалась вперед и из числа отстающих перешла в группу стран — лидеров на международной арене.

В различных секторах экономики, однако, имел место неравномерный рост. Первое место занимало производство промышленной продукции, которое претерпело перестройку и было теперь технически оснащено, чтобы выдержать конкуренцию с другими странами после ликвидации таможенных барьеров и отмены других протекционистских мер. Начиная с конца 50-х годов для датского промышленного производства была характерна гибкость и хорошие адаптационные возможности, чтобы удовлетворять потребительский спрос, который возникал благодаря высокой международной конъюнктуре. Кроме того, на протяжении 50-х годов развитие промышленности стимулировалось законодательством, создававшим благоприятные возможности для получения субсидий теми предприятиями, которые располагались в богатых рабочей силой развивающихся районах; помимо этого, новое налоговое законодательство также стимулировало инвестиции. Благодаря этому конкурентоспособные предприятия, производившие современную привлекательную продукцию, имели возможность распространить свою деятельность на всю страну. Бросалось в глаза развитие таких флагманов индустрии как «Данфосс», «Лего» и «Бурмейстер и Вайн». Вместе с тем для датского экономического развития типичным являлось существование большого числа мелких и средних предприятий.

Уже в начале 50-х годов доля промышленности в совокупном валовом доходе превышала долю сельского хозяйства. В начале 60-х годов экспорт промышленных товаров превзошел экспорт сельскохозяйственных, даже если включать сюда подвергшиеся промышленной переработке продукты питания. Сельское же хозяйство, напротив, находилось в состоянии стагнации. Стало ясно, что тот успех, который имел сельскохозяйственный экспорт в первые послевоенные годы, невозможно повторить, так как крупные западноевропейские страны уже восстановили на-


502 СЕРЕН ХЕЙН РАСМУССЕН. ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1945- 1973)

циональное сельскохозяйственное производство. Около I960 г. Дания наконец-то превратилась из преимущественно сельскохозяйственной в страну с развитой промышленностью. Параллельно продолжалось начавшееся ранее переселение людей из деревни в города. Особенно увеличивалось население крупнейших провинциальных городов, а деревни продолжали терять свое население. Работу и возможности роста можно было найти только в городах, особенно для многочисленной молодежи, которая стремилась получать образование. Довольно странно, но процессы увеличения городского населения почти не коснулись Копенгагена.

Общие показатели темпа роста основных отраслей хозяйства, 1947-1970 гг.

1947-1950 1950-1957 1957-1970

Первичный сектор в том числе сельское хозяйство

Вторичный сектор в том числе промышленность в том числе строительство

Третичный сектор в том числе общественные услуги

В среднем по всему

народному хозяйству 5,0 2,7 5,0

Источник. Svend Aage Hansen. Økonomisk vækst i Danmark. Kobenhavn: Akademisk Forlag, 1974. S. 149.

Из таблицы следует не только то, что экономический рост в период с 1957 по 1970 г. ускорился по сравнению с предыдущим периодом, но и то, что рост сферы общественных услуг после 1950 г. оказал заметное влияние на ускорение развития. Если при измерении экономического роста исходить из принципа равноправия сферы услуг и материального производства, то обширный общественный сектор вовсе не обязательно является бременем для экономики. Напротив, он может стать основой экономического роста.

Однако экономический рост в значительной степени происходил за счет третичного сектора, то есть за счет сектора услуг. Частично это было связано с ростом промышленного производства,

6,6 2,3 -0,2
8,3 2,3 -0,9
6,9 2,4 7,2
9,4 2,4 6,9
8,4 2,1 6,0
3,5 3,0 4,7
3,1 4,0 5,5

ГЛАВА 23. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И БЛАГОСОСТОЯНИЕ 503

удвоение которого в период 1958— 1970 гг. привело к увеличению традиционных обслуживающих отраслей в сфере торговли и в администрации. Развитие же третичного сектора было связано в первую очередь с расширением общественного сектора экономики. На фоне масштабного увеличения общего числа занятых на рынке труда Дании на протяжении 60-х годов и далее, в течение следующих двух десятилетий, их доля в промышленности сократилась. Число работающих увеличивалось в основном на тех частных предприятиях, которые действовали во вновь возникшем секторе услуг, в то время как общественный сектор поглощал почти всю рабочую силу, которая вновь поступала на рынок труда. Все, что производилось в виде услуг, подсчитывалось в денежном выражении и учитывалось при подсчете темпов роста, так же как и материальное производство.

По мере экономического роста повышалось материальное положение людей, и благодаря развитию системы благосостояния многие стали пользоваться ее плодами, хотя и в разной степени. Этот процесс можно проследить, если посмотреть, как происходил рост потребления тех многочисленных товаров, которые прежде считались предметами роскоши, а теперь действительно стали доступны и постепенно начали считаться совершенно необходимыми: холодильники, телевизоры, автомобили, более просторные квартиры.

По мере роста числа автомобилей увеличилась потребность в строительстве дорожной сети; новые потребности в жилье вели к переустройству городов и возведению массивных жилищных кварталов на окраинах крупных городов, в которых сооружались не только большие многоквартирные дома, но и маленькие домики, рассчитанные на одну семью.

Жилищная проблема по-прежнему существовала. У многих не хватало денежных средств, для того чтобы осуществить всеобщую мечту о собственном домике с клумбой в палисаднике и с просторной лужайкой позади дома. Но принятые в начале 60-х годов законы открыли новые возможности для финансирования жилищного строительства, которое пошло очень успешно.

«Сделаем добрые времена еще лучше» — так звучал предвыборный лозунг Социал-демократической партии Дании на выборах 15 ноября I960 г. Такими и стали 60-е и первые три года 70-х, по крайней мере если принимать во внимание исключительно экономические показатели. Еще жива была вера в «прогресс», харак-


504 СЁРЛН ХЕЙН РАСМУССЕН. ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1945-1973)

терная для 50-х. Но традиционные общественные ценности все чаще подвергались сомнению, по мере того как растущие экономические, технологические, социальные и демографические проблемы вытесняли традиции, а ставка делалась на новые ценности. Теперь, когда мы оглядываемся назад и смотрим с расстояния на все эти большие и маленькие тривиальные заботы, которые когдато определяли повседневную жизнь людей, 60-е кажутся нам пестрым и беззаботным временем.


Глава 24

Изменение политических условий

Конституция 1953 г.

В 1953 г. Дания обрела новую Конституцию. Последние крупные изменения в нее были внесены в 1915 г. Затем в связи с возвращением Северного Шлезвига в состав Дании в 1920 г. в Основном законе появились некоторые уточнения, но уже в 30-х годах социалдемократы и радикалы энергично настаивали на пересмотре Конституции. Однако всенародный референдум 1939 г. не обеспечил необходимого большинства голосов для внесения изменений в Конституцию. Это удалось сделать только в 1953 г.

Большие неудобства причиняла система двухпалатного парламента, когда фолькетинг принимал решения, а ландстинг утверждал их. Существование подобной системы обосновывалось необходимостью сохранения определенного консерватизма системы, с тем чтобы оградить законодательную власть от влияния конъюнктурных колебаний, характерных для «народного волеизъявления», — аргумент, обычно выдвигавшийся консерваторами и либеральной партией «Венстре», имевшими в предвоенный период большинство в ландстинге. Теперь все четыре «старые» партии, несмотря на некоторые колебания со стороны «Венстре», согласились упразднить ландстинг. Но и в этот раз попытка пересмотра чуть не провалилась на всенародном референдуме, ибо доля проголосовавших за упразднение верхней палаты составила 45,76% общего числа избирателей, что едва перекрыло законодательно установленный ниж-


506 СЕРЕН ХЕЙН РАСМУССЕН. ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1945- 1973)

ний предел в 45%. В народных массах явно отсутствовал интерес к данному вопросу.

Тот факт, что новая Конституция все же смогла собрать необходимое большинство голосов избирателей, объясняется еще одним нововведением. До сих пор монарший престол мог наследоваться только по мужской линии; теперь же такую возможность получили и женщины, если король, который находился у власти, не имел наследников мужского пола. Именно такая ситуация сложилась в 1953 г. — у популярного в народе короля Фредерика IX не было сына, но зато было три дочери. Теперь датские избиратели решили, что принцесса Маргрете должна стать в будущем главой государства.

Кроме того, важное нововведение заключалось в закреплении в Конституции той парламентской системы, которая на практике действовала уже с 1901 г.

Условием согласия буржуазных партий на упразднение двухпалатного парламента являлись постановления в пользу элементов прямой демократии. Речь шла о том, что политические решения, касающиеся изменений Конституции, в определенных случаях должны приниматься самим населением на всенародных референдумах. Впредь треть членов фолькетинга могла потребовать, чтобы принятый законопроект, за исключением некоторых законов, касающихся бюджета страны, выносился на всенародный референдум. Для отклонения принятого законопроекта было недостаточно получить на референдуме простое большинство, — требовалось, чтобы это большинство соответствовало не менее чем 30% общего числа избирателей. Подобный случай означал бы, что избиратели, по всей видимости, недостаточно заинтересованы в принятии законопроекта, и наоборот, если речь шла о внесении изменений в Конституцию, то новый закон гарантировал проведение референдума. В последующие десятилетия парламентские меньшинства неоднократно угрожали тем, что поставят интересующий их вопрос на всенародное голосование, однако это случилось единственный раз — 25 июня 1963 г., когда оппозиция заблокировала предложение правительства социал-демократов и радикалов по закону о земле.

Проведение всенародного референдума было возможно также в случае, если участие Дании в деятельности международных организаций требовало отказа от национального суверенитета. Параграф 20 Конституции гласит, что решение, связанное с отказом от суверенитета, фолькетинг может принять только в том


ГЛАВА 24. ИЗМЕНЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 507

случае, если получено большинство голосов в пять шестых общего числа. Если большинство составляет менее указанного количества, а правительство поддерживает законопроект, то вопрос направляется на всенародный референдум. Кроме того, открываются более широкие возможности: например, поставить законопроект на так называемое рекомендательное всенародное голосование; иными словами, правительство в принципе может не считаться с результатами такого референдума. Возможности проведения всенародного референдума в связи с участием страны в международном сотрудничестве были использованы позднее, а именно в связи с решением вопроса о статусе Дании по отношению к ЕЭС, о чем будет сказано ниже.

Важным для отдельного гражданина являлось введение института омбудсмена, в задачи которого входит прием жалоб граждан на административные решения и их серьезное разбирательство.

Наконец, большое международное значение имело изменение новой Конституцией статуса Гренландии: из колонии она была преобразована в датский амт. Таким образом Гренландия стала частью датской территории на равных правах, например, с амтом Виборга. Дания перестала быть колониальной державой, ведь Исландия в 1944 г. разорвала монархический союз с Данией и объявила себя республикой, а Фарерские острова получили право самоуправления в 1948 г., вдохновленные своей самостоятельностью, обретенной во время войны.

Конституция 1953 г. оказалась документом долгосрочного характера. Она все еще действует в Дании, и, несмотря на происшедшие за это время значительные изменения в общественном развитии, в стране не велось сколько-нибудь значительных дискуссий о необходимости пересмотра Основного закона.

В отличие от Конституции Закон о выборах неоднократно подвергался пересмотру в отдельных своих положениях. Он определяет условия проведения выборов, распределение мандатов, устанавливает возрастной ценз для избирателей и т. д. Возрастной ценз был определен в 1953 г. в 23 года; это решение после одобрения парламентом должно было быть вынесено на всенародный референдум. Высокий возрастной ценз вскоре подвергся всесторонней критике, и в 1961 г. он был снижен до 21 года, в 1971 г. — до 20 лет и, наконец, в 1978 г. — до 18 лет. Время от времени обсуждались и правила, регулирующие представительство в парламенте мелких партий, и были внесены некоторые изменения. Правило,


508 СЕРЕН ХЕЙН РАСМУССЕН. ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1945- 1973)

определяющее порог для представительства партий в парламенте, гласит, что для участия в распределении так называемых дополнительных мандатов партия должна оправдать свое присутствие в парламенте, то есть она уже должна быть представлена в нем или должна собрать определенное число подписей. Количество подписей установлено в размере 18 — 20 тыс.; кроме того, на выборах необходимо получить не менее 2% голосов избирателей.

Долговечность датской Конституции объясняется, вероятно, тем, что она по большому счету не касается способов функционирования политической жизни. В этом отношении Основной закон был несовременным уже при своем появлении, так как в нем не упоминались ни политические партии, ни объединения групп по интересам, ни другие многочисленные центры власти, существовавшие в Дании. В будущем такое несоответствие должно было стать еще более явным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.128 (0.014 с.)