И неформальный — до и после 1848 г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И неформальный — до и после 1848 г.



Написанная в 1958 г. классическая статья норвежского историка Пенса Арупа Сейпа «Абсолютизм, управляемый общественным мнением» дает новую пищу для размышлений. Сейп пытался найти


304 ГЕРДА БОНДЕРУП. АБСОЛЮТИЗМ И РЕФОРМЫ (1720 - 1848)

ответ на вопрос, как произошло, что в Норвегии в 1814 г. так внезапно и так легко верноподданническая преданность старому самодержавному режиму сменилась восторгами по поводу либеральной конституции. По мнению автора, ответ мог заключаться в том, что дистанция между старой и новой системами оказалась не столь уж велика. Свою точку зрения он подкрепляет примерами из трудов по теории государства, относящихся к тому времени. Разумеется, сказанное вполне правомерно, однако для объяснения случившегося этого явно недостаточно. Гораздо более показателен анализ фактического положения дел.

Центральное правительство было легитимным уже в начале рассматриваемого периода — в 20-х годах XVIII столетия. Управление страной осуществлялось с помощью системы коллегий, при этом учитывались как индивидуальные интересы, так и интересы широких слоев общества. Когда этого требовали обстоятельства, создавались комиссии, в состав которых входили представители политической элиты, с тем, чтобы острые вопросы снимались уже на раннем этапе. В случае недовольства результатами работы комиссий можно было заявить протест. Представители высших слоев общества ограничивались письменными заявлениями о своем недовольстве, примером чему может служить нашумевшее дело, связанное с жалобой группы помещиков в 1790 г. Что же касается простого народа, то на местах подобные протесты нередко приводили к забастовкам.

На повестке дня стояла задача создания системы местных органов власти, а затем и такой модели управления, при которой в процессе принятия правительством тех или иных решений были бы задействованы — каким-то приемлемым для всех образом — общественное мнение и различные политические движения. Вплоть до проведения аграрных реформ управление на местах осуществляли сообща следующие инстанции: немногочисленные амтманы, примерно 2 тыс. священников, помещики и деревенские общины. В то время как деревенская община руководствовалась в своей повседневной деятельности сложившимися традициями, возведенными в ранг устава, помещик правил от лица короля вместе с амтманом, а иногда и подчиняясь ему. После проведения реформ с постепенной отменой арендной системы и передачей функции призыва на воинскую службу амтманам именно такая полуфеодальная помещичья составляющая в системе местных органов власти практически сошла на нет.


ГЛАВА 16. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ В 40-Х ГОДАХ XIX СТОЛЕТИЯ 305

Для решения прочих проблем правительство прибегало к использованию некоторых элементов старой «демократической» деревенской общины в сочетании с эффективной работой чиновничества и комиссий. В результате появились такие новые местные органы управления, как комиссии по делам неимущих (1803) и школьные комиссии (1814). Во главе каждой из них стояли уже не помещики, а священники, которые по-прежнему были «королевской рукой» на местах. Кроме них в состав комиссий входили собственники крупнейших земельных наделов и наиболее уважаемые горманы — владельцы хозяйств. Они имели право голоса при решении вопросов, входивших в компетенцию комиссий либо представлявших для них определенный интерес. Подобного же рода комиссии создавались и в прочих областях общественной жизни.

Следующим шагом в процессе демократических преобразований стал созыв отдельных сословно-представительных собраний с совещательными функциями, охватывающих своей деятельностью большую часть государства. Эти сословные представительства в Дании появились еще до того, как общественное мнение потребовало их создания. Они явились подготовительным этапом на пути демократизации страны, ибо с их помощью отрабатывался механизм участия общества в процессе подготовки и принятия политических решений. Несколькими годами позже была создана демократическая система органов управления на местах: в 1837 г. в торговых городах, в 1840 г. в Копенгагене, а в 1841 г. в приходах — так называемые приходские наблюдательные советы. Имущественный ценз для выборов в последние устанавливался в размере 1 тёнде харткорна — то есть большую часть избирателей составляли крестьяне-горманы.

Интересно отметить, что органы «народовластия» в приходах возникли также еще до того, как сам народ высказался за их создание. Можно сказать, даже наоборот — всегда было сложно найти крестьян, готовых взяться за решение общественных проблем. Ясно прослеживалась линия преемственности от старейшин деревенской общины и их помощников до различных комиссий и наблюдательных советов приходов.

Местные органы власти — поначалу в особенности в городах — находились под сильным влиянием общественного мнения. В Копенгагене, где оно в основном и формировалось, рупором его служили газеты и различные объединения. Таким образом, демократия в Дании уже давно пустила корни, так что шаг в направле-


306 ГЕРДА БОНДЕРУП. АБСОЛЮТИЗМ И РЕФОРМЫ (1720 - 1848)

нии принятия свободной конституции, предпринятый правительством в 1848 г., был не столь уж внезапным, причем не только исходя из теории общественного развития, как на то указывал Йене Аруп Сейп.

По Конституции 1849 г. законодательной властью в стране наделялись две палаты ригсдага (парламента) — ландстинг и фолькетинг. Однако сохранены были и некоторые формы правления, которые были присущи стране при абсолютизме, а именно комиссии. По-прежнему продолжали создаваться временные (ad hoc) комиссии для решения отдельных, внезапно возникающих проблем, а также постоянно действующие, как, например, комиссии по здравоохранению, появившиеся после 1857 г. Это означало, что датский абсолютизм обладал достаточно ярко выраженными либерально-демократическими чертами и имел в своем арсенале такие механизмы, которые с успехом могли быть использованы и после 1849 года. Символична в этом отношении личность Андерса Сандёе Эрстеда, который даже во времена архиконсервативного президента Датской канцелярии Стеманна высоко держал знамя либерализма, способствуя формированию атмосферы дискуссий в сословных собраниях. После принятия Конституции он занимал посты премьер-министра и несколько раз — министра юстиции. В этот период, правда, он отошел от прогрессивных идей и выступал с довольно консервативных позиций. Однако и до, и после 1849 г. он становился министром именно потому, что отстаивал собственные убеждения и не был приспособленцем.

Таковы формальные властные структуры датского абсолютизма. Что касается неформальных структур, то описать их труднее; назовем только одну из них. Помимо официальных комиссий существовала также система подачи ходатайств и жалоб. Любой гражданин, стремившийся добиться для себя какого-либо исключения из действующего законодательства, мог направить соответствующее прошение королю, в Датскую канцелярию либо амтману. К подобного рода прошениям принадлежит и приводившееся выше ходатайство торговца из Фредериксберга. Сюда же можно отнести и многочисленные жалобы на разного рода начальников. Крестьяне-горманы были вправе подать жалобу на своего помещика самому монарху и ожидать от него справедливого решения. Этого добилась, например, группа крестьян, подавшая государю в 1796 г. жалобу на барона Кристиана Фредерика Юуля. Они просили оказать им денежную помощь для ведения судебного дела

10*


ГЛАВА 16. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ В 40-Х ГОДАХ XIX СТОЛЕТИЯ 307

против барона, поскольку считали, что размер фестерской земельной ренты, взимавшейся им, слишком завышен. Несмотря на отчаянные протесты барона, деньги они получили.

Так, власти обеспечивали достаточно благожелательное отношение и доверие к себе со стороны населения; фактически от 8 до 10% семейств в Дании в течение года вступали в переписку с центральными властями. Последние с помощью экспертов принимали соответствующее решение и отправляли его амтману, который, будучи представителем власти и хорошо разбираясь в местных условиях, должен был принять окончательное решение.


Резюме

Наиболее характерная тенденция развития Дании в период с 1720 по 1848 г. — создание основ современного общества. Что касается социально-экономической сферы, то, хотя к концу указанного периода примерно 80% населения проживало и трудилось в деревне, социальная структура и способ производства претерпели фундаментальные изменения. В 1720 г. крестьяне жили в сельской общине, а их земельные наделы представляли собой полосы, распределенные по всему полю, принадлежавшему общине. Возникавшие в этой связи проблемы крестьянам приходилось решать исходя из совместного землепользования на основе принимаемых сообща решений, что, впрочем, зачастую являлось препятствием на пути различных нововведений. Кроме того, будучи арендаторами, крестьяне находились в жесткой зависимости от помещиков. С проведением аграрных реформ данная картина коренным образом изменилась. Совместное землепользование было отменено, а хаотично разбросанные части наделов отдельных крестьян — объединены и подвергнуты разверстанию. Две трети крестьян разорвали арендные отношения и при поддержке государства и отдельных помещиков выкупили свои хозяйства в собственность. В техническом плане качество земель — как пахотных полей, так и прежних общинных выгонов — значительно улучшилось за счет дренажа и внесения мергеля в качестве удобрения. К 1848 г. позиции крестьян-горманов как сословия упрочились, и их продукция поступала как на внутренний, так и на внешний рынок. Хусманам также удалось достаточно безболезненно


РЕЗЮМЕ 309

пережить реформы, хотя их положение нельзя было назвать защищенным. В рассматриваемый период численность данной группы населения значительно выросла, что зачастую создавало ей проблемы в плане обеспечения средств к существованию. Многие пытались решить эти проблемы, перебираясь в города.

В 1720 г. торговые города и Копенгаген обладали монопольными правами на развитие ремесленных промыслов и ведение торговли, что в известной степени превращало их в закрытые конгломераты. В конце рассматриваемого периода они стали более открытыми, а в среде торгового сословия ясно обозначились тенденции приспособиться к условиям рыночной экономики. Процесс урбанизации вызвал приток в города такого большого количества поденных рабочих, которое еще не могло быть полностью востребовано формирующимся рынком труда. Многие из них вынуждены были влачить жалкое существование, ютясь в трущобах.

Центр абсолютистской власти, олицетворением которого в эпоху правления Фредерика IV являлась фигура монарха, сначала сместился в сторону кабинетного правления, затем — Государственного совета. При Фредерике VI власть вновь стал олицетворять король, однако при этом он не препятствовал появлению первых робких ростков народовластия в форме сословных представительств, обладавших совещательными функциями. В течение всего периода происходило укрепление центральной администрации, а также создание и развитие органов местного управления. В основе последних были три наиболее действенных института королевства: сельская община, пасторская администрация и спонтанно создаваемые временные комиссии. Образцом при этом служила деятельность постоянных комиссий: школьной, карантинной, по делам неимущих и комиссии по здравоохранению, которые и до сих пор являются неотъемлемыми составляющими социального сектора. Идеалы эпохи Просвещения приобретали политическую окраску, выдвигались требования отмены фестерской системы, улучшения условий жизни хусманов и принятия свободной конституции. В конце периода правления Кристиана VIII была создана комиссия для разработки нового основного закона страны.

Короче говоря, изменение социальной структуры, развитие рыночной экономики, создание стабильной структуры государственной власти и стремление к демократическим преобразованиям обусловили значительное продвижение Дании по пути модернизации.


310 ГЕРДА БОНДЕРУП. АБСОЛЮТИЗМ И РЕФОРМЫ (1720 - 1848)

Что касается внешней политики государства, то достигнутые результаты были не столь удачными. Норвегию в 1814 г. пришлось уступить Швеции, а в середине XIX в. Дания лишилась также и своих колониальных владений на Золотом Берегу и в Индии. Тем не менее для рассматриваемого периода характерны не только потери: с 20-х годов XVIII столетия в Гренландии активно действовали датские купцы и миссионеры, что впоследствии привело к колонизации острова, а бывшие норвежские провинции — Фарерские острова и Исландия — в 1814 г. отошли к Дании.


ПЕРИОД ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РОСТА И ПОЛИТИЧЕСКОЙ

ДЕМОКРАТИЗАЦИИ

(1848-1914)

Эрик Странге Петерсен


 


Глава 17

Конец эпохи абсолютизма

И единого государства

(1848-1864)

Причины падения абсолютизма

Учредив сословно-представительные собрания, Фредерик VI в 30-х годах XIX в. создал институт, в рамках которого подданные короля впервые получили возможность на законных основаниях принять участие в управлении самодержавным датско-шлезвигголштинским государством. Однако влияние народа на государственные дела оставалось незначительным. Только 2 — 3% населения пользовались правом голоса на выборах, а сословные представительства являлись всего лишь «совещательными» органами, решения которых никоим образом не налагали обязательств на короля и его правительство. Тем не менее именно сословные представительства дали серьезный толчок развитию оппозиционных по отношению к существовавшей системе государственного управления настроений, крепнувших как в королевстве, так и в герцогствах. При этом в обеих частях страны знаменосцами идей весьма немногочисленной либеральной буржуазии стали молодые интеллектуалы.

Поначалу требования о введении конституционного правления в обоих университетских городах монархии ничем не отличались АРуг от друга, однако вскоре они приобрели националистическую окраску. Аргументы языкового, исторического и государственноправового характера повлияли на изменение общественных настроений как в Копенгагене, так и в Киле в пользу раздела единого Аатско-немецкого государства. Ключевым вопросом являлся буду-


314 ЭРИК СТРАНГЕ ПЕТЕРСЕН. ПЕРИОД ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА...

щий статус герцогства Шлезвиг. Станет ли оно составной частью датского, а возможно, и скандинавского государства, имеющего южную границу по реке Эйдер, или же вся территория шлезвигголштинского княжества войдет в состав Германского союза, простирающегося до северной границы по реке Конгео?

Стремясь утвердить свою монархию в качестве стабильного и эффективного единого государства, Кристиан VIII успеха не снискал, к тому же он оказался не в состоянии противостоять распространению новых национальных, политических и социальных идей, во всей полноте проявившихся в большинстве стран Европы в 40-х годах XIX столетия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.023 с.)