Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные тенденции развития в конце тысячелетия

Поиск

Правительства Нюрупа

После ухода в отставку правительства либеральной партии «Венстре» и консерваторов 25 января 1993 г. было сформировано правительство парламентского большинства в следующем составе: социал-демократы, Радикальная партия, «Демократы центра» и Христианская народная партия. Премьер-министром стал Поуль Нюруп Расмуссен, выбранный председателем Социал-демократической партии Дании осенью 1992 г. после драматической рокировки, приведшей к отставке предыдущего партийного лидера Свена Аукена. Под руководством Нюрупа Расмуссена правительство удержалось у власти до очередных парламентских выборов, то есть до 27 сентября 1994 г., после чего правительство продолжило свою работу уже без Христианской народной партии, которая не смогла провести своих представителей в фолькетинг. В декабре 1996 г. партия «Демократы центра» также вышла из состава правительства из-за недовольства его политикой, которое возникло из-за зависимости политики правительства от позиций Социалистической народной партии и «Единого списка». Несмотря на упорные слухи о разногласиях между членами обеих оставшихся в правительстве партий, а именно между социал-демократами и радикалами, правительство удержалось у власти не только до выборов 11 марта 1998 г., но и после них.

Новое правительство продолжило в основных чертах политику Шлютера, однако предприняло несколько инициатив, таких,


554 СЕРЕН ХЕЙН РАСМУССЕН. ДАНИЯ ПОСЛЕ 1973 ГОДА

как принятие закона об отпусках, дававшего возможность временно не работать, получая в это время пособие, что позволяло другим людям в данный период воспользоваться шансом получить работу. Закон об отпусках имел громкий успех, если судить по числу трудящихся, которые воспользовались предоставленной возможностью. Он также повлиял на численность безработных, которая немного уменьшилась уже осенью 1993 г. К 1998 г. безработица упала с 12,2 до 7,4%, главным образом по причине временных отпусков и других подобных мероприятий, позволяющих «рассасывать» безработицу. Правда, закон оказался дорогостоящим для государственной казны, даже несмотря на снижение размера пособий.

В 1993 г. была проведена налоговая реформа, главной целью которой являлось снижение налогов. Кроме того был внесен ряд изменений в пропорции налогообложения, среди которых так называемые зеленые, или экологические, налоги вызвали немало споров. Эти налоги имели целью поднять стоимость некоторых видов потребления, которые особенно обременительны для окружающей среды, и таким образом подтолкнуть население к их ограничению. Со стороны буржуазной оппозиции раздавались обвинения в том, что «зеленые налоги» повышают издержки производства и таким образом снижают конкурентоспособность всей продукции, производимой в стране. Кроме того, утверждалось, что это просто новая завуалированная форма налогообложения. Левая оппозиция могла бы, несомненно, поддержать «зеленые налоги», но она требовала, чтобы все средства, которые таким путем поступали в государственную казну, шли на финансирование охраны окружающей среды.

Успех ли новых инициатив или нечто другое способствовало этому, но правительство осталось у власти и после выборов 21 сентября 1994 г., хотя и без представительства Христианской народной партии. Довольно неожиданно страна почувствовала влияние подъема мировой экономики, который приобрел такие масштабы, что одна из крупнейших в 90-х годах газет буржуазного направления — «Юландспостен» 16 октября 1996 г. с ликованием сообщила, что Дания вступает в «новый золотой век». Основанием для радости стали данные датской статистики. Они свидетельствовали о том, что валовой национальный продукт в 1996 г. составил примерно 1000 млрд крон, то есть на каждого датчанина от младенца до старца приходилось 190 тыс. крон; что накопление побило новый рекорд; что уро-


ГЛАВА 27. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ В КОНЦЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ 555

вень образования и потребления поднялся на невиданно высокий уровень. Кроме того, государственный бюджет вырос, а внешний долг сократился. Эти тенденции продержалась до конца века.

Однако правительство Нюрупа не дождалось спокойных времен. С самого начала с нападками на него выступила жесткая и бескомпромиссная буржуазная оппозиция; по многим вопросам правительство проводило неуверенную политику, которая отражала отсутствие единства между партиями по многим вопросам. Членам нового кабинета было так же трудно, как и предшествующему правительству, согласовывать между собой политику по отношению к ЕС и приспосабливаться к противоречивым настроениям общественного мнения по этому вопросу.

После 1994 г. опросы общественного мнения постоянно показывали, что на следующих выборах правительство будет отправлено в отставку. После выборов 11 марта 1998 г. оно, тем не менее, смогло продолжить работу, опираясь на самую узкую парламентскую поддержку. На стороне оппозиции было 89 депутатов, а на стороне правительства — девяносто. Большинство было хрупким, поскольку перевес зависел от единственного социал-демократа с Фарерских островов, позиция которого по многим вопросам была непредсказуема. И все же выборы позволили правительству укрепить свои позиции. Новый состав фолькетинга включал в себя десять партий, что было самым большим числом после выборов 1979 г. В парламенте появилась новая партия, которая откололась от Партии прогресса, а именно Датская народная партия, с которой правительство едва ли могло сотрудничать. Зато Христианская народная партия опять вернулась в парламент, а «Демократы центра» усилились, уточнив и сблизив свои позиции с правительственными. Поэтому правительство Нюрупа получило возможность сохранить за собой парламентское большинство голосов, опираясь по отдельным вопросам то на правые партии, то на левые.

В то же самое время с виду сплоченная буржуазная оппозиция, которая включала в себя партию «Венстре» и консерваторов, временно распалась. Консервативная партия в течение ряда лет пережила несколько крупных скандалов и борьбу за лидерство внутри своих рядов. На выборах она набрала всего 8,9% голосов, что явилось наихудшим результатом за многие годы. Партия «Венстре» увеличила число собранных голосов до 24%, что тоже мало ей помогло.

Впрочем, и у правительства Нюрупа не было оснований для спокойствия. Только выборы закончились, как рядовые члены профсо-


556 СЕРЕН ХЕИН РАСМУССЕН. ДАНИЯ ПОСЛЕ 1973 ГОДА

юзов вопреки рекомендациям своих лидеров проголосовали на внутрипрофсоюзном референдуме против принятия проекта нового коллективного договора. Наемные работники полагали, что в период высокого экономического роста и как никогда ранее высоких доходов они имеют право получить доступ к плодам возрастающего благосостояния. Двадцать седьмого апреля 1998 г. произошел крупный трудовой конфликт, в котором приняло участие примерно полмиллиона трудящихся. Правительство Нюрупа вмешалось в конфликт 7 мая. Оно утвердило посредническое предложение в качестве закона, включив в него, однако, некоторые улучшения для наемных работников, а также компенсации за это, идущие предпринимателям.

Надежды либералов на то, чтобы увидеть лидера партии «Венстре» Уффе Эллеманн-Йеьсена премьер-министром, не оправдались. Вскоре после выборов 1998 г. он подал в отставку с поста председателя партии, и партия «Венстре» провозгласила, что отступает от жесткой конфронтации и занимает позицию, допускающую сотрудничество с правительством. Консерваторы возобновили, по-видимому, бесконечные внутренние распри, что одно время поставило под вопрос дальнейшее существование партии. Однако все трудности были улажены, и обе партии отметили крупную победу на выборах 20 ноября 2001 г., в результате которых они смогли образовать правительство во главе с новым лидером партии либеральной «Венстре» Андерсом Фог Расмуссеном в качестве премьер-министра.

Фарерская проблема

Проблемы, связанные с Фарерскими островами, заставили правительство Нюрупа поломать голову. Отношения между Фарерскими островами и Данией и раньше были отягощены сложностями. Наиболее громкий конфликт произошел в период между 1953 и 1955 гг., когда местная администрация больницы в городе Клаксвиг не захотела предоставить должность врачу с нацистским прошлым; это привело в конечном счете к тому, что туда был направлен военный фрегат и отряд датской полиции. Более серьезной проблемой являлось то, что Фареры затем потребовали защитить жизненно важные для них зоны рыболовства от рыбаков из других стран, прежде всего из Великобритании. Но и то и другое было уже делом минувших дней.


ГЛАВА 27. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ В КОНЦЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ 557

Между тем осенью 1992 г. стало ясно, что Фареры столкнулись с серьезными экономическими трудностями, причина которых коренилась в сочетании в течение длительного времени сверхпотребления с курсом на расширение рыболовства и рыбоконсервной промышленности. В 1993 г. обнаружилось, что Датский банк отнес на Фареры убытки в размере 1 млрд крон, которые этот переживающий трудности регион должен был покрыть при помощи займа. В мае 1995 г. премьер-министр Поуль Нюруп Расмуссен учредил специальную комиссию по расследованию, которая представила свой доклад 16 января 1998 г. В нем содержалась острая критика Датского банка, Национального банка и всей системы финансового надзора. Буржуазная оппозиция все время пыталась превратить проблему отношений между Фарерами и Датским банком в аналог «тамильского дела», требуя, чтобы правительство было признано причастным к этому. Когда фарерская проблема обсуждалась в фолькетинге, правительство отделалось замечанием, что ему следовало быть более внимательным. Фарерам пообещали провести переговоры о компенсации.

Однако ситуация продолжала развиваться. Речь шла даже об угрозах Фарерских островов разорвать отношения с Данией. Фареры также подготовили судебный иск правительству по поводу его роли в банковском скандале. В июне 1998 г. член правительства — видный социал-демократ Могенс Люккетофт отправился на Фареры и провел переговоры о заключении компромисса. В соответствии с договоренностью Фарерам была предоставлена даже более крупная компенсация их потерь, чем требовал местный лагтинг: долг датскому государству в размере 5,4 млрд крон был уменьшен на 900 млн крон, а остаток долга следовало выплатить в рассрочку на выгодных условиях. Кроме того, Фареры получили на будущее полную самостоятельность в области экономической политики. Критики оценили такой компромисс как капитуляцию Дании. Они утверждали, что в качестве участника единой с Данией государственной общности Фареры получили теперь возможность проводить безответственную политику, а потом требовать, чтобы Дания спасала их от ее последствий. В отношениях между Данией и Фарерскими островами появилась серьезная трещина, и сложилось следующее мнение: тот факт, что Фареры объявят себя полностью независимым государством, лишь вопрос времени.


558 СЕРЕН ХЕЙН РАСМУССЕН. ДАНИЯ ПОСЛЕ 1973 ГОДА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.151.127 (0.007 с.)