Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Судебные процессы против лиц, совершивших военные преступленияСодержание книги
Поиск на нашем сайте Напротив, в первые дни после 5 мая 1945 г. вооруженным подразделениям движения Сопротивления пришлось осуществить массовые аресты лиц, поддерживавших в свое время оккупантов. Общее число арестованных составило примерно 40 тыс. человек. Эти действия, разумеется, в той же мере противоречили конституции, что и аресты в 1941 г. датских коммунистов. Обосновывались они необходимостью, с одной стороны, задержать подозреваемых в совершении преступлений, а с другой — защитить их от суда Линча. Большинство задержанных вскоре были отпущены на свободу. Принципы законодательства о наказании лиц, совершивших военные преступления в период оккупации, были юридически оформлены в приложении к общегражданскому уголовному закону 1 июня 1945 года. В основном они повторяли положения, выработанные Советом свободы в ноябре 1943 г., однако с дополнением о возможности применения смертной казни, отмененной в 1930 г., в отношении так называемых предателей родины. Этот факт отражает колоссальные изменения в общественном сознании, происшедшие в последние месяцы войны, чему способствовал и развязанный германской стороной террор. Законы получили обратную силу начиная с 9 апреля 1940 г., поскольку считалось, что с тех пор в стране не существовало свободного в своих действиях правительства. Критерием виновности или невиновности служило общественное мнение, относившее то или иное действие к понятию предательства родины, как, например, действия лиц, поступивших на германскую военную службу. Попытки «политиков» ограничить обратное действие законов периодом с 29 августа 1943 г. были отвергнуты движением Сопротивления, опиравшиеся на мощную и энергичную поддержку общества. В то же время политика сотрудничества с оккупационными властями как таковая осуждению не подвергалась. В задачу созданных ригсдагом парламентских комиссий входило лишь расследование случа- 16—История Дании 468 ХЕННИНГ ПОУЛЬСЕН. ОТ ВОЙНЫ К ВОЙНЕ (1914- 1945) ев превышения полномочий или проявления халатности со стороны отдельных министров и высших чиновников. Эти судебные процессы вызвали впоследствии немало споров. Речь, в частности, шла о так называемых делах коллаборационистов, возбужденных против фирм, которые «недостойным образом» работали на вермахт и многие из которых в свое оправдание ссылались на общую политику датских властей, призывавших их выполнять такого рода заказы, чтобы поддерживать национальное производство. Это же относилось и к участникам дружин, которые выставлялись для охраны предприятий, работавших на немцев, и, поскольку эти лица были вооружены, их судили наравне с добровольцами, воевавшими на фронте. Однако летом 1945 г. эти проблемы не вызывали сомнений. Наиболее серьезные дела были возбуждены против датчан, находившихся на германской службе и подозревавшихся в совершении убийств и применении пыток. Большое количество их было приговорено к смертной казни, часть была помилована, а казнено 46 человек. С учетом того, что в Норвегии казнили 25 человек, а в Голландии —40, это число говорит о радикальном характере действия датских законов, применявшихся к изменникам родины. Примечательно также, что в Дании не было казнено ни одного немца, в то время как в Норвегии таковых оказалось тринадцать. Сказанное явилось следствием того, что в мотивировочной части данного законодательства Дания признавалась страной, находившейся в состоянии войны с Германией. В противном случае судить датчан за измену родине было бы нельзя. В то же время данное обстоятельство имело большое значение для руководящих фигур гестапо, действовавших в Дании, которые таким образом получили возможность сослаться на принципы действующего международного права, позволявшие оккупационным властям применять — правда, в не определенном точно объеме — репрессии против гражданского населения. И хотя существовало понимание того, что граница допустимого в Дании оказалась перейдена, это не служило достаточным основанием для вынесения смертных приговоров. В исторической перспективе юридические принципы законодательства о военных преступлениях в годы оккупации можно считать ограничительными в отношении того процесса, который — как в Дании, так и в других странах — по сути своей являлся актом возмездия. Резюме Период с 1914 по 1945 г. характеризуется прежде всего тем, что в течение этого времени датскому обществу пришлось вести борьбу за выживание. Попытки сохранить нейтральный статус страны увенчались успехом во время первой мировой войны, но окончились провалом в период второй мировой. Тем не менее в условиях германской оккупации Дании удалось сохранить общественный механизм в таком состоянии, что в 1945 г. он заработал в прежнюю силу. Однако сам факт оккупации поставил под сомнение целесообразность продолжения политики нейтралитета, что имело большое значение для выработки внешнеполитического курса в последующие годы. На развитие экономики в этот период особое влияние оказал мировой кризис 30-х годов, который в первую очередь отразился на датском экспорте сельскохозяйственных продуктов, а затем привел к массовой безработице среди городского населения. Антикризисные меры имели пассивный характер. Не видя возможности предотвратить кризис, правительство сосредоточило усилия на том, чтобы смягчить его последствия, что, в частности, выразилось в осуществлении социальной реформы в 1933 г. Новым явлением стало государственное регулирование экономики, широко применявшееся и в 30-х годах, и во время обеих войн. Предпринятая в 20-х годах попытка вернуться на рельсы либеральной экономики оказалась неудачной. Несмотря на неблагоприятную конъюнктуру, умеренные темпы экономического роста сохранились. Хотя 16* 470 ХЕННИНГ ПОУЛЬСЕН. ОТ ВОЙНЫ К ВОЙНЕ (1914-1945) материальные условия жизни большинства датчан все еще оставляли желать лучшего, общий жизненный уровень повысился, а такие технические новинки, как автомобиль и радио, вошли в повседневный обиход. Разворачивавшаяся на протяжении предыдущих десятилетий конституционная борьба завершилась принятием Конституции 1915 г., которая отменила все ранее содержавшиеся в избирательном законе привилегии и распространила действие избирательного права на женщин и лиц, находившихся в услужении. Признание широкими слоями общества принципа парламентской демократии выразилось в незначительной поддержке избирателями партий крайнего толка, подвергавших этот принцип сомнению. Решающим фактором изменения соотношения сил на политической арене стал бурный рост рабочего движения. Социал-демократическая партия приблизилась к завоеванию абсолютного большинства в парламенте, а членство в профсоюзе в широких слоях общества стало считаться обязательным. На смену прежнему балансу сил между либералами и консерваторами пришла эпоха равновесия между рабочим движением и буржуазной Данией. После череды политических конфликтов в конце 10-х — начале 20-х годов, кульминацией которых стал Пасхальный кризис, ситуация развивалась относительно спокойно, и 30-е годы были отмечены рядом соглашений между партиями, представлявшими интересы разных классов. Наиболее известно так называемое «соглашение на улице Канцлергадэ», достигнутое, что символично, в день прихода Гитлера к власти в Германии. Факт сотрудничества между крупнейшими политическими партиями дал повод считать как датское, так и другие скандинавские общества консенсусными. В период оккупации эта линия на первых порах была продолжена, и коалиционные правительства, сформированные из представителей четырех ведущих партий, попытались, сотрудничая с оккупационными властями, создать условия, для того чтобы свести к минимуму ущерб от войны. Позднее против такой политики выступило движение Сопротивления, чья линия на ведение активной борьбы с оккупантами привела к возникновению политического конфликта, который, тем не менее, по-прежнему решался в рамках общенационального консенсуса, благодаря чему противоборствующие стороны после освобождения сумели совместными усилиями сформировать первый послевоенный кабинет.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.01 с.) |