Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Последние годы правления государственного советаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
К моменту смерти в 1648 г. Кристиана IV новый король еще не был избран. Старший сын покойного государя, именовавшийся избранным принцем Кристианом, задолго до кончины отца был назван им в качестве преемника, однако он умер в 1647 г. Объективно единственным реальным претендентом на престол оставался сын Кристиана IV от первого брака герцог Фредерик, однако позиции его были далеко не прочными. Для выборов короля был созван не только государственный совет, но и сословное собрание. Представители всех трех сословий выступили с требованиями, отвечавшими их собственным интересам, и наиболее радикальными из них были требования мелких дворян. Они настаивали на предоставлении сословным собраниям права влиять на назначение налогов и на законодательство. Подобные требования были фактически направлены как против государственного совета, так и против короля, ибо затрагивали основные полномочия совета. Мелкое дворянство требовало полной или частичной передачи данных функций сословиям, наподобие того как это сложилось в практике многих стран, в том числе Швеции. Между тем государственный совет этому воспротивился. Новый королевский манифест содержал ряд уступок дворянам в экономическом плане; что же касается политических аспектов, то уступки делались в пользу совета, а не сословных собра- 202 КАРСТЕН ПОРСКРОГ РАСМУССЕН. НОВОЕ ВРЕМЯ (1523-1720) ний. Сфера влияния совета на вопросы внешней политики значительно расширялась: теперь в его компетенцию входили не только вопросы объявления войны, но также и политика создания союзов и формирование вооруженных сил. Одновременно устанавливалось, что в составе совета постоянно должно быть 23 члена, а при замещении вакантных мест король отныне должен был руководствоваться не собственными соображениями, а выбирать среди кандидатур, предлагаемых ему мелким дворянством и советом. Формально к 1648 г. государственный совет достиг апогея своего влияния. Не многие из сословных представительств Европы того времени имели такие властные полномочия и могли оказывать столь мощное влияние на решение вопросов, которые в большинстве стран являлись исключительно королевскими прерогативами, как, например, проблемы внешней политики. Кроме того, благодаря своему праву избирать короля совет в конечном итоге стал исключительным носителем суверенитета. Парадоксально, что всеми этими широкими правами был наделен орган, уникальный по европейским меркам. Сословные собрания свидетельствовали о существовании серьезных разногласий не только между государственным советом и представителями непривилегированных сословий, но также — по важнейшим вопросам — и между советом и мелким дворянством. Отчасти это объяснялось тем, что члены совета набирались из числа элиты общества — наиболее богатых и состоявших в родстве между собой дворянских родов. Правда, совет проводил своего рода промежуточный курс, который находился на стыке интересов монарха и низших сословий. Он не давал согласия на все требования короля относительно величины налогов и численности армии, однако все равно эти цифры превосходили предложенные сословиями. Объяснялось это, по-видимому, серьезностью внешнеполитической ситуации, с которой члены совета были знакомы гораздо лучше, чем рядовые дворяне-помещики. В конституционном плане ахиллесовой пятой государственного совета являлось то, что его власть, в отличие от власти короля, не распространялась на все части королевства. Считалось, что с 1536 г. совет обладал такой же властью в Норвегии, как и в Дании. Однако в действительности это было маловероятно, потому что малочисленное норвежское дворянство было достаточно слабо представлено в среде датской аристократической элиты и су- ГЛАВА 10. СИЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И АБСОЛЮТИЗМ 203 ществовали устойчивые представления о Норвегии как о наследной вотчине короля. Во времена наместничества Ганнибала Сеестеда Норвегия управлялась в соответствии с жесткими монархическими принципами. В 1648 г. совет попытался воспрепятствовать этому путем назначения наместника из числа урожденных норвежцев — членов этой организации. В герцогствах государственный совет Дании никакой властью не обладал, а собственный совет находился накануне роспуска. Король и герцог Готторпский имели, соответственно, каждый свой совет, и в готторпском большинство составляли гражданские юристы, так называемые ученые советники. Средоточием сословной власти здесь являлся ландтаг, функции которого сводились прежде всего к назначению налогов. Кроме того, он претендовал на право участвовать в избрании правителя. Между тем в отличие от датского государственного совета ландтаг не имел никакого влияния на внешнюю политику и повседневное руководство страной. Таким образом, в герцогствах и отчасти в Норвегии король пользовался несколько большей самостоятельностью действий, нежели в самой Дании. Подобные функции аристократический государственный совет осуществлял вплоть до 1657 г., и лишним подтверждением его влияния стал вопрос о вооруженных силах. Совет отстоял свою позицию в пользу создания рекрутируемой армии, к повышению уровня эффективности которой немалые усилия с середины 50-х годов XVII в. приложил маршал Аннерс Билле. Однако в прочих областях король как фигура, осуществлявшая повседневные функции центральной власти, продолжал решать многое в обход совета. Первая война с королем Швеции Карлом Густавом привела к развалу армии, основанной на рекрутском наборе, тогда же, в 1657 г., умерли два наиболее видных представителя государственного совета — маршал Аннерс Билле и канцлер Кристен Томесен Сеестед. На протяжении последующих двух лет в стране было установлено чрезвычайное положение: государством управлял исключительно король и его немецкие советники, а война велась с использованием профессионального войска. Показательно, что во главе его стоял не королевский маршал, а двое профессиональных военных — офицеры-немцы Шак и Эберштайн. 204 КАРСТЕН ПОРСКРОГ РАСМУССЕН. НОВОЕ ВРЕМЯ (1523- 1720) Государственный переворот Когда после окончания Второй войны с Карлом Густавом в королевстве воцарился мир, Фредерик III осенью 1660 г. созвал в Копенгаген на заседание не только членов государственного совета, но и представителей всех сословий. Ситуация имела некоторое сходство с той, которая возникла в 1536 г. Как и тогда, в условиях чрезвычайного положения традиционная элита общества оказалась не на высоте. Созданная дворянами армия не смогла обеспечить оборону государства. То, что страну удалось все же отстоять, явилось исключительно заслугой короля, профессиональной армии, норвежского войска и жителей Копенгагена. Таким образом, как и в 1536 г., налицо было ослабление позиций дворянства и усиление позиций короля. Собрание сословий началось с обсуждения вопросов об организации и финансировании обороны страны и в особенности о ликвидации крупного государственного долга. В ходе заседания отчетливо проявились противоречия между различными сословиями. Правительство, то есть король и совет, настаивало на введении в практику постоянного источника довольно высоких поступлений в казну в форме так называемого потребительского налога — своего рода налога с оборота, — что ущемляло интересы горожан. Предметом недовольства представителей духовенства был налоговый иммунитет дворян, а бюргеры требовали предоставления в аренду ленов тем лицам, которые предложат за них наивысшую цену. Все это недвусмысленно было направлено против двух основных экономических привилегий дворянства. Одновременно горожане требовали превратить сословные собрания в центральный орган политической власти. Этому сразу же решительно воспротивился государственный совет. Взамен дворяне соглашались лишь пожертвовать своим иммунитетом в отношении нового налога. Нежелание дворянства и государственного совета идти на уступки заставило бюргеров и духовенство обратиться к королю. В начале октября они внесли совместное предложение об установлении в стране наследственного правления. Десятого октября 1660 г. государь объявил о введении в Копенгагене чрезвычайного военного положения и распорядился закрыть городские ворота. Представители дворянства и государственный совет оказались ГЛАВА 10. СИЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И АБСОЛЮТИЗМ 205 запертыми внутри столицы. Тринадцатого октября дворяне вынуждены были уступить — они признали передачу монаршей власти по наследству. Вслед за тем была создана конституционная комиссия, в которой преобладали представители низших сословий и приближенные королевского двора. В соответствии с ее решением королю самому предоставлялось право уладить возникшую конституционную проблему, и 17 октября прежний королевский манифест в отношении престолонаследия был отменен. Существуют разные мнения относительно того, явился ли происшедший государственный переворот результатом осознанной стратегии короля или он стал возможен ввиду умелого использования государем внезапно представившейся возможности. Однако, будь переворот запланированным или случайным, он имел далеко идущие последствия, ибо отныне все бразды правления в государстве оказались сосредоточены в руках короля. Хотя осенью 1660 г. состоялась еще одна сессия сословного собрания, но после его роспуска в декабре того же года в течение 150 лет он не созывался. Государственный совет был упразднен и заменен чисто совещательным органом — Статс-коллегией. В 1665 г. работу по изменению государственного строя в стране увенчала конституция подлинного абсолютизма — Королевский закон*. За исключением просуществовавшей недолгое время шведской конституции, Королевский закон является уникальным для Европы образцом чисто абсолютистской конституции. Прежде всего, в нем подробно описывался строгий порядок престолонаследия. Кроме того, Королевский закон содержал положение, согласно которому любое законотворчество, введение налогов, назначение чиновников и исполнение функций высшей судебной власти являются неотъемлемыми прерогативами короля. В действительности данная конституция предусматривала лишь три ограничения действий монарха: нельзя было изменить лютеранское вероисповедание как государственное по установлению Аугсбургского религиозного мира; королевство было неделимо, а Королевский закон — следовательно, и сам порядок престолонаследия — не подлежал трансформации. Смена государственного строя не являлась исключительно датским феноменом. Подобные изменения в те же годы произошли в целом ряде европейских стран, например во Франции и в Бран- Был составлен секретарем короля, сыном копенгагенского виноторговца Одером Шумахером. — Примеч. ред. 206 КАРСТЕН ПОРСКРОГ РАСМУССЕН. НОВОЕ ВРЕМЯ (1523-1720) денбурге. Связано это было с потребностью в создании мощной регулярной армии, что влекло за собой необходимость существенного увеличения налоговых поступлений в казну. В большинстве европейских государств это привело к усилению королевской власти, однако были страны, где институты сословного представительства продолжали существовать, сумев приспособиться к новым требованиям. В Дании подобное положение сохранялось вплоть до 1657 г. благодаря укреплению власти государственного совета и прочих сословных институтов. Однако война подорвала авторитет совета и привела к введению чрезвычайного положения в стране; там оказалось достаточно просто избавиться от сословного представительства, поскольку единственной неизменной его частью оставался элитарный государственный совет с весьма узкой социальной базой. Изменение государственного строя в Дании носило радикальный характер. До 1660 г. государственный совет обладал более широкими полномочиями, чем большинство сословных представительств в других странах Европы. После государственного переворота совет исчез как таковой, а вместе с ним упразднились и все политические представительства, независимые от короля. Отныне в Дании никакие должности — шла ли речь о судебных органах, о чиновничьем аппарате или каком-либо региональном совете — не являлись выборными либо передаваемыми по наследству. Даже бургомистры торговых городов и члены городских советов назначались королем из числа своих чиновников. Влияние государственного переворота не замедлило сказаться в Дании и Норвегии, хотя что касается последней, то ей потребовалось несколько большее время для реализации ключевых решений нового строя. Иначе дело обстояло в герцогствах. Здесь власть сословных органов начала постепенно слабеть еще раньше. В 1608 г. в готторпской, а в 1650 г. — в королевской части герцогств было введено право первородства. Тем самым право сословий избирать своего правителя делалось иллюзорным. Правда, все еще сохранялась практика созыва ландтагов с целью назначения налогов, однако в последний раз это произошло в 1675 г. После этого оба герцога последовали европейскому образцу, действовавшему, например, во Франции и в Испании: формально ландтаги упразднены не были, однако они и не созывались. В течение последующих ста лет сословные собрания собирались лишь по случаю провозглашения правителями новых королей и герцогов. ГЛАВА 10. СИЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И АБСОЛЮТИЗМ 207 Политическая власть По Королевскому закону решение всех важных вопросов являлось прерогативой короля. На практике же от его личности во многом зависело формирование структуры органов верховной власти. Фредерик III был человеком решительным и вплоть до самой своей смерти в 1670 г. оказывал сильное личное влияние на управление государством. Ближайшим его помощником и советником был немец-казначей Кристофер Габель. В соответствии с Королевским законом после смерти Фредерика III корона перешла к его старшему сыну Кристиану V. Он в гораздо меньшей степени, нежели отец, занимался вопросами государственного управления. Поэтому во времена Кристиана V самодержавие в значительной мере превратилось в министерское правление и правление придворных короля. С началом правления Кристиана Габель был отстранен от дел, и на политическом небосводе Дании взошла звезда юного Педера Шумахера. Он был возведен в дворянское достоинство, получил титул графа Гриффенфельда и пост государственного канцлера, то есть официально — должность первого министра королевства. Однако во время войны за Сконе Гриффенфельд впал в немилость, поскольку самостоятельно вступил во внешнеполитические переговоры без ведома короля. Поначалу его приговорили к смертной казни, которая впоследствии была заменена пожизненным заключением. Следующий государственный канцлер — Фредерик Алефельт (1676—1686) не играл уже такой же центральной роли в жизни страны, а его преемник на посту начальника королевской канцелярии, Конрад Ревентлов, даже не получил должности канцлера. Власть делили между собой сразу несколько министров; большим влиянием пользовались и придворные круги. Фредерик IV, унаследовавший трон в 1699 г., в отличие от отца, позаботился о том, чтобы вернуть бразды правления в свои руки. Большинство из тех, кто занимал ведущие позиции в государстве при Кристиане V, при новом короле были устранены с политической сцены. Правда, Конрад Ревентлов формально стал именоваться «великим канцлером», однако всем было ясно, что повседневное политическое руководство страной осуществляет сам король. Роль собственно правительственного совета — канцелярии — была заметно урезана; все вопросы решались вовсе не здесь, 208 КАРСТЕН ПОРСКРОГ РАСМУССЕН. НОВОЕ ВРЕМЯ (1523- 1720) а в королевском дворце. С невиданным усердием Фредерик IV вникал не только в крупные, но и в мелкие дела, лично занимаясь практически всем, вплоть до назначения на должности чиновников среднего звена. Во времена правления Фредерика было сделано немало для достижения идеала абсолютизма — самодержавного правления монарха. Органы управления Вне зависимости от степени личного участия короля в управлении страной рост государственной власти требовал создания более мощной структуры центральной администрации. Уже во времена Кристиана IV можно было наблюдать значительное увеличение потока дел, поступавших на ее рассмотрение. После 1660 г. данная тенденция только усилилась. В стране по-прежнему существовали три традиционных органа центральной администрации: Датская канцелярия, Немецкая канцелярия и Казначейство. К ним добавились новые административные образования, занимавшиеся управлением армией, флотом и таможенными сборами. Как старые, так и новые административные органы строились в соответствии с коллегиальной системой организации. Это подразумевало коллективное рассмотрение дел рядом высших чиновников, прежде чем они поступали к королю для принятия им окончательного решения. Процесс расширения центральной администрации Дании оставил заметный след в истории страны. Всемирно известный астроном Оле Рёмер разработал единую для всего королевства систему мер и весов, что явилось важным нововведением на фоне существовавших до тех пор многочисленных местных вариантов. Быть может, наибольшее значение имело создание крупных сводов законов — Датского закона Кристиана V от 1683 г. и, соответственно, Норвежского закона от 1687 г. Они пришли на смену старым местным законам и рецессам предыдущих столетий. Отныне все центральные законы были кодифицированы. Датский закон во многом развивал положения существовавшего законодательства и следовал сложившейся судебной практике, однако при этом в нем содержался и ряд серьезных изменений. Вероятно, главным для простых крестьян явилось то, что с принятием этих законов элемент народности в судопроизвод- ГЛАВА 10. СИЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И АБСОЛЮТИЗМ 209 стве был заметно ограничен, и окружные суды — тинги — в связи с этим стали в меньшей, нежели ранее, степени использоваться ими для решения взаимных конфликтов. Возглавлявшие прежние тинги окружные фогты из числа крестьян вскоре после введения новшеств вынуждены были уступить свои места профессиональным судьям. Что касается уголовных наказаний, то они были в известной мере смягчены — среди прочего ограничено применение смертной казни, да и вообще на фоне зарубежных законодательств того времени Датский закон был документом необычайно гуманным. Характерно, тем не менее, что это ни в коей степени не затронуло положение дел в герцогствах. Помимо различных рецессов вплоть до 1900 г. правовой основой в Шлезвиге оставался Ютландский закон, а в Голыитейне — так называемое «Саксонское зерцало». На региональном уровне структура административных органов также подверглась значительным изменениям. На смену ленсманам пришли амтманы. Ленсманы осуществляли общее управление ленами на феодальный манер, самостоятельно назначая людей на различные должности и определяя долю совокупных доходов, оставляемых для собственных нужд. Новые же амтманы были королевскими чиновниками, получавшими значительно более скромное жалованье. На амтманов возлагалась ответственность за отправление правосудия, церковные дела, состояние дорог и мостов и ряд прочих вопросов, тогда как два важнейших аспекта — военный и экономический — были выведены за пределы их компетенции. Если прежде ленсман являлся командующим гарнизоном замка и всех войск лена, то теперь сосредоточенные здесь армейские части становились полностью независимыми от местного начальства, а сбор налогов и доходов, приносимых казне областью, поручался либо писарю, либо начальнику налогового управления амта — чиновникам, назначавшимся самим королем и не подчинявшимся амтману. Что касается торговых городов, то государь лично назначал бургомистров и членов городского совета. Распределение высших должностей в церкви и армии еще раньше стало прерогативой монарха. В общем и целом создание бюрократического аппарата заканчивалось на уровне региона. В приходах и деревнях единственным государственным чиновником по-прежнему оставался священник. Кроме собственно церковной службы пастор зачитывал с кафедры законы и иногда информировал прихожан о различ- 210 КАРСТЕН ПОРСКРОГ РАСМУССЕН. НОВОЕ ВРЕМЯ (1523-1720) ных важных событиях в стране. Тем не менее священнослужителей лишь в ограниченной степени можно считать причастными к процессу управления. В двух ключевых областях, там, где абсолютистское государство нуждалось в непосредственном контакте с подданными, — а именно в вопросах взимания налогов и набора в армию — ставка делалась на прежние властные структуры: органы городского управления и помещиков. Армия Важнейшими предпосылками, приведшими к установлению абсолютизма, были рост армии и ее потребности в финансировании. В сословных собраниях представители различных слоев общества сходились во мнении о назревшей необходимости уменьшения военных расходов и общей экономии государственных средств. Далее так продолжаться не могло. Когда король обеспечил себе всю полноту власти, на повестку дня встали вопросы роста вооружения страны и увеличения налогов. Вызвано это было извечным противостоянием королевства со Швецией. Если в 40-х годах XVII в. военные расходы составляли менее половины всех расходов страны, то после 1660 г. объем их вырос до двух третей. Следует сказать, что в 1661 — 1662 гг. численность профессиональной армии на контрактной основе была несколько сокращена, впрочем, лишь до 10 тыс. человек в Дании и герцогствах, что превышало прежний уровень ее численности в мирное время. К этому следует прибавить 5 тыс. рекрутов, а с 1670 г. — 4 тыс. кавалеристов, финансировавшихся за счет средств, поступавших от 12 имений короны. В Норвегии сохранялась армия в количестве 10 — 12 тыс. человек, главным образом рекрутов. Флот также значительно увеличился, и к 1670 г. общая численность экипажей выросла более чем до 10 тыс. человек. Итого в общей сложности вооруженные силы королевства составляли свыше 40 тыс. человек. Это была столь внушительная военная сила, что рост ее численности во время войны за Сконе был незначительным. Впервые в истории страны Дания в мирное время оказалась обладательницей такой армии, которая практически была в состоянии обеспечить потребности государства в войсках в случае войны. После войны за Сконе разница между норвежской и датскошлезвиг-голштинской армиями увеличилась. В Норвегии сохраня- ГЛАВА 10. СИЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И АБСОЛЮТИЗМ 211 лась рекрутируемая армия, выросшая к 1682 г. и составлявшая более 16 тыс. человек, тогда как в Дании и герцогствах армия стала полностью профессиональной. После 1682 г. в ней насчитывалось более 30 тыс. человек. Сюда же надо прибавить еще 10 тыс. человек, служивших во флоте. Это была весьма мощная сила, на содержание которой требовались немалые средства. Для снижения расходов на оборону и в целях укрепления авторитета на международной арене Дания предоставляла крупные подразделения своих войск в распоряжение Англии в 1689— 1698 гг. и союзнической коалиции — Англии, Голландии и Австрии — начиная с 1701 г. Когда началась Великая Северная война, потребовался не один год, чтобы возвратить эти войска обратно в страну. В 1701 г. Дания частично вернулась к практике формирования армии за счет рекрутируемых солдат — так был создан корпус национальной милиции, состоявший из 15—16 тыс. человек, набранных из числа батраков. В мирное время эти люди продолжали трудиться на своих обычных местах и лишь изредка по воскресеньям собирались для строевой подготовки, так что в военном отношении значимость этого корпуса была ограниченной. В целом в первые десятилетия XVIII в. королевство обладало регулярной армией в количестве 50 — 60 тыс. человек, а также корпусом национальной милиции, насчитывавшим 15 тыс. человек. Учитывая, что общее население страны к тому времени составляло около 1,5 млн человек, это означало, что примерно 4% ее жителей являлись солдатами. По европейским меркам это был чрезвычайно высокий показатель, сравниться с которым могли лишь Бранденбург и Швеция. Извечное противостояние со Швецией постепенно привело к тому, что датско-норвежское королевство в необычайно высокой степени оказалось сориентированным на войну. Налоги С установлением абсолютизма был завершен процесс изменений в структуре доходов государства, начавшийся в предшествующие Десятилетия. К традиционным их источникам — доходам от домениальных владений короны и таможенных сборов — прибавился еЩе один, увеличивавшийся год от года, — налоговые поступления. Собственно говоря, теперь доходы от сбора налогов даже вы- История Дании 212 КАРСТЕН ПОРСКРОГ РАСМУССЕН. НОВОЕ ВРЕМЯ (1523 - 1720) двинулись на первый план. Домениальное государство стало государством налоговым. Основа домениального государства была подорвана примерно в 60-х годах XVII столетия. Эресуннская таможенная пошлина, являвшаяся на протяжении нескольких столетий основным источником получения доходов, по политическим мотивам не могла уже более повышаться, а Швеция и вовсе была от нее освобождена. Кроме того, потеря королевством сконских провинций, Бохуслена и т. д. уже само по себе означала снижение доходов от домениальных владений. К еще большему их уменьшению привела имевшая широкое распространение в 60-х годах практика отчуждения и продажи имений короны. Государство предпочло оплачивать свои долги землями, и в течение нескольких лет коронные имения сократились примерно наполовину. Правда, это отчасти компенсировалось за счет отмены феодальной системы управления королевскими имениями ленсманами, ввиду чего получаемая государством часть доходов от оставшихся коронных земель значительно возросла. Однако важнейшей причиной изменений в структуре доходов было резкое повышение налогового бремени. В первое десятилетие XVII в. средняя сумма чрезвычайных налогов составляла примерно V2 ригсдалера на одного крестьянина. Еще до установления абсолютизма цифра эта выросла примерно до 3 — 4 ригсдалеров. После 1660 г. налоговое бремя значительно увеличилось: так, если в 80-х годах XVII в. среднее крестьянское хозяйство должно было платить налогов менее 10 ригсдалеров в год, то уже к 1700 г. сумма эта составляла примерно 20 ригсдалеров. В Норвегии рост налогов начался еще раньше, однако и закончился быстрее, и уровень его был ниже, чем в Дании. В герцогствах ситуация была прямо противоположной. Здесь резкий рост налогов начался довольно поздно, однако к концу XVII в. их уровень достиг уровня датских. Такое повышение налогового бремени сопровождалось изменениями в принципах налогообложения. До 1660 г. во всех трех частях королевства налоги начислялись в соответствии с грубым делением всех хозяйств на целые дворы и полудворы. В герцогствах эта практика оставалась без изменений. В Дании и Норвегии в 60-х годах были собраны сведения о размерах оброка, уплачиваемого крестьянами, и налоги стали назначаться в зависимости от этих данных, причем все сборы теперь исчислялись в тёнде харт- ГЛАВА 10. СИЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И АБСОЛЮТИЗМ 213 корна — бочках ржи или ячменя. Таким образом была гораздо более четко определена налогооблагаемая база, хотя и здесь имел место заметный перекос, поскольку те хозяйства, которые прежде помещики облагали более высокими выплатами, вынуждены были и теперь платить более высокие налоги и т. д. По этой причине в Дании была разработана еще более точная система налогообложения. В 80-х годах все датские пахотные земли (за исключением Борнхольма) были пересчитаны и оценены. Так появился Земельный кадастр Кристиана V от 1688 г. Составление его было настоящим подвигом, и он и поныне служит неоценимым источником сведений о состоянии сельского хозяйства страны того времени. Кадастр стал основой более точных расчетов, позволивших произвести дальнейшее ужесточение налоговой политики, кульминация которого пришлась на период Великой Северной войны. В Норвегии же основой налогообложения продолжал оставаться земельный кадастр 60-х годов. Потребительский налог — или налог с оборота, — вызвавший волну недовольства в 1660 г., был отменен в 1662-м и вновь введен в 1672 г. Кроме него появился еще ряд налогов и сборов. Некоторые из них, такие, как налоги на должность, на ношение парика, на прочие предметы роскоши, каретный налог, являлись средством уравнять общество, однако многие были просто проявлением богатой фантазии. Меркантилизм Роль сильного государства требовала, чтобы на службу ему направлялось все больше и больше общественных ресурсов, в первую очередь на укрепление его военной мощи. Поэтому в XVII в. правительства европейских стран одной из важнейших задач считали не только увеличение своей доли в общественном богатстве, но и рост этого богатства, достигаемого вполне осознанной экономической политикой внутри и вне государства. Такая политика позже получила название меркантилизма. Главной ее целью являлось обеспечение положительного торгового баланса страны и тем самым увеличение ее золотых запасов, за счет которых финансировалось ведение войн. Основной акцент при этом государство делало на развитии торговли, уделяя также внимание добыче угля и расширению мануфактурного произ- 8* 214 КАРСТЕН ПОРСКРОГ РАСМУССЕН. НОВОЕ ВРЕМЯ (1523- 1720) водства, тогда как сельское хозяйство не входило в число приоритетных направлений. Мощными рычагами здесь являлись, с одной стороны, прямые государственные инвестиции, а с другой — широкое использование привилегий и монополий, а также таможенной политики, которая отныне служила не только источником поступления средств в казну, но и инструментом ограничения импорта. Первые, пока еще довольно скромные ростки политики меркантилизма возникли в Дании в середине правления Кристиана IV. В полной же мере она проявилась в период абсолютизма. Кристиан IV основал несколько новых городов. Один из них, Кристиансхавн, был расположен непосредственно вблизи столицы, прочие же — в отдаленных провинциях: Кристиания и Кристиансанн — в Норвегии, Кристианстад — в Сконе, Кристианопель — в Блекинге и Глюкштадт — в Голыптейне. Построены они были с двоякой целью: создать современные крепости у границ королевства, а также стимулировать торговлю и городские промыслы. Однако ни один так и не стал по-настоящему крупным торговым городом. В 1616— 1621 гг., по примеру Англии и Голландии, был учрежден ряд торговых компаний, однако соляная, шелковая и суконная компании вскоре разорились. Создание датской Ост-Индской компании сопровождалось направлением на Восток флота. Благодаря этому в 1620 г. на юго-восточном побережье Индии Дания основала собственную колонию, Транкебар, что, однако, не привело к широкому участию страны в прибылях от азиатской торговли, и деятельность упомянутой выше компании мало-помалу угасла. Основанная в 1619 г. Исландско-фарерсконорланнская компания с большим успехом пыталась противостоять торговой экспансии англичан и шотландцев, направленной в особенности на Исландию. После установления абсолютизма компании были реорганизованы, чтобы улучшить статус Дании в расширяющейся заморской торговле. В судьбоносных для королевства 1658— 1660 гг. Дании удалось захватить плацдарм в Африке на побережье Гвинеи, а в 1672 г. датчане заняли в Карибском море небольшой вест-индский остров Сент-Томас, к которому в 1675 г. добавился соседний остров Сент-Ян. Оба колониальных образования оказались тесно связанными между собой, поскольку африканские владения королевства поставляли рабов, труд которых использовался для производства сахара на островах в Вест-Индии. ГЛАВА 10. СИЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И АБСОЛЮТИЗМ 215 В 1671 г. для координации торговли в этих колониях страны была учреждена Вест-Индско-Гвинейская компания. За год до этого начала свою деятельность Ост-Индская компания, благодаря чему торговля с Индией возобновилась. Однако вплоть до 1720 г. все эти начинания не приносили сколько-нибудь ощутимых успехов. Дании удалось присоединиться к европейской заморской торговой экспансии, но она занимала в ней достаточно скромное место. Тем настойчивее были попытки государства полностью использовать все внутренние ресурсы королевства. Ряд купцов, прежде всего копенгагенских, получили монопольные права на торговлю в Исландии, Северной Норвегии и на фарерских островах. Если результаты усилий по развитию торговли были довольнотаки скромными, то еще менее успешными можно было считать попытки основать собственное промышленное производство. При Кристиане IV мануфактуры создавались по образцу зарубежных стран. На самых крупных из них, открытых при исправительной тюрьме и детском приюте, отбывающие наказание преступники и дети-сироты трудились на производстве текстильных товаров. По большей части в самой Дании это не приносило сколько-нибудь ощутимых плодов. Результаты протекционистской таможенной политики, начатой в 50-х годах XVII в. и усилившейся в 1672 г., также были неубедительными. В европейском разделении труда Дания продолжала оставаться сельскохозяйственной страной. В Норвегии же, ввиду существования здесь естественных предпосылок, значительное развитие получило горное дело — добыча серебра, меди и железа. К этому следует добавить экспорт норвежского леса, являвшийся по-настоящему важным фактором на протяжении всего XVII в., — страна стала одним из главных поставщиков корабельного леса д,ая нужд торгового и военного флотов Англии и Голландии. Это заложило основу создания в Норвегии новой буржуазии, а также привело к росту числа образований городского типа, так называемых поселковпристаней, в Южной Норвегии. В герцогствах в этот период наблюдалось некоторое развитие средних доиндустриальных предприятий, таких, например, как мельница /\ая обработки медной руды близ Фленсбурга. 216 КАРСТЕН ПОРСКРОГ РАСМУССЕН. НОВОЕ ВРЕМЯ (1523- 1720)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.63.176 (0.016 с.) |