Корабль викингов. Новый инструмент власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Корабль викингов. Новый инструмент власти



Новая техника в судостроении возникла в связи с началом использования жителями северных районов паруса. В период малых королевств кораблестроители сконструировали узкое гребное судно, которое идеально подходило для плавания вдоль побережья, во фьордах, в тесном водном пространстве. Теперь они изменили форму корпуса судов так, что, не утратив в целом маневренности гребного судна, новый корабль благодаря большей ширине и осадке мог передвигаться с помощью паруса и в открытом море. В течение всего IX в. такое судно совершенствовалось, постепенно превратившись в атрибут власти того времени — парусный корабль скандинавских викингов.


12 ХЕЛЬГЕ ПАЛУДАН. ДАНИЯ ДО 1332 ГОДА

Реконструкция кораблей викингов, обнаруженных у местечка Скуллелев в Роскилле-фьорде в 1962 г.: военный корабль длиной 29 м, построенный из дуба, и торговое судно из норвежской сосны, которое могло взять на борт груз весом 24 тонны. (Музей викингов «Викингехаллен» в Роскилле)

Это привело к тому, что в районе северного побережья Европы, во всяком случае в летнее время, власть викингов распространялась на территории, находившиеся в пределах досягаемости их кораблей. Развитие новой техники в судостроении привело к появлению североевропейского морского королев-


ГЛАВА 1. ДО ПОЯВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА 13

ства как особого варианта жившего грабежами германского королевства. Еще за два столетия до этого дружины данов под предводительством местных хёвдингов, стоявших во главе малых королевств, грабили и своих соплеменников, и более дальних соседей, если представлялся случай или они не получали желаемого путем торговли и обмена. С появлением новых кораблей возник стимул для грабительских набегов на страны, находившиеся ранее вне досягаемости северян и располагавшиеся вдоль побережья европейского континента и в Англии, где, по слухам, имелись большие богатства, чем у непосредственных соседей.

Однако плавание напрямую вдоль северного побережья Европы, от Атлантического океана до восточной оконечности Финского залива, было невозможным. Приходилось следовать опасным маршрутом к северу от преграждавшего путь полуострова Ютландия вдоль вытянутого, протяженного побережья страны, получившей красноречивое название Nordvegr* («северный путь»). Поэтому вначале западноевропейским торговцам, использовавшим в VIII столетии усовершенствованные корабли для участившихся частых плаваний между континентом и Британскими островами, было трудно добраться до стран, расположенных на побережье Балтийского моря. Даны же, напротив, укрепившись на морском побережье, во фьордах Ютландии, могли попытать счастья в торговых или грабительских походах на запад. В 90-х годах VIII в. нападения скандинавских морских разбойников на монастыри и иные объекты стали настолько серьезным бедствием, что франкские и английские короли были вынуждены наладить оборону. На какое-то время им удалось притормозить натиск морских разбойников; однако приблизительно с 830 г. набеги возобновились с новой силой и достигли размаха, который, казалось, невозможно было сдержать. Теперь викинги поднимались на своих кораблях вверх по рекам, опустошая все вокруг и возвращаясь с богатой добычей. В 834 г. они атаковали большой торговый город Дорестад в нижнем течении Рейна, а в следующем десятилетии их нападению подверглись также Париж на реке Сене и Лондон — на Темзе. По-видимому, жители всех городов и монастырей готовы были дорого заплатить,

* От этого слова произошло современное название страны — Норвегия. — Примеч. пер.


14 ХЕЛЬГЕ ПАЛУДАН. ДАНИЯ ДО 1332 ГОДА

чтобы откупиться от завоевателей. Они убедились в том, что корабли северян превосходили своей мощью оружие франкских властей.

Так продолжалось в течение всего IX столетия. Однако после 900 г. возможности викингов приносить добычу из Западной Европы уменьшились. Франкские и английские князья поняли, что викингам нелегко дается взятие укрепленных городов; кроме того, они прибегли и к еще одной уловке — жалованию наиболее влиятельным хёвдингам земель в устьях рек в ленное владение взамен на обещание, что те не будут допускать прохода других кораблей вверх по течению. С конца IX в. викинги предпочитали искать счастья у русских берегов — они отправлялись через Балтийское море к русским рекам, которые представляли в то время особый интерес, потому что в располагавшиеся на их берегах страны поступало много серебра из новых месторождений в Средней Азии.

Однако короли по обе стороны Скагеррака в X в. были заняты помыслами о стране, лежавшей по другую сторону их собственных владений. Некоторые из них делали ставку на превращение разделявшего эти земли пролива во внутреннее море в датсконорвежском королевстве и вели поэтому многочисленные морские войны с соперниками.

Экономика викингов

Войны были неизбежным следствием такого общественного устройства, при котором господствующий класс составляли воины; с одной стороны, они считали ниже своего достоинства принимать участие в производительном труде, с другой — они были слишком многочисленны, чтобы местные общества могли прокормить их. Для высшего класса ежегодные грабительские походы стали образом жизни.

Почти у всех германских народностей рано или поздно появлялся героический жанр литературы, где в драматической форме превозносились военные подвиги предков. Суровая реальность, стоявшая за этими захватывающими повествованиями, заключалась в том, что они были необходимы для идеологического воспитания молодых людей из того класса, который не снисходил до участия в производстве продуктов питания и предпочитал отнимать


ГЛАВА 1. ДО ПОЯВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

у соседей плоды их труда. Данное обстоятельство, по-видимому, заключает в себе также объяснение того, что численность населения, увеличивавшаяся медленными темпами в эпоху викингов, пошла в бурный рост, как только эта эпоха закончилась. При существовавшей у германцев экономике, основанной на престиже и раздаче даров, расширение площади возделываемых земель не считалось естественным путем выхода из ситуации, когда возникала нехватка продуктов питания.

Во всяком случае, данные археологических раскопок в ряде датских деревень свидетельствуют о том, что до начала XI в. размеры деревень сохранялись на постоянном уровне. Точно так же анализ пыльцы растений, оседавшей в болотах, показывает, что численность древесных лесных растений стала сокращаться по сравнению с численностью растений на возделывавшихся полях. Однако это произошло не ранее XI столетия.

Короли были в целом бессильны по отношению к высшему классу, рассматривавшему войну как образ жизни, поскольку корабли, из которых составлялся флот, по большей части принадлежали вельможам из провинций и лишь в малой степени королям. Знать предоставляла свои услуги государю и возглавлявшемуся им флоту лишь тогда, когда видела в этом для себя выгоду. Поэтому для королей всегда существовал риск, что они потеряют опору, как только их власть перестанет подкрепляться страхом перед общим врагом или объединяющей перспективой захвата военной добычи. Король в обществе викингов, подобно современному профессиональному тренеру, зависел от того, одерживает ли его команда победы. Если королю не улыбалась удача, он мог быстро лишиться поддержки. Ведь команды кораблей разбегались так же быстро, как и набирались.

Видимо, поэтому у франкских авторов, описывавших переговоры между Карлом Великим и данами, сложилось впечатление, что у последних нередко в одно и то же время было несколько королей и что претенденты на трон, располагавшие собственными кораблями и ссылавшиеся на свою принадлежность к королевскому роду, постоянно бросали вызов королям, занимавшим престол.

Корабли, однако, могли приносить прибыль различным образом. Иностранные историки дают понять, что датские короли в IX в. открыли новый выгодный источник дохода: пошлины с купцов, перевозивших товары морским путем. С VIII столетия морская торговля между странами, располагавшимися на берегах


1 б ХЕЛЬГЕ ПАЛУДАН. ДАНИЯ ДО 1332 ГОДА

Северного моря, получила широкое развитие. Рост обмена товарами затронул также Фризию, которая представляла собой в то время богатую, единую пограничную территорию, простиравшуюся сплошной полосой от устья Рейна до реки Рибе. Новым для того времени стало появление торговой площади на северном берегу этой реки, как раз напротив центра нынешнего города Рибе. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что вначале речь шла о рыночной площади, на которую в летний сезон являлись торговцы и ремесленники. За сто лет это место превратилось в город, где король вскоре после 820 г. разрешил миссионеру Ансгару из Гамбурга проповедовать христианское учение. В начале IX в. король, с явной целью обложить торговцев налогами, основал новый и еще более крупный торговый город на восточном побережье Южной Ютландии, в глубине узкого фьорда Слиен. Тем самым он создал Рибе мощного конкурента. Тем не менее вскоре оба города — и Рибе, и его соперник, получивший название Хедебю, начали процветать.

В Ютландии появился новый тип поселения, в котором не все жители видели в занятиях земледелием или в военных походах источники для получения дохода. Таким поселением стал город (stad).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.77 (0.008 с.)