Органы местной администрации и правосудия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Органы местной администрации и правосудия



На региональном уровне управленческие функции осуществляли ленсманы. Обычно историки различают два вида ленов, которые со временем получили название главных и малых. В состав главного лена входили один или несколько округов, а центром его являлся королевский дворец, тогда как малый лен состоял исключительно из поместий. Имуществом короны в обоих типах ленов управлял ленсман. В главном лене ленсман являлся также высшей инстанцией исполнительной власти на всей территории лена, истолковывал законы и следил за их соблюдением, назначал местных чиновников, осуществлял полицейские функции и сбор налогов. Кроме того, он был и высшей военной властью, являясь управляющим главного дворца лена и предводителем тех воинских частей, которые лен обязан был поставлять для королевского войска.

Таким образом, ленсман был своего рода главным управляющим, который нес полную ответственность за свою территорию и самостоятельно нанимал на работу и оплачивал труд того персонала, который был ему необходим. Поначалу во многих областях к ленсману поступали все доходы, и он отчислял в пользу короля определенную фиксированную сумму. Со временем большинство ленов стали расчетными, и ленсман за свою работу получал определенную плату плюс проценты от так называемых нефиксированных доходов. Как бы то ни было, но значительная часть валового дохода лена оседала в кармане ленсмана или шла на нужды


ГЛАВА 8. ОЛЬДЕНБУРГСКАЯ ДИНАСТИЯ В XVI ВЕКЕ 171

управления леном; к 1600 г. она составляла от трети до половины совокупных доходов лена.

К середине XVI столетия в стране было около 70 главных и 280 малых ленов. Столь большая их численность объясняется тем, что к прежним королевским ленам прибавились епископские и монастырские владения, некоторые из которых стали самостоятельными ленами. Это означало, что почти половина взрослых мужчин дворянского происхождения могла обзавестись собственным леном. В течение рассматриваемого периода времени лены постепенно сливались, в результате чего количество их уменьшалось, а размеры увеличивались, и к 1596 г. их оставалось примерно сто тридцать. В основном исчезали малые лены.

В сельской местности система правосудия строилась преимущественно на основе окружных собраний (херредстингов). При отдельных поместьях существовали свои биркетинги. Херредстинг возглавлял окружной староста — херредсфогт, как правило назначавшийся ленсманом из числа крестьян-собственников. Исполнение вспомогательных функций также возлагалось на крестьян-собственников. Главными помощниками судьи были так называемые стокеманы, призванные засвидетельствовать происходящее событие. Большинство дел, разбиравшихся херредстингами, касалось долгов и собственности, в связи с чем суд являлся органом, улаживавшим конфликты в среде местного населения. Апелляционную жалобу на решение херредстинга можно было подать как в земельный суд (ландстинг), так и в Верховный суд страны — реттертинг, в состав которого входили король и государственный совет. В ряде дел в отношении дворян реттертинг являлся судом первой инстанции.

Государственные финансы

Несмотря на начавшееся формирование органов центральной администрации, государственный аппарат по-прежнему оставался небольшим. Одной из главных его ветвей была церковь. Подобно органам местной администрации, построение ее структуры, а также ее финансирование осуществлялись децентрализованно.

На уровне центра государственный сектор составляли главным образом королевский двор, весьма немногочисленные орга-


172 КАРСТЕН ПОРСКРОГ РАСМУССЕН. НОВОЕ ВРЕМЯ (1523 - 1720)

ны центральной администрации и флот. В начале XVII в. их содержание обходилось приблизительно в четверть миллиона ригсдалеров в год. Средства эти формировались за счет так называемых домениальных доходов, то есть доходов от владений короны, а также за счет таможенных сборов. В начале XVII в. доходы от королевских имений приносили — после выплат в пользу ленсманов — 200 тыс. ригсдалеров чистой прибыли в год, различные таможенные сборы — 60 тыс., а Эресуннская таможенная пошлина — около 150 тыс. ригсдалеров ежегодно. К этому следует добавить доходы, поступавшие из Норвегии, а также от королевских владений в герцогствах.

Таким образом, с середины XVI столетия и до 1625 г. король Дании жил, подобно другим монархам периода позднего средневековья, по стандарту того времени, то есть за счет домениальных доходов или за счет «своего собственного», как это тогда называли. Поэтому Данию в период между 1536 и 1625 гг. можно считать ярко выраженным домениальным государством.

Столь выгодное соотношение между домениальными доходами и расходами государства, шедшими на содержание центральных органов власти, было явлением уникальным как в истории страны, так и в сравнении с прочими государствами того времени. Объяснением этому, кроме низкого уровня расходов, служили как отчуждение в пользу короны имущества церкви, что делало датского короля хозяином более чем половины земельных угодий страны, так и особая статья доходов, каковой была Эресуннская таможенная пошлина. Оба эти обстоятельства обеспечивали устойчивый баланс между расходами и совокупными доходами государства. На практике же именно средства, получавшиеся от эресуннской таможни, позволили Фредерику II и Кристиану IV не только создать значительные запасы в королевской казне, но и возвести такие роскошные замки, как Кронборг и Фредриксборг.

Право монарха на владение домениальными землями и доходами от них было столь же незыблемым, как право дворян на владение доходами от своих поместий. Указанные средства год за годом стекались в королевскую казну. Кроме того, государь имел возможность собирать налоги. В принципе ими облагались все крестьяне, в том числе и на дворянских землях, однако на назначение налога требовалось разрешение государственного совета. В то время данные налоги назывались экстраординарными


ГЛАВА 8. ОЛЬДЕНБУРГСКАЯ ДИНАСТИЯ В XVI ВЕКЕ 173

и собиравшихся с целью финансирования войн, которые вел король. Однако, как правило, налогов, собираемых в военное время, не хватало, поэтому их продолжали взимать и по окончании военных действий, для того чтобы ликвидировать дефицит государственной казны.

Норвегия и провинции

В Норвегии общество в определенном смысле являлось еще более крестьянским, чем датское. По всей стране было всего девять городов, из которых к реально значимым относились лишь Берген, Тронхейм и Осло. Поэтому по меньшей мере 95% населения страны проживало в сельской местности. Однако обработка полей играла в Норвегии довольно незначительную роль, и страна находилось в сильной зависимости от импорта зерна, включая даже и некоторые сельскохозяйственные районы. Важнейшей отраслью сельского хозяйства являлось животноводство, однако в Норвегии деревенское население в гораздо большей степени, чем в Дании, зависело от использования таких природных ресурсов, как леса, горы и фьорды. Во многих областях страны рыболовство являлось основным способом добычи пропитания. В середине XVI столетия в экономическом плане значение Норвегии было весьма ограниченным. Важнейшую статью экспорта составляла продукция рыбного промысла.

Норвежское общество в значительной мере отличалось от европейских стандартов тем, что роль помещиков и дворян в нем была весьма незначительной. От 80 до 100 дворянских семей владели примерно восьмой частью земельных угодий страны, но, поскольку земля в Норвегии представляла меньшую ценность, чем в Дании, в среднем они были беднее датской аристократии. Третью часть крестьянства составляли самостоятельные хозяева, а половину — фестеры, держатели коронных земель. Подавляющее большинство норвежских крестьян не знали над собой иных господ, кроме короля и его чиновников. И все же расслоение в среде норвежского крестьянства было весьма заметным, и наравне с мелкими крестьянами существовали и крупные.

После роспуска в 1536 г. норвежского государственного совета Норвегия в политическом отношении лишилась самостоятельного представительства в государстве. Решение важнейших во-


174 КАРСТЕН ПОРСКРОГ РАСМУССЕН. НОВОЕ ВРЕМЯ (1523-1720)

просов находилось в компетенции короля и датского государственного совета; органы центральной администрации в Копенгагене занимались также вопросами, связанными с Норвегией. Тем не менее в отношении данной части королевства действовало особое законодательство, и были сформированы особые — норвежские — органы власти, в том числе введен пост канцлера, который возглавлял местные органы судебной власти, а в 1572 г. — пост наместника Норвегии, выполнявшего функции своего рода промежуточного звена между органами норвежской администрации и Копенгагеном.

Норвежская ленная система строилась приблизительно на тех же принципах, что и датская. Во главе наиболее крупных ленов обычно стояли датские дворяне, в то время как многими мелкими управляли представители местной знати. Однако в общем и целом норвежское дворянство имело меньшее количество ленов, нежели датское, и земли в Норвегии не были столь плодородными. Равным же образом ему принадлежало гораздо меньшее количество поместий, да и размеры их были значительно меньшими.

В середине XVI столетия доходы, поступавшие в королевскую казну из Норвегии, были весьма ограниченными. Общая сумма средств, поставлявшихся норвежскими ленами, равнялась всего лишь шестой части того, что приносили лены Дании. Невелики были и доходы от таможни, а налоги взимались крайне редко. В первой половине XVII в. картина изменилась. Таможенные доходы резко возросли, а сбор налогов давал все больше и больше средств. Постепенно Норвегия стала приобретать большее значение для королевства и датского монарха.

Исландия, Фарерские острова и Готланд были полностью крестьянскими провинциями; собственно дворянство там отсутствовало, равно как и города — за одним-единственным исключением (на Готланде). Элиту общества в этих трех островных частях королевства составляли крупные местные крестьяне, которые — в особенности в Исландии и на Готланде — могли владеть несколькими хозяйствами, являясь на практике землевладельцами, хотя и не имея при этом дворянского титула. Власть на местном уровне была в основном сосредоточена в руках самостоятельных крестьян, однако верховной властью все же обладал король, действовавший через своих представителей — ленсманов.


ГЛАВА 8. ОЛЬДЕНБУРГСКАЯ ДИНАСТИЯ В XVI ВЕКЕ 175

Герцогства

К середине XVI в. герцогства Шлезвиг и Голынтейн были второй по численности населения частью Ольденбургской монархии. При этом уровень их экономического развития был самым высоким в государстве. Города здесь были заметно крупнее, чем в прочих частях королевства, а сельское хозяйство существенно более развито, чем в Дании. Кроме производства зерна и скота в герцогствах широко распространено было также и молочное хозяйство.

Тем не менее на территории герцогств существовали большие региональные различия. В большинстве болотистых местностей сложилось чисто крестьянское общество при полном отсутствии дворян-помещиков, однако само крестьянство было сильно дифференцировано. Экономика отличалась здесь высоким уровнем развития, основной акцент был сделан на животноводстве. В центральных и северных областях преобладающей группой населения также являлись самостоятельные крестьяне либо непосредственно арендаторы герцогских земель.

Дворянство герцогств владело довольно небольшой частью хозяйств — всего около четверти их общего количества. В основном они были сосредоточены в восточных районах, где с середины XVI до середины XVII в. существовала помещичья система восточногерманского типа — с обширными господскими полями, барщиной и крепостным правом, пожизненно приковывавшим крестьян к земле.

Именно эти восточные области являлись очагами формирования шлезвиг-голынтинского рыцарства, представлявшего собой строго ограниченную касту дворян, пользовавшихся, как и датская аристократия, обширными привилегиями. Здесь их власть над крестьянами была еще большей, нежели в Дании. Так, почти все поместья в герцогствах являлись самостоятельными судебными округами с судьями, которых назначали помещики; округа эти подчинялись напрямую центральным властям, а не местным амтманам — аналогам датских ленсманов.

Политическая ситуация в герцогствах была более сложной, чем в прочих частях королевства. В 1536 г. она несколько напоминала ситуацию, сложившуюся собственно в Дании. Наряду с королем Кристианом III, являвшимся также герцогом Шлезвига и Гольштейна, власть здесь принадлежала, как и в Дании, совету


176 КАРСТЕН ПОРСКРОГ РАСМУССЕН. НОВОЕ ВРЕМЯ (1523- 1720)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.91.67.23 (0.04 с.)