Тема 5. Криста Вольф «кассандра» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Криста Вольф «кассандра»



Вопросы для обсуждения

1. Миф в литературе ХХ века.

2. Идейно-тематический смысл художественной трансформации мифов о Троянской войне в романе К. Вольф.

3. Образ Кассандры в романе. История Троянской войны глазами женщины.

4. Проблематика, конфликт, повествовательная манера, второстепенные персонажи.

Литература

1. Вольф К. Миф и образ/ К. Вольф // Вопросы литературы. – 1999., № 4.

2. Мотылева Т. О творчестве К. Вольф // Мотылева Т. Роман – свободная форма. – М., 1982.

3. Писатели ГДР. – М., 1982.

4. Апт С. Горькая правда пророчицы // Иностранная литература. – 1984. – №5.

5. Ивлиева П.Д. Три портрета в контексте гиноцентрического романа (И. Бахман, И. Моргнер, К. Вольф // Российский гуманитарный журнал. 2013. Т. 2. №2, С.186-193

Задания

1. В чем состоит оригинальность авторской переработки мифов у К.Вольф? Проведите сравнительно-сопоставительный анализ причин войны, образов Ахилла, Париса, Приама, Кассандры и Трои в античной традиции и в романе.

2. Какова история жизни главной героини? Почему Кассандра всегда была одинока, даже среди самых близких? Какую роль играют в ее жизни мужчины: Пантой, Эней, Агамемнон? Для чего автор вводит мотив любви троянской провидицы к Энею?

3. Чем отличаются жизненные позиции двух троянских прорицателей – Калхаса и Кассандры? Почему героиня не идет по пути Калхаса? Почему она смогла понять и простить изменника?

4. Определите авторское отношение к Кассандре и его способы выражения в романе (обратите внимание на первый и последний абзацы). Сделайте вывод: какой тип героини создает в своем романе К. Вольф? Чем вам интересен образ троянской царевны?

5. Обратите внимание на второстепенных персонажей романа. Какие свойства характера главной героини оттеняют Анхиз, Пенфезилея, Мирина, Марпесса.

Справочные материалы

Криста Вольф – это ключевая фигура эпохи ГДР, главным детищем которой литератур- ные критики считают философскую повесть «Кассандра», опубликованную в 1983 году. В этой книге Криста Вольф исследовала, по ее собственному признанию, проблему логики власти. А в 1996 году выходит роман «Медея. Голоса» (“Medea.Stimmen”), в основе которого также лежит мифологический сюжет и продолжается так называемая «женская (гиноцентрическая) линия». Все произведения, которые выходили из-под пера Кристы Вольф, – это рассказы о судьбе Родины и про ее жизнь в Германии до войны или после. Отсюда и главный принцип всех ее произведений – автобиографичность, или «аутентичность» – понятие, которое ввела и объяснила сама Криста Вольф. В течение долгого времени Криста Вольф была культовой фигурой для феминистского движения в Западной Европе. Произведения писательницы, все более ориентированные на так называемую «женскую» литературу, сами ока- зывают на эту литературу непосредственное влияние. Например, «Размышления о Кристе Т.» (1968 г.). Это некий «проект биографии» – тема, модная в литературе того периода. «Размышления...» оказали большое влияние на «женскую» литературу ГДР. Отголоски этого произведения слышны, например, в повести «Франциска Линкерхард» Бригетты Райтман или в «Карен Б.» Герты Тетцнер. Однако в критике (германской и отечественной) не было уделено внимания тому, как в «Медее», «Кассандре» и других произведениях, принадлежащих писательнице, реализуются технологии письма, определяемые как «гендерные» («женские»), как развивается историко-философская тема «мужской» и «женской» цивилизаций и какое место занимает творчество К. Вольф в системе «женской» литературы, хотя названный лейтмотив красной питью проходит через все творчество автора.

Писательница неоднократно подчеркивает, что мужской литературный канон (как и мужская культура вообще) во многом ориентирован на ложные истины, что такая литература не способна отразить жизнь во всем ее многообразии, ибо исключает из этого изображения феномен женственности: Концепцию мужской литературы К. Вольф определяет следующим образом: это «путь вычленения, анализа, отказа от многообразия явлений в пользу даулизма, монизма, в пользу закрытости мировоззрения и систем; то был отказ от субъективности в пользу надежной объективности».

Деконструктивизм проявляется в том, что историческая «немецкая», мифологическая и гендерная тематики переплетаются друг с другом, сливаясь практически воедино, что границы между ними не существует. Эту мысль подчеркивают аналогии ФРГ – Коринф и ГДР – Троя – Колхида. «Разделение Германии – это разделение между старым и новым, – писал Б. Брехт. – Граница между ГДР и ФРГ отделяет часть, где властвует новое – социализм, от части, где правит старое – капитализм… Для литературы раздел означает, что одна литература, старая, учит тому, как устроиться в замкнутом, готовом мире; другая учит, как может и должен быть устроен мир изменяемый». Так, литература ГДР, к которой принадлежит и творчество самой Кристы Вольф, изображала «мир изменяемый», мир огромных социальных и духовных сдвигов, всеобщей перестройки. В ней ставился вопрос о социалистическом качестве жизни, включающем плодотворное развитие человека во всех без исключения областях жизни. Неудивительно поэтому, что такая большая и важная тема литературы ГДР, как эмансипация женщины прочно связана со сферой творческого труда – в труде женщина утверждается как личность.

Творчество Кристы Вольф – это продукт высокого эстетического качества, гиноцентрическая литература, базирующаяся на деконструктивизме, авторском мифологизировании и аутентичности. Ведущая роль здесь принадлежит автору, в частности Кристе Вольф, потому что она перенесла свой духовный опыт в художественный контекст, в созданную ею творческую реальность. В тоже время писательница встает в один ряд с героем-повествователем и даже более того, они сливаются воедино, образуя мощный социокультурный источник, в котором, как в зеркале, отражаются все проблемы и конфликты современного общества. Основной целью при этом становится познание и изображение с помощью емких художественных образов сущности человеческого бытия, места человека в мире, поиск ответов на извечные вопросы на материале современности.

Материалы к занятию

К.К. Верхозина



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 1108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.004 с.)