Тема 8. Новеллистика Х.Л.Борхеса и проблемы литературы постмодернизма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Новеллистика Х.Л.Борхеса и проблемы литературы постмодернизма.



Вопросы для обсуждения

1. Основные положения постмодернистской парадигмы.

2. Творческая биография Х.Л.Борхеса. Фомирование мировоззрения, религиозно-философских и эстетических взглядов Борхеса. Специфика влияния западноевропейской культуры.

3. Концепция философии и истории культуры в творчестве Борхеса.

4. Проблема интертекстуальности. Образы ризомы, лабиринта, библиотеки, зеркала. «Сад расходящихся тропок», «Вавилонская библиотека»

4. Текст в тексте и особенности взаимодействия текстов: 2Три версии предательства Иуды» (Достоевский), «Сообщение Броуди» (Свифт)

5. Культурологические парадоксы и интеллектуальная метафоричность в рассказах «Вавилонская библиотека» – метафора Космоса и культуры, «Пьер Менар, автор «Дон Кихота» – метафора художественного сознания, «Тлен, Укбар, Orbis Tertius» – метафора мировой культуры.

6. Жанровой своеобразие прозы Борхеса. Детектив, авантюрность, культурологическая перспектива, мистификация.

Литература

1. Богомолова Н. Приближение к герою / Н. Богомолова // Иностранная литература. – 1988. – № 8.

2. Зарубежная литература ХХ века: Практикум / Сост и ред. Н.П.Михальской и Л.В.Дудовой. М.: Флинта: Наука, 1999. С.401 – 413.

3. Кантор В. Люди, книги и лабиринты Хорхе Луиса Борхеса / В. Кантор. // Новый мир. – 1985. – №

4. Левин Ю.И. Повествовательная структура как генератор смысла. Текст в тексте у Х.Л.Борхеса. / Ю.И. Левин. // Текст в тексте: Труды по знаковым системам. – Тарту, 1981.

5. Степанов Г.В. Поучительный эксперимент у Х.Л.Борхеса. // Степанов Г.В. Язык. Литература. Поэтика. – М., 1980.

Борхес Х.Л. Вавилонская библиотека. Сад расходящихся тропок. Три версии предательства Иуды. Сообщение Броуди. Алеф. Вымыслы. Хитросплетения. Всеобщая история бесчестья. Пьер Менар, автор «Дон Кихота».Тлен, Укбар, Orbis Tertius.

Задания

1. Сделайте анализ новеллы «Сад расходящихся тропок». Прочитайте статью Павла Соколова «Анализ рассказа Борхеса Сад расходящихся тропок». Что вы можете сказать о «двоичном коде». Как, по вашему мнению, Борхес объясняет понятие «время»?

2. Охарактеризуйте творчество Борхеса с позиции «интертекстуальности». Приведите примеры использования автором ссылок на другие произведения.

Прочитайте новеллу, «Сообщение Броуди» и сделайте вывод, почему критики связывают текст этого произведения с именемДжонатана Свифта.

Сравните сюжет о предательстве Иуды в интерпретации Борхеса («Три версии предательства Иуды») и Ф.М. Достоевского («Велики инквизитор»). Охарактеризуйте три версии предательства с позиции Борхеса.

Справочные материалы

Хо́рхе Луи́с Бо́рхес (1899 — 1986)

Аргентинскийпрозаик, поэт и публицист. Борхес известен прежде всего лаконичными прозаическими фантазиями, часто маскирующими рассуждения о фундаментальных философских проблемах или же принимающими форму приключенческих, либо детективных историй. Эффект подлинности вымышленных событий достигается у Борхеса введением в повествование эпизодов аргентинской истории и имен писателей-современников, фактов собственной биографии. В 1920-е годы стал одним из основателей авангардизма в испаноязычной латиноамериканской поэзии.

Полное имя писателя — Хорхе Франсиско Исидоро Луис Борхес Асеведо (Jorge Francisco Isidoro Luis Borges Acevedo), однако, по аргентинской традиции, он никогда им не пользовался. Со стороны отца у Борхеса были испанские и ирландские корни. Мать Борхеса происходила, по-видимому, из семьи португальских евреев (фамилии её родителей — Асеведо и Пинедо — принадлежат наиболее известным еврейским семьям выходцев из Португалии в Буэнос-Айресе). Сам Борхес утверждал, что в нем течёт «баскская, андалузская, еврейская, английская, португальская и норманнская кровь».

В дом взята английская гувернантка. Борхес учится читать по-английски раньше, чем по-испански; читает “Тысячу и одну ночь”, Диккенса, Твена, Эдгара По, Стивенсона, Киплинга, Уэллса. В семь лет пишет первый рассказ (по мотивам “Дон Кихота”), в десять— переводит сказку О. Уайльда “Счастливый принц” (опубликована в июньском номере столичной газеты “Паис” за 1910 г., перевод приписали отцу).

Сам Борхес так описал своё вступление в литературу: С самого моего детства, когда отца поразила слепота, у нас в семье молча подразумевалось, что мне надлежит осуществить в литературе то, чего обстоятельства не дали совершить моему отцу. Это считалось само собой разумеющимся (а подобное убеждение намного сильнее, чем просто высказанные пожелания). Ожидалось, что я буду писателем. Начал я писать в шесть или семь лет.

В 1914 году семья поехала на каникулы в Европу. Однако из-за Первой мировой войны возвращение в Аргентину отложилось. Борхес поступает в коллеж, основанный в свое время еще Кальвином (преподавание ведется по-французски), открывает для себя французскую литературу, читает Гюго и Рембо.

Борхес пишет сонеты на английском и французском языках, учит немецкий. Читает Гейне, Шопенгауэра, Ницше, экспрессионистов, Кафку, “Голем” Майринка. Составляет книгу стихов о русской революции “Красные ритмы».

В 1918 году Борхес переехал в Испанию, где присоединился к ультраистам — авангардной группе поэтов. 31 декабря 1919 года в испанском журнале «Греция» появилось первое стихотворение Хорхе Луиса. Вернувшись в Аргентину в 1921 году, Борхес воплотил ультраизм в нерифмованных стихах о Буэнос-Айресе. Уже в ранних произведениях он блистал эрудицией, знанием языков и философии, мастерски владел словом. Со временем Борхес отошел от поэзии и стал писать «фантазийную» прозу.

Многие из лучших его рассказов вошли в сборники Вымыслы (Ficciones, 1944), Хитросплетения (Labyrinths, 1960) и Сообщение Броуди (El Informe de Brodie, 1971). В рассказе «Смерть и буссоль» борьба человеческого интеллекта с хаосом предстает как криминальное расследование; рассказ «Фунес, чудо памяти» рисует образ человека, буквально затопленного воспоминаниями.

В 1937—1946 годах Борхес работал библиотекарем, впоследствии он называл это время «девять глубоко несчастливых лет», хотя именно в тот период появились первые его шедевры. После прихода к власти Перона в 1946 г. Борхес был уволен с библиотечной должности. Судьба вновь вернула ему должность библиотекаря в 1955 году, причем весьма почётную — директора Национальной библиотеки Аргентины, — однако к тому времени Борхес был слеп. Пост директора Борхес занимал до 1973 года.

Хорхе Луис Борхес вместе с Адольфо Биой Касаресом и Сильвиной Окампо участвовал в создании знаменитой Антологии фантастической литературы в 1940 году и Антологии аргентинской поэзии в 1941 году.

В начале 1950-х годов Борхес вернулся к поэзии; стихи этого периода носят в основном элегический характер, написаны в классических размерах, с рифмой. В них, как и в остальных его произведениях, преобладают темы лабиринта, зеркала и мира, трактуемого как нескончаемая книга.

Борхес умер в Женеве 14 июня 1986 года и был похоронен на женевском Королевском кладбище, неподалёку от Жана Кальвина.

Борхес был удостоен высших орденов Италии, Франции, Перу, Чили, ФРГ, Исландии, Он избирается членом Американской академии искусств и наук (1968), Французская академия в 1979 году наградила его золотой медалью. Он стал почётным доктором ведущих университетов мира. В 1990г. один из астероидов получил название en:11510 Borges.

Материалы к занятию

Павел Соколов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 1672; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.208.72 (0.005 с.)