Диалог через тысячелетия. Образ автора в повести кристы вольф «кассандра» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диалог через тысячелетия. Образ автора в повести кристы вольф «кассандра»



Повесть известной немецкой писательницы Кристы Вольф «Кассандра» – заметное явление в литературе ХХ века. Многократно обращаясь к этому произведению в работе со студентами, автор статьи суммирует свои размышления и наблюдения, учитывая при этом разнообразные аспекты: литературоведческий, культурно-исторический, социально-политический, психологический.

1. Категория «образ автора» в литературоведении Понятие «образ автора» – одно из ключевых в литературоведении, поскольку «не может быть описания без описывающего» (Г.А. Гуковский). Различные определения термина «образ автора» можно сгруппировать в две категории. Одни исследователи сближают понятие «автор» с понятиями «повествователь», «рассказчик», другие, напротив, стремятся отграничить эти понятия друг от друга. Вторая позиция представляется более обоснованной. М.М. Бахтин предлагает сравнить автора литературного произведения с автором живописного полотна: мы не видим художника на полотне, но постоянно чувствуем его присутствие, его позицию. Даже если перед нами автопортрет художника, мы все равно видим не его самого, не изображающего автора, а изображение художника. В своих эстетических работах Бахтин вводит понятия «первичный автор» (собственно личность писателя) и «вторичный автор» (образ автора, созданный первичным автором). Сложные отношения «вторичного автора» с «первичным» вызывают особенный интерес у литературоведов. «Вторичный автор» может воплотиться в образах «повествователя», «рассказчика», «нарратора». В многогранной коммуникативной структуре «автор» – «читатель» – «персонаж» подобный «повествователь» играет роль посредника: между автором и читателем, между автором и персонажами, но при этом не может идентифицироваться с реальным автором. В виду сказанного особенно сложным и интересным представляется исследование художественных текстов, где повествование ведется от первого лица. Такая субъективная форма повествования позволяет создать иллюзию реальности, придает рассказу достоверность («Я» – свидетель, очевидец, участник). Используя прием повествования от первого лица, писатель имеет возможность детализовано передать тонкие грани человеческой индивидуальности, психологические нюансы, оттенки настроения. Именно этот художественный прием использует немецкая писательница Криста Вольф в своей повести «Кассандра».

2. Криста Вольф. Криста Вольф – одна из наиболее значительных современных немецких писательниц. Восьмидесятилетие Кристы Вольф 18 марта 2009 года отметил литературный мир не только Германии: книги Вольф переведены на многие языки мира. Творчество писательницы обсуждается на научных конференциях, семинарах, ей посвящены выставки и лекции – в том числе и в России. Судьбу Кристы Вольф во многом определила судьба ее родины. Благополучное детство в провинциальном городе Ландсберге (ныне на территории Польши) закончилось, когда семья в 1945 году вынуждена была переселиться дальше на запад, в землю Мекленбург. Криста Вольф изучала германистику в Йене и Лейпциге и первоначально работала как литературный критик. С 1962 года она занялась исключительно писательской деятельностью. Среди самых известных ее произведений – повесть «Размышления о Кристе Т.» (1968), роман «Образы детства» (1976), повести «Кассандра» (1983) и «Медея» (1996). Криста Вольф, ставшая уже классиком немецкой литературы, ныне живет и работает в Берлине. Она – лауреат многих премий в области литературы, почетный доктор университетов Огайо и Гамбурга. В 2010 году ожидается новый роман писательницы.

3. Повесть «Кассандра» и ее героиня. В повести «Кассандра» Вольф обращается к античной мифологии. Подобный интерес к античным мифам и образам вообще характерен для современного литературного процесса. Немецкоязычных писателей ХХ века особенно привлекает Троянский цикл. Компонентом Троянского цикла является и сюжет о Кассандре – непризнанной пророчице и жрице. Криста Вольф скрупулезно изучила памятники микенской культуры, античную литературу, посетила исторические памятники. Результатом ее исследовательской работы стали лекции, посвященные античной культуре. При этом писательница связывает античную проблематику с самыми актуальными проблемами современности. Таким образом, повесть «Кассандра» становится своего рода художественным итогом ряда публицистических работ автора. Мифологический сюжет, «объективная» событийная сторона в повести отступают на второй план. Главное – внутренний мир героини, ее размышления, эмоции, ее видение мира и людей. Таким образом, писательнице удается совместить максимально объективный, «надличностный» мифологический план с предельно личным, субъективно-психологическим. Вольф стремится к своеобразной «демифологизации мифа». Все, что современному читателю может показаться «мифическим» (в смысле «невероятным», «невозможным в реальности»), у Кристы Вольф получает правдоподобное объяснение. Нет Олимпа, нет богов, нет чудес. Отсюда ощущение особой достоверности повествования. Даже Елены Прекрасной, по мнению Вольф, в Трое не было. Более того, в повести «Кассандра» и греки, и троянцы прекрасно осведомлены о том, война идет за «при- зрак», но обеим сторонам на самом деле нужен формальный повод для продолжения войны. Реальным яблоком раздора, реальной причиной Троянской войны – как и всякого военного конфликта во все времена, включая и современность – становится борьба за власть, за могущество, за превосходство, за богатство: «Не говори глупостей, - сказал Приам. – Им нужно наше золото. И свободный выход в Дарданеллы». В сущности, в войне нет победителей, и победа греков – только кажущаяся. Вольф пишет и о равнодушии, об отчуждении людей друг от друга, об эгоизме: так, на протяжении десятилетнего военного конфликта во дворце царя Приама продолжается придворная жизнь, а под стенами города погибают и погибают люди, и греки, и троянцы. Повесть представляет собой один монолог Кассандры на краю гибели: как провидица, она знает о предстоящей смерти от руки Клитемнестры. 150 страниц текста, то есть около 6 часов рассказа, если бы он был устным. Кассандра вспоминает 30 лет своей жизни. Повествование ассоциативно, обрывочно, часто мысль развивается словно «по кругу». Рефреном на протяжении повести возвращается мысль Кассандры «Язык будущего для меня состоит только из одной фразы: меня убьют сегодня». Варьируясь, это высказывание приобретает все новые грани смысла. Кассандра – пророчица, получившая свой дар от Аполлона. Но дар становится проклятием: «О горе! О горе, горе! Мучительное зрение опять меня уничтожает!». Отвергнувшая притязания Аполлона Кассандра наказана тем, что в ее пророчества никто не верит. Предвидя будущие трагедии, Кассандра не может их предотвратить: ни гибель своего народа, ни собственную смерть. В ее пророчества не только не верят, но и не желают поверить. Любые предостережения тщетны, если люди хотят верить в противоположное. Кассандра живет среди людей, которые ее не понимают и боятся: «Вокруг меня становилось пусто. К пустоте вокруг себя я притерпелась с детства». Кассандру объявляют безумной, хотя она – голос самого разума среди безумия войны. Жизнь Кассандры – это борьба за собственную индивидуальность, это приход к самой себе, признание неповторимости и свободы собственной личности. И борьба идет не только и не столько с внешним миром, но с самой собой. Перед нами – трудный процесс самовоспитания человека. Вольф делает вывод: пустота вокруг человека возникает во многом его собственными стараниями. «Я избегала, как и долго потом, соприкосновения с людьми. Старалась быть неприступной и преуспела в этом». Так одиночество становится следствием собственной эгоцентричности: «Никому не принадлежала я, только себе». Это нежелание отречься от себя ради другого, даже любимого человека, приводит к невозможности счастья в любви. Любовная линия, тема несостоявшейся любви введена в миф писательницей и является одним из средств «модернизации» античного образа Кассандры. Предвидя судьбу Энея, Кассандра отказывается от любви и от спасения: «… И скоро, очень скоро тебе придется стать героем… Героя я не смогу любить. Я не смогу пережить твое превращение в памятник». Пророчица предпочитает бегству смерть в родной Трое, смерть вместе со своим гибнущим народом. Кассандре противостоят образы Ахилла и Агамемнона. Ахилл, символ героической доблести и храбрости, у Вольф становится наиболее отвратительным персонажем. Необузданный гнев делает Ахилла «скотом», которого Кассандра ненавидит; он – омерзительно похотливый «убийца, мясник, палач». Агамемнон вызывает у нее жалость, сме- шанную с презрением: «Агамемнон – жалкий трус». Они – виновники войны, кровопролития, человеческих страданий. Но и троянский царь, некогда мудрый правитель Приам тоже стремится к войне, а за его спиной постоянно присутствует тень Эвмела, троянского гения войны. Таким образом, Вольф утверждает: в войне виновны обе стороны. Многие исследователи творчества Кристы Вольф полагают, что писательница вводит в свою по- весть аллюзии с политической историей ХХ века, с историей мировых войн прошлого столетия, с историей Германии эпохи нацизма и тоталитарного социализма. События 1945 года стали для шестнадцатилетней Кристы глубокой психической травмой. В полудетском сознании остались впечатления войны как проявления грубого, беспощадного насилия. Носителями этого насилия для девочки стали люди в военной форме, мужчины. Здесь – корни и пацифистской позиции Кристы Вольф, и ее феминизма. Гендерная проблематика – одна из важнейших в повести. Писательница усматривает причины исторических бед в подавляющей роли мужчин, в доминировании агрессивного мужского начала в человеческой истории, в подавлении женского начала, в пре- вращении женщины в «объект потребления», в существо «второго сорта». Кассандра живет в тот исторический момент, когда на смену матриархату приходит патриархат, и ее явное превосходство – нравственное, духовное, интеллектуальное – над подавляющим большинством мужских персонажей повести ясно выражает определенную позицию Вольф: «Он положил мне руку на плечо и притянул к себе. Маленькая сестра. Всегда одинаково. Всегда сверху вниз. «Наверное, ты не можешь быть другой, мы должны с этим считаться. Жалко, ты не мужчина» Никогда Гектор, любимый, не захочу я больше быть мужчиной. Я буду благодарить те силы, которые определяют пол людей, благодарить за то, что я смею быть женщиной». Здесь возникает вопрос: а что же, по мнению Вольф, является сущностью женской природы? Парадокс ее повести заключается в том, что образ Кассандры отнюдь не женственен – в расхожем смысле этого слова. Она совсем не нежна, ей не хватает мягкости, тепла. У нее «мужской» рефлектирующий ум, она преисполнена ненависти, пусть даже вполне понятной и оправданной, но – ненависти. Персонаж холодноват, как мраморная античная статуя, он исполнен пафоса, но ему не хватает любви. Криста Вольф не только размышляет о войнах прошлого, но и предостерегает. Повесть написана в разгар холодной войны, когда человечество шагнуло на грань само- уничтожения и ужаснулось этому. И, конечно, эти размышления не утратили актуальности доныне, ведь ядерное оружие продолжает распространяться в мире. На пороге смерти Кассандра с болью осознает: «мир и после нашего заката будет продолжать свой путь». И это будет все тот же путь войн и насилия, выходом из которого может быть только изменение и преображение человека. В повести описано некое женское сообщество, противопоставленное «маскулинному» миру. Сообщество женщин, которые превосходят мужчин – по своим внутренним качествам, по своим нравственным достоинствам. Кассандра ведет в этой общине один из ключевых диалогов: «– Ты думаешь, Арисба, человек не может увидеть самого себя? – Не может. Он не вынес бы этого. Ему необходимо видеть свое отражение в другом. – И он никогда не изменится? Бесконечное повторение одного и того же? Самоотчуждение, идолы, ненависть? – Этого я не знаю. Я знаю только, что во времени бывают дыры. Вот как сейчас. И мы не имеем права дать ему уйти без пользы». Здесь с читателем почти напрямую говорит Криста Вольф, говорит не только о прошлом, но – в первую очередь – о самом актуальном настоящем.

4. «Я» – Кассандра и «Я» – Криста Вольф «Это было здесь. Там стояла она. Эти каменные львы, ныне безголовые, смотрели на нее. Последнее, что она видела – крепость, когда-то непобедимая, груда камней ныне. Давно забытый враг и столетия, солнце, ветер и дождь отшлифовали камни. Неизменным осталось небо – темно-синяя глыба – высокое, далекое. Вблизи – сложенные циклопами стены, сегодня, как вчера, указывающие путь. К воротам, под которыми не брызжет кровь. В сумерки. На бойню. Одна. С этим рассказом вступаю я в смерть. Здесь я умру, бессильная, и ничто, ничто из того, что я бы сделала или не сделала, пожелала или подумала, не могло привести меня к другому концу». Этими строками открывается повесть. Несколько строк, выражающих впечатление, производимое микенскими руинами на писательницу, без всякой подготовки пере- ходят в монолог героини. «Она» переходит в «Я». И это повествование от первого лица (в немецкой терминологии – Ich – Erzaehlung) сохраняется до последней страницы. И только последние строки, словно отбрасывая арку к началу повествования, опять говорят о «ней»: «Я остаюсь. Боль будет напоминать нам друг о друге. По ней мы узнаем друг друга потом, когда встретимся, если только оно существует, это потом. Свет гаснет. Погас. Они ждут. Здесь это было. Эти каменные львы смотрели на нее. В колеблющемся свете они кажутся живыми». В последней фразе повести смысловой акцент – слово «живые». В первых строках повести на читателя обрушивается образ смерти («С этим рассказом я вступаю в смерть»). Тема смерти пронизывает и все повествование, отбрасывая тень на каждую фразу: ведь героиня стоит на пороге гибели. «Оживающие львы» – метафора оживающей истории, истории предостерегающей. Наша задача – не оказаться глухими к этим предостережениям, подобно тому, как глухи были современники Кассандры. Конечно, Криста Вольф не считает себя пророчицей и не отождествляет себя с героиней. Но созданный ею образ во многом близок автору. И дело не только в прямых (иногда даже публицистически-прямолинейных) аллюзиях, когда угадываются намеки на службу государственной безопасности ГДР или «коричневые» отряды гитлеровского времени. Повесть являет со- бой психоаналитический этюд, открывает читателю опыт глубокого, строгого, детального самоанализа. Криста Вольф погружается в мир Кассандры, чтобы постичь его, оживить, как каменных львов, до определенных пределов «реконструировать»; и Кассандра тоже словно вживается во внутренний мир писательницы. Перед нами не монолог Кассандры, а диалог Кристы Вольф и Кассандры, диалог через тысячелетия. Криста Вольф приглашает вступить в этот диалог своего читателя – каждого, кого волнуют всегда актуальные проблемы человеческого общества и человеческой личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 784; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.228.213.183 (0.006 с.)