Тема 4. Логика и абсурд в пьесе Э. Ионеско «носорог» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Логика и абсурд в пьесе Э. Ионеско «носорог»



Вопросы для обсуждения

1. Разрушение стандарта в пьесах Э. Ионеско (эстетика “театра абсурда”).

2. Прием парадокса. Диалоги «глухих».

3. Социальная мифология и ее разрушение в пьесе Э. Ионеско «Носорог».

4. Система образов в пьесе.

5. Композиция в пьесе.

Литература

1. Ионеско Э. Лысая певица. Носорог.

2. Ионеско Э. О театре. Разговор о моем театре и о чужих разговорах/ Э. Ионеско. – М., 1992.

3. Андреев Л. Г. Современная литература Франции. 60-е годы. М., 1977. С.20-28.

4. Скуратівський В. Французька драма в нашому столітті // Французька п’єса ХХ століття. Театральний авангард. – Київ, 1993.

5. Дюшен И. Абсурдист ли Ионеско?// Современная драматургия. 1989.- №4,5.

Задания

1. Какие социальные явления становятся объектом пародии в пьесе «Носорог»? Какие типы человеческого сознания здесь изображены? Подумайте, почему автор выбрал именно образ-символ носорога? Сам Ионеско не был доволен своим выбором, потому что носорог – это одиночка (он считал, что уместнее было бы слово «баран»).

2. Для творчества Ионеско характерно употребление терминов «риноцерос», «риноцерит». «Риноцерос – это человек готовых идей», - считает Ионеско. «Хронический риноцерит» - это болезнь, свойственная большинству людей ХХ века. Как вы считаете, чем угрожает подобное заболевание человечеству, каковы его симптомы?

3. Прочитайте Действие І. Обратите внимание на особенности бесед между героями. Что их характеризует, о чем это свидетельствует?

4. Что в пьесе является парадоксальным? Выпишите из текста реплики разных героев, характеризующие их отношение к появлению носорогов. Обратите внимание на картину 2 (Действие ІІ). Опишите процесс оносороживания человека. Почему становится возможным коллективное превращение? Сравните превращение человека в насекомое у Кафки и в носорога у Ионеско. Что общего между ними?

5. Выпишите, в какой последовательности герои превращаются в носорогов. Какими «принципами» они руководствуются? Сделайте выводы. Что значит для Беранже «оставаться человеком»? Прокомментируйте его фразу: «Горе тому, кто хочет сохранить своеобразие». Что ждет Беранже в будущем?

Справочные материалы

ТЕАТР АБСУРДА, тип современной драмы, основанный на концепции тотального отчуждения человека от физической и социальной среды. Такого рода пьесы впервые появились в начале 1950-х годов во Франции, а затем распространились по Западной Европе и США.

Представление об абсурдности удела человеческого во враждебном или безразличном мире впервые развил А.Камю (Миф о Сизифе), испытавший сильное влияние С.Кьеркегора, Ф.Кафки и Ф.М.Достоевского. Корни театра абсурда можно выявить в теоретической и практической деятельности представителей таких эстетических движений начала 20 в., как дадаизм и сюрреализм, а также в эпическом бурлеске А.Жарри Король Убю (1896), в Сосцах Тирезия (1903) Г.Аполлинера, где соединились фарс и водевиль, в пьесах Ф.Ведекинда с иррациональными устремлениями его героев. Театр абсурда впитал также элементы клоунады, мюзик-холла, комедий Ч.Чаплина.

О возникновении новой драмы заговорили после парижских премьер Лысой певицы (The Bald Soprano, 1950) Э.Ионеско и В ожидании Годо (Waiting for Godot, 1953) С.Беккета. Характерно, что в Лысой певице сама певица не появляется, а на сцене находятся две женатые пары, чья непоследовательная, полная клише речь отражает абсурдность мира, в котором язык скорее затрудняет общение, нежели способствует ему. В пьесе Беккета двое бродяг ждут на дороге некоего Годо, который так и не появляется. В трагикомической атмосфере потери и отчуждения эти два антигероя вспоминают бессвязные фрагменты из прошлой жизни, испытывая безотчетное ощущение опасности.

В 1960-е годы Ионеско и Беккет продолжали передавать в своих произведениях чувство отчужденности, сопутствующее современному человеку на протяжении всей его жизни. Среди французских драматургов, чьи пьесы подходят под определение «драмы абсурда», можно назвать Ж.Жене, А.Адамова и Ж.Тардье. Значительный вклад в развитие жанра сделали швейцарские писатели М.Фриш иФ.Дюрренматт, а также немец Г.Грасс и испанец Ф.Аррабаль.

В Великобритании Х.Пинтер и Н.Ф.Симпсон убедительно передавали в своих пьесах ощущение надвигающегося ужаса, что в целом характерно для поздней драмы абсурда. Особенно это относится к таким пьесам Пинтера, как Лифт (Dumbwaiter), День рождения (The Birthday Party) и Сторож (The Caretaker). В США первым стал работать в этом жанре Эдвард Олби (Песочница – The Sandbox; Американская мечта – The American Dream; Что случилось в зоопарке – The Zoo Story). Впоследствии пьесы в этом духе писали А.Копит и Дж.Гелбер.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 725; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.12.205 (0.005 с.)