Тема 6. Анализ повести Дж. Фаулза «башня из черного дерева» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Анализ повести Дж. Фаулза «башня из черного дерева»



Вопросы для обсуждения

1. Поэтика названия повести.

2. Проблематика повести.

3. Символика в повести.

4. Роль эпиграфа.

5. Образы героев.

6. Как герои противопоставлены друг другу?

7. Трактовка феномена художника в повести.

8. Концепция творчества в повести.

9. Интертекстуальные отсылки.

10. Проявления постмодерной эстетики в повести.

Литература

1. Михальская Н. П. История английской литературы: [учеб. для студ. филол. и лингв, фак. высш. пед. учеб. заведений] / Н. П. Михальская. – М.: Академия, 2007. – 480 с.

2. Ивашева В. В. Что сохраняет время. Литература Великобритании 1945- 1977 / В. В. Ивашева. – М.: Советский писатель, 1979. – 336 с.

3. Фаулз // Путеводитель по английской литературе / [под ред. М. Дрэббл и Дж. Стрингер]; [пер. с англ.]. – М.: Радуга, 2003. – 928 с.

4. Зарубежная литература от античности до постмодернизма. Пособие для учащихся старших классов и студентов гуманитарных специальностей [Электронный ресурс]. – Режим доступа к ист.: http://www.licey.net/lit/foreign/faulz

Задания

1. При подготовке к занятию проведите самостоятельную работу со следующими терминами: интертекст, интертекстуальность, авангардная живопись, абстрактная живопись. Ознакомьтесь с иллюстрациями авнгардной живописи.

2. Охарактеризуйте двух художников: Дэвида и Генри Бресли, пользуясь текстом. Чем отличаются их эстетические вкусы? Аргументируйте точку зрения знаменитого художника на искусство.

3.Объяните смысл названия повести, что скрывается за «башней из черного дерева»?

Прочитайте статью Е.С. Анненковой «Метафизика жизни и искусства в повести Джона Фаулза «Башня из черного дерева». Согласны ли вы с проведенной аналогией – «такое современное искусство Бресли называет «башней из черного дерева», устрашающим предостережением ему стал знаменитый «Черный квадрат» К. Малевича. Квадрат собственно вовсе и не является квадратом, и чернота его кажущаяся, искусно созданная иллюзия, красноречиво свидетельствующая, по словам А. Бенуа, о царстве пришедшего Хама. После этой картины в палитре современного искусства возобладала черная краска, воцарился идеал «черноты», что «по своему содержанию является одним из глубочайших импульсов абстрактного искусства»?

4. Обратите внимание на финал повести. Как вы понимаете слова Д. Уильямса: «Уцелел».

Справочные материалы

Творчество Джона Фаулза (1926 -2005), выступившего с первым романом в 1963 г., когда уже отгремела слава «рассерженных». «Коллекционер» — парафраз на сюжет «Бури», поднимающий важнейшую проблему XX в.— оскудение души и утраты духовности.

В художественном мире Джона Фаулза сочетаются две национальные традиции — английская и французская. Фаулз использует в своем творчестве и жанровые формы, не свойственные англий­скому национальному сознанию (например, лэ Марии Французской в сборнике новелл «Башня из черного дерева»). Писатель с радостью отдается игровой стихии, пародирует модернизм — и попадает под его влияние, восстанавливает викторианский стиль мышления и сам же смеется над реконструированными моральными ценностями, сталкивает два века — викторианский и современный — в романе «Женщина французского лейтенанта» (1969). Знание французской культуры и философии дает ему возможность взглянуть на собственную литературу как бы со стороны, не боясь смелых экспериментов с героями, жанрами, повествовательными формами.

Герою своего романа «Маг» (1966—1977) он дает имя д'Юрфе, заимствованное у автора знаменитой «Астреи». Пасторальный роман уходит в глубокое подполье творческого сознания писателя, который использует в этом произведении постмодернистскую структуру, основанную на игре иллюзий, положений, столкновений, пограничных ситуаций, для того чтобы заставить своего героя пропутешествовать по затаенным уголкам собственного сознания. Мотив поисков собственного «я», утраченной сути индивида проходит через все романы Джона Фаулза. Иногда герой находит утраченное подлинное «я», хотя бы на короткое мгновение познает существенное и важное, ради чего стоит жить, что выходит за рамки повседневности и обыденности, а потом снова возвращается к обыденности. Дэвид Уильяме, приезжающий к знаменитому мастеру в Контаминэ («Башня из черного дерева», 1974), открывает для себя непривычные способы существования, не подпадающие ни под какую классификацию, но его, как, впрочем, всех незаурядных героев Фаулза, преследует «непоследовательность воплощения замысла», которая, видимо, и запланирована самим Фаулзом. В «Башне из черного дерева» содержится другая, «иностранная» философия жизни, философия искусства, не имеющая ничего общего со стереотипными представлениями о художнике, искусстве и ре­альности.

Джон Фаулз особенно интересуется проблемой искусства в самом широким смысле этого слова и проблемой творческогосознания — его ранимости, способов восстановления жизнеспо­собности и жизнедеятельности. Таковы его романы «Даниэл Мартин» (1977), «Мантисса» (1982), таков сборник новелл «Башня из черного дерева». Не случайно в романах Фаулза существует кажущееся романтическое двоемирие — существование вымышленного и реального. Но противопоставление этих двух миров имеет не только романтический характер. Мир реальный, существующий, от которого всегда бежит герой Фаулза, в определенной степени дистанцирован и от персонажей, и от автора. «Мир, созданный по всем правилам искусства,— пишет Фаулз в романе «Женщина французского лейтенанта»,— должен быть независим от своего создателя».

Все герои Фаулза — паломники, путешественники не только за собственным «я», своей сутью и природой, они ищут истину и красоту, свободу и идеалы, они максималисты потенциальные, но посредственности в исполнении своих замыслов.

Стремясь обрести истинную мудрость и истинное знание, герой Фаулза постоянно находится в поисках и движении, оправдывая открытость концовки, но отвергая относительность нравственных ценностей XX в. Фаулз защищает институт гуманизма и роман «как гуманистическое предприятие», опираясь на великую традицию английской литературы и культуры в целом. В книгах писателя вырисовывается богатая энциклопедия цитат и парафраз Филдинга и Смоллета, Стерна и Диккенса, Шекспира и Аристотеля, Монтеняи Вольтера, Харда и М. Арнольда, Маркса и Дарвина, что делает творчество Фаулза особенно примечательным и независимым от современных модных сиюминутных течений и влияний, привлекательным для думающего читателя, приглашенного на зрелище с поистине роскошным викторианским оформлением, включающим различные стереотипы мышления частного и общественного, эли­тарного и массового. Эксперимент Фаулза с творческим сознанием проводится в разных произведениях по-разному, в зависимости от жанра, степени условности сюжета и отталкивания от традиции. История сама по себе, будь то загадочное убийство или игра в покинутую любовником женщину —разные степени отвлеченности от реальности, заключающей в себе возможности фрагментации и распада. Соответственно убедительной представляется мифологиче­ская основа реконструированного творческого сознания, травмированного катастрофой.

Материалы к занятию

Е.С. Анненкова



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 1099; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.007 с.)