Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные идеи немецкой психологии 18 века (Х. Вольф, И. Кант).Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Эмпирическая философия и психология, возникшие в Англии, проникли в Германию не сразу. Только во второй половине XVIII в. появились переводы локковских «Опытов», трудов Юма, в 70-х гг. — Гартли и затем французов – Боннэ, Гельвеция, Кондильяка. До этого здесь господствовали Декарт, Лейбниц и его последователь X. Вольф (1679 — 1754). Вольф систематизировал и популяризировал Лейбница и установил в Германии психологию, под влиянием которой развивался Кант и которую он, т. е. Кант, потом отверг. Система X. Вольфа была компромиссом между эмпирическими и рационалистическими идеями в психологии. Этот компромисс выразился уже в разделении X. Вольфом психологии на две науки: эмпирическую («Эмпирическая психология», 1732) и рациональную («Рациональная психология», 1734). В эмпирической психологии Вольфа проявилась тенденция XVIII столетия к изучению фактов о жизни души вместо утомительных схоластических споров о существе души. Однако эмпирия Вольфа была очень скудна. Вольф смутно указал на возможность измерения в психологии. Величину удовольствия можно измерять осознаваемым нами совершенством, а величину внимания – продолжительностью аргументации, которую мы в состоянии проследить. Однако дальнейшие шаги в этом направлении были подавлены отрицательным отношением к ним И. Канта. Предметом рациональной психологии были спекулятивные рассуждения о сущности, месте пребывания, свободе и бессмертии души. Именно в рациональной психологии X. Вольф выдвинул теорию способностей (Vermogen), продолжив различение в душе познавательных и желательных способностей, которое проводилось в Средние века. Желательные способности объявлялись производными от познавательных. Из познавательного акта сначала возникает удовольствие (или страдание), потом суждение о достоинстве объекта и, наконец, аппетит – стремление к объекту. Оно возникает из сознания его доброкачественности (или отвращения от объекта, в котором мы открываем зло). Более сильные проявления чувственного аппетита назывались аффектами. 2. Психологические идеи И. Канта Психологию Вольфа суровой критике подверг И. Кант (1724 — 1804). В контексте обоснования возможности теоретического знания и самой науки, поисков источника необходимости и всеобщности научного знания Кант ставит вопрос, при каких условиях возможна психология как наука: «...эмпирическое учение о душе должно всегда оставаться далеким от ранга науки о природе в собственном смысле, прежде всего потому, что математика не приложима к явлениям внутреннего чувства и к их законам», а также потому, что в психологии невозможен эксперимент, «поскольку многообразие внутреннего наблюдения может быть здесь расчленено лишь мысленно и никогда не способно сохраняться в виде обособленных элементов, вновь соединяемых по усмотрению; еще менее поддается нашим заранее намеченным опытам другой мыслящий субъект, не говоря уже о том, что наблюдение само по себе изменяет и искажает состояние наблюдаемого предмета. Учение о душе никогда не может поэтому стать чем-то большим, чем историческое учение и – как таковое и в меру возможности – систематическое учение о природе внутреннего чувства, т. е. описание природы души, но не наукой о душе» [13]. Кант оказался не прав, считая невозможным в психологии эксперимент и математику, но он проницательно указал на их необходимость для психологии как науки. В психологии получили развитие следующие идеи И. Канта. Его считают основателем трихотомии души (до него немецкий философ И. Тетенс (1736 — 1807) впервые сделал это, но открытие осталось за Кантом). Уже во введении к «Критике способности суждения» (1790) он отличил познавательную способность души от способности чувствовать удовольствие и страдание (GefuhlederLustundUnlust) и от желательной силы (Begehrungsvermogen). Однако более подробно эта классификация дается в «Антропологии» (1798). Понятие воли в собственном смысле Кант не разбирает в своей «Антропологии». Но в других местах касается отношения желаний и воли: разница между ними в том, что воля побуждается разумом, тогда как желание имеет источником чувствования, удовольствия и страдания. Классификация Канта перешла в XIX в. и стала господствующей. Априоризм Канта в учении о познании, особенно учении об априорности пространства и времени как форм восприятия, оказал большое влияние на немецкую психологию и психофизиологию восприятия. Согласно Канту, познание начинается с воздействия предметов на нас, т. е. носит эмпирический характер. Из воздействий внешних вещей получаем содержание познания. Необходимой предпосылкой познания, условием, на котором зиждется наше опытное знание, являются формы. Они априорны и происходят из самой способности познания. Различаются априорные формы созерцания (восприятия) и априорные формы мышления. Формами восприятия являются пространство и время: все внешние явления мы представляем как существующие в пространстве: пространство есть форма внешнего чувства; все представления нас самих существуют во времени: время есть форма внутреннего чувства (но косвенным образом оно является условием и внешнего восприятия). Пространство и время как формы чувственности обладают трансцендентальной идеальностью: таких объектов, как время и пространство, нет; и эмпирической реальностью: как способы, посредством которых осуществляются представления о предметах и обо мне самом. Эти формы могут быть, по Канту, только априорными: они абсолютно необходимые формы всего существующего, опыт же никогда не может дать всеобщего и необходимого, а только имеющее значение и смысл в определенных условиях. Априорные формы мышления присоединяются к содержанию, полученному эмпирическим путем, и устанавливают отношения, связи между многообразными содержаниями для получения из них знания. Их две группы: категории рассудка (их 12) и идеи чистого разума (их 3). В связи с исследованием априорных форм рассудка Кант развивает учение об апперцепции. Апперцепция – это активная сила, которая осуществляет синтез первоначально хаотических представлений. Она имеет две формы: первоначальное синтетическое единство апперцепции или трансцендентальное единство самосознания: для познания необходимо единство самосознания и трансцендентальное единство апперцепции, или объективная апперцепция, т. е. направленная на объект, она синтезирует отдельные впечатления от объекта в целостное знание, вносит единство в хаотическое многообразие чувственности и создает объект. Психологически важные положения содержатся в учении Канта о трансцендентальных схемах, в котором разрешается вопрос о применении категорий к эмпирической действительности, данной человеку в восприятии. Схемы – новый элемент сознания, соединяющий в себе разнородные познавательные способности. В силу этого Кант называет схемы также чувственными понятиями. Они являются продуктом деятельности воображения. Представления Канта о схемах подтверждаются эмпирическими исследованиями в современной психологии. Так, встречающийся в практике обучения вербализм, неспособность увидеть за словесной формулировкой какого-либо правила, закона, стоящую за ним реальность, преодолевается обращением к схематическим изображениям. 17.Зарождение и развитие ассоциативной психологии как самостоятельного направления (труды Д. Гартли, Д. Беркли, Д. Юма, Дж. Милля, Г. Спенсера) Ассоцианизм (ассоциативная психология) появился как самостоятельное направление в XVIII веке. Эта школа положила начало выделению психологии в самостоятельную, независимую от философии науку, имеющую собственный предмет и тезаурус. Ориентация на естественнонаучную методологию, поиск объективного метода исследования, и становление экспериментальной психологии. Термин «ассоцианизм» введен Дж. Локком, хотя само понятие использовалось еще Аристотелем (который разработал первые законы ассоциаций). Некоторые вопросы ассоциативной психологии разрабатывались в трудах Ш. Бонне, Д. Беркли и Д. Юма. Однако появление ассоцианизма как школы связано с именем Д. Гартли, построившего на механизме ассоциативной переработки свою психологическую теорию. Английский философ Д. Беркли (1685-1753 гг.) положил в основу своей концепции идею Дж. Локка о ведущей роли ощущений в формировании понятий. Отбросив идею о связи ощущений с внешним миром, во главу угла поставил понятие о внутреннем опыте. Стал родоначальником крайней формы субъективно-идеалистического воззрения на внешний мир и психическую жизнь: «Быть - значит быть в восприятии». - Комплекс ощущений никак не отражает состояние внешнего мира (субъективен). Д. Беркли отрицал идею первичных и вторичных качеств (Демокрит, Дж. Локк). Все качества - вторичные (придуманы субъектом). Использовал принцип ассоциации, чтобы объяснить восприятие видимого пространства. Восприятие возникает благодаря тому, что к сетчатому изображения присоединяются тактильные ощущения, и благодаря ассоциации («суггестия») возникает трехмерный образ. Ощущения не дают истинных знаний о мире, но помогают выстраивать поведение. Английский философ и психолог Давид Юм (1711-1776 гг.). Единственным источником познания являются наши восприятия, на основании которых мы создаем суждения о внешнем мире и о себе. Источник знаний - переживания человека, которые подразделяются им на впечатления и представления (идеи). Разница между первыми и вторыми в силе их отчетливости. Механизм формирования сложных идей - ассоциации (по сходству, контрасту). Связь между предметами не внешняя, ее источник - человек (мнение ошибочно). Д. Гартли (1705 - 1757 гг.), философ и богослов по образованию, - основатель направления ассоциативной психологии, просуществовавшего до начала XX века. Стремился создать теорию, которая не только объясняла душу человека, но и позволяла бы управлять его поведением. В качестве такого универсального механизма психической жизни выбрал ассоциации. В основу своей теории положил идею Дж. Локка об опытном характере знания, а также принципы механики И. Ньютона. «Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях» (1749) - создал свою теорию рефлекса, которая объясняла с помощью законов механики активность человека: внешние воздействия, вызывая вибрацию органов чувств, запускают рефлекс. Вибрация органов чувств приводит к вибрации соответствующих частей мозга, а эта вибрация, в свою очередь, вызывает работу определенных мышц, стимулируя их сокращения и движение тела. Вибрация, исчезая в большом круге (рефлекторной дуги), оставляет следы в малом круге (которые служат основой памяти человека). Следы могут быть более или менее сильными - от силы этих следов зависит степень их осознанности человеком, слабые следы вообще не осознаются. Таким образом, расширил сферу душевной жизни, включив в нее помимо сознания и бессознательное. О психике: она состоит из нескольких элементов - ощущений, которые являются вибрациями органов чувств. В основе развития психических процессов лежат различные ассоциации. Ассоциации вторичны и отражают реальную связь между двумя очагами вибраций в малом круге. Так же Д. Гартли объяснял формирование мышления (сводя его к процессу образования понятий) и воли. Идея о прижизненном формировании психики - возможности воспитания, воздействия на процесс психического развития ребенка безграничны. Его будущее определяется материалом для ассоциаций, который представляет ему окружение. Д. Гартли один из первых заговорил о необходимости для педагогов использовать знание психических законов в своих обучающих методах. При этом он говорил, что рефлекс, подкрепленный положительным чувством, более стойкий, а отрицательное чувство, возникающее при определенном рефлексе, помогает его забыванию. Для формирования нравственного человека необходимо вовремя подкреплять нужные рефлексы и уничтожать ненужные. «Развитие ассоциативной психологии в XIX веке» В начале XIX века ассоциативная психология оставалась единственной психологической школой, предмет которой - сознание - был признан всеми без исключения учеными. В классической теории ассоцианизма содержание сознания рассматривалось как комплекс ощущений и представлений, соединенных по законам ассоциаций. Но уже к 40-50 гг. возникли теории, обусловившие изменения в развитии науки. В 30-е гг. - позитивизм О. Конта - пересмотр критериев, которым должна отвечать научная дисциплина. О. Конт считал, что развитие миросозерцания и объяснительных принципов, лежащих в основе научного знания, проходит три стадии: теологическое, метафизическое и научное (позитивное) мышление. Д.С. Милль, Г. Спенсер стремятся трансформировать психологию в русле позитивизма. Общая идея - самонаблюдение (интроспекция) не может оставаться основным методом психологии, необходимо было разработать объективный метод (предлагались: метод логики Д. Милля, метод проб и ошибок А. Бэна, метод генетического наблюдения И.М.Сеченова, экспериментальный метод В. Вундта). Влияние эволюционной теории Ч. Дарвина на психологическую науку: идея об адаптации как главной детерминанте, определяющей психическое развитие, идея о генезисе психики. Выделение генетических этапов развития психики - появление генетического метода исследования (изучает постепенное формирование функций). - Появление генетической (возрастной) психологии. Говоря о том, что психология изучает ассоциации между внешним и внутренним, Г. Спенсер вывел психологию из поля сознания в поле поведения, что позволило использовать эксперимент - объективную проверку полученных фактов. Эволюционный подход давал возможность изучить не сформированную, а только формирующуюся психику. - Появление генетической (возрастной) психологии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.49.73 (0.01 с.) |