Основные идеи, лежащие в основе Синтон-программы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные идеи, лежащие в основе Синтон-программы



Что такое Синтон-сборник

"Синтон-сборник" — это адаптированный к школе вариант "Синтон-программы".[1] “Синтон-программа: практическая психология на каждый день” разрабатывалась в течение десяти лет практической работы в Творческом объединении психологов "Синтон", апробирована в школах и психологических центрах работающими по ней учителями и психологами. Кроме практического, программа имеет и официальное признание: она одобрена и рекомендована к распространению Министерством образования России, а также Комитетом по делам молодежи России.

“Синтон-программа "Практическая психология на каждый день" — это уникальный комплекс­ный цикл групповых занятий по тренингу общения, личностному росту, социальной адаптации, семьеведению и сексологии. Эта программа нужна школьным психо­логам, учителям-ведущим уроки "Человековедение", социальным педагогам, организаторам внеклассной работы, организа­торам молодеж­ных клубов и другим творческим людям, кото­рые хотели бы овла­деть эффективными мето­диками практической психологической работы со старшеклассни­ками и молодежью.

Однако, взятая целиком, "Синтон-программа" очень большая и в некоторых моментах требует от ведущего личного мастерства. В "Синтон-сборник" же включены самые яркие и самые легко воспроизводимые психологические игры и упражнения ориентировочно на 36 часов интенсивной работы. "Синтон-сборник" не прорабатывает специальных тем, а работает в целом на сплочение класса, создание в нем теплых и дружеских отношений, а также на личностное развитие и повышение общей душевной и психологической культуры школьников.


Что такое Синтон-программа

Предлагаемые игры и упражнения помогут многим учителям, психологам и другим творческим людям, которые занимаются со школьниками и молодежью. Но главная цель этой книги рассказать о “Синтон-программе”.

Что это такое?

Это игры и упражнения, с которыми вы познакомитесь, но не только. Это гораздо больше.

"Синтон-программа" — это целостная программа душевного развития и нравственного воспитания, это новая форма образовательной и воспитательной среды, разрабатываемая нами уже в течение десяти лет. Занятия включают самые разнообразные формы работы: лекции, живые дискуссии и тематические медитации, анализ конкретных жизненных ситуаций, ролевые и деловые игры, психогимнастику и актерский тренинг. В целом "Синтон-программа" содержит около 300 оригинальных психологических игр и упражнений.

 


Основные идеи, лежащие в основе Синтон-программы

Школа, которая не готовит детей к жизни, несостоятельна

Школа учит чему угодно, кроме жизни. Житейская несостоятельность (доходящая в своих крайних формах до самоубийств) у школьных отличников такая же (если не превосходит), как и у тех, кто по школьным предметам не успевает. Уроки физкультуры направлены на развитие координации, гибкости и силы тела. А на каком уроке развивают координацию душевных движений, душевную гибкость и душевную силу? Школа готовит будущих работников для разных отраслей народного хозяйства — но не учит понимать себя, другого, не учит дружить, любить, не учит тому, как в жизни выживать и как жизнь праздновать.

"Синтон-программа" же готовит человека к повседневной жизни с ее проблемами, жизни среди людей — и умению быть счастливым.

Массовый эффект

При всей привлекательности лозунга "Воспитание — это штучная работа" он нам (и, думается, не только нам) не по карману. У нас на миллион детей и подростков нет миллиона воспитателей. Поэтому нам нужна воспитательная система, с помощью которой один воспитатель сможет эффективно работать не с одним-двумя-тремя, а двадцатью-тридцатью — и более — одновременно и без потери качества (более того, с новым качеством!). Только такая система, дающая не только качество, но и количество, имеющая массовый эффект, может быть признана по-настоящему эффективной.

Транслируемость методик

Многие прекрасные воспитательные методики в конце концов умирали просто потому, что держались на личном искусстве их авторов и не могли без профанации, без потери качества быть переданными последователям. Мы ставим другую задачу: разрабатываемые нами методики должны быть легко транслируемы, они должны легко передаваться и усваиваться теми, кто хочет их воспроизвести.

Все это и реализуется в "Синтон-программе". Программа построена как серия циклов последовательно идущих занятий, каждое из которых имеет четко прописанный сценарий, по которому при небольшой подготовке может сделать аналогичные занятия любой способный к подобной работе педагог.

· Надеемся, что читатели “Синтон-сборника” это отметят.


НАША ТЕХНОЛОГИЯ, или основные идеи, на которых строится воспитательный и образовательный процесс Синтон-программы

Воспитание средой

Как формулирует это педагог-новатор В.Ф.Шаталов, "если огурцы опустить в рассол, через некоторое время все они без всяких нотаций станут солеными". Сильнее всяких методик воспитывает среда, и главной задачей должно быть создание такой среды, которая сформировала бы нужные личностные качества. Естественно, для создания такой среды должны быть достаточно совершенные и надежные методики. А далее, образовательно-воспитательный процесс должен быть достаточно длительным, чтобы среда "пропитала" каждого воспитанника до глубины души.

"Синтон-программа" реализуется в рамках Клуба практической психологии, где идут не отдельные разовые занятия случайных групп, а, скорее, течет плотный поток общения и психологической работы. И, по свидетельству самих членов Клуба, главным фактором воздействия чаще всего оказывается даже не тематика, а атмосфера группы. А если учесть, что прохождение "Синтон-программы" уже сейчас занимает около двух лет, то воздействие оказывается достаточно мощным. В перспективе "Синтон-программа" должна сопровождать детей, подростков и молодых людей в течение всего периода их развития — так же, как для роста дерева необходимы солнце, вода и воздух.

Стабильность результатов

Поскольку в традиционной психологической группе ведущий намеренно старается уходить "в тень", огромную роль начинает играть "личностный потенциал" группы. И когда-то, при удачном личностном раскладе, группа идет исключительно успешно. А в другой раз случится непробиваемое ощущение скуки, после которого психолог, конечно, все равно скажет умные слова, но члены группы разойдутся с ощущением, что время они потеряли даром. Налицо нестабильность результатов.

В "Синтон-программе" же все группы идут очень ровно, практически с гарантированным результатом — если есть хорошо сделанные сценарии. (А такие сценарии есть). Естественно, бывают группы более интересные — если там яркие люди, есть группы более "серые", но успех занятий определяется в большей степени не тем, какие люди в группе, а по какому сценарий идет занятие.

Атмосфера большой группы

Традиционная психологическая группы не допускает, чтобы народу в ней было больше 15-17 человек, иначе в ней исчезает атмосфера интима, доверительности. В "Синтон-программе", напротив, желательно, чтобы на занятиях присутствовало не менее 15-20 человек, и размер группы может доходить до 40 и 50 человек. Сценарии "Синтон-программы" изначально были ориентированы именно на такое количество членов группы, и во многих случаях определяющей успех оказывалась "атмосфера массовости". Если большинство участников активны, то в действие включаются и остальные. Плюс молодежь, например, любит большие праздники и смену лиц, и тут, в "Синтон-программе", она это вполне получает.

О позиции к оппозиции

Во время обсуждения сложных тем часть (и обычно большая часть) участников принимает те положения, которые предлагает ведущий, однако всегда есть несколько человек, которые встают в оппозицию. Для ведущего бывает соблазнительно повоевать с ними, но это опасно. Если ведущий воюет то с одним, то с другим, то как-то стихийно начинает складываться впечатление, что ведущий — в меньшинстве и воюет со всей группой. Напротив, лучше выразить уважение другой точке зрения, но опираться на ту часть группы, которая разделяет позицию ведущего.

Не надо циклиться на оппозиции, Опирайтесь на большинство


О спорах и спорщиках

Темы сложные, а молодежь любит поспорить. Если ведущий будет от спора уходить или его жестко пресекать, группа будет неудовлетворена “слабостью” или “грубостью” ведущего, а это плохо. Если же ведущий будет каждый раз реагировать на каждое возражение, разъясняя, почему возражение несостоятельно, это будет еще хуже. Это будет спор, а Дейл Карнеги не зря восклицал: “Избегайте споров!” Спор — как трясина, и если ведущий туда “западает”, удовлетворен остается только спорщик, получивший свою порцию внимания и поупражнявшийся в словесном фехтовании. У группы же, как правило, остается общее ощущение “тягомотины” и “зависания” занятия.

Что же делать?

Самое главное, видимо, это просто быть внимательным к этим ситуациям. В западни чаще попадает тот, кто о них не догадывается. Если же ведущий “начеку”, он совершит ошибок меньше.

Ведущему будет легче, если он вытравил в себе склонность поспорить. В спор чаще “западает” тот, у кого к этому есть склонность. Мне ближе понять человека — но не спорить.

· Группа бывает удивлена, когда слышит от меня “нет”. Я почти всегда соглашаюсь со спорщиком, потому что за ним тоже стоит некоторое правота. Но если его правота здесь и сейчас не нужна, я ее только отмечу, скажу: “Да!” — и мы пойдем дальше нашей дорогой, а не дорогой спорщика.

И еще один довольно эффективный метод: “Спорщиков замыкать на спорщиков”.

Я редко спорю сам. По делу, естественно, я говорю много и сильно, но когда дело пахнет спором-препирательством... Если вдруг в группе по данному вопросу появляется кто-то “против”, я не буду спорить с ним: я выставлю против него Группу.

· Группа — великая сила, и она давит сильно, хотя и не всегда аргументами.

Если же в целом у группы мнение не сформировалось, можно опереться на ее ядро, которое разделяют нужную позицию. Пусть спорщик “схватится” с ними, а ведущий остается вне схватки и над ней. У него остается кругозор и возможность в любой нужный момент красиво завершить эту дискуссию.

Спорщиков замыкайте на спорщиков

Речь идет не о пресечении инакомыслия и не о манипулировании мнением группы, но о недопущении бесплодных препирательств, которые, как сорняк, так часто глушат живой мыслительный процесс.

В некоторых случаях проблемы, которые возникают на занятии, надо решать вне его. Разговор “один на один” имеет совершенно другой характер, нежели разговор на группе. Там, на публике, всегда идет “игра на публику”, здесь же, глаза в глаза, можно поговорить как человек с человеком.

Естественно, мы никоим образом не исчерпали возможные методические затруднения, с которыми может столкнуться ведущий. Однако мы уверены в двух вещах: в том, что радостей будет больше, чем проблем, и в том, что работать по предложнным здесь методикам будут мыслящие и творческие люди. Кроме того, как легко поймет читатель, эта книга ориентирована в первую очередь на ПРАКТИКА. А поэтому — к делу!


Синтон-программа

Психологический КВН

Психологический КВН — это очень сильная и удачная форма массовых командных игр. Мотив веселого соперничества дает энергетику, а содержание игровых заданий способствует развитию внимания и теплоты друг к другу, а также спонтанных, смелых и отрытых действий.

Предложенная здесь форма КВН — только одна из возможных. Вполне допустимо игры-упражнения менять местами, что-то убирать, а что-то добавлять свое новое. Важно только сохранить общий стиль — легкий и очень динамичный.

Конечно, это мелочь, но я рекомендовал бы ведущему иметь свисток с приятным звуком. Когда на занятиях разгораются страсти (а если страсти не разгораются, это плохое занятие!), без свистка в нужный момент обратить на себя внимание бывает затруднительно.

***

Формирование команд

Если в группе около 30 человек, я обычно формирую три, а не две команды. Так играть оказывается интереснее. Как формировать команды? Можно как угодно, но я обычно нахожу лидеров, а вокруг них формирую команды. Делаю я это так. Все сидят в общем кругу, я даю команду:

– Мужчины, встать!

· Странная команда... Что значит: “Мужчины”? — Но, пока кто-то размышляет, кто-то встает! А за ними — другие. Но когда встало человек 5-7 и начинают привставать остальные, я эту возможность закрываю: “Спасибо, все остальные — сесть!”.

– Кто себя уважает — шаг вперед!

· Снова — кто-то размышляет, а кто-то решительно делает шаг вперед. Спасибо, кто не сделал сразу шаг вперед — сели!

– Кто в себе бывает не уверен — шаг назад!

· Кто-то сделал шаг назад — спасибо, сел.

– Интересные люди — шаг вперед!

· Моя задача — оставить в кругу только трех ребят, а эти команды дают возможность отсева.

– Лидеры — шаг вперед!

· Первые три шагнувшие лидерами и будут. Остальным — спасибо, сели, а лидерам — аплодисменты!

Лидеры есть, теперь вокруг них надо сформировать команды.

– Уважаемые лидеры, в одиночестве быть плохо. Поэтому быстро огляделись вокруг себя, нашли самую привлекательную для себя девушку и быстро тащите ее к себе!

· Девушки оказываются около ребят через несколько мгновений. А кстати, представьте себе, что педагог говорит: “Вася, какая из девушек в этом классе тебе нравится больше всех? Возьми ее за руку и покажи нам ее!” Что ответит Вася педагогу? — А тут КВН, тут другая атмосфера, и то же самое Вася делает тут без всяких сомнений!

– Великолепно! Девушки, вас выбрали, выразите ребятам благодарность поцелуем в щеку!

· Этот момент, конечно, не обязателен. Но почему бы и нет, тем более что нравится это всем?

– Теперь девушка проявляет, напротив, неблагодарность, поворачивается спиной к выбравшему ее парню... — и быстро выбирает среди сидящих любого парня и тащит его к себе! (...) Спасибо, теперь третий тащит — четвертую! (...) Четвертая — пятого! (...) Пятый — шестую!

· И так далее, но не до конца. Потому что весело всем, кроме тех, кого так никак и не выбирают. Поэтому, когда сидящих остается 4-5 человек, лучше дать команду: “А теперь все сидящие быстро разбегаются по тем командам, которые нравятся им!” — и “невостребованных” не оказывается. Ну и хорошо.

Так образуются три команды.

Подготовка и представление команд

– Пусть каждая команда встанет тесным кругом и возьмется за руки. Уважаемые лидеры, посчитайте, сколько у вас человек?

· Надо убедиться, что в командах равное (или почти равное) количество людей. Если где-то на 2-3 человека больше, это не годится. Как исправить положение? Например, так: лидер малочисленной команды указывает на любого человека в многочисленной команде, а лидер многочисленной команды, отвернувшись и не зная, на кого будет указано, говорит любую цифру от 1 до 10 и “влево” или “вправо”. Соответственно от указанного человека отсчитывается влево или вправо столько человек, какую цифру назвал лидер. На ком счет остановится, тот без обиды переходит в малочисленную команду.

– Прошу внимания и тишины. Возможно, вы полагаете, что у вас уже есть команды. Нет, пока у вас есть только куча людей. Команда у вас появится только тогда, когда вы станете сплоченным коллективом, когда у вас появится выбранный вами капитан, название вашей команды и ваш лозунг. Вам дается 10 минут на подготовку: вы должны выбрать капитана (им может стать и ваш лидер, но это не обязательно), вы должны придумать название вашей команды, лозунг — и художественное оправдание. Если вы назвали себя “Небожители”, мы должны увидеть и почувствовать, что вы — “Небожители”, а если вы “Космические поросята”, вы нам должны показать что-то другое. Учтите, что 10 минут — это очень мало, и что жюри в первую очередь будет обращать внимание на сплоченность вашей команды. Я желаю вам доказать, что ваша команда — самая дружная!

· Что касается жюри. Им может быть и ведущий, но лучше, если будет кто-то другой. Обычно два-три человека находятся без труда. Главная обязанность жюри — создание атмосферы веселой и ответственной соревновательности. Для этого можно и нужно считать очки (или делать вид, что считаешь очки) и комментировать выступления команд, но в конце КВНа у нас обычно уже почти никто не интересуется, на сколько очков “мы впереди” или наоборот. Процесс оказывается важнее результата.

10 минут проходит, выступления команд, причем порядок, взаимоотношения со зрителями и все остальные проблемы каждая команда решает самостоятельно, без помощи ведущего.

Итак, теперь есть три полноценные команды.

Проводы контролеров

Сели в три незамкнутых круга, ("лепестками"), примерно так:

Задание: "Сейчас у нас будут игры, конкурсы, к которых победит та команда, которая лучше всех понимает друг друга без слов. Запрещаются любые переговоры и любые знаки — постарайтесь добиться согласованности за счет чувствования ситуации. Но не секрет, что можно выиграть и за счет нарушения правил: если команда начинает внутри себя как-то незаметно договариваться, короче — мухлевать. Вы заинтересованы, чтобы ваши соперники играли честно, поэтому выберите из своей команды двух контролеров, которые будут пресекать мухлеж в команде ваших соперников. Один из контролеров пойдет в команду справа от вас, другой — слева от вас. Время — 1 минута".

· Контролеры выбраны, иногда сразу же идут в чужие команды. Их надо остановить.

– Команды! Вы понимаете, что вы делаете? Вы же прекрасно знаете, как народ относится к контролерам. Контролеры — это же враги народа, они мешают народу выигрывать, и вы посылаете их в чужую команду, чуть ли не на верную смерть? И вы отпускаете их просто так?? Капитаны, встать! Без подготовки, на импровизации, можно соло, можно с привлечением команды — кто из вас проводит своих Контролеров самым сердечным образом? Пожалуйста, торжественные проводы Контролеров!

· Обычно эти ОЧЕНЬ ТОРЖЕСТВЕННЫЕ И СЕРДЕЧНЫЕ ЦЕРЕМОНИИ идут во всех командах одновременно. Делать их надо, но рассматривать как отдельный серьезный конкурс — едва ли.

Итак, Контролеры расходятся по командам и располагаются там, где им удобно. Тут же Ведущий встревает снова:

— Внимание! Своих контролеров вы проводили сердечно, а как вы встретили тех, кто пришел к вам? Встаньте те члены группы, которые проявили внимание и заботу к пришедшим к ним контролерам? (...) Аплодисменты!

Так или иначе, в каждой команде оказывается два Контролера, по одному из каждой соседней команды.

— Уважаемые контролеры! Именно вы будете теми людьми, которые сообщают результаты. Вас двое, вы можете советоваться, но если один из вас результат сказал, его решение тотчас принимается. За мухлеж, за попытки договариваться вы можете и аннулировать результаты, и штрафовать команду, вы можете все. Ваши решения не оспариваются, и власти выше вас нет. Вам даны чрезвычайные полномочия — и, строго говоря, вы можете вполне безнаказанно подопечную команду засуживать. Будет очень любопытно, как вы будете вести себя в таких обстоятельствах.

Сценки о любви

Это задание несколько сложнее предыдущих и требует больше времени на подготовку. Однако в рамках нашего Клуба мы даем его всегда, и оно всегда несет с собой очень много... Технически — для подготовки задания мы используем перерыв, во время которого всегда происходит чаепитие.

***

Получите, пожалуйста, следующее задание. Может быть, кто-то задумался о том, что любовь, описанная в прекрасных стихах, не очень похожа на то, что мы видим в наших обычных отношениях. Тут у нас обиды, ссоры, ревность — а точнее даже какая-то ревнючесть, много грязи, глупости и сора. Но душа всегда тянется к чему-то высокому и чистому. Поэтому задание состоит в следующем: каждая команда должна подготовить и разыграть две сценки — сценки, изображающие любовь. Первая сценка показывает нашу любовь реальную, иногда привлекательную, а часто глупую и некрасивую — покажите самые характерные, на ваш взгляд, ее моменты. Это конкурс на самую узнаваемую, самую типичную сценку про то, как это бывает в вашем кругу. А вторая сценка должна показать любовь идеальную — такую, о которой мечтается и которая, хочется верить, в вашей жизни будет. Вы можете придумывать все сами, а можете разыграть сцену из какого-нибудь известного вам произведения. Можно разыгрывать реалистически, можно — символически. В сценке может участвовать один человек, а может — вся команда. Если вам понадобиться, вы можете использовать магнитофон, там стоит кассета с красивой лирической музыкой. Работайте быстрее, время не теряйте!

· Команды уходят на ПЕРЕРЫВ и подготовку. Собственно, нет никаких препятствий к тому, чтобы красивое чаепитие устроить и в школе. Девочки будут рады себя проявить в качестве хозяек, и ребята, скорее всего, их усилия по достоинству оценят. Что касается собственно подготовки сценок, на это требуется около получаса. Лучше, если вы объявите ТОЧНОЕ ВРЕМЯ, когда все должны быть готовы.

Итак, все команды подготовились и собрались. Объявите, что организует сценическую площадку, тишину в "зрительном зале" и прочее — не вы, а режиссер выступающей команды.

· Выступления: каждая команда показывает свои две сценки. Обычно эти сценки дают богатый материал для комментариев ведущего: его размышлений над красотой и грязью любви.

Спасибо. Вы видели, что любовь идеальная и любовь реальная сильно различаются. Более того, наблюдая сценки реальной любви, часто ловишь себя на мысли, что это на любовь совершенно не похоже: все эти ссоры, претензии, глупости. Пусть нас радует хотя бы то, что вы сумели показать и любовь идеальную. Вы видели ее — она была. Но раз вы сумели создать ее здесь — то кто может помешать создать ее в жизни?

Большая путаница

Играющая команда встает в центре в круг, взявшись за руки. Обе команды соперников их окружают, но пока стоят к ним спиной, лицом в наружу, чтобы не подглядывать, как играющая команда будет запутываться. По сигналу играющая команда начинает запутываться, подлезая друг другу под руки или перешагивая через, но руки не отпуская. Время на путаницу — 1 минута. За сколько минут команды соперников распутают играющую команду?

· Путаница — и распутывание путаницы. Естественно, запутавшаяся команда должна выполнять все просьбы и команды тех, кто пытается их распутать.

Естественно, после этого играют следующие команды.

· Для ребят и девушек — это просто веселая игра. Однако хотелось бы, чтобы ведущий понимал ее более глубокий смысл. Конечно, она развивает и фантазию, и групповое взаимопонимание, но главный смысл ее в другом. В нашей культуре физические прикосновения, особенно между ребятами и девушками, находятся в полузапретной области. А полноценно жить без них ни биологически, ни душевно — нельзя. Упражнения типа этого хоть в какой-то степени восполняют недостаток касаний, поглаживаний и просто физической близости.

Такие нежные слова...

– Для этого задания нам от каждой команды понадобится два человека, парень и девушка, у которых самая теплая душа и горячее сердце. Ну в общем действительно самые Солнышки. Может быть, это будут наши капитаны? 1 минута — определитесь. (...) Спасибо, аплодисменты нашим Солнышкам!

Какая команда считает себя самой сильной? — Команда А? — Прекрасно, вы играете первой.

· Ведущий ставит в центр круга два стула рядом друг против друга.

– Попрошу выйти вашего парня-Солнышко. Пригласи сюда, в центр круга, девушку из любой команды — ту, которая тебе больше всего нравится. Пусть она сядет на стул здесь, в центре, и ты сядешь напротив нее. А все остальные пусть сядут вокруг них как можно ближе, чтобы все хорошо видеть и слышать.

· Все со стульями переезжают, делая плотную кучу вокруг.

– Прекрасно! Задание будет следующее: глядя на эту замечательную девушку, сколько времени без пауз ты сможешь говорить ей добрые, теплые, красивые слова? Ты можешь говорить о ней просто эпитеты: "Красивая... милая... удивительная...", ты можешь рассказывать о чувствах, которые рождает в тебе она, ты можешь признаваться ей в любви — но ты должен говорить без пауз, ты должен говорить о девушке, и девушке твои слова должны быть приятны. Девушка не делает ничего, она только слушает и получает удовольствие. Сможешь ли продержаться две минуты? Пауза больше пяти секунд означает конец твоей речи. Пусть девушка даст свои руки парню, и парень может начинать. Готов? — Начали!

· Вначале соревнуются ребята, после них — девушки. Длительность любовной речи фиксируется секундомером. Каждая игра идет не больше трех минут, если больше — она прерывается и оценивается по качеству.

Окончание занятия

· Результаты конкурсов можно объявлять, а можно и нет — обычно сам процесс оказывается важнее, чем то или иное количество очков.

– Спасибо! Наше занятие подошло к концу. Занятие, как мы все видели, вызвало у вас всех очень много и очень разных чувств. А чувства не надо держать в себе, поэтому я попрошу эти чувства выразить. Итак, последнее задание вашей команде: выразить чувства: себе, другой команде, занятию и его ведущему. Время на подготовку — 3 минуты!

·... Большой праздник.

Игра-упражнение "Стихи о Любви..."

Это лирическое действо мы также нередко делали одним из этапов обыкновенного Психологического КВН. Конечно, атмосфера его может и должна быть другая — такая, какая и создается при чтении стихов о Любви. Однако мотив состязательности мы оставили и здесь — иначе, как показывает практика, школьников-ребят в массе почти невозможно "раскачать" на чтение стихов. А ради победы своей команды парень вспоминает даже то, что не помнит на уроке.

Если это делается не в русле КВН, а самостоятельно, то разбивку на команды мы производим через следующую процедуру:

· Кто у нас из ребят самый Лирически Нежный, а кто — самый Могуче-Страстный?

· Кто у нас из девушек самая Нежно Лирическая, а кто — Живо-Темпераментная?

Выбор, лидерами оказываются 2 парня и 2 девушки. Они, как лидеры, по свистку набирают себе команду — себе под стать: Девушка Лирик набирает себе лиричных девушек, Страстный парень набирает себе Страстных ребят. Так формируются и садятся четырьмя лепестками четыре команды.

Комната затемняется, ее центр освещает свеча. Задача: все команды по кругу должны читать по одному стихотворению о любви. Ограничения: это должны быть стихи, а не песни, и один член команды не может читать стихи более двух раз. Не обязательно читать до конца, но обязательно — с душой. Пауза 10 секунд означает штрафное очко команде. Три штрафных очка — поражение команды.

Итак, какая команда знает и сможет прочитать больше стихов о любви?

Нестандартный проход

Это веселое соревнование также вполне в духе КВН, но оно занимает довольно много времени и в этом отношении его лучше, видимо, проводить отдельно, самостоятельно, привязав к каким-то другим целям ведущего.

***

Группы (обычно четыре команды) садятся открытыми лепестками, из каждой команды по очереди надо встать и пройти внутренний круг, вернувшись к себе. Задача: пройти так, как не проходил никто до тебя. Оригинальность прохода утверждается аплодисментами твоей команды, повторы фиксируются свистом и топаньем команд-соперниц.

· Как быстро догадываются умные команды, в спорных случаях все решается уровнем организованного шума — шума аплодисментов или свиста.

Если же даже соперники аплодируют за оригинальность твоего прохода, ты (твоя команда) получают баллы, а вот за повтор идут штрафные очки.

· Штрафы (или, мягче, предупреждения) дает ведущий, смотря по ситуации.

В командах можно друг другу подсказывать, но не сходя со своего места — только передавая совет через соседей. “Соблюдение своего места” важно потому, что нестандартный проход идет по очереди: 1-ый человек из 1-ой команды, 1-ый из 2-ой команды, 1-ый из третьей, 1-ый из четвертой, потом 2-ой человек из 1-ой команды, 2-ой из 2-ой — и т.д. Важно, чтобы никто “случайно” не пропустил своей очереди и никто не “выручил” соседа. Игра идет командная, но за команду играет каждый только индивидуально.

Интереснее, когда игра идет долго, и очевидные варианты прохода уже использованы. Хорошо, например, после первого круга, когда прошли все, запустить второй круг. Очень хорошо также ставить запреты: если, например, многие как вариант прохода стали использовать танцы или танцевальные движения, то "все танцы и любые танцевальные движения" волей ведущего можно запретить. Также бывает интересно запретить использование посторонних предметов, свиста, пения, а также мебели и партнеров по команде.

· Ведущий осознанно должен идти на осложнение новых находок. Иначе... Вначале кажется, что новые варианты быстро себя исчерпают, но через какое-то время большинство понимает, что богатство “новых” вариантов — неисчерпаемо, и игра превращается в подобие веселой физкультуры без душевного напряжения. А надо сделать так, чтобы легкой жизни — не было!

Игра идет или до трех штрафных очков любой команде, или до упада.

"Красное и Черное"

Это игра чрезвычайно интересной динамики и шокового результата. Правда, она требует личностного участия ведущего, особенно при ее разборе, потому что обычно команды не хотят признать свой проигрыш и пытаются доказать себе, что все нормально и они не проиграли.

***

Формирование команд.

Игра играется в две команды, и эти команды должны быть сформированы с помощью детской игры "Ручеек". Ручеек в какой-то случайный момент ведущим прерывается, и тогда один берег Ручейка окажется командой ЛЕВОГО БЕРЕГА, другой берег — командой ПРАВОГО БЕРЕГА.

· В Ручейке выбирают того, кто тебе нравится. И соответственно при такой разбивке на команды гарантировано, что в у каждого в другой команде — его друг. А это исключительно важно для анализа Игры, хотя сейчас, заранее, это афишировать ни в коем случае не нужно.

Пусть каждая команда выберет себе Капитана и придумает себе Имя — это поможет им сплотиться и осознать себя как Команду. Теперь обе команды садятся и готовы слушать задание и условие Игры.

Однако перед Игрой — Разминка.

Разминка и чтение Правил

Ведущий вызывает Капитанов и предлагает им сыграть в "Орел или Решку", а именно: у того и другого Капитана между ладонями лежит монета. В каждом такте игры Капитаны скрытно (отвернувшись или руками за спиной) выкладывают свои монеты "орлом" или "решкой" — и одновременно показывают друг другу. Задача одного Капитана — игра на согласование (чтобы у обоих выпала "решка" — или "орел"), задача другого — игра на рассогласование (если у тебя "орел", у меня должна быть "решка"). Кто выигрывает такт, тому очко. Кто выиграет? Постарайтесь организовать короткую демонстративную игру так, чтобы выигрыш зависел не от случайности, а от пред угадывания одним Капитаном стратегии другого.

Эта Разминка между Капитанами очень похожа на предлагаемую Игру между командами, и ее стоит взять за основу при объяснении правил игры "Красное и Черное".

· Хотя при внешнем сходстве Игра "Красное и Черное" совсем про другое. Игра нацелена на то, чтобы научиться в другом видеть не Врага, против которого вы боритесь, видеть не Соперника, которого надо обыграть, а Друга, вместе с которым вы выиграете больше.

Прочитайте и раздайте заранее отпечатанные Правила Игры (см. ниже). Правила написаны достаточно понятно, поэтому сошлитесь на их понятность и оставьте их без специальных комментариев. В любом случае постарайтесь, чтобы вам не пришлось комментировать и разъяснить "ЗАДАЧУ ИГРЫ".

Игра

Пусть теперь команды разойдутся по разным комнатам — и начнется игра. Собственно игра состоит в том, что команды решают: в этот раз (в этот ход) ВЫБРАТЬ КРАСНОЕ или ВЫБРАТЬ ЧЕРНОЕ. В зависимости от их выбора (но ведь и от выбора Другой Команды!) они получают те или иные ОЧКИ.

Арифметика игры очень проста: чтобы начать получать положительные очки, надо, чтобы ОБЕ команды сыграли на Черное. Однако всегда есть риск, что другая команда сыграет на Красное (чтобы получить больше положительных очков), и тогда моя команда получит много отрицательных очков. И обычно Игра почти сразу идет на Красное: каждый боится, что Другой сыграет на Красное, и поэтому играет на Красное сам. На когда ОБЕ команды играют на Красное, обе команды набирают все больше и больше ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ОЧКОВ, то есть ПРОИГРЫВАЮТ.

· Эта арифметика лежит почти на поверхности, по крайней мере, все школьники начинают понимать ее уже спустя 5-10 минут. Единственный случай, когда с этой арифметикой люди не разобрались, произошел в игре между педагогами. В той игре один из педагогов, начинающий экстрасенс, взял “рамку” и пытался с ее помощью предсказать действия другой команды...

Игра по правилам играется в десять ходов, на самом же деле играть Игру до конца необязательно, достаточно, чтобы команды сделали несколько ходов до определения своей Стратегии. А стратегия игры девяти команд из десяти — игра на Красное. Игра ПРОТИВ другой команды. С каждым таким ходом команды набирают все больше и больше ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ очков, но их не расстраивает их личный проигрыш, их греет то, что ДРУГАЯ КОМАНДА НЕ ВЫИГРЫВАЕТ ТОЖЕ. Пусть проиграю я, зато ты не выиграешь...

В процессе Игры ведущий заходит в комнату то к одной, то к другой команды, интересуется, принято ли решение по очередному ходу. Если решение принимается, он информирует об этом другую команду (не объявляя, КАКОЕ решение принято), и не позже чем через 5 минут решение второй команды должно быть принято. После этого каждая команда узнает решение другой.

Во время этих визитов в ту или другую команду ведущему надо понимать, что каждая команда напряженно ищет ПРАВИЛЬНУЮ СТРАТЕГИЮ игры, и пытается ее угадать в том числе по поведению и реакциям ведущего. Поэтому, чтобы не дать ненужных подсказок, ведущий должен держать себя закрыто-официально, а его лицо должно сохранять полную непроницаемость. С другой стороны, во время этих визитов ведущий должен фиксировать в своей памяти (а если возможность, то и письменно) ход дискуссии и высказывания членов группы — это ему очень пригодится для итогового разбора. Ничто не производит на народ такого впечатления, как цитирование их собственных высказываний...

Если игра идет обычным ходом, то есть сразу жестко и агрессивно, имеет смысл устраивать каждой команде ПАУЗУ ОСМЫСЛЕНИЯ. То есть ведущий приостанавливает Игру и предлагает посмотреть на ситуацию и себя, в частности, предлагает понять и зафиксировать свои чувства к членам его команды и к другой команде.

· Вопросы типа: Кто они для тебя? Что ты думаешь о них? Какие чувства ты испытываешь к ним? Что ты хочешь им сделать?

Имеет смысл после второго хода, перед важным — третьим — ходом пригласите команды в то место, где они расстались из Ручейка. “Я сейчас приостанавливаю игру, и вы сейчас выйдете в коридор, где вы после ручейка расстались в другой командой. Туда же выйдет и другая команда, вы построитесь линиями друг против друга. Напоминаю, что запрещены любые контакты между вами, должна быть полная тишина”. Пусть, глядя в глаза друг другу, вспомнят, кто для них эти люди из другой команды, пусть посмотрят им в глаза и подумают о чувствах к ним и о мыслях о них.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.087 с.)