Выбор близости — душевной и физической. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выбор близости — душевной и физической.



Это упражнение получило широкое распространение, но, как показывает опыт, делать его можно с разными целями и разными интонациями. Например, некоторые ведущие с его помощью устраивают гипноз всеобщей любви и всеобщее братание. А можно устроить более острожное прощупывание их реальных (но в том числе и с реальными страхами) отношений друг к другу. В разных вариантах, в разных стилях проведения этого упражнения есть свои и плюсы, и минусы, и в разных группах можно выбирать когда одно, когда — другое.

***

– Сейчас у вас будет работа в карусельке, вы будете встречаться, но как — это вы и будете выбирать. Все будет зависеть от вашего выбора, который вы продемонстрируете друг другу. Все будет делаться без слов. Свой выбор вы покажете ему на пальцах и потом осуществите его. Если вы, посмотрев на человека, решит показать ему Кулак — то вы остаетесь на месте, телом и лицом демонстрируя, что вы партнера игнорируете, отвергаете. (Пусть ведущий это покажет.) Если вы показали партнеру 1 палец — то просто стоите без контакта; 2 пальца — рукопожатие и улыбка, 3 — милые почти объятья, 4 пальца — полный контакт, свободные объятья, 5 — близость дальше некуда, хоть обцелуйтесь.

· Осуществление каждого выбора надо наглядно показать.

Подчеркните, что каждый выбор надо осуществить полностью. Если пара выбрала объятия (а их к этому никто не принуждал), то объятия должны быть полными, а не с отставленными попами, как у борцов в схватке. Если же в паре выбор рукопожатия — пусть это будет только рукопожатие, и никаких извиняющихся объяснений. А если игнорирование — это полное игнорирование.

Если же в паре несогласованность выборов (например, он показывает три пальца, а она — два), то ваш контакт будет состоять из двух частей. Сначала, примерно минуту — вы осуществите то, что соответствует меньшему выбору, а после — выбору большему. Что-то вам понравится больше, что-то меньше — но вы должны попробовать и то, и другое, пройти через эти ощущения.

Методические замечания.

Самый простой вариант этого упражнения — это просто дать возможность каждому встретиться с каждым (или каждой) или в предлагаемой здесь форме выразить свое отношение к этому человеку. В этом случае ведущий был бы “в стороне” и только координировал перемещения. Однако, как правило, в этом упражнении ведущий играет другую и гораздо более активную роль. Он сопровождает каждую встречу настроечным текстом, который позволяет глубже всмотреться в человека, увидеть его в другом свете, представить его в других отношениях с тобой... Настроечный текст расширяет сферу реального до ВОЗМОЖНОГО, а ведь возможное — это тоже реальное, но которое было бы, совершилось бы при немного других обстоятельствах. Но ведь тоже РЕАЛЬНОЕ...

И здесь появляется очень тонкая грань. Помещая с помощью настроечного текста участников упражнения в предполагаемые обстоятельства, умелый ведущий может воздействовать на настрой, настроение, душевное состояние человека. И человек в новом для него настроении, при новом для него взгляде на человеке может сделать выбор, который ранее был для него нехарактерен.

· Как несложно догадаться, ведущий обычно “подталкивает” к выбору большего доверия и большей близости.

Но тогда — как к этому относиться? Как к обману, к ловкому манипулированию — или умелому открытию для человека новых и возможных для него отношений с другими людьми? Мы предлагаем каждому этот вопрос решать самостоятельно — и каждый раз конкретно.

В связи с этим еще одна тонкая деталь. В инструкции, которую даем участникам этого упражнения мы, предлагается шесть выборов: полное игнорирование, нейтральная позиция, рукопожатие, почти объятия, объятия и “все что хочешь”. Однако некоторые другие ведущие вместо пяти выборов нередко предлагают делать только три: полное игнорирование, рукопожатие или объятия. Что меняет это в упражнении? — Очень многое. По нашим оценкам, упражнение в этом виде становится более эффективным и менее честным. Что это значит — и почему?

Дело в том, что в жизни между рукопожатием и объятиями существуют десятки переходных вариантов, а здесь их не дано. Так вот: общественное мнение с помощью ведущего и музыки быстро отдает предпочтение третьему выбору, и все инакомыслящие оказываются просто задавлены. Поскольку белой вороной не хочет быть никто, в конце обычно происходит общегрупповое братание. Это просто заложено в упражнении. Если этот результат и был задуман, то этот вариант, безусловно, более эффективен. Но, повторим, тут осуществляется довольно грубый нажим на человеческое сознание.

Еще раз повторю, каждый ведущий, видимо, должен поработать в разных режимах, разных стилях — и принимать свои ответственные решения.

Как это может быть?

Итак, встали, пусть ребята окажутся во внешнем кругу, девушки — во внутреннем.

· Если в группе небольшое преобладание ребят или девушек — ничего страшного, когда-то кто-то постоит немного один, дожидаясь своей очереди в карусельке. Если же преобладание существенное, лучше сделать не карусель встреч ребят и девушек, а полную живую цепочку, как в упражнении “Я доверяю тебе”, чтобы каждый мог встретится с каждым, в том числе парень с парнем и девушка с девушкой. Это очень интересный вариант, просто обычно он требует больше времени.

Важно, чтобы ребята и девушки свои выборы делали не “по памяти”, не по прошлым впечатлениями друг от друга. Их выбор должен быть “здесь и сейчас”, а для этого пусть они посмотрят друг другу в глаза, пусть задумаются над тем, кто перед ним. А слова ведущего и хорошая музыка помогут им в этом.

· Конкретная настройка, которая дается ведущим при каждой встрече, зависит от очень многих вещей. От настроения группы, от личности и настроения ведущего, от той мелодии, которая звучит здесь и сейчас... Поэтому то, что дается ниже — только пример возможных настроечных тем, а не образец “как это всегда надо”.

Посмотри на человека, стоящего перед тобой. Посмотри ему в глаза, постарайся понять, что у него в душе? Что у него в душе сейчас? Ему светло, спокойно? Или его что-то его тревожит? Он напряжен? Отчего? Чего он боится? Посмотри ему в глаза. О чем они говорят тебе? От чего эти глаза могли бы засветиться счастьем? Что мог бы подарить ему ты?

· Руку за спину. Определитесь, сделайте выбор. Покажите свой выбор. Сделайте то, что вы выбрали.... Спасибо. Вы сейчас расстанетесь, не говорите друг другу ничего — все уже сказано. Внешний круг, ребята, делает шаг вправо — и встречаются новые пары.

Побудьте наедине друг с другом. Поглядите друг другу в глаза, почувствуйте то, что друг у друга на душе. Бывает ли этот человек одинок? Хочет ли он любить? Бывает ли ему больно, когда он остается один? Встречается ли он с непониманием и холодом? Как он отвечает, если встретит понимание и тепло? Что подаришь ему ты?

· Определились, показали свой выбор, выразили чувства. Переход.

Взгляни на этого человека — какой он смешной. Это же настоящий ребенок! Ребенок большой, иногда капризный, он любит ласку и тепло. Иногда ему бывает тоскливо, ему хочется плакать, но он знает, что этого ему делать уже нельзя... Чем бы вы могли согреть его? Ваш выбор!

· Новая встреча.

Перед тобой стоит удивительный человек. Другого такого никогда не было на свете — и никогда не будет. Его душа — это целый мир, мир удивительный и прекрасный. Но он не знает, поймут ли его, и поэтому остается в этом мире одиноким. Одиноким он встречает рассвет, одиноким он идет по улице. Как трудно быть одному! Его одиночество кончится только тогда, когда его душа встретится с другой. Когда же кончится его одиночество? Сделай свой выбор!

· В эти минуты одиночество кончается почти у всех. Новый переход.

Человек, стоящий перед тобой — далек от тебя. Наверное, ты не чувствуешь его, и еще сам не знаешь, хочешь ли ты быть с ним ближе. Но подай ему свои руки. Встреть руки его. Почувствуйте руки друг друга. Руки теплые, живые — и отзываются на ваши. Как приятно этим рукам быть вместе! Но сейчас — тихонько-тихонько — ваши руки начнут расставаться... Они еще вместе — но ладошки уже потеряны... Вас соединяют только кончики пальцев — они дрожат и не хотят расставаться... Вы расстались. Вы стали отдельно. Что вы чувствуете? Что вы хотите чувствовать?

· Когда тебя так провоцируют, но провоцируют на приятное, сопротивляется мало кто.

Когда-то давно вы знали этого человека. Представьте, что когда-то давно вы знали этого человека. Вы знали его давно, чуть ли не с детства, вы были очень близки по жизни — сможете ли представить, что его глаза, и лицо и его волосы были для вас совершенно привычными и чуть ли не родными? Иногда между вами были и обиды, и непонимания, иногда вы даже серьезно ссорились, но это как-то не мешало вам — видимо, потому, что вы знали, что все равно вы никуда друг от друга не денетесь. Но жизнь вдруг распорядилась иначе. Жизнь разбросала вас далеко друг от друга, вы расстались, и не виделись много лет. Вы почти забыли друг друга. Но вот однажды вы шли по улице, шли, не думая ни о чем, и у вас не было даже никаких предчувствий — и вдруг вдалеке показался очень знакомый силуэт... Кто это? Неужели?.. Вы замедлили шаг, потому что боитесь ошибиться. А вдруг это не он? А вдруг это не она? Но нет, это не ошибка. Вы подходите друг к другу ближе, вы смотрите друг на друга — и — как вы встретитесь после долгих лет?

· Если эту ситуацию удается пережить, все встречаются в объятиях.... Прощание, новая встреча.

Как здорово, что вы встретились. Его глаза светятся так же, как и ваши. На душе легко и празднично. Душа полна счастьем, как у ребенка — так хочется поделиться им! Хочется раскинуть руки, хочется обнять каждого! Сделай свой выбор! Насколько праздничным он будет?

· Если этот текст поддерживается соответствующей светлой музыкой — в праздничный выбор делают практически все.

Перед вами человек — он такой же, как и вы. Он так же, как и вы, тянется к счастью, и так же, как и вы, бывает одинок. Он многого боится, он часто ошибается, бывает, он говорит и делает глупости — и сам же страдает от этого... Ему бывает трудно. Вам хотелось бы обнять этого человека. Вам хотелось бы быть ближе к нему — но вам нельзя. Потому что звучит голос, который говорит, что вам этого нельзя. И поскольку "дядя" вам не дал разрешения, вы будете стоять как истуканы и останетесь там же, где и были. Вы будете слушаться всех, кто за вас определяет ваши поступки, и так и не решитесь сделать свой собственный выбор, сделать то, что хочет ваше сердце. Вы будете стоять и ждать, когда же "дядя" разрешит вам... А он все трепется и трепется, а разрешения все нет и нет... А время идет, идет время вашей жизни, а вы все стоите и стоите, отдельно и отдельно... И жизнь так и прошла. Спасибо, прощайтесь, новая встреча!

· В конце этой “настройки”, являющейся нескрываемым и почти грубым издевательством, ведущего уже мало кто слушает — чего он, впрочем, и добивался. Кто-то обнимается, у кого-то слезы, где-то просто тихая нежность, какие-то пары начинают обниматься уже друг с другом.

Методическое замечание напоследок.

В начале своей работы тексты таких “настроек” мне приходилось готовить (писать) заранее, а потом почти зачитывать по шпаргалкам. Почти — потому что практически никогда заранее заготовленный текст на живую музыку полностью не ложился, все равно приходилось что-то редактировать на ходу. Через какое-то время эта подготовка стала уже не нужна — тексты “настроек” рождаются сами, в зависимости от настроения группы, настроения ведущего и той музыки, которая звучит “здесь и сейчас”.

Нужны ли делать карусельку полной, то есть добиваться, чтобы каждый парень встретился с каждой девушкой? Группа обычно этого хочет, но ведущий может смотреть по ситуации и принимать свои решения. Если группа большая, и это упражнение — не первый и не единственный эпизод в работе, то карусель встреч можно прервать в любом удобном месте.

· Участникам хочется больше переживаний — это ВКУСНО, а ведущий должен следить, чтобы было больше ОСМЫСЛЕНИЯ — это ПОЛЕЗНО.

На наш взгляд, дележка по итогам должна быть обязательно. Чтобы мог высказаться каждый (кто хочет), мы организуем ее следующим образом: ведущий указывает рукой на каждого по кругу. Тот, на кого ведущий указал, может сказать несколько слов о своих чувствах и впечатлениях от прошедшей работы. Впрочем, он может и ничего не сказать, а просто передать свое Слово дальше по кругу.

· Надо уважать право человека не высказываться, тем более что за этим могут стоять самые разные причины. Может быть и переполненность впечатлениями, которые хочется оставить при себе, чтобы потихоньку попозже “переварить”, может быть и сильная усталость, могут быть и другие — и пустяковые, и очень серьезные причины.


Познакомься сам с собой

Письмо себе любимому

Это упражнение помогает человеку сделать одну из самых важных вещей в своей внутренней жизни — полюбить самого себя, разрешить себе полюбить себя, осознать свою любовь к себе.

Все сидят в кругу, ведущий просит всех взять ручки и листки бумаги. Однако перед собственно Письмом стоит устроить медитацию, посвященную любви и благодарности себе — ее возможный текст приведен ниже. Впрочем, если ведущий не чувствует себя готовым устраивать медитации, можно обойтись и без нее. Медитация помогает в одном — она создает тихое и вдумчивое настроение.

· В частности, ручки и бумагу стоит попросить взять заранее именно потому, чтобы после медитации все могли начать писать сразу, и ходьба и поиски ручки не сбили бы настроение.

Итак, задание:

– Сейчас вы напишите письмо — письмо самому близкому вам человека А кто тебе самый близкий человек? (группа выдвигает предположения) — Ты сам. Напиши письмо себе любимому, — а "любимому" — потому, что без любви самого близкого себе человека жить просто нельзя!

· Время на письмо — 15 минут, под тихую музыку.

Дележка все по кругу: с какими чувствами писал письмо?

· Именно “с какими чувствами”, а не “про что”. Любовь — или любое другое живое отношение — живет чаще не содержанием, а интонацией, окраской, чувством по поводу...

Однако кто хочет, свое письмо может пересказать или зачитать.

· И этой возможностью, пусть не сразу, но многие начинают пользоваться.

По ходу ведущий может давать комментарии. Стоит обратить внимание, что кто-то поучает себя с Высоты своего Величия, кто-то с благоговением взирает на себя снизу Вверх, кто-то делится с собой огромным теплом и нежностью, кто-то с собой запросто, как с давним другом, кто-то радуется себе БЛИЗКОМУ, а кто-то тоскует по себе далекому, ушедшему...

– Вы написали самому себе прекрасные письма. Вы получили эти письма — но что делают воспитанные люди, получив письмо? Естественно, отвечают на него. Поэтому у вас сейчас будет 10 минут на то, что на свое письмо к себе написать ответ. Пожалуйста, пишите конкретно: именно на то письмо, которое вы получили. Хочу предупредить, что ответы бывают иногда очень неожиданными.

· Подробно смотри об этом в моей книге "Философские сказки..." Тем не менее, два письма приведены здесь ниже.

Написание Ответа на письмо.

· 10 мин, также под музыку.

Дележка и обсуждение ответов. Кто кому писал, какая личность твоей личности обращалась к кому?

Мини-приложение.

Письмо:

Здравствуй, Саня!

Я по тебе очень соскучился. Подумать только, не писал тебе 28 лет. Все это время я жил и не замечал, что ты существуешь на свете. Мне столько нужно сказать тебе...

Раньше я смотрел по сторонам и везде: в семье, на работе, в транспорте, в театре (все равно где) видел массу интересных, красивых людей. Но почему я не замечал Тебя, ведь ты всегда был со мной рядом? Какой я был слепой. И только в последнее время я начал понимать, что ты у меня самый, самый. И не надо мне никакого другого Я.

Я во многом виноват перед тобой. Все мои травмы души и тела на моей совести. Обещаю, что отныне и навсегда я буду относиться к тебе очень бережно, тепло, достойно тебя. И никакой (даже самой очаровательной девчонке) не дам обвести тебя вокруг пальца.

Что-то я о пустяках стал говорить... Но это не главное. Главное, что мы вместе. Искренне твой, Александр Тузов.

Ответ:

Родной мой!

Сразу же пишу тебе ответ. Мне сейчас очень хорошо, я чувствую счастье и радость. И даже те несколько облачков, что остались на моем небосклоне, я наблюдаю с интересом и знаю, что завтра утром от них не останется и следа. Потому что я тоже люблю тебя!

Письмо:

Здравствуй, мой дорогой. Как давно я не разговаривал с тобой нормально — мы все время спорим, ругаемся, боремся друг с другом без конца — то один одерживает верх, то другой. У меня есть к тебе предложение — давай закончим эту гражданскую войну. Ведь мы любим друг друга, любим тело, в котором мы живем. Давай подружимся. А может, властвовать будем попеременно: одно время ты, такое же время — я. Давай уважать друг друга. Я люблю тебя. Ты прости меня, что для дружеского разговора с тобой, для слов любви к тебе у меня бывает очень мало времени. Передаю тебе с письмом воздушный поцелуй. Жду ответа. Стас.

Ответ:

Привет парняга. Ты что губы раскатал мира, дружбы хочу, по очереди править. Чихал я на твои предложения. Да кто с тобой разговаривать-то хочет сейчас дерну тебя за штаны, они и свалятся, а пока ты будешь лезть вниз за ними я твое место займу и тебя близко к себе не подпущу. А ты люби меня ведь я хороший. Флаг тебе в руки. Надоел ты мне часто побеждаешь меня даешь кость в зубы гладишь меня по головке и говоришь радуйся. Раздавить бы тебя, ну ладно покеда.

Медитация "Здравствуй Я, мой любимый".

Сядьте удобно. Я предложу вам отнестись очень заботливо и внимательно ко всему, что будет происходить с вами. Вот ваша правая нога... Поставьте ее так, что, если бы нога была живая, чтобы за это нога сказала тебе: "Спасибо, что ты обо мне позаботился, что ты смог поставить меня так хорошо...". Свою левую ногу поставь так, чтобы, если ты ее отпустишь, она стояла сама. Чтобы не было напряжения нигде, ни возле ступни, ни возле колена. И пусть твои руки лягут спокойно на твои ноги. И правая рука, и левая... Взгляните на каждую свою руку отдельно. Каждая рука достойна того, чтобы о ней позаботиться, и дать ей кусочек твоего теплого внимания, чтобы она почувствовала твою заботу. И левая рука, твоя левая рука. Пусть она ляжет так же спокойно, пусть отпустится твоя кисть, И каждый палец почувствует твое внимание, твое тепло, твою заботу. Пройдись по ним и погладь своим вниманием каждый свой палец. Второй указательный палец. А что ты сейчас почувствуешь на его кончике? Средний, четвертый... У меня сразу забились кровеносные сосуды, я чувствую, как там бьется кровь, и легкое покалывание. То же самое, отразившись от левой руки, появилось в правой, правая рука сразу отозвалась. И я чувствую жизнь в каждом из своих пальцев, биение теплой крови, покалывание. Кисти стали свободными и мягкими. Они просто лежат, отдыхают. Они благодарят меня за заботу к ним, а я благодарю их. Я благодарю свои руки, за то, что они — они сильные, они умелые. Мои руки умеют делать кучу чудесных вещей. Они умеют работать, они сильные, они тонкие и нежные. Они бывают очень теплыми, они бывают очень ласковыми и нежными. Они умеют принимать тепло, они умеют дарить тепло. Это умеют мои руки, и я эти руки не променяю ни на какие другие. Я люблю их. Спасибо вам, мои руки.

Я дышу и чувствую, как воздух входит в меня, я принимаю его. И выдыхаю — воздух выходит из меня. Я рад, что у меня есть эта гармония с миром, то, что я могу принимать в себя воздух — и отпускать его. Дыхание ровное, спокойное, мне дышится легко.

И вот луч внимания мягко и тепло скользит по моему лицу. Мягкая кисточка внимания скользит по моему лбу. Сбрасывается напряжение со лба, уходит напряжение с моих глаз, они теряют всякое выражение. Они просто отпускаются, расслабляются, отдыхают. Это непросто сделать — так много жизни вокруг них, но я снимаю все проблемы и отпускаю свои щеки. Пусть отдохнет мое лицо. Как много работает лицо! Глаза смотрят, глаза ищут, глаза говорят, глаза спорят, глаза сопротивляются, глаза любят, глаза дают, глаза живут больше, чем что-нибудь еще в моем теле. Это зеркало моей души, это мои самые первые работники. Как много они делают! Спасибо вам! Вы соединяете меня с миром, вы показываете мне небо, вы показываете мне солнце, вы показываете мне весь мир.

Мое лицо... Мое лицо — самая важная часть меня, визитная карточка моей личности. Мое лицо, которое всегда со мной, которое работает со мной, которое счастливо со мной, которое преодолевает жизнь со мной — и летит в жизни со мной. Спасибо тебе, мое лицо, ты держишь меня. Ты всегда рядом со мной. Мне хорошо с тобой. Спасибо тебе.

И мои труженики — ноги. Я было забыл про них. Я всегда забываю про них. Они с утра до вечера носят меня по жизни, ходят, бегают, держат меня, а мы смотрим на них — как они только не спотыкнулись, и ругаемся на них, когда они нас подводят. Мы не ценим, что они как лошадки день за днем выполняют самую тяжелую работу — тихо, уже не ожидая от нас никакой благодарности. Спасибо вам, мои ноги.

И все мое тело — спасибо, что ты есть у меня, что ты даешь мне жизнь, что ты даешь мне возможность быть, даешь мне формы моей жизни. Я хочу заботиться о тебе, я люблю тебя. Спасибо, что ты у меня есть. Отдыхай.

Но разве только мое тело — это Я? Я так много ощущаю в себе! Я ощущаю в себе целый мир, огромный мир чувств, огромный мир переживаний, радости, желаний, страхов и тревог. Это много, это богато. Это моя душа. Моя душа — это Я? — Не знаю. Но я благодарю свою душу за то, что она есть, потому что моя душа — это то, что откликается на душу в другом человеке. Моя душа, это то, что умеет любить, моя душа это то, что умеет плакать... А как она умеет смеяться! Как она здорово улыбается! Моя душа... Как она умеет летать, парить... Как она умеет быть милой... Я люблю тебя всю: и трудную, и красивую. И даже мои тревоги, мои страхи... вы ведь защищаете меня! Кто-то умело, кто-то нет, но вы все заботитесь обо мне. Спасибо вам, что вы есть в моей душе.

Мой разум, мой ум, мой маленький компьютер, который так много помнит, который так много осторожничает, вычисляет — спасибо тебе, что ты всегда на страже, что ты никогда не спишь и позволяешь мне в мире видеть и понимать так много. Спасибо тебе. Хорошо, что ты есть.

И мой дух, мой светлый дух, высокий дух, который всегда выше меня, который всегда глубже меня, моя вертикаль, которая держит меня, ведет меня — как хорошо, что я чувствую тебя. И только с тобой рядом, вместе с тобой, я ощущаю себя по настоящему человеком. Как много у меня меня есть! Как хорошо, что я вижу это! Как хорошо, что я знаю это! Я благодарен судьбе за себя. Эти богатства я не обменяю ни на что на свете. И это знание всегда будет со мной: самое главное знание на свете.

Вы дышите ровно, дышите спокойно... и возвращаетесь потихоньку сюда. Возвращаетесь в эту комнату, под вами стул — и вы удобно сидите на нем. Можете сильно вздохнуть, открыть глаза — и оказаться здесь.

Медитация "Дом моей души".

Это очень сильное упражнение. Оно вызывает глубокий интерес, много чувств — и надолго запоминается. Однако от ведущего здесь требуется умение вести медитацию.

***

Для медитативного расслабления всех можно попросить сесть в пары, а можно разрешить устраиваться индивидуально, максимально удобно. В первом случае обеспечивается лучшая проработка полученных впечатлений, а во втором — лучшее получение этих самых впечатлений.

Собственно, во время самой медитации ничего не происходит, Все расслаблено сидят (а иногда — лежат), а ведущий произносит текст, рождающий в душе определенные картинки. Медитация может длиться долго, до получаса и более. После выхода же из нее ведущий предлагает сохранить в душе все, что во время медитации кому удалось увидеть, и постараться это понять. Ключ к пониманию заключается в том, что увиденный тобой Дом — это Твоя Душа. Душа реальная или желаемая.

· У кого-то она действительно похожа на просторный и чистый Дворец, а кого-то это заброшенный Замок с захламленными чердаками и тревожными черными коридорами. И свист ветра в окнах с разбитыми стеклами, и уханье Сов... Тяжелые двери — закрытая, защищающаяся душа. Тяжелые темные шторы — отгороженность человека от мира. Один парень увидел свой Дом даже не на земле — его Дом плавал по воде. Свободно, без всяких привязанностей, как и жил этот парень.

Итак, все рассаживаются в пары (если еще не сидят) и в парах рассказывают, кто какой Дом своей Души видел, как он это понимает и как к этому относится, какие чувства эти картинки вызвали у него.

Ведущий, естественно, помогает всем, кто в его помощи нуждается.

Медитация "Дом моей души"

Отпустили свои руки, мягко прошлись по своей правой руке, и ей стало хорошо. Мягко прошлись по своей левой руке, в вашем поле внимания оказались ваши кисти, они сразу стали большие, теплые. Мягкие, большие, теплые. Свободные плечи — посмотрите, действительно ли они свободны. Сбросьте напряжение с лица, сразу в голове появляется легкий туман, мягкая, спокойная пустота. Спокойно стоят ноги, просто взгляните на них, мягкие спокойные ноги — и забыли про них. Мягкое дыхание... Кто хочет, может вдохнуть сильно — и выдохнуть. И почувствовать воздух, который проходит через крылышки ноздрей — немного прохладный, и выходит — вы не чувствуете его — он такой же теплый, как и вы. И мир становится волшебным, и легкий туман вокруг вас. Когда возникает расслабление, когда возникает туман, вы перестаете понимать, где граница вашего тела. Вы вроде бы здесь, и вы нигде. Где-то ваши ноги... И можно почувствовать, можно представить, будто голубой, уже плотный туман, как теплая вода, стелется у ваших ног. И в нем растворяются, исчезают ваши ступни. Вы чувствуете только теплоту, и вот уже нет ступней. И мягкий туман, теплая вода — поднимается уже к вашим коленям, и растворяется все ниже их. И нет там больше ничего. И мягкая теплота, и голубой туман поднимается выше, и он поднимается к вашим бедрам, к вашим кистям, и растворяет вас всего. Он поднимается выше, выше... Вы растворяетесь в нем, становитесь везде — мягкие, теплые. Нет тела, нет границ, и вот теплая вода подходит уже к вашим плечам... Но вы не боитесь — дыхание все равно легкое и спокойное. Удивительно — синий туман поднимается уже к вашим глазам... Чем дышите вы? Легкостью, голубизной...

И вот исчезли вы полностью, и только солнечные блики не поверхности — там, где только что были вы. И вы чувствуете, что душа ваша освободилась, и взлетела над поверхностью этого голубого океана, и полетела в красивом легком воздухе — в небо, высоко, в голубизну. Вы раскинули руки, вы летите и дышите полной грудью, в высоте. Как красиво смотреть вокруг себя: смотреть на горизонт, смотреть на далекие горы, смотреть на зеленый лес, смотреть на огромный голубой океан, который под вами — под тобой... Можно подняться к облакам, оказаться вровень с ними, оказаться выше их, оказаться в этом волшебном мире, и купаться в этих облаках, расслабиться и лечь, отдохнуть на них, и они примут твое тело. Можно кувыркаться в них, нырять, переворачиваться, исчезать вглубь — и вылетать их них, быть везде, наслаждаться своей свободой. Можно снова полететь к земле, и, пролетая над нею, спускаясь ниже, пролетая над рекой, пролетая над зелеными полями с удивительно красивыми цветами, найти то место на земле, в котором вам так хорошо. Ваше любимое место на земле. Где оно будет? Я не знаю, это решите вы. У кого-то это будет тихая лесная речка, поляна, где растет много разных цветов. Вы окажетесь рядом с ними, и какой-то цветок окажется совсем близко от твоего лица. Ты посмотришь на него, и увидишь, что он качнулся навстречу тебе, и открылся навстречу тебе, и ты улыбнешься ему. Ты не захочешь его срывать — ты просто поймешь, что он почувствовал тебя и передал тебе твою красоту. И ты улыбнешься ему, поблагодаришь его. Вам будет хорошо. Кто-то окажется в совершенно другом месте: может быть, высоко в горах, где прохладный туман, где одиночество, но очень чистый и высокий воздух, где ты будешь совершенно один, где могут быть чудеса, где может быть волшебство. А может быть, ты будешь на скале, с которой открывается вид на море. Я не знаю, где будешь ты, но я знаю, что в этом мире, в твоем мире, и на твоем месте — возможны чудеса.

И на этом месте, на месте, которой выбрал ты, ты построишь свой дом. В твоем распоряжении — все. Что ты выберешь, что захочешь ты — то и будет. Пока дом существует только в твоем воображении. Его еще нет. Но контуры его тебе уже немного видны. Каким он будет — именно в том месте, где ты собрался его построить? Он будет большой, высокий, или он будет маленький, тихий, аккуратный? Ты должен уже сделать разметку: здесь будут стены, тут возможен подвал. Какие будут закладываться стену у твоего дома? Это будут большие, толстые, бетонные или кирпичные стены? И глубокие подвалы, большие, запутанные? Будешь ли ты сам знать, что находится в этих подвалах? Или это будет легкий дома на сваях, с легкими летними стенами, потому что в твоем мире никогда не бывает зимы, никогда не бывает мороза? Ты начинаешь возводить эти стены. Какие окна будут в твоем доме: попробуй представить их, попробуй увидеть их. Это будут большие, легкие, стеклянные, все открытые окна, или это будут красивые узкие бойницы, или это будут небольшие, аккуратные, очень теплые окошки со ставнями. Какой будет вход в твой дом, какая дверь будет там? Попробуй увидеть ее, попробуй представить ее. Это будет тяжелая дверь с золотой ручкой, и каждый входящий будет преисполняться уважения перед таким входом. Или это будут невесомые стеклянные двери, которые открываются от легкого толчка в них? Будут ли замки на дверях твоего дома? Что человек увидит, когда человек войдет в эти двери: просторную гостиницу, длинные коридор? Сколько будет этажей в этом доме: второй этаж, третий? Какая будет крыша у твоего дома — и что будет под ней? Будет ли там поэтическая голубятня, или это будет чердак для старых, заброшенных вещей? На что будет похож твой дом? И — какая будет твоя самая любимая комната в твоем доме? Попробуй сейчас увидеть ее.

Где ты находишься? В какой комнате? Что сейчас перед тобой? Оглянись, почувствуй. В этой комнате ты проводишь основные часы, время своей жизни. Подойди к окну: какое это окно? Большое, просторное? Есть ли шторы на этом окне? Это легкие, светлые шторы, которые откидываются ветром, потому что окно твое открыто, потому что за этим окном тепло и свет? Или эти окна закрыты тяжелыми плотными шторами, которые создают тебе уют и дают возможность быть тебе одному в твоем царстве, в твоей комнате? Что стоит в этой комнате, какая мебель, где твой рабочий стол? Какое место в твоей комнате самое уютное, самое красивое: где ты работаешь или где ты отдыхаешь? Это старый диван или легкая кровать? Много ли книг в твоей комнате? Много ли вещей в твоей комнате? Все ли ты хорошо видишь в своей комнате? Красива ли она? Это комната действительно для работы? Или она во многом для красоты? Или это комната для отдыха? Ты любишь свою рабочую комнату? Какие у тебя чувства ко всему, что здесь есть вокруг тебя? А что лежит на твоем столе? Ты видишь эти белые листы бумаги? Что пишешь ты на них? Какая жизнь отражается в них? Красив ли твой почерк, когда ты пишешь свою жизнь на этих листах бумаги? Чувствуешь ли ты как легки листки этой бумаги, как легко они летают? Но прислушайся: есть ли какие звуки вокруг тебя, есть ли люди в твоем доме? Если ты войдешь из этой комнаты, посмотри, есть ли здесь другие люди: дети, друзья, старшие, родители... Они живут здесь постоянно, или они приходят сюда в гости, когда ты их позовешь? Что для них здесь сделано, что для них приготовлено? Этот дом гостеприимен, чтобы они могли здесь жить долго? А что вокруг твоем дома — посмотри...

Какие просторы ты увидишь вокруг? Много леса, или высокие горы, или красивое море... Трава... Цветы... Это все сделано твоими руками, или все это растет само? Много ли здесь сорной травы? Какие чувства у тебя ко всему, что видишь ты? Посмотри на все, что окружает твой дом, посмотри на свой дом со стороны: понравится он тебе? Или в нем что-то недостроено? Сохрани в памяти этот свой дом: он будет тебе казаться иногда разным, он может даже менять свои очертания. Запомни его, и, главное, запомни свои чувства к нему, это важно для тебя. В этом доме ты так часто бываешь, в этом доме ты так много жил...и будешь жить... Запомни этот мир, запомни это место, и, если это хорошие чувства, знай, что когда бы что ни происходило вокруг тебя, у тебя всегда на земле есть место, куда ты можешь придти, где ты можешь оказаться, и где тебе всегда будет так хорошо... Ты увидишь то, что ты так любишь видеть, и здесь будут те вещи, которые так дороги тебе, и сюда приходят те люди, которые так близки тебе. Здесь дует тот ветер, который радует тебя, здесь случаются те чудеса, которые любишь ты. Это твой мир, никто не может отнять его у тебя, только ты делаешь его. Ты властелин этого мира, ты гость этого мира, ты центр этого мира, мир твой — и ты часть этого мира.

А сейчас постарайтесь не забыть ничего из того, что вы видели, и потихоньку возвращаться сюда...


Я среди Других

Падения на руки.

Это очень важное упражнение, помогающее сближению группы и установлению в ней более нормальных, человеческих отношений. Запрет и отсутствие физического контакта в той или иной степени нарушает нормальный ход общения, особенно для тех людей, которые в нем нуждаются.

***

Падение на руки в паре.

– У людей бывают очень разные руки. На одни руки приятно смотреть, приятно их прикосновение, руки оказываются мягкими и надежными. Другие руки неловкие, жесткие, и прикосновения их не радуют. А какие руки у вас? И, кстати, доверяете ли вы рукам? У нас сейчас будет упражнение "Падение на руки".

· Собственно упражнение заключается в том, что девушка встает спиной к парню на расстоянии где-то шага от него — и после этого падает назад, а парень встречает ее на свои руки. Надежнее, если его руки оказываются ладонями вверх и поддерживают девушку в районе ее плечей или лопаток. Впрочем, если в паре хорошее доверие и физические данные парня позволяют, он может ловить ее и руками с ладонями вниз, держа ее почти под подмышками.

Ведущему стоит показать это на примере какой-то пары — или нескольких пар.

Иногда имеет смысл подобрать пары таким образом, чтобы в одной было все легко и без затруднений (как пример того, как надо), а в другой проблемы были. Или девушка боится падать, или парень не очень ловко ловит. Тогда с этими проблемами стоит поработать — и показать, как они решаются.

· Например, если девушка падать боится, ловить ее должен самый опытный человек — например, ведущий, и расстояние между ними первые разы должно быть минимальным. Когда между спиной и руками 5 см, говорить о страхе падения — смешно. А потом расстояние потихоньку увеличивается.

Итак, все встают, ребята и девушки перестраиваются в мужскую и женскую линию отдельно, садятся мальчики и девочки отдельно. Теперь по очереди от парней и девушек встают очередные — пара, и показывает, как девушка с доверием падает, а парень надежно и нежно ловит. Так проходят своеобразных экзамен и каждый парень, и каждая девушка.

· Впечатления от рук парня и доверия девушки идут и от пары, и от группы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.210 (0.072 с.)