Замечания по методике ведения занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Замечания по методике ведения занятий



1. Кто кого оценивает? В неумело построенном занятии группа сидит и смотрит на ведущего: а хорошо он ведет занятие или нет? Предложит он им что-то интересное или нет? И ведущий крутится, как на экзамене... В Синтон-программе это практически исключено: занятия построены так, что в ситуации испытания изначально попадают участники группы, и оценивается их успешность действий, открытость души или просто сообразительность.

2. Динамика, праздник. Общая атмосфера на занятиях — динамичный праздник. Группа должна чувствовать, что они включены в жесткий и увлекательный процесс, который разворачивается перед ними, как мультфильм со сменой картинок, и всегда интересно: а что там, за следующим поворотом? Ведущий не может мямлить и "зависать", он должен четко вести занятие, и тогда все будут следовать за ним просто потому, что они видят: ведущий знает, куда идти надо.

3. Разнообразие. Молодежь не выносит однообразия, и занятие должно всегда состоять из разных (хотя и объединенных в смысловое целое) кусков. На хорошо построенном занятии должны чередоваться работа в общем кругу, работа в парах и микрогруппах, медитации и провокации, ролевые игры и обсуждения, а в интонациях ведущего звучать то спокойная рассудительность, то жесткое давление, то тонкая и нежная лирика...

4. Настройка перед практическими заданиями. Практически любое (самое интересное!) упражнение может провалиться, если у группы не будет на него психологического настроя. Поэтому перед каждой самостоятельной работой в парах или микрогруппах необходимо в тишине, лучше под соответствующую музыку, дать нужную настройку. Пусть в душе возникнет ТИШИНА (или ВНИМАНИЕ, или ИНТЕРЕС, или ГОТОВНОСТЬ БОРОТЬСЯ).

5. Затягивание времени. Занятия обычно идут очень динамично, но иногда, перед ответственным самостоятельным упражнением, уже объявив его, я специально долго даю теоретические объяснения и разжевываю инструкцию. Группа начинает ерзать, им уже надоедает меня слушать, они рвутся работать. Это-то мне и надо...

6. Как наводить порядок. Если молодежь на занятии не шумит, значит, это не молодежь — или занятие скучное. Но если разговоры и шум возникают не там, их надо сразу прекращать. Как? Если идет разговор в общем кругу, всех можно просто поднять — и минута молчания приводит всех в чувство. Если идет работа в парах и надо настроиться, то попросите (потребуйте) закрыть глаза и послушать музыку. Когда человек закрывает глаза, всякий треп прекращается.

7. Ритуалы. Важное место в нормальной жизни группы занимают ритуалы. Занятие у нас обычно начинается с того, что все встают, затем встают ПРАВИЛЬНО (то есть мальчик-девочка), затем следят, чтобы ПРАВИЛЬНО стояли стулья, и только потом — садятся.

· Недавно у нас появился новый ритуал, называется “Минута ребят, минута девушек” (смотри разработки), и быстро стал любимым и обязательным.

У нас есть свои ритуалы для проведения Чаепития, у нас уже почти ритуальные Аплодисменты, сопровождающиеся любое значимое высказывание или удачную игру, и ритуал ПРОЩАНИЯ, когда все встают в общий круг, взявшись за руки, вспоминают прошедшее занятие и говорят напутственные теплые слова.

О позиции к оппозиции

Во время обсуждения сложных тем часть (и обычно большая часть) участников принимает те положения, которые предлагает ведущий, однако всегда есть несколько человек, которые встают в оппозицию. Для ведущего бывает соблазнительно повоевать с ними, но это опасно. Если ведущий воюет то с одним, то с другим, то как-то стихийно начинает складываться впечатление, что ведущий — в меньшинстве и воюет со всей группой. Напротив, лучше выразить уважение другой точке зрения, но опираться на ту часть группы, которая разделяет позицию ведущего.

Не надо циклиться на оппозиции, Опирайтесь на большинство


О спорах и спорщиках

Темы сложные, а молодежь любит поспорить. Если ведущий будет от спора уходить или его жестко пресекать, группа будет неудовлетворена “слабостью” или “грубостью” ведущего, а это плохо. Если же ведущий будет каждый раз реагировать на каждое возражение, разъясняя, почему возражение несостоятельно, это будет еще хуже. Это будет спор, а Дейл Карнеги не зря восклицал: “Избегайте споров!” Спор — как трясина, и если ведущий туда “западает”, удовлетворен остается только спорщик, получивший свою порцию внимания и поупражнявшийся в словесном фехтовании. У группы же, как правило, остается общее ощущение “тягомотины” и “зависания” занятия.

Что же делать?

Самое главное, видимо, это просто быть внимательным к этим ситуациям. В западни чаще попадает тот, кто о них не догадывается. Если же ведущий “начеку”, он совершит ошибок меньше.

Ведущему будет легче, если он вытравил в себе склонность поспорить. В спор чаще “западает” тот, у кого к этому есть склонность. Мне ближе понять человека — но не спорить.

· Группа бывает удивлена, когда слышит от меня “нет”. Я почти всегда соглашаюсь со спорщиком, потому что за ним тоже стоит некоторое правота. Но если его правота здесь и сейчас не нужна, я ее только отмечу, скажу: “Да!” — и мы пойдем дальше нашей дорогой, а не дорогой спорщика.

И еще один довольно эффективный метод: “Спорщиков замыкать на спорщиков”.

Я редко спорю сам. По делу, естественно, я говорю много и сильно, но когда дело пахнет спором-препирательством... Если вдруг в группе по данному вопросу появляется кто-то “против”, я не буду спорить с ним: я выставлю против него Группу.

· Группа — великая сила, и она давит сильно, хотя и не всегда аргументами.

Если же в целом у группы мнение не сформировалось, можно опереться на ее ядро, которое разделяют нужную позицию. Пусть спорщик “схватится” с ними, а ведущий остается вне схватки и над ней. У него остается кругозор и возможность в любой нужный момент красиво завершить эту дискуссию.

Спорщиков замыкайте на спорщиков

Речь идет не о пресечении инакомыслия и не о манипулировании мнением группы, но о недопущении бесплодных препирательств, которые, как сорняк, так часто глушат живой мыслительный процесс.

В некоторых случаях проблемы, которые возникают на занятии, надо решать вне его. Разговор “один на один” имеет совершенно другой характер, нежели разговор на группе. Там, на публике, всегда идет “игра на публику”, здесь же, глаза в глаза, можно поговорить как человек с человеком.

Естественно, мы никоим образом не исчерпали возможные методические затруднения, с которыми может столкнуться ведущий. Однако мы уверены в двух вещах: в том, что радостей будет больше, чем проблем, и в том, что работать по предложнным здесь методикам будут мыслящие и творческие люди. Кроме того, как легко поймет читатель, эта книга ориентирована в первую очередь на ПРАКТИКА. А поэтому — к делу!


Синтон-программа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.186.92 (0.008 с.)