Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ролевой розыгрыш житейских ситуаций ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Опоздал и забыл билеты... Прекрасная, веселая и поучительная ситуация, хорошая еще и тем, что моделирует большой круг очень типичных житейских ситуаций. В ней девушки узнают кучу своих плохих черт — и получают шанс от них освободиться, а ребята учатся душевной теплоте и стойкости. *** Ведущий предлагает группе следующую ситуацию на обсуждение и розыгрыш: Задачка для ребят. В театре редкая постановка, ваша подруга давно мечтала туда попасть и с огромным трудом сумела достать два билета. Пригласила вас, показала вам билеты, вы на правах мужчины взяли их себе и положили в бумажник. Договорились встретиться вечером в 18.30, подруга пришла на встречу вовремя, вас же нет и нет, наконец вы прибегаете — и выясняется, что в спешке бумажник с билетами вы забыли дома... Как вести себя парню? Как реагировать его подруге, особенно если он ведет себя не идеальным образом? А как реагировать парню, если подруга отыгрывает на нем свои эмоции? Методические замечания. Эту богатую психологическим содержанием ситуацию можно “разрабатывать” очень по-разному. Самый простой вариант — розыгрыш в общем кругу, когда из девушек выбирается героиня, способная разыграть обиду и скандал, и на нее “выпускаются” ребята. · Чтобы игра была осмысленная, героине объясняют, что у нее нет желания совсем расставаться с парнем, это просто острая ситуативная обида. Без этого условия девушки начинают играть так жестко, что самое мудрое, что может сделать парень, это попрощаться с ней и уйти насовсем. Тем не менее, при сильной игре девушки большинство ребят — проигрывают. Парень проигрывает тогда, когда оказывается в жалкой позиции совсем виноватого, и героиня его по сути морально уничтожает (чтобы позже, может быть, на выгодных для себя условиях простить). Или парень в ответ на ее конфликтные выпады реагирует так же конфликтно, и тогда обмен репликами перерастает в серьезную ссору. Розыгрыш в общем кругу иногда имеет смысл предварить обсуждением в микрогруппах. Здесь также есть варианты: м-группы могут смешанные, а могут быть разделены — группы ребят и группы девушек. В любом случае ставится задание: дать не просто “теоретическое” решение, а разыграть его в живую. · Девушки великолепно разыгрывают не только свою роль, но и роль парня.
И, естественно, эту ситуацию можно предложить на розыгрыш в парах, тогда ее играют все. В каждой паре девушка играет Обиженную и Злую, а Парень — Хорошего. В качестве одной из возможных мы предложим следующую схему работы: Ведущий зачитывает ситуацию, чтобы она стала понятной всем. Ситуация разыгрывается в парах. Играют все, и это хорошо, но не все ребята играют умно (потому что не хватает опыта), и это плохо. Ситуация обсуждается в микрогруппах — и делаются доклады. Доклады плавно перерастают в живую игру, и идет показ на общую группу. Обсуждение разных стилей решения этой ситуации, их плюсов и минусов. Еще раз игра в парах (наверное, лучше в новых), с учетом виденных розыгрышей и их осмысления. “Прости меня, пожалуйста!” Следующие три игры — продолжение и развитие предыдущей. Они закрепляют навыки, полученные в предыдущей игре, и помогают их переносить в похожие, но уже другие ситуации. А схема та же: один допускает нечаянный промах, другой реагирует на него конфликтно. Задача первого — не допустить развития конфликта, погасить его теплом. Но и также, по возможности, провести воспитательную работу, чтобы на будущее за нечаянный промах получать по голове не удар, а поглаживание... Все эти игры разыгрываются в парах, и пары обычно после каждого розыгрыша меняются партнерами по типу карусельки. Впрочем, по необходимости любую игру можно вывести в режим демонстрационки и общего обсуждения. *** "Опоздание". Ребята, вы опоздали на встречу с девушкой на 15 минут. Она злится, обиделась сильно, дуется, разговаривать не хочет или разговаривает зло. Как вам себя вести? (Условие — девушка при всех обидах в вас все-таки заинтересована, и просто поссориться у нее намерений нет). — Игра в парах 3 мин. · Вопросы для рефлексии: Поднимите руки, где девушка играла сильно, создавая интересные трудности? Где слабо, сдаваясь сразу? Где была излишне жесткой? А где был излишне жестким парень? А где — излишне мягким? Недостаточно теплым? А кто из ребят играл просто великолепно? Демонстрационка в общем кругу и ее обсуждение "Вспылил".
В этой ситуации молодой человек вспылил, развернулся и пошел от нее. Если девушка пришла в себя, что надо ей делать? — Ребята разворачиваются на стульях к девушкам спиной, игра 5 мин. · Вопросы для рефлексии. Кто их девушек играл обыденно-конфликтно? Кто из девушек виновато заглаживала свою вину, провоцируя конфликтное поведение парня? А кто из девушек оказались сильнее парня и сделали так, что они хорошо помирились? Просмотр конфликтных вариантов игры девушки в центре круга, обсуждение. Игры Сильных (демонстрационка) и обсуждение. "В разрыве". Молодой человек тогда со своей девушкой разговаривать не стал, ушел. Теперь она ему не звонит, а он об этом жалеет. Что теперь ему делать? · Размышление по аналогии: взрослый в детском саду. Что говорите и делаете вы, когда от поссорившихся детей слышите вечное: "А чего он!" — "А он первый начал!"? — Разводите, если они дерутся, успокаиваете и мирите — не важно, кто первый. Та же самая ситуация, но повернута зеркально, и ее играют девушки. Сделают ли разговор с любовью? Демонстрационка и ее обсуждение. "Обиды" и "А ты опять сегодня не пришла..." Конфликт снова тот же самый, но чуть изменена житейская ситуация. Проиграли предыдущие ситуации, прошло время — надо вспоминать и повторять все заново, но повторять все буквально скучно. Тогда и нужны вот такие старые-новые ситуации... *** Эти игры запустить сначала в карусельку, потом коротко обсудить. 1.Ребятам: "Обиды". Он не пришел на свидание (его встретил и не отпустил научный руководитель, или просто проспал — не зазвонил будильник!), они на следующий день встречаются в Институте. Она обиделась, не хочет разговаривать, упрекает. Как вам реагировать? — Разыграйте (4 мин). · Конец игры отметьте вопросами: У кого в паре девушка играла хорошо, сильно? А у кого не смогла разыграть трудную обиду? Спасибо. Теперь поднимают руки девушки: У кого парень играл умело, сильно? А у кого парень оказался не готов к такой ситуации? — После этого дайте 2 минуты на ОПиОС. Из лучших Игроков устройте в центре круга Демонстрационку. Через нее можно пропустить несколько сильных парней. · Кстати, великолепная игра получается, если на парня пригласить девушку, а на роль девушки — парня. Если играю я, мои основные ходы: "Ты рада меня видеть? А в чем это проявляется? Поцелуй меня сюда (в щечку)!" "Если я сделал это нарочно — то ругаться бессмысленно, тебе просто не надо встречаться с таким плохим человеком. А если не нарочно — то ты не должна меня ругать, потому что я хороший, а на хороших не ругаются. Скажи, я хороший?" "Я огорчен не меньше тебя, потому что не только ты была без меня — я без тебя остался так же! Представляешь, какое у меня горе?" После этого — смена пары и еще раз аналогичный розыгрыш. Пусть потренируются. А потом смена пары и — ролей в игре! 2.Заданием девушкам: "А ты опять сегодня не пришла..." Она обещала придти в гости, он приготовился, ждал, а она не пришла и не смогла позвонить (по какой-то уважительной причине). Но он обижен, серьезно надулся ("Ты мной играешь! Были добрые люди, позаботились о бедном!"). Как вам реагировать? — Разыграйте. · Далее — так же. Состоится ли отъезд? Эта игра-упражнение — нечто среднее между тренингом артистизма, ролевыми и житейско-деловыми играми. Она позволяет:
· узнать новое о психологии мужчин и женщин; · задуматься о своих взаимоотношениях с близкими людьми; · поработать с душой, потренировать · включение души сразу и перевод ее на максимальную мощность; · захват и эффективное использование инициативы в общении; · баланс общения на грани напора и наезда, искренности и манипулирования, · разные стили психологического воздействия: через Отчаяние, Теплоту и Нежность, Деловые переговоры, Юмор... *** Стул в центр, на него садится Героиня. Ситуация: Он и она, они друг друга любили и любят, но она от его фокусов устала: необоснованная ревность, перепады настроения, обиды, претензии... Все, она собралась уезжать, и если она уедет — он ее больше не увидит. Он узнал о ее отъезде от ее подруги и влетает к ней: она заканчивает собирать вещи, такси ждет внизу... Больше 3-5 минут она ему не предоставит. Сможет ли он добиться, что она отменит отъезд? · Условие: девушка играет жестко, но шанс у парня быть должен, тем более, что — напомним — она его все-таки любит. Рекомендуем эту игры вначале разыграть в режиме демонстрационки с добровольцами. После каждой Игры — разборка: ощущения девушки и парня друг от друга, впечатление группы от их игры (разыгранных взаимоотношений). Может меняться Героиня, обязательно меняются Герои... После нескольких демонстрационок эту игру все играют в парах. Встали в общий круг, ребята выбирают девушек, настройка — и игра. Через 5 минут опрос по итогам. Аналогична ситуация наоборот: Парень и девушка живут вместе (у нее) по типу пробного брака, но она несдержанна, уровень отношений снизился, и ему стало с ней плохо. И вот она приходит и видит, как он собирает вещи — уезжать к себе домой. Разбираться, тем более долго, в его планы никак не входит. Итак, у нее 3-5 минут — останется он или уедет? Демонстрационка с игрой нескольких девушек, разборка, потом играют в парах все. Встали в общий круг, девушки выбирают ребят, настройка — и игра. Через 5 минут опрос по итогам. Заключение: о дополнительной литературе и тренинговых семинарах. К счастью, литературы по данному направлению много. Для более глубокой теоретической подготовки ведущий может обратиться к следующим книгам: во-первых, моим "Как относиться к себе и людям: практическая психология на каждый день" и "Философские сказки: веселая книга о свободе и нравственности", а также книгам В.Л.Леви и А.Б.Добровича. Естественно, нужно знать Д.Карнеги “Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей”. Рекомендую познакомиться с разработками по человековедению Н.Е.Щурковой ("Собранье пестрых дел", “Философия жизни” в школе” и другие) и методическими разработками социально-психологического тренинга А.С.Прутченкова ("Тренинг личностного роста" и другие). Также упомяну книгу Н.Цзена и Ю.Пахомова "Психотехнические игры в спорте", "Игры. Обучение. Тренинг" под редакцией В.В.Петрусинского и брошюру Л.К.Аверченко и Л.Н.Антилогова “Человековедение”. Некоторые из этих книг можно заказать у нас.
Для любого ведущего будет очень полезно пройти тренинговые семинары “Lifespring” или “Пролог” — это ярко, сильно и очень похоже по форме работы. Естественно, москвичи могут придти в наш Центр “Синтон”. Найти Центр просто: метро "Первомайская", первый вагон, выход направо-налево, 2 квартала прямо и 2 квартала вправо, — всего 5 минут ходьбы. Адрес: ул. Верхняя Первомайская, дом 59/35, корпус 2. Учебный центр СИНТОН. Мы там. И, самое главное: несколько раз в год мы проводим учебные семинары Козлова Н.И. “Синтон-программа: практическая психология на каждый день”. На семинаре будет прямая передача опыта, практическое обучение проведению тренинговых психологических занятий, а именно: · Занятия показываются вживую: ведущий проводит их с участниками семинара. · Устраивается обсуждение увиденного, анализируются возможные трудности и варианты изменения сценария в зависимости от контингента и задач ведущего. · Участники семинара пробуют воспроизводить фрагменты занятий самостоятельно. · Освещаются все вопросы, касающиеся практической организации таких занятий в школе и, шире — организация Центров и Клубов практической психологии. Чтобы попасть на наши учебные семинары или организовать у себя семинар выездной, звоните по тел. (095)257-9616 или свяжитесь с нами по E-mail: syntone@orc.ru. Если же вы хотите приобрести методические разработки “Синтон-программы", пришлите нам письмо, в котором вложен конверт с наклеенными марками и вашим адресом: мы сразу же вышлем всю необходимую информацию о методиках и условиях их приобретения. Наш адрес: 105264, г. Москва, ул. Верхняя Первомайская 59/35–2. Учебный центр "Синтон". Или e-mail: metodsyn@orc.ru На этом прощаюсь, Козлов Николай Иванович Успехов Вам! [1]“Синтон” произносится с ударением на втором слоге. В психологии и психиатрии “синтонным” (в противоположность “конфликтному”) называют человека, который легко настраивается на волну собеседника (“син” — по латыни “вместе”, “тон” — “тон, звук”) и свободно входит в контакт. [2]Мы используем специально подобранную музыку. В основном, это подборки из Kitaro “Silk Road” и др.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 629; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.212.99 (0.021 с.) |