Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наука как деятельность, система знания и социальный институт. Место и роль науки в развитии культуры и цивилизации.

Поиск

История и философия науки

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Сибирский федеральный университет

Устюгов В.А.

Банк тестовых заданий

1.Предмет дисциплины «История и философия науки»

 

1.1 ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЮ «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ НАУКИ» РАЗРАБОТАЛ________.

а) Аристотель

б) Р. Бэкон

в) Ф. Бэкон

г) О. Конт

 

(Эталон: в)

 

1.2. ИСТОРИЯ НАУКИ КАК СПЕЦИАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА ВОЗНИКАЕТ:

а) в 17 веке

б) в 18 веке

в) в 19 веке

г) в 20 веке

 

(Эталон: в)

 

1.3. КОГДА ФИЛОСОФИЯ НАУКИ СФОРМИРОВАЛАСЬ В КАЧЕСТВЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ?

а) в 17 веке

б) в 18 веке

в) в 19 веке

г) в 20 веке

 

(Эталон: г)

 

1.4. УЧЕНИЕ О ПРИНЦИПАХ ПОСТРОЕНИЯ, ФОРМАХ И СПОСОБАХ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

а) логика науки

б) методология науки

в) науковедение

г) история науки

д) философия науки

 

(Эталон: б)

 

1.5. УЧЕНИЕ О ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОИЗВОДСТВУ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ, ОБУСЛОВЛЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫМ КОНТЕКСТОМ:

а) логика науки

б) методология науки

в) науковедение

г) история науки

д) философия науки

 

(Эталон: д)

 

1.6. ТЕОРИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НАУЧНОГО ПРОГРЕССА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАУКИ РАЗРАБАТЫВАЕТ:

а) логика науки

б) методология науки

в) науковедение

г) история науки

д) философия науки

 

(Эталон: в)

 

1.7. УЧЕНИЕ О ПРИНЦИПАХ ПОСТРОЕНИЯ, ФОРМАХ И СПОСОБАХ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

а) логика науки

б) методология науки

в) науковедение

г) история науки

д) философия науки

 

(Эталон: б)

 

1.8. НАПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ФОРМАЛИЗОВАННОГО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ:

а) логика науки

б) методология науки

в) науковедение

г) история науки

д) философия науки

 

(Эталон: а)

 

1.9. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ ЯВЛЯЕТСЯ ТЕОРИЕЙ И МЕТОДОЛОГИЕЙ ________________.

а) логики науки

б) эпистемологии

в) науковедения

г) истории науки

 

(Эталон: г)

 

1.10. КТО СВЯЗЫВАЛ ИЗУЧЕНИЕ НАУКИ С РЕКОНСТРУКЦИЕЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЙ, НЕПОСРЕДСТВЕННО ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ СТРУКТУРУ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ, ЕГО ХАРАКТЕР И НАПРАВЛЕНИЕ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ?

а) А. Койре

б) Э. Цильзель

в) Дж. Бернал

г) А.Р. Холл

 

(Эталон: б; в)

 

1.11. КТО СВЯЗЫВАЛ ИЗУЧЕНИЕ НАУКИ С РЕКОНСТРУКЦИЕЙ ОБЪЕКТИВНОЙ ЛОГИКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ, ЭВОЛЮЦИЕЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОГРАММ?

а) А. Койре

б) Э. Цильзель

в) Дж. Бернал

г) А.Р. Холл

 

(Эталон: а; г)

 

1.12. ЧТО МОЖНО ОТНЕСТИ К ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ ЗНАЧЕНИЮ ИСТОРИИ НАУКИ:

а) понимание относительности научных знаний

б) понимание того, что поиск истины сопровождается ошибками и заблуждениями

в) понимание объективной логики развития науки

г) понимание научного познания как творческого процесса

 

(Эталон: а; б; г)

 

1.13. ВОПРОСЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЯ, А ТАКЖЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ИНДУКТИВНО-ЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ ОПЫТНОГО ПОЗНАНИЯ ИССЛЕДОВАЛ:

а) позитивизм

б) эмпириокритицизм

в) неопозитивизм

г) постпозитивизм

 

(Эталон: а)

 

1.14. ЯЗЫК НАУКИ ИССЛЕДОВАЛ:

а) позитивизм

б) эмпириокритицизм

в) неопозитивизм

г) постпозитивизм

 

(Эталон: в)

 

1.15. ИСТОРИЧЕСКУЮ ДИНАМИКУ ЗНАНИЯ, СОЦИОКУЛЬТУРНУЮ ДЕТЕРМИНАЦИЮ ПОЗНАНИЯ ИССЛЕДОВАЛ:

а) позитивизм

б) эмпириокритицизм

в) неопозитивизм

г) постпозитивизм

 

(Эталон: г)

 

1.16. НАУЧНОЕ МЫШЛЕНИЕ, МЕХАНИЗМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЗНАНИЯ ИССЛЕДОВАЛ:

а) позитивизм

б) эмпириокритицизм

в) неопозитивизм

г) постпозитивизм

 

(Эталон: б)

 

1.17. ВОПРОС О СООТНОШЕНИИ ФИЛОСОФИИ И ИСТОРИИ НАУКИ БЫЛ АКТУАЛЕН ДЛЯ ____________.

а) позитивизма

б) эмпириокритицизма

в) неопозитивизма

г) постпозитивизма

 

(Эталон: г)

 

1.18. ИДЕЯ РЕЛЯТИВНОСТИ НОРМ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВЯЗАНА С ИМЕНЕМ:

а) О. Конта

б) Т.Куна

в) И. Канта

г) П. Фейерабенда

 

(Эталон: б; г)

 

1.19. КАКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ XX ВЕКА ОКАЗАЛИ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТЕ ФИЛОСОФИИ НАУКИ:

а) феноменология

б) неокантианство

в) марксизм

г) экзистенциализм

 

(Эталон: а; б; в)

 

1.20. ЧТО ИССЛЕДУЕТ СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ НАУКИ?

а) логическое строение системы научного знания

б) мировоззренческие и социальные проблемы науки

в) соотношение науки и иных форм рациональности

г) социальную детерминацию научного знания

д) проблему демаркации

 

(Эталон: б; в; г)

Структура научного знания

6.1. ОСНОВНЫМИ ПРИЗНАКАМИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ СЧИТАЕТСЯ:

а) всеобщность

б) необходимость

в) системность

г) оригинальность

д) верифицируемость

 

(Эталон: а; б; в; д)

 

6.2 СООТВЕТСТВИЕ КРИТЕРИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И ИМЕНИ ФИЛОСОФА ПРЕДПОЧИТАЮЩИЙ ДАННЫЙ КРИТЕРИЙ:

а) верифицируемость 1) К. Поппер

б) значимость для научного сообщества 2) И. Кант

в) систематичность 3) А. Пуанкаре

г) фальсифицируемость 4) М. Шлик

5) П. Фейерабенд

 

(Эталон: а – 4; б – 3; в – 2; г – 1)

 

6.3. СООТВЕТСТВИЕ КРИТЕРИЯ НАУЧНОСТИ ЗНАНИЯ И ПЕРИОДА РАЗВИТИЯ НАУКИ:

а) достоверность 1) классическая наука

б) объективность 2) античная наука

в) ценность 3) постклассическая наука

4) неклассическая наука

 

(Эталон: а – 2; б – 1; в – 3)

 

6.4. НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНО И ПОЭТОМУ _________.

а) не требует доказательства

б) выходит за наличную практику познания

в) вечно

г) неизменно

д) абсолютно истинно

 

(Эталон: б)

 

6.5. ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ:

а) динамичность

б) открытость

в) корректируемость

г) закрытость

д) неизменность

 

(Эталон: а; б; в)

 

6.6. ХАРАКТЕРИСТИКИ БАЗОВЫХ СТРУКТУР НАУЧНОГО ЗНАНИЯ:

а) не сводимость к другим кон­цептуальным формам

б) обладание устойчивым содержанием

в) представление существенные для науки массивы знаний

г) недопустимость интерпретации их в других концептуальных формах

 

(Эталон: а; б; в)

 

6.7. ЕДИНИЦЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ:

а) гипотеза

б) теория

в) парадигма

г) научно-исследовательская программа

д) исследовательская традиция

 

(Эталон: б; в; г; д)

 

6.8. МИНИМАЛЬНОЙ ЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ…

а) проблема

б) гипотеза

в) понятие

г) закон

 

(Эталон: в)

 

6.9. СОГЛАСНО Г. ГЕГЕЛЮ ПОНЯТИЕ:

а) это единство противоположных моментов

б) выражает простые сходства или различия единичных вещей

в) единство единичного, особенного и всеобщего

г) условие возможности опыта

 

(Эталон: а; в)

 

6.10. СОГЛАСНО ДЖ. ЛОККУ ПОНЯТИЕ…

а) это единство противоположных моментов

б) выражает простые сходства или различия единичных вещей

в) единство единичного, особенного и всеобщего

г) условие возможности опыта

 

(Эталон: б)

 

6.11. СОГЛАСНО И. КАНТУ ПОНЯТИЕ…

а) это единство противоположных моментов

б) выражает простые сходства или различия единичных вещей

в) единство единичного, особенного и всеобщего

г) условие возможности опыта

 

(Эталон: г)

 

6.12. НАУЧНЫЙ ЗАКОН ОТРАЖАЕТ:

а) устойчивые отношения элементов реальности

б) существенные отношения элементов реальности

в) правильные отношения элементов реальности

г) воспроизводимые отношения элементов реальности

 

(Эталон: а; б; г)

 

6.13. ФУНКЦИИ НАУЧНОГО ЗАКОНА:

а) описание фактов

б) объяснение фактов

в) предсказание фактов

г) систематизация знания

 

(Эталон: б; в; г)

 

6.14. НАУЧНЫЙ ЗАКОН:

а) входит в состав теории

б) не входит в состав теории

в) вне теории неоперационален

г) вне теории операционален

 

(Эталон: а; в)

 

6.15. В НЕОПОЗИТИВИЗМЕ РАЗЛИЧАЮТ ЭМПИРИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ И ________.

а) вероятностные

б) теоретические

в) динамические

 

(Эталон: б)

 

6.16. НАУЧНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ …

а) знаковое выражение результатов опыта

б) подведение исследуемого явления под закон

в) выведение некоторого явления из закона

г) выявление смысла изучаемого явления

 

(Эталон: б)

 

6.17. НАУЧНОЕ ОПИСАНИЕ …

а) знаковое выражение результатов опыта

б) подведение исследуемого явления под закон

в) выведение некоторого явления из закона

г) выявление смысла изучаемого явления

 

(Эталон: а)

 

6.18. НАУЧНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ …

а) знаковое выражение результатов опыта

б) подведение исследуемого явления под закон

в) выведение некоторого явления из закона

г) выявление смысла изучаемого явления

 

(Эталон: в)

 

6.19. ТЕОРИЮ НАУЧНОГО ОБЪЯСНЕНИЯ РАЗРАБАТЫВАЛИ…

а) позитивисты

б) эмпириокритицисты

в) неопозитивисты

г) постпозитивисты

 

(Эталон: в)

 

6.20. ФИЛОСОФЫ, РАЗРАБОТАВШИЕ ДЕДУКТИВНО-НОМОЛОГИЧЕСКУЮ МОДЕЛЬ НАУЧНОГО ОБЪЯСНЕНИЯ:

а) К. Поппер

б) К. Гемпель

в) П. Оппенгейм

г) Э. Мах

д) О. Конт

 

(Эталон: а; б; в)

 

6.21. КЛАССИФИЦИРУЯ НАУЧНЫЕ ОБЪЯСНЕНИЯ, НЕОБХОДИМО РАЗЛИЧАТЬ ТАКИЕ ОСНОВАНИЯ КАК БАЗИС ОБЪЯСНЕНИЯ И ___________.

а) логическая структура

б) надстройка

в) условия

 

(Эталон: а)

 

6.22. НАУЧНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ, С УЧЕТОМ БАЗИСА, МОЖЕТ БЫТЬ:

а) номологическим

б) каузальным

в) структурным

г) функциональным

д) нарративным

 

(Эталон: а; б; в; г)

 

6.23. НАУЧНОЕ ПРЕДВИДЕНИЕ, В МОДЕЛИ ГЕМПЕЛЯ – ОППЕНГЕЙМА…

а) имеет вид дедуктивного вывода

б) это интеллектуальный синтез

в) это индуктивный вывод

г) интуитивный процесс

 

(Эталон: а)

 

6.24. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ:

а) экстраполяция

б) аналогия

в) моделирование

г) анализ

 

(Эталон: а; б; в)

 

6.25. ВИДЫ ПРОГНОЗОВ ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ:

а) поисковые прогнозы

б) нормативные прогнозы

в) аналитические прогнозы

г) прогнозы – предостережения

 

(Эталон: а; в)

 

6.26. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ ПОЗНАНИЯ:

а) фактуальный базис

б) гипотезы

в) понятия

г) теории

 

(Эталон: б; в; г)

 

6.27. ЭЛЕМЕНТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО УРОВНЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ:

а) методы выявления фактов

б) факты

в) обобщения фактов

г) гипотезы

д) понятия

 

(Эталон: а; б; в)

 

6.28. МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ НАУЧНЫХ ФАКТОВ:

а) наблюдение

б) эксперимент

в) измерение

г) моделирование

 

(Эталон: а; б; в)

 

6.29. ФИЛОСОФЫ, ИСКАВШИЕ ПРАВИЛА ЕДИНОГО НАУЧНОГО МЕТОДА ДЛЯ ПЕРЕХОДА ОТ ФАКТОВ К ТЕОРИИ:

а) неокантианцы

б) позитивисты

в) неопозитивисты

г) феноменологи

д) структуралисты

 

(Эталон: в)

 

6.30. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ С Т. ЗР. НЕОПОЗИТИВИСТОВ:

а) метод

б) факты

в) теория

 

(Эталон: б; а; в)

 

6.31. ПРЕИМУЩЕСТВА, С ФОРМАЛЬНОЙ Т. ЗР., ВВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ:

а) сокращает научное рассуждение

б) позволяет выразить теорию конечным числом аксиом

в) делает теорию обозримой

г) создает смысловое единство теории

 

(Эталон: а; б; в)

 

6.32. ПРЕДСТАВИТЕЛЬ «РАДИКАЛЬНОГО ЭМПИРИЗМА» …

а) О. Конт

б) Э. Мах

в) К. Поппер

г) Т. Кун

д) П. Фейерабенд

 

(Эталон: а)

 

6.33. ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ «РАДИКАЛЬНОГО КОНВЕНЦИОНАЛИЗМА» ЯВЛЯЕТСЯ П. ФЕЙЕРАБЕНД И __________.

а) О. Конт

б) Э. Мах

в) К. Поппер

г) Т. Кун

 

(Эталон: г)

 

6.34. ОТНОШЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО И ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЕЙ ПОЗНАНИЯ:

а) теоретическое это «надстройка» над эмпирическим

б) теоретическое это компактно организованное эмпирическое

в) теоретическое связано с эмпирическим, но несводимо к нему

г) эмпирическое производно от теоретического

д) эмпирическое связано с теоретическим, но не производно от него

 

(Эталон: в; д)

 

6.35. ЭЛЕМЕНТЫ МЕТАТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ ПОЗНАНИЯ:

а) парадигмы

б) исследовательские программы

в) научная картина мира

г) идеалы и нормы познания

д) неявное знание

 

(Эталон: а; б; в; г)

 

6.36. ПРИЗНАКИ НАУЧНОГО ФАКТА:

а) методологическая контролируемость

б) теоретическая значимость

в) онтологическая универсальность

г) чувственная достоверность

 

(Эталон: а; б; в)

 

6.37. «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ НАГРУЖЕННОСТЬ» ФАКТА ОЗНАЧАЕТ:

а) его существенность

б) представленность языком теории

в) теоретическую осмысленность

г) отсутствие самостоятельности

 

(Эталон: а; б; в)

 

6.38. ФАКТ ВЫСТУПАЕТ КАК ОСНОВАНИЕ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И _______.

а) критерий истинности ее

б) ее результат

в) способ ее развития

 

(Эталон: б)

 

6.39. ПРОБЛЕМЫ БЫВАЮТ МНИМЫЕ И _______________.

а) ложные

б) недостоверные

в) вненаучные

г) действительные

 

(Эталон: г)

 

6.40. ПРИЗНАКИ АДЕКВАТНО СФОРМУЛИРОВАННОЙ НАУЧНОЙ ПРОБЛЕМЫ:

а) четко отделять известное от неизвестного

б) быть открытой концептуальной структурой

в) быть разрешимой

г) быть лаконичной

 

(Эталон: а; б; в)

 

6.41. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЭТАПОВ ПОСТАНОВКИ ПРОБЛЕМЫ:

а) анализ проблемы

б) предварительная постановка проблемы

в) выдвижение проекта

г) оценка проблемы

 

(Эталон: б; а; г; в)

 

6.42. НАУЧНАЯ ГИПОТЕЗА ЭТО:

а) предположение

б) форма выражения нового знания

в) форма развития научного знания

г) перенос истинности одного знания на другое

 

(Эталон: а; б; в)

 

6.43. ВИДЫ ГИПОТЕЗ:

а) объяснительные

б) методологические

в) экстраполяционные

г) эвристические

 

(Эталон: а; б; в)

 

6.44. ВИДЫ ГИПОТЕЗ:

а) интерпретационные

б) описательные

в) систематизирующие

г) конструктивные

 

(Эталон: а; б; в)

 

6.45. СООТВЕТСТВИЕ ФОРМЫ ТРЕБОВАНИЯ К НАУЧНОЙ ГИПОТЕЗЫ И КАЧЕСТВА ГИПОТЕЗ:

а) логико-методологические

требования 1) принципиальная проверяемость

б) содержательные требования 2) связь с предшествующим знанием

в) эвристические требования 3) непротиворечивость

4) независимость ее положений

5) общность применения

6) фундаментальность идеи

7) противоречивость

 

(Эталон: а – 3, 4; б – 1, 2; в – 5; 6)

 

6.46. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СТАДИЙ РАБОТЫ НАД ГИПОТЕЗОЙ:

а) разработка гипотезы

б) выдвижение гипотезы

в) проверка гипотезы

г) обнаружение проблемы

 

(Эталон: г; б; а; в)

 

6.47. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА СПОСОБСТВУЮЩИЕ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ПРИНЯТИЯ ГИПОТЕЗЫ:

а) сложностями ее подтверждения

б) сложностями опровержения

в) свободой выбора альтернативных гипотез

г) консерватизмом научного сообщества

 

(Эталон: а; б; в)

 

6.48. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ФОРМ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ:

а) теория

б) гипотеза

в) проблема

г) научно-исследовательская программа

 

(Эталон: в; б; а; г)

 

6.49. КАЧЕСТВА НАУЧНОЙ ТЕОРИИ КАК ФОРМЫ ЗНАНИЯ:

а) проблематична

б) гипотетична

в) обоснована

г) систематична

 

(Эталон: а; б; в)

 

6.50. ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ:

а) конститутивная функция

б) общерационализирующая функция

в) эвристическая функция

г) прогностическая функция

д) инструментальная функция

 

(Эталон: а; б)

 

6.51. КОНКРЕТНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ:

а) объяснительная функция

б) интерпретационная функция

в) систематизирующая функция

г) конститутивная функция

д) эвристическая функция

 

(Эталон: а; б; в)

 

6.52. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ:

а) эвристическая функция

б) инструментальная функция

в) проектирование

г) конститутивная функция

д) объяснительная функция

 

(Эталон: а; б)

 

6.53. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННАЯ ФУНКЦИЯ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ:

а) конститутивная функция

б) интерпретационная функция

в) инструментальная функция

г) проектирование

д) прогностическая функция

 

(Эталон: г)

 

6.54. ВИДЫ НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ:

а) дедуктивные

б) индуктивные

в) нарративные

г) феноменологические

д) экзистенциалистические

 

(Эталон: а; б; в; г)

 

6.55. СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ТЕОРИИ:

а) предпосылочный контекст

б) совокупность основных утверждений

в) конкретизирующий контекст

г) эвристический контекст

д) эстетический контекст

 

(Эталон: а; б; в)

 

6.56. ЭЛЕМЕНТЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО И. ЛАКАТОСУ:

а) «жесткого ядра»

б) эвристики

в) «защитного пояса»

г) балласта

д) парадигм

 

(Эталон: а; б; в)

 

6.57. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОЦЕССА СОЗДАНИЯ ТЕОРИИ:

а) выдвижение теоретической схемы

б) обнаружение научной проблемы

в) конструктивная корректировка теоретической схемы

г) схема специальной картины мира

д) общественные потребности

 

(Эталон: д; б; а; в; г)

 

6.58. РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ СХЕМЫ ПРОХОДИТ СТАДИЮ ВЫДВИЖЕНИЯ СХЕМЫ В КАЧЕСТВЕ ГИПОТЕЗЫ И ________.

а) опровержение ее

б) обоснование ее

в) принятие ее

 

(Эталон: б)

 

6.59. ФОРМЫ ЗНАНИЯ, ИГРАЮЩИЕ ОПРЕДЕЛЯЮЩУЮ МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ РОЛЬ, В ПРОЦЕССЕ ГЕНЕЗИСА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ СХЕМЫ:

а) специальная картина мира

б) «жизненный мир»

в) философская картина мира

г) эстетическая картина мира

д) религиозная картина мира

 

(Эталон: а; в)

 

6.60. СТУПЕНИ ПРО­ВЕРКИ НАУЧНЫХ СИСТЕМ СОГЛАСНО М. БУНГЕ:

а) интертеоретическая

б) метатеоретическая

в) эмпирическая

г) философская

д) практическая

 

(Эталон: а; б; в; г)

 

История и философия науки

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Сибирский федеральный университет

Устюгов В.А.

Банк тестовых заданий

1.Предмет дисциплины «История и философия науки»

 

1.1 ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЮ «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ НАУКИ» РАЗРАБОТАЛ________.

а) Аристотель

б) Р. Бэкон

в) Ф. Бэкон

г) О. Конт

 

(Эталон: в)

 

1.2. ИСТОРИЯ НАУКИ КАК СПЕЦИАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА ВОЗНИКАЕТ:

а) в 17 веке

б) в 18 веке

в) в 19 веке

г) в 20 веке

 

(Эталон: в)

 

1.3. КОГДА ФИЛОСОФИЯ НАУКИ СФОРМИРОВАЛАСЬ В КАЧЕСТВЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ?

а) в 17 веке

б) в 18 веке

в) в 19 веке

г) в 20 веке

 

(Эталон: г)

 

1.4. УЧЕНИЕ О ПРИНЦИПАХ ПОСТРОЕНИЯ, ФОРМАХ И СПОСОБАХ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

а) логика науки

б) методология науки

в) науковедение

г) история науки

д) философия науки

 

(Эталон: б)

 

1.5. УЧЕНИЕ О ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОИЗВОДСТВУ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ, ОБУСЛОВЛЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫМ КОНТЕКСТОМ:

а) логика науки

б) методология науки

в) науковедение

г) история науки

д) философия науки

 

(Эталон: д)

 

1.6. ТЕОРИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НАУЧНОГО ПРОГРЕССА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАУКИ РАЗРАБАТЫВАЕТ:

а) логика науки

б) методология науки

в) науковедение

г) история науки

д) философия науки

 

(Эталон: в)

 

1.7. УЧЕНИЕ О ПРИНЦИПАХ ПОСТРОЕНИЯ, ФОРМАХ И СПОСОБАХ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

а) логика науки

б) методология науки

в) науковедение

г) история науки

д) философия науки

 

(Эталон: б)

 

1.8. НАПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ФОРМАЛИЗОВАННОГО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ:

а) логика науки

б) методология науки

в) науковедение

г) история науки

д) философия науки

 

(Эталон: а)

 

1.9. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ ЯВЛЯЕТСЯ ТЕОРИЕЙ И МЕТОДОЛОГИЕЙ ________________.

а) логики науки

б) эпистемологии

в) науковедения

г) истории науки

 

(Эталон: г)

 

1.10. КТО СВЯЗЫВАЛ ИЗУЧЕНИЕ НАУКИ С РЕКОНСТРУКЦИЕЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЙ, НЕПОСРЕДСТВЕННО ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ СТРУКТУРУ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ, ЕГО ХАРАКТЕР И НАПРАВЛЕНИЕ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ?

а) А. Койре

б) Э. Цильзель

в) Дж. Бернал

г) А.Р. Холл

 

(Эталон: б; в)

 

1.11. КТО СВЯЗЫВАЛ ИЗУЧЕНИЕ НАУКИ С РЕКОНСТРУКЦИЕЙ ОБЪЕКТИВНОЙ ЛОГИКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ, ЭВОЛЮЦИЕЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОГРАММ?

а) А. Койре

б) Э. Цильзель

в) Дж. Бернал

г) А.Р. Холл

 

(Эталон: а; г)

 

1.12. ЧТО МОЖНО ОТНЕСТИ К ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ ЗНАЧЕНИЮ ИСТОРИИ НАУКИ:

а) понимание относительности научных знаний

б) понимание того, что поиск истины сопровождается ошибками и заблуждениями

в) понимание объективной логики развития науки

г) понимание научного познания как творческого процесса

 

(Эталон: а; б; г)

 

1.13. ВОПРОСЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЯ, А ТАКЖЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ИНДУКТИВНО-ЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ ОПЫТНОГО ПОЗНАНИЯ ИССЛЕДОВАЛ:

а) позитивизм

б) эмпириокритицизм

в) неопозитивизм

г) постпозитивизм

 

(Эталон: а)

 

1.14. ЯЗЫК НАУКИ ИССЛЕДОВАЛ:

а) позитивизм

б) эмпириокритицизм

в) неопозитивизм

г) постпозитивизм

 

(Эталон: в)

 

1.15. ИСТОРИЧЕСКУЮ ДИНАМИКУ ЗНАНИЯ, СОЦИОКУЛЬТУРНУЮ ДЕТЕРМИНАЦИЮ ПОЗНАНИЯ ИССЛЕДОВАЛ:

а) позитивизм

б) эмпириокритицизм

в) неопозитивизм

г) постпозитивизм

 

(Эталон: г)

 

1.16. НАУЧНОЕ МЫШЛЕНИЕ, МЕХАНИЗМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЗНАНИЯ ИССЛЕДОВАЛ:

а) позитивизм

б) эмпириокритицизм

в) неопозитивизм

г) постпозитивизм

 

(Эталон: б)

 

1.17. ВОПРОС О СООТНОШЕНИИ ФИЛОСОФИИ И ИСТОРИИ НАУКИ БЫЛ АКТУАЛЕН ДЛЯ ____________.

а) позитивизма

б) эмпириокритицизма

в) неопозитивизма

г) постпозитивизма

 

(Эталон: г)

 

1.18. ИДЕЯ РЕЛЯТИВНОСТИ НОРМ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВЯЗАНА С ИМЕНЕМ:

а) О. Конта

б) Т.Куна

в) И. Канта

г) П. Фейерабенда

 

(Эталон: б; г)

 

1.19. КАКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ XX ВЕКА ОКАЗАЛИ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТЕ ФИЛОСОФИИ НАУКИ:

а) феноменология

б) неокантианство

в) марксизм

г) экзистенциализм

 

(Эталон: а; б; в)

 

1.20. ЧТО ИССЛЕДУЕТ СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ НАУКИ?

а) логическое строение системы научного знания

б) мировоззренческие и социальные проблемы науки

в) соотношение науки и иных форм рациональности

г) социальную детерминацию научного знания

д) проблему демаркации

 

(Эталон: б; в; г)

Наука как деятельность, система знания и социальный институт. Место и роль науки в развитии культуры и цивилизации.

2.1 СЛОВО «НАУКА» БУКВАЛЬНО ОЗНАЧАЕТ…

а) знание

б) познание

в) опыт

г) урок

д) наставление

 

(Эталон: а)

 

2.2. ПРИЗНАКИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ:

а) системность

б) интерсубъективность

в) уникальность

г) доказательность

д) самоочевидность

 

(Эталон: б; г)

 

2.3. ТЕМПЫ РОСТА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ:

а) арифметическая прогрессия

б) геометрическая прогрессия

в) удваивается каждые 100 лет

г) удваивается каждые 50 лет

д) удваивается каждые 10-15 лет

 

(Эталон: б; д)

 

2.4. КУМУЛЯТИВНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ:

а) отрицает революционный характер развития науки

б) отрицает истинность научного знания

в) понимает науку как систему знания

г) понимает науку как социальный институт

д) разрабатывается в 17 веке

 

(Эталон: а; в; д)

 

2.5. ФИЛОСОФЫ, ОТРИЦАЮЩИЕ КУМУЛЯТИВНУЮ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ:

а) отрицают объективно-истинное содержание научного знания

б) утверждают объективно-истинное содержание научного знания

в) утверждают ценностный характер научного знания

г) отрицают ценностный характер научного знания

д) отождествляют научное знание с идеологией

 

(Эталон: а; в; д)

 

2.6. КУМУЛЯТИВНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ:

а) господствует в классической эпистемологии 17 – 19 веков

б) господствует в современной эпистемологии 20 -21 веков

в) развивается в учениях неопозитивизма

г) отвергается в учениях постпозитивизма

д) отвергается в современной эпистемологии 20 -21 веков

 

(Эталон: а; в; г; д)

 

2.7. КОМПОНЕНТЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ:

а) теория

б) факты

в) научная картина мира

г) идеалы и нормы науки

д) верования ученых

 

(Эталон: а; б; в; г)

 

2.8. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПОЗНАНИЯ СИСТЕМНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ:

а) историческое развитие научного знания

б) рефлексивные связи в научном знании

в) рост научного знания

г) саморегуляция научного знания

 

(Эталон: в; б; г; а)

 

2.9. СООТВЕТСТВИЕ ПРИЗНАКОВ ФОРМАМ ЗНАНИЯ:

а) системность 1) научное знание

б) доказательность 2) рецептурное знание

в) самоочевидность 3) интуитивное знание

г) наглядность 4) неявное знание

5) обыденно-эмпирическое знание

 

(Эталон: а - 2; б - 1; в - 3; г - 5)

 

2.10. ИДЕАЛ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ ДЛИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ ОПРЕДЕЛЯЛА МАТЕМАТИКА, В ДАЛЬНЕЙШЕМ ОН БЫЛ ВЫТЕСНЕН ________.

а) механикой

б) физикой

в) химией

г) биологией

 

(Эталон: б)

 

2.11. ПОНИМАНИЕ НАУКИ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОРМИРУЕТСЯ В…

а) английской эмпирической философии 17-18 веков

б) классической немецкой философии

в) античной философии

г) философии позитивизма

 

(Эталон: б)

 

2.12. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕСТЬ РЕЗУЛЬТАТ…

а) реализации исследовательского замысла

б) общественного разделения труда

в) применения математики в познании

г) применения экспериментального метода в познании

 

(Эталон: б)

 

2.13. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭТО:

а) материальная деятельность

б) духовная деятельность

в) духовно-практическая деятельность

г) всеобщий труд

 

(Эталон: в; г)

 

2.14. ПРОДУКТОМ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЮТСЯ:

а) объективно-истинное знание

б) субъект познания

в) идеалы и нормы познания

 

(Эталон: а; б)

 

2.15. НОВОЕ ЗНАНИЕ В НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЗНИКАЕТ БЛАГОДАРЯ:

а) умению делать дедуктивные выводы

б) продуктивному воображению

в) аналитическим способностям ума

г) озарению и интуиции

д) интеллектуальному синтезу

 

(Эталон: б; г; д)

 

2.16. РАЗВИТИЮ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОСОБСТВУЮТ:

а) состояние техники

б) количество гениев

в) потребности производства

г) географических и климатических условий

д) отделение и обособление ее от материального производства

 

(Эталон: а; в; д)

 

2.17. ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА:

а) отделяет теоретическую деятельность от эмпирической

б) проникает в теоретическую деятельность

в) отделяет гуманитарное познание от естественнонаучного

г) отделяет научное познание от производства материальных благ

 

(Эталон: а; в; г)

 

2.18. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

а) естествознание

б) технические науки

в) кибернетика

г) математика

 

(Эталон: г; а; б; в)

 

2.19. СООТВЕТСТВИЕ ВИДА НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕНИ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ:

а) естествознание 1) 6 в. до н. э.

б) технические науки 2) 17 в.

в) математика 3) 18 в.

г) кибернетика 4) 19 в.

5) 20 в.

 

(Эталон: а - 2; б – 3; в – 1; г – 5)

 

2.20. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ОПИСАНИЕ, ОБЪЯСНЕНИЕ И _______ … ФАКТОВ.

а) систематизацию

б) опровержение

в) предсказание

г) проверку

 

(Эталон: в)

 

2.21. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ НЕВОЗМОЖНО БЕЗ…

а) разделения научной деятельности

б) кооперации научной деятельности

в) индивидуального поиска

 

(Эталон: б)

 

2.22. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУСЛОВЛИВАЕТСЯ…

а) непосредственной кооперацией исследователей

б) кооперацией исследователей опосредованной коммуникацией

в) частью кооперацией современников, частью использованием труда предшественников

 

(Эталон: в)

 

2.23. НАУКА, КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ СИСТЕМА НОРМ И ЦЕННОСТЕЙ, ИССЛЕДОВАЛАСЬ…

а) К. Марксом

б) Дж. Берналом

в) Р. Мертоном

г) М. Малкеем

 

(Эталон: в)

 

2.24. «РЕСПУБЛИКА УЧЕНЫХ» - ЭТО:

а) интеллектуальное подчинение в процессе исследования

б) минимальная формальная организация

в) междисциплинарная кооперация исследований

г) свободное взаимодействие внутри относительно закрытого сообщества

 

(Эталон: б; г)

 

2.25. «ЭТОС НАУКИ», СОГЛАСНО МЕРТОНУ:

а) зависит от социально-культурных факторов

б) меняется только в эпоху научной революции

в) не меняется на протяжении всей истории науки

в) обеспечивает существование науки как таковой

 

(Эталон: в; в)

 

2.26. «ЭТОС НАУКИ» Р. МЕРТОНА ВКЛЮЧАЕТ:

а) универсализм

б) здравый смысл

в) коллективизм

г) карьерный рост

д) организованный скептицизм

 

(Эталон: а; в; д)

 

2.27. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК В НАУКЕ, СОГЛАСНО СОЦИОЛОГАМ-ФЕНОМЕНОЛОГАМ, ФОРМИРУЕТСЯ:

а) как продукт общей схемы интерпретации исследовательского поведения

б) в процессе «опривычивания» собственных и чужых действий

в) благодаря парадигме

г) в процессе типизации собственных и чужых действий

 

(Эталон: а; б; г)

 

2.28. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ВЗГЛЯДОВ НА НАУКУ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ:

а) социология науки Р.Мертона

б) марксистская социология науки

в) когнитивная социология науки

г) социология Мангейма

 

(Эталон: г; б; а; в)

 

2.29. СООТВЕТСТВИЕ ПОНИМАНИЙ НАУКИ ВРЕМЕННЫМ ПЕРИОДАМ:

а) наука как социальный институт 1) античность

б) наука как деятельность 2) 16-17 века

в) наука как система знания 3) 18-19 века

г) наука как вид духовного производства 4) 19 век

5) 20 век

 

(Эталон: а – 5; б – 3; в – 1; г – 4)

 

2.30. ТЕРМИН «НЕЗРИМЫЙ КОЛЛЕДЖ» БЫЛ ВПЕРВЫЕ ВВЕДЕН Р. БОЙЛЕМ, А В ДАЛЬНЕЙШЕМ РЕАНИМИРОВАН _______.

а) К. Марксом

б) И. Ньютоном

в) Д. Прайсом

г) А. Энштейном

 

(Эталон: в)

 

2.31. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ НАУКИ В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ОСОБЕННО ВАЖНА В ЧАСТИ…

а) описания фактов

б) предсказания фактов

в) объяснения фактов

г) опровержения фактов

 

(Эталон: б)

 

2.32. РОЛЬ НАУКИ В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ…

а) познавательной функцией

б) образовательно-воспитательной функцией

в) мировоззренческой функцией

г) практически-действенной функцией

 

(Эталон: г)

 

2.33. ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ ТЕХНОГЕННОГО ТИПА ЯВЛЯЕТСЯ…

а) Древняя Индия

б) Древняя Греция

в) Древний Египет

г) Древний Китай

д) государства мусульманского Востока

 

(Эталон: б)

 

2.34. ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ТЕХНОГЕННОГО ТИПА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ:

а) за счет расширения культурных зон

б) благодаря приоритету инновации

в) благодаря приоритету традиции

г) за счет преобразования основ жизнедеятельности

 

(Эталон: б; г)

 

2.35. ПРОГРЕССИВНОЕ РАЗВИТИЕ НАУКИ:

а) зависит от типа цивилизационного развития

б) зависит от географических условий

в) наблюдается в техногенной цивилизации

г) наблюдается в цивилизации традиционного типа

 

(Эталон: а)

 

2.36. ФУНКЦИИ НАУКИ В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ:

а) познавательная

б) аксиологическая

в) мировоззренческая

г) компенсаторная

д) практически-действенная

 

(Эталон: а; в; д)

 

2.37. ПОСЛЕДСТВИЯ ПРЕВРАЩЕНИЯ НАУКИ В ПРОИЗВОДИТЕЛЬНУЮ СИЛУ ОБЩЕСТВА:

а) усовершенствование методов производства

б) поиск и использование новых источников энергии

в) увеличение числа предприятий

г) сокращение необходимого рабочего времени в производстве

д) усовершенствование транспорта и средств связи

 

(Эталон: а; б; г; д)

 

2.38. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ НАУКИ:

а) практически-действенная функция

б) образовательно-воспитательная функция

в) мировоззренческая функция

г) познавательная функция

(Эталон: г; в; б; а)

 

2.39. СООТВЕТСТВИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ НАУКИ В КУЛЬТУРЕ ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ВРЕМЕННЫМ ПЕРИОДАМ:

а) практически-действенная функция 1) античность

б) образовательно-воспитательная функция 2) средневековье

в) мировоззренческая функция 3) 17 - 18 век

г) познавательная функция 4) 18 век

5) 19 - 20 век

 

(Эталон: а – 5; б – 4; в - 3; г – 1)

 

2.40. ПРИМЕНЕНИЕ НАУКИ СОКРАЩАЕТ НЕОБХОДИМОЕ РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ, И УВЕЛИЧИВАЕТ ______.

а) производительность труда

б) свободное времени

в) научную оснащенность производства

г) темпы развития производства

 

(Эталон: б)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 3802; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.60.175 (0.013 с.)