![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наука как деятельность, система знания и социальный институт. Место и роль науки в развитии культуры и цивилизации.Стр 1 из 5Следующая ⇒
История и философия науки ---------------------------------------------------------------------------------------------------- Сибирский федеральный университет Устюгов В.А. Банк тестовых заданий 1.Предмет дисциплины «История и философия науки»
1.1 ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЮ «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ НАУКИ» РАЗРАБОТАЛ________. а) Аристотель б) Р. Бэкон в) Ф. Бэкон г) О. Конт
(Эталон: в)
1.2. ИСТОРИЯ НАУКИ КАК СПЕЦИАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА ВОЗНИКАЕТ: а) в 17 веке б) в 18 веке в) в 19 веке г) в 20 веке
(Эталон: в)
1.3. КОГДА ФИЛОСОФИЯ НАУКИ СФОРМИРОВАЛАСЬ В КАЧЕСТВЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ? а) в 17 веке б) в 18 веке в) в 19 веке г) в 20 веке
(Эталон: г)
1.4. УЧЕНИЕ О ПРИНЦИПАХ ПОСТРОЕНИЯ, ФОРМАХ И СПОСОБАХ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: а) логика науки б) методология науки в) науковедение г) история науки д) философия науки
(Эталон: б)
1.5. УЧЕНИЕ О ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОИЗВОДСТВУ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ, ОБУСЛОВЛЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫМ КОНТЕКСТОМ: а) логика науки б) методология науки в) науковедение г) история науки д) философия науки
(Эталон: д)
1.6. ТЕОРИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НАУЧНОГО ПРОГРЕССА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАУКИ РАЗРАБАТЫВАЕТ: а) логика науки б) методология науки в) науковедение г) история науки д) философия науки
(Эталон: в)
1.7. УЧЕНИЕ О ПРИНЦИПАХ ПОСТРОЕНИЯ, ФОРМАХ И СПОСОБАХ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: а) логика науки б) методология науки в) науковедение г) история науки д) философия науки
(Эталон: б)
1.8. НАПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ФОРМАЛИЗОВАННОГО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: а) логика науки б) методология науки в) науковедение г) история науки д) философия науки
(Эталон: а)
1.9. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ ЯВЛЯЕТСЯ ТЕОРИЕЙ И МЕТОДОЛОГИЕЙ ________________. а) логики науки б) эпистемологии в) науковедения г) истории науки
(Эталон: г)
1.10. КТО СВЯЗЫВАЛ ИЗУЧЕНИЕ НАУКИ С РЕКОНСТРУКЦИЕЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЙ, НЕПОСРЕДСТВЕННО ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ СТРУКТУРУ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ, ЕГО ХАРАКТЕР И НАПРАВЛЕНИЕ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ? а) А. Койре б) Э. Цильзель в) Дж. Бернал г) А.Р. Холл
(Эталон: б; в)
1.11. КТО СВЯЗЫВАЛ ИЗУЧЕНИЕ НАУКИ С РЕКОНСТРУКЦИЕЙ ОБЪЕКТИВНОЙ ЛОГИКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ, ЭВОЛЮЦИЕЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОГРАММ?
а) А. Койре б) Э. Цильзель в) Дж. Бернал г) А.Р. Холл
(Эталон: а; г)
1.12. ЧТО МОЖНО ОТНЕСТИ К ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ ЗНАЧЕНИЮ ИСТОРИИ НАУКИ: а) понимание относительности научных знаний б) понимание того, что поиск истины сопровождается ошибками и заблуждениями в) понимание объективной логики развития науки г) понимание научного познания как творческого процесса
(Эталон: а; б; г)
1.13. ВОПРОСЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЯ, А ТАКЖЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ИНДУКТИВНО-ЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ ОПЫТНОГО ПОЗНАНИЯ ИССЛЕДОВАЛ: а) позитивизм б) эмпириокритицизм в) неопозитивизм г) постпозитивизм
(Эталон: а)
1.14. ЯЗЫК НАУКИ ИССЛЕДОВАЛ: а) позитивизм б) эмпириокритицизм в) неопозитивизм г) постпозитивизм
(Эталон: в)
1.15. ИСТОРИЧЕСКУЮ ДИНАМИКУ ЗНАНИЯ, СОЦИОКУЛЬТУРНУЮ ДЕТЕРМИНАЦИЮ ПОЗНАНИЯ ИССЛЕДОВАЛ: а) позитивизм б) эмпириокритицизм в) неопозитивизм г) постпозитивизм
(Эталон: г)
1.16. НАУЧНОЕ МЫШЛЕНИЕ, МЕХАНИЗМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЗНАНИЯ ИССЛЕДОВАЛ: а) позитивизм б) эмпириокритицизм в) неопозитивизм г) постпозитивизм
(Эталон: б)
1.17. ВОПРОС О СООТНОШЕНИИ ФИЛОСОФИИ И ИСТОРИИ НАУКИ БЫЛ АКТУАЛЕН ДЛЯ ____________. а) позитивизма б) эмпириокритицизма в) неопозитивизма г) постпозитивизма
(Эталон: г)
1.18. ИДЕЯ РЕЛЯТИВНОСТИ НОРМ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВЯЗАНА С ИМЕНЕМ: а) О. Конта б) Т.Куна в) И. Канта г) П. Фейерабенда
(Эталон: б; г)
1.19. КАКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ XX ВЕКА ОКАЗАЛИ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТЕ ФИЛОСОФИИ НАУКИ: а) феноменология б) неокантианство в) марксизм г) экзистенциализм
(Эталон: а; б; в)
1.20. ЧТО ИССЛЕДУЕТ СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ НАУКИ? а) логическое строение системы научного знания б) мировоззренческие и социальные проблемы науки в) соотношение науки и иных форм рациональности г) социальную детерминацию научного знания д) проблему демаркации
(Эталон: б; в; г) Структура научного знания 6.1. ОСНОВНЫМИ ПРИЗНАКАМИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ СЧИТАЕТСЯ:
а) всеобщность б) необходимость в) системность г) оригинальность д) верифицируемость
(Эталон: а; б; в; д)
6.2 СООТВЕТСТВИЕ КРИТЕРИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И ИМЕНИ ФИЛОСОФА ПРЕДПОЧИТАЮЩИЙ ДАННЫЙ КРИТЕРИЙ: а) верифицируемость 1) К. Поппер б) значимость для научного сообщества 2) И. Кант в) систематичность 3) А. Пуанкаре г) фальсифицируемость 4) М. Шлик 5) П. Фейерабенд
(Эталон: а – 4; б – 3; в – 2; г – 1)
6.3. СООТВЕТСТВИЕ КРИТЕРИЯ НАУЧНОСТИ ЗНАНИЯ И ПЕРИОДА РАЗВИТИЯ НАУКИ: а) достоверность 1) классическая наука б) объективность 2) античная наука в) ценность 3) постклассическая наука 4) неклассическая наука
(Эталон: а – 2; б – 1; в – 3)
6.4. НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНО И ПОЭТОМУ _________. а) не требует доказательства б) выходит за наличную практику познания в) вечно г) неизменно д) абсолютно истинно
(Эталон: б)
6.5. ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: а) динамичность б) открытость в) корректируемость г) закрытость д) неизменность
(Эталон: а; б; в)
6.6. ХАРАКТЕРИСТИКИ БАЗОВЫХ СТРУКТУР НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: а) не сводимость к другим концептуальным формам б) обладание устойчивым содержанием в) представление существенные для науки массивы знаний г) недопустимость интерпретации их в других концептуальных формах
(Эталон: а; б; в)
6.7. ЕДИНИЦЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: а) гипотеза б) теория в) парадигма г) научно-исследовательская программа д) исследовательская традиция
(Эталон: б; в; г; д)
6.8. МИНИМАЛЬНОЙ ЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ… а) проблема б) гипотеза в) понятие г) закон
(Эталон: в)
6.9. СОГЛАСНО Г. ГЕГЕЛЮ ПОНЯТИЕ: а) это единство противоположных моментов б) выражает простые сходства или различия единичных вещей в) единство единичного, особенного и всеобщего г) условие возможности опыта
(Эталон: а; в)
6.10. СОГЛАСНО ДЖ. ЛОККУ ПОНЯТИЕ… а) это единство противоположных моментов б) выражает простые сходства или различия единичных вещей в) единство единичного, особенного и всеобщего г) условие возможности опыта
(Эталон: б)
6.11. СОГЛАСНО И. КАНТУ ПОНЯТИЕ… а) это единство противоположных моментов б) выражает простые сходства или различия единичных вещей в) единство единичного, особенного и всеобщего г) условие возможности опыта
(Эталон: г)
6.12. НАУЧНЫЙ ЗАКОН ОТРАЖАЕТ: а) устойчивые отношения элементов реальности б) существенные отношения элементов реальности в) правильные отношения элементов реальности г) воспроизводимые отношения элементов реальности
(Эталон: а; б; г)
6.13. ФУНКЦИИ НАУЧНОГО ЗАКОНА: а) описание фактов б) объяснение фактов в) предсказание фактов г) систематизация знания
(Эталон: б; в; г)
6.14. НАУЧНЫЙ ЗАКОН: а) входит в состав теории б) не входит в состав теории в) вне теории неоперационален г) вне теории операционален
(Эталон: а; в)
6.15. В НЕОПОЗИТИВИЗМЕ РАЗЛИЧАЮТ ЭМПИРИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ И ________. а) вероятностные б) теоретические в) динамические
(Эталон: б)
6.16. НАУЧНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ … а) знаковое выражение результатов опыта б) подведение исследуемого явления под закон в) выведение некоторого явления из закона г) выявление смысла изучаемого явления
(Эталон: б)
6.17. НАУЧНОЕ ОПИСАНИЕ … а) знаковое выражение результатов опыта б) подведение исследуемого явления под закон в) выведение некоторого явления из закона г) выявление смысла изучаемого явления
(Эталон: а)
6.18. НАУЧНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ … а) знаковое выражение результатов опыта б) подведение исследуемого явления под закон в) выведение некоторого явления из закона г) выявление смысла изучаемого явления
(Эталон: в)
6.19. ТЕОРИЮ НАУЧНОГО ОБЪЯСНЕНИЯ РАЗРАБАТЫВАЛИ… а) позитивисты б) эмпириокритицисты в) неопозитивисты г) постпозитивисты
(Эталон: в)
6.20. ФИЛОСОФЫ, РАЗРАБОТАВШИЕ ДЕДУКТИВНО-НОМОЛОГИЧЕСКУЮ МОДЕЛЬ НАУЧНОГО ОБЪЯСНЕНИЯ: а) К. Поппер б) К. Гемпель в) П. Оппенгейм г) Э. Мах д) О. Конт
(Эталон: а; б; в)
6.21. КЛАССИФИЦИРУЯ НАУЧНЫЕ ОБЪЯСНЕНИЯ, НЕОБХОДИМО РАЗЛИЧАТЬ ТАКИЕ ОСНОВАНИЯ КАК БАЗИС ОБЪЯСНЕНИЯ И ___________. а) логическая структура б) надстройка в) условия
(Эталон: а)
6.22. НАУЧНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ, С УЧЕТОМ БАЗИСА, МОЖЕТ БЫТЬ: а) номологическим б) каузальным в) структурным г) функциональным д) нарративным
(Эталон: а; б; в; г)
6.23. НАУЧНОЕ ПРЕДВИДЕНИЕ, В МОДЕЛИ ГЕМПЕЛЯ – ОППЕНГЕЙМА… а) имеет вид дедуктивного вывода б) это интеллектуальный синтез в) это индуктивный вывод г) интуитивный процесс
(Эталон: а)
6.24. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ: а) экстраполяция б) аналогия в) моделирование г) анализ
(Эталон: а; б; в)
6.25. ВИДЫ ПРОГНОЗОВ ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ: а) поисковые прогнозы б) нормативные прогнозы в) аналитические прогнозы г) прогнозы – предостережения
(Эталон: а; в)
6.26. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ ПОЗНАНИЯ: а) фактуальный базис б) гипотезы в) понятия г) теории
(Эталон: б; в; г)
6.27. ЭЛЕМЕНТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО УРОВНЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ: а) методы выявления фактов б) факты в) обобщения фактов г) гипотезы д) понятия
(Эталон: а; б; в)
6.28. МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ НАУЧНЫХ ФАКТОВ: а) наблюдение б) эксперимент в) измерение г) моделирование
(Эталон: а; б; в)
6.29. ФИЛОСОФЫ, ИСКАВШИЕ ПРАВИЛА ЕДИНОГО НАУЧНОГО МЕТОДА ДЛЯ ПЕРЕХОДА ОТ ФАКТОВ К ТЕОРИИ: а) неокантианцы б) позитивисты в) неопозитивисты г) феноменологи д) структуралисты
(Эталон: в)
6.30. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ С Т. ЗР. НЕОПОЗИТИВИСТОВ: а) метод б) факты в) теория
(Эталон: б; а; в)
6.31. ПРЕИМУЩЕСТВА, С ФОРМАЛЬНОЙ Т. ЗР., ВВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ: а) сокращает научное рассуждение б) позволяет выразить теорию конечным числом аксиом в) делает теорию обозримой г) создает смысловое единство теории
(Эталон: а; б; в)
6.32. ПРЕДСТАВИТЕЛЬ «РАДИКАЛЬНОГО ЭМПИРИЗМА» … а) О. Конт б) Э. Мах в) К. Поппер г) Т. Кун д) П. Фейерабенд
(Эталон: а)
6.33. ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ «РАДИКАЛЬНОГО КОНВЕНЦИОНАЛИЗМА» ЯВЛЯЕТСЯ П. ФЕЙЕРАБЕНД И __________. а) О. Конт б) Э. Мах в) К. Поппер г) Т. Кун
(Эталон: г)
6.34. ОТНОШЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО И ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЕЙ ПОЗНАНИЯ: а) теоретическое это «надстройка» над эмпирическим б) теоретическое это компактно организованное эмпирическое в) теоретическое связано с эмпирическим, но несводимо к нему г) эмпирическое производно от теоретического д) эмпирическое связано с теоретическим, но не производно от него
(Эталон: в; д)
6.35. ЭЛЕМЕНТЫ МЕТАТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ ПОЗНАНИЯ: а) парадигмы б) исследовательские программы в) научная картина мира г) идеалы и нормы познания д) неявное знание
(Эталон: а; б; в; г)
6.36. ПРИЗНАКИ НАУЧНОГО ФАКТА: а) методологическая контролируемость б) теоретическая значимость в) онтологическая универсальность г) чувственная достоверность
(Эталон: а; б; в)
6.37. «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ НАГРУЖЕННОСТЬ» ФАКТА ОЗНАЧАЕТ: а) его существенность б) представленность языком теории в) теоретическую осмысленность г) отсутствие самостоятельности
(Эталон: а; б; в)
6.38. ФАКТ ВЫСТУПАЕТ КАК ОСНОВАНИЕ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И _______. а) критерий истинности ее б) ее результат в) способ ее развития
(Эталон: б)
6.39. ПРОБЛЕМЫ БЫВАЮТ МНИМЫЕ И _______________. а) ложные б) недостоверные в) вненаучные г) действительные
(Эталон: г)
6.40. ПРИЗНАКИ АДЕКВАТНО СФОРМУЛИРОВАННОЙ НАУЧНОЙ ПРОБЛЕМЫ: а) четко отделять известное от неизвестного б) быть открытой концептуальной структурой в) быть разрешимой г) быть лаконичной
(Эталон: а; б; в)
6.41. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЭТАПОВ ПОСТАНОВКИ ПРОБЛЕМЫ: а) анализ проблемы б) предварительная постановка проблемы в) выдвижение проекта г) оценка проблемы
(Эталон: б; а; г; в)
6.42. НАУЧНАЯ ГИПОТЕЗА ЭТО: а) предположение б) форма выражения нового знания в) форма развития научного знания г) перенос истинности одного знания на другое
(Эталон: а; б; в)
6.43. ВИДЫ ГИПОТЕЗ: а) объяснительные б) методологические в) экстраполяционные г) эвристические
(Эталон: а; б; в)
6.44. ВИДЫ ГИПОТЕЗ: а) интерпретационные б) описательные в) систематизирующие г) конструктивные
(Эталон: а; б; в)
6.45. СООТВЕТСТВИЕ ФОРМЫ ТРЕБОВАНИЯ К НАУЧНОЙ ГИПОТЕЗЫ И КАЧЕСТВА ГИПОТЕЗ: а) логико-методологические требования 1) принципиальная проверяемость б) содержательные требования 2) связь с предшествующим знанием в) эвристические требования 3) непротиворечивость 4) независимость ее положений 5) общность применения
6) фундаментальность идеи 7) противоречивость
(Эталон: а – 3, 4; б – 1, 2; в – 5; 6)
6.46. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СТАДИЙ РАБОТЫ НАД ГИПОТЕЗОЙ: а) разработка гипотезы б) выдвижение гипотезы в) проверка гипотезы г) обнаружение проблемы
(Эталон: г; б; а; в)
6.47. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА СПОСОБСТВУЮЩИЕ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ПРИНЯТИЯ ГИПОТЕЗЫ: а) сложностями ее подтверждения б) сложностями опровержения в) свободой выбора альтернативных гипотез г) консерватизмом научного сообщества
(Эталон: а; б; в)
6.48. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ФОРМ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: а) теория б) гипотеза в) проблема г) научно-исследовательская программа
(Эталон: в; б; а; г)
6.49. КАЧЕСТВА НАУЧНОЙ ТЕОРИИ КАК ФОРМЫ ЗНАНИЯ: а) проблематична б) гипотетична в) обоснована г) систематична
(Эталон: а; б; в)
6.50. ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ: а) конститутивная функция б) общерационализирующая функция в) эвристическая функция г) прогностическая функция д) инструментальная функция
(Эталон: а; б)
6.51. КОНКРЕТНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ: а) объяснительная функция б) интерпретационная функция в) систематизирующая функция г) конститутивная функция д) эвристическая функция
(Эталон: а; б; в)
6.52. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ: а) эвристическая функция б) инструментальная функция в) проектирование г) конститутивная функция д) объяснительная функция
(Эталон: а; б)
6.53. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННАЯ ФУНКЦИЯ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ: а) конститутивная функция б) интерпретационная функция в) инструментальная функция г) проектирование д) прогностическая функция
(Эталон: г)
6.54. ВИДЫ НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ: а) дедуктивные б) индуктивные в) нарративные г) феноменологические д) экзистенциалистические
(Эталон: а; б; в; г)
6.55. СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ТЕОРИИ: а) предпосылочный контекст б) совокупность основных утверждений в) конкретизирующий контекст г) эвристический контекст д) эстетический контекст
(Эталон: а; б; в)
6.56. ЭЛЕМЕНТЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО И. ЛАКАТОСУ: а) «жесткого ядра» б) эвристики в) «защитного пояса» г) балласта д) парадигм
(Эталон: а; б; в)
6.57. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОЦЕССА СОЗДАНИЯ ТЕОРИИ: а) выдвижение теоретической схемы б) обнаружение научной проблемы в) конструктивная корректировка теоретической схемы г) схема специальной картины мира д) общественные потребности
(Эталон: д; б; а; в; г)
6.58. РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ СХЕМЫ ПРОХОДИТ СТАДИЮ ВЫДВИЖЕНИЯ СХЕМЫ В КАЧЕСТВЕ ГИПОТЕЗЫ И ________. а) опровержение ее б) обоснование ее в) принятие ее
(Эталон: б)
6.59. ФОРМЫ ЗНАНИЯ, ИГРАЮЩИЕ ОПРЕДЕЛЯЮЩУЮ МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ РОЛЬ, В ПРОЦЕССЕ ГЕНЕЗИСА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ СХЕМЫ: а) специальная картина мира б) «жизненный мир» в) философская картина мира г) эстетическая картина мира д) религиозная картина мира
(Эталон: а; в)
6.60. СТУПЕНИ ПРОВЕРКИ НАУЧНЫХ СИСТЕМ СОГЛАСНО М. БУНГЕ: а) интертеоретическая б) метатеоретическая в) эмпирическая г) философская д) практическая
(Эталон: а; б; в; г)
История и философия науки ---------------------------------------------------------------------------------------------------- Сибирский федеральный университет Устюгов В.А. Банк тестовых заданий 1.Предмет дисциплины «История и философия науки»
1.1 ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЮ «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ НАУКИ» РАЗРАБОТАЛ________. а) Аристотель б) Р. Бэкон в) Ф. Бэкон г) О. Конт
(Эталон: в)
1.2. ИСТОРИЯ НАУКИ КАК СПЕЦИАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА ВОЗНИКАЕТ: а) в 17 веке б) в 18 веке в) в 19 веке г) в 20 веке
(Эталон: в)
1.3. КОГДА ФИЛОСОФИЯ НАУКИ СФОРМИРОВАЛАСЬ В КАЧЕСТВЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ? а) в 17 веке б) в 18 веке в) в 19 веке г) в 20 веке
(Эталон: г)
1.4. УЧЕНИЕ О ПРИНЦИПАХ ПОСТРОЕНИЯ, ФОРМАХ И СПОСОБАХ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: а) логика науки б) методология науки в) науковедение г) история науки д) философия науки
(Эталон: б)
1.5. УЧЕНИЕ О ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОИЗВОДСТВУ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ, ОБУСЛОВЛЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫМ КОНТЕКСТОМ: а) логика науки б) методология науки в) науковедение г) история науки д) философия науки
(Эталон: д)
1.6. ТЕОРИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НАУЧНОГО ПРОГРЕССА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАУКИ РАЗРАБАТЫВАЕТ: а) логика науки б) методология науки в) науковедение г) история науки д) философия науки
(Эталон: в)
1.7. УЧЕНИЕ О ПРИНЦИПАХ ПОСТРОЕНИЯ, ФОРМАХ И СПОСОБАХ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: а) логика науки б) методология науки в) науковедение г) история науки д) философия науки
(Эталон: б)
1.8. НАПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ФОРМАЛИЗОВАННОГО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: а) логика науки б) методология науки в) науковедение г) история науки д) философия науки
(Эталон: а)
1.9. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ ЯВЛЯЕТСЯ ТЕОРИЕЙ И МЕТОДОЛОГИЕЙ ________________. а) логики науки б) эпистемологии в) науковедения г) истории науки
(Эталон: г)
1.10. КТО СВЯЗЫВАЛ ИЗУЧЕНИЕ НАУКИ С РЕКОНСТРУКЦИЕЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЙ, НЕПОСРЕДСТВЕННО ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ СТРУКТУРУ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ, ЕГО ХАРАКТЕР И НАПРАВЛЕНИЕ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ? а) А. Койре б) Э. Цильзель в) Дж. Бернал г) А.Р. Холл
(Эталон: б; в)
1.11. КТО СВЯЗЫВАЛ ИЗУЧЕНИЕ НАУКИ С РЕКОНСТРУКЦИЕЙ ОБЪЕКТИВНОЙ ЛОГИКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ, ЭВОЛЮЦИЕЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОГРАММ? а) А. Койре б) Э. Цильзель в) Дж. Бернал г) А.Р. Холл
(Эталон: а; г)
1.12. ЧТО МОЖНО ОТНЕСТИ К ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ ЗНАЧЕНИЮ ИСТОРИИ НАУКИ: а) понимание относительности научных знаний б) понимание того, что поиск истины сопровождается ошибками и заблуждениями в) понимание объективной логики развития науки г) понимание научного познания как творческого процесса
(Эталон: а; б; г)
1.13. ВОПРОСЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЯ, А ТАКЖЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ИНДУКТИВНО-ЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ ОПЫТНОГО ПОЗНАНИЯ ИССЛЕДОВАЛ: а) позитивизм б) эмпириокритицизм в) неопозитивизм г) постпозитивизм
(Эталон: а)
1.14. ЯЗЫК НАУКИ ИССЛЕДОВАЛ: а) позитивизм б) эмпириокритицизм в) неопозитивизм г) постпозитивизм
(Эталон: в)
1.15. ИСТОРИЧЕСКУЮ ДИНАМИКУ ЗНАНИЯ, СОЦИОКУЛЬТУРНУЮ ДЕТЕРМИНАЦИЮ ПОЗНАНИЯ ИССЛЕДОВАЛ: а) позитивизм б) эмпириокритицизм в) неопозитивизм г) постпозитивизм
(Эталон: г)
1.16. НАУЧНОЕ МЫШЛЕНИЕ, МЕХАНИЗМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЗНАНИЯ ИССЛЕДОВАЛ: а) позитивизм б) эмпириокритицизм в) неопозитивизм г) постпозитивизм
(Эталон: б)
1.17. ВОПРОС О СООТНОШЕНИИ ФИЛОСОФИИ И ИСТОРИИ НАУКИ БЫЛ АКТУАЛЕН ДЛЯ ____________. а) позитивизма б) эмпириокритицизма в) неопозитивизма г) постпозитивизма
(Эталон: г)
1.18. ИДЕЯ РЕЛЯТИВНОСТИ НОРМ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВЯЗАНА С ИМЕНЕМ: а) О. Конта б) Т.Куна в) И. Канта г) П. Фейерабенда
(Эталон: б; г)
1.19. КАКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ XX ВЕКА ОКАЗАЛИ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТЕ ФИЛОСОФИИ НАУКИ: а) феноменология б) неокантианство в) марксизм г) экзистенциализм
(Эталон: а; б; в)
1.20. ЧТО ИССЛЕДУЕТ СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ НАУКИ? а) логическое строение системы научного знания б) мировоззренческие и социальные проблемы науки в) соотношение науки и иных форм рациональности г) социальную детерминацию научного знания д) проблему демаркации
(Эталон: б; в; г) Наука как деятельность, система знания и социальный институт. Место и роль науки в развитии культуры и цивилизации. 2.1 СЛОВО «НАУКА» БУКВАЛЬНО ОЗНАЧАЕТ… а) знание б) познание в) опыт г) урок д) наставление
(Эталон: а)
2.2. ПРИЗНАКИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: а) системность б) интерсубъективность в) уникальность г) доказательность д) самоочевидность
(Эталон: б; г)
2.3. ТЕМПЫ РОСТА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: а) арифметическая прогрессия б) геометрическая прогрессия в) удваивается каждые 100 лет г) удваивается каждые 50 лет д) удваивается каждые 10-15 лет
(Эталон: б; д)
2.4. КУМУЛЯТИВНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: а) отрицает революционный характер развития науки б) отрицает истинность научного знания в) понимает науку как систему знания г) понимает науку как социальный институт д) разрабатывается в 17 веке
(Эталон: а; в; д)
2.5. ФИЛОСОФЫ, ОТРИЦАЮЩИЕ КУМУЛЯТИВНУЮ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: а) отрицают объективно-истинное содержание научного знания б) утверждают объективно-истинное содержание научного знания в) утверждают ценностный характер научного знания г) отрицают ценностный характер научного знания д) отождествляют научное знание с идеологией
(Эталон: а; в; д)
2.6. КУМУЛЯТИВНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: а) господствует в классической эпистемологии 17 – 19 веков б) господствует в современной эпистемологии 20 -21 веков в) развивается в учениях неопозитивизма г) отвергается в учениях постпозитивизма д) отвергается в современной эпистемологии 20 -21 веков
(Эталон: а; в; г; д)
2.7. КОМПОНЕНТЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: а) теория б) факты в) научная картина мира г) идеалы и нормы науки д) верования ученых
(Эталон: а; б; в; г)
2.8. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПОЗНАНИЯ СИСТЕМНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: а) историческое развитие научного знания б) рефлексивные связи в научном знании в) рост научного знания г) саморегуляция научного знания
(Эталон: в; б; г; а)
2.9. СООТВЕТСТВИЕ ПРИЗНАКОВ ФОРМАМ ЗНАНИЯ: а) системность 1) научное знание б) доказательность 2) рецептурное знание в) самоочевидность 3) интуитивное знание г) наглядность 4) неявное знание 5) обыденно-эмпирическое знание
(Эталон: а - 2; б - 1; в - 3; г - 5)
2.10. ИДЕАЛ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ ДЛИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ ОПРЕДЕЛЯЛА МАТЕМАТИКА, В ДАЛЬНЕЙШЕМ ОН БЫЛ ВЫТЕСНЕН ________. а) механикой б) физикой в) химией г) биологией
(Эталон: б)
2.11. ПОНИМАНИЕ НАУКИ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОРМИРУЕТСЯ В… а) английской эмпирической философии 17-18 веков б) классической немецкой философии в) античной философии г) философии позитивизма
(Эталон: б)
2.12. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕСТЬ РЕЗУЛЬТАТ… а) реализации исследовательского замысла б) общественного разделения труда в) применения математики в познании г) применения экспериментального метода в познании
(Эталон: б)
2.13. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭТО: а) материальная деятельность б) духовная деятельность в) духовно-практическая деятельность г) всеобщий труд
(Эталон: в; г)
2.14. ПРОДУКТОМ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЮТСЯ: а) объективно-истинное знание б) субъект познания в) идеалы и нормы познания
(Эталон: а; б)
2.15. НОВОЕ ЗНАНИЕ В НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЗНИКАЕТ БЛАГОДАРЯ: а) умению делать дедуктивные выводы б) продуктивному воображению в) аналитическим способностям ума г) озарению и интуиции д) интеллектуальному синтезу
(Эталон: б; г; д)
2.16. РАЗВИТИЮ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОСОБСТВУЮТ: а) состояние техники б) количество гениев в) потребности производства г) географических и климатических условий д) отделение и обособление ее от материального производства
(Эталон: а; в; д)
2.17. ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА: а) отделяет теоретическую деятельность от эмпирической б) проникает в теоретическую деятельность в) отделяет гуманитарное познание от естественнонаучного г) отделяет научное познание от производства материальных благ
(Эталон: а; в; г)
2.18. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: а) естествознание б) технические науки в) кибернетика г) математика
(Эталон: г; а; б; в)
2.19. СООТВЕТСТВИЕ ВИДА НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕНИ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ: а) естествознание 1) 6 в. до н. э. б) технические науки 2) 17 в. в) математика 3) 18 в. г) кибернетика 4) 19 в. 5) 20 в.
(Эталон: а - 2; б – 3; в – 1; г – 5)
2.20. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ОПИСАНИЕ, ОБЪЯСНЕНИЕ И _______ … ФАКТОВ. а) систематизацию б) опровержение в) предсказание г) проверку
(Эталон: в)
2.21. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ НЕВОЗМОЖНО БЕЗ… а) разделения научной деятельности б) кооперации научной деятельности в) индивидуального поиска
(Эталон: б)
2.22. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУСЛОВЛИВАЕТСЯ… а) непосредственной кооперацией исследователей б) кооперацией исследователей опосредованной коммуникацией в) частью кооперацией современников, частью использованием труда предшественников
(Эталон: в)
2.23. НАУКА, КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ СИСТЕМА НОРМ И ЦЕННОСТЕЙ, ИССЛЕДОВАЛАСЬ… а) К. Марксом б) Дж. Берналом в) Р. Мертоном г) М. Малкеем
(Эталон: в)
2.24. «РЕСПУБЛИКА УЧЕНЫХ» - ЭТО: а) интеллектуальное подчинение в процессе исследования б) минимальная формальная организация в) междисциплинарная кооперация исследований г) свободное взаимодействие внутри относительно закрытого сообщества
(Эталон: б; г)
2.25. «ЭТОС НАУКИ», СОГЛАСНО МЕРТОНУ: а) зависит от социально-культурных факторов б) меняется только в эпоху научной революции в) не меняется на протяжении всей истории науки в) обеспечивает существование науки как таковой
(Эталон: в; в)
2.26. «ЭТОС НАУКИ» Р. МЕРТОНА ВКЛЮЧАЕТ: а) универсализм б) здравый смысл в) коллективизм г) карьерный рост д) организованный скептицизм
(Эталон: а; в; д)
2.27. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК В НАУКЕ, СОГЛАСНО СОЦИОЛОГАМ-ФЕНОМЕНОЛОГАМ, ФОРМИРУЕТСЯ: а) как продукт общей схемы интерпретации исследовательского поведения б) в процессе «опривычивания» собственных и чужых действий в) благодаря парадигме г) в процессе типизации собственных и чужых действий
(Эталон: а; б; г)
2.28. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ВЗГЛЯДОВ НА НАУКУ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ: а) социология науки Р.Мертона б) марксистская социология науки в) когнитивная социология науки г) социология Мангейма
(Эталон: г; б; а; в)
2.29. СООТВЕТСТВИЕ ПОНИМАНИЙ НАУКИ ВРЕМЕННЫМ ПЕРИОДАМ: а) наука как социальный институт 1) античность б) наука как деятельность 2) 16-17 века в) наука как система знания 3) 18-19 века г) наука как вид духовного производства 4) 19 век 5) 20 век
(Эталон: а – 5; б – 3; в – 1; г – 4)
2.30. ТЕРМИН «НЕЗРИМЫЙ КОЛЛЕДЖ» БЫЛ ВПЕРВЫЕ ВВЕДЕН Р. БОЙЛЕМ, А В ДАЛЬНЕЙШЕМ РЕАНИМИРОВАН _______. а) К. Марксом б) И. Ньютоном в) Д. Прайсом г) А. Энштейном
(Эталон: в)
2.31. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ НАУКИ В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ОСОБЕННО ВАЖНА В ЧАСТИ… а) описания фактов б) предсказания фактов в) объяснения фактов г) опровержения фактов
(Эталон: б)
2.32. РОЛЬ НАУКИ В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ… а) познавательной функцией б) образовательно-воспитательной функцией в) мировоззренческой функцией г) практически-действенной функцией
(Эталон: г)
2.33. ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ ТЕХНОГЕННОГО ТИПА ЯВЛЯЕТСЯ… а) Древняя Индия б) Древняя Греция в) Древний Египет г) Древний Китай д) государства мусульманского Востока
(Эталон: б)
2.34. ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ТЕХНОГЕННОГО ТИПА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ: а) за счет расширения культурных зон б) благодаря приоритету инновации в) благодаря приоритету традиции г) за счет преобразования основ жизнедеятельности
(Эталон: б; г)
2.35. ПРОГРЕССИВНОЕ РАЗВИТИЕ НАУКИ: а) зависит от типа цивилизационного развития б) зависит от географических условий в) наблюдается в техногенной цивилизации г) наблюдается в цивилизации традиционного типа
(Эталон: а)
2.36. ФУНКЦИИ НАУКИ В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: а) познавательная б) аксиологическая в) мировоззренческая г) компенсаторная д) практически-действенная
(Эталон: а; в; д)
2.37. ПОСЛЕДСТВИЯ ПРЕВРАЩЕНИЯ НАУКИ В ПРОИЗВОДИТЕЛЬНУЮ СИЛУ ОБЩЕСТВА: а) усовершенствование методов производства б) поиск и использование новых источников энергии в) увеличение числа предприятий г) сокращение необходимого рабочего времени в производстве д) усовершенствование транспорта и средств связи
(Эталон: а; б; г; д)
2.38. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ НАУКИ: а) практически-действенная функция б) образовательно-воспитательная функция в) мировоззренческая функция г) познавательная функция (Эталон: г; в; б; а)
2.39. СООТВЕТСТВИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ НАУКИ В КУЛЬТУРЕ ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ВРЕМЕННЫМ ПЕРИОДАМ: а) практически-действенная функция 1) античность б) образовательно-воспитательная функция 2) средневековье в) мировоззренческая функция 3) 17 - 18 век г) познавательная функция 4) 18 век 5) 19 - 20 век
(Эталон: а – 5; б – 4; в - 3; г – 1)
2.40. ПРИМЕНЕНИЕ НАУКИ СОКРАЩАЕТ НЕОБХОДИМОЕ РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ, И УВЕЛИЧИВАЕТ ______. а) производительность труда б) свободное времени в) научную оснащенность производства г) темпы развития производства
(Эталон: б)
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 3721; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.161.161 (0.635 с.) |