Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наука как деятельность, система знания и социальный институт. Место и роль науки в развитии культуры и цивилизации.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
История и философия науки ---------------------------------------------------------------------------------------------------- Сибирский федеральный университет Устюгов В.А. Банк тестовых заданий 1.Предмет дисциплины «История и философия науки»
1.1 ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЮ «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ НАУКИ» РАЗРАБОТАЛ________. а) Аристотель б) Р. Бэкон в) Ф. Бэкон г) О. Конт
(Эталон: в)
1.2. ИСТОРИЯ НАУКИ КАК СПЕЦИАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА ВОЗНИКАЕТ: а) в 17 веке б) в 18 веке в) в 19 веке г) в 20 веке
(Эталон: в)
1.3. КОГДА ФИЛОСОФИЯ НАУКИ СФОРМИРОВАЛАСЬ В КАЧЕСТВЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ? а) в 17 веке б) в 18 веке в) в 19 веке г) в 20 веке
(Эталон: г)
1.4. УЧЕНИЕ О ПРИНЦИПАХ ПОСТРОЕНИЯ, ФОРМАХ И СПОСОБАХ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: а) логика науки б) методология науки в) науковедение г) история науки д) философия науки
(Эталон: б)
1.5. УЧЕНИЕ О ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОИЗВОДСТВУ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ, ОБУСЛОВЛЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫМ КОНТЕКСТОМ: а) логика науки б) методология науки в) науковедение г) история науки д) философия науки
(Эталон: д)
1.6. ТЕОРИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НАУЧНОГО ПРОГРЕССА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАУКИ РАЗРАБАТЫВАЕТ: а) логика науки б) методология науки в) науковедение г) история науки д) философия науки
(Эталон: в)
1.7. УЧЕНИЕ О ПРИНЦИПАХ ПОСТРОЕНИЯ, ФОРМАХ И СПОСОБАХ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: а) логика науки б) методология науки в) науковедение г) история науки д) философия науки
(Эталон: б)
1.8. НАПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ФОРМАЛИЗОВАННОГО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: а) логика науки б) методология науки в) науковедение г) история науки д) философия науки
(Эталон: а)
1.9. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ ЯВЛЯЕТСЯ ТЕОРИЕЙ И МЕТОДОЛОГИЕЙ ________________. а) логики науки б) эпистемологии в) науковедения г) истории науки
(Эталон: г)
1.10. КТО СВЯЗЫВАЛ ИЗУЧЕНИЕ НАУКИ С РЕКОНСТРУКЦИЕЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЙ, НЕПОСРЕДСТВЕННО ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ СТРУКТУРУ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ, ЕГО ХАРАКТЕР И НАПРАВЛЕНИЕ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ? а) А. Койре б) Э. Цильзель в) Дж. Бернал г) А.Р. Холл
(Эталон: б; в)
1.11. КТО СВЯЗЫВАЛ ИЗУЧЕНИЕ НАУКИ С РЕКОНСТРУКЦИЕЙ ОБЪЕКТИВНОЙ ЛОГИКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ, ЭВОЛЮЦИЕЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОГРАММ? а) А. Койре б) Э. Цильзель в) Дж. Бернал г) А.Р. Холл
(Эталон: а; г)
1.12. ЧТО МОЖНО ОТНЕСТИ К ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ ЗНАЧЕНИЮ ИСТОРИИ НАУКИ: а) понимание относительности научных знаний б) понимание того, что поиск истины сопровождается ошибками и заблуждениями в) понимание объективной логики развития науки г) понимание научного познания как творческого процесса
(Эталон: а; б; г)
1.13. ВОПРОСЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЯ, А ТАКЖЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ИНДУКТИВНО-ЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ ОПЫТНОГО ПОЗНАНИЯ ИССЛЕДОВАЛ: а) позитивизм б) эмпириокритицизм в) неопозитивизм г) постпозитивизм
(Эталон: а)
1.14. ЯЗЫК НАУКИ ИССЛЕДОВАЛ: а) позитивизм б) эмпириокритицизм в) неопозитивизм г) постпозитивизм
(Эталон: в)
1.15. ИСТОРИЧЕСКУЮ ДИНАМИКУ ЗНАНИЯ, СОЦИОКУЛЬТУРНУЮ ДЕТЕРМИНАЦИЮ ПОЗНАНИЯ ИССЛЕДОВАЛ: а) позитивизм б) эмпириокритицизм в) неопозитивизм г) постпозитивизм
(Эталон: г)
1.16. НАУЧНОЕ МЫШЛЕНИЕ, МЕХАНИЗМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЗНАНИЯ ИССЛЕДОВАЛ: а) позитивизм б) эмпириокритицизм в) неопозитивизм г) постпозитивизм
(Эталон: б)
1.17. ВОПРОС О СООТНОШЕНИИ ФИЛОСОФИИ И ИСТОРИИ НАУКИ БЫЛ АКТУАЛЕН ДЛЯ ____________. а) позитивизма б) эмпириокритицизма в) неопозитивизма г) постпозитивизма
(Эталон: г)
1.18. ИДЕЯ РЕЛЯТИВНОСТИ НОРМ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВЯЗАНА С ИМЕНЕМ: а) О. Конта б) Т.Куна в) И. Канта г) П. Фейерабенда
(Эталон: б; г)
1.19. КАКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ XX ВЕКА ОКАЗАЛИ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТЕ ФИЛОСОФИИ НАУКИ: а) феноменология б) неокантианство в) марксизм г) экзистенциализм
(Эталон: а; б; в)
1.20. ЧТО ИССЛЕДУЕТ СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ НАУКИ? а) логическое строение системы научного знания б) мировоззренческие и социальные проблемы науки в) соотношение науки и иных форм рациональности г) социальную детерминацию научного знания д) проблему демаркации
(Эталон: б; в; г) Структура научного знания 6.1. ОСНОВНЫМИ ПРИЗНАКАМИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ СЧИТАЕТСЯ: а) всеобщность б) необходимость в) системность г) оригинальность д) верифицируемость
(Эталон: а; б; в; д)
6.2 СООТВЕТСТВИЕ КРИТЕРИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И ИМЕНИ ФИЛОСОФА ПРЕДПОЧИТАЮЩИЙ ДАННЫЙ КРИТЕРИЙ: а) верифицируемость 1) К. Поппер б) значимость для научного сообщества 2) И. Кант в) систематичность 3) А. Пуанкаре г) фальсифицируемость 4) М. Шлик 5) П. Фейерабенд
(Эталон: а – 4; б – 3; в – 2; г – 1)
6.3. СООТВЕТСТВИЕ КРИТЕРИЯ НАУЧНОСТИ ЗНАНИЯ И ПЕРИОДА РАЗВИТИЯ НАУКИ: а) достоверность 1) классическая наука б) объективность 2) античная наука в) ценность 3) постклассическая наука 4) неклассическая наука
(Эталон: а – 2; б – 1; в – 3)
6.4. НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНО И ПОЭТОМУ _________. а) не требует доказательства б) выходит за наличную практику познания в) вечно г) неизменно д) абсолютно истинно
(Эталон: б)
6.5. ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: а) динамичность б) открытость в) корректируемость г) закрытость д) неизменность
(Эталон: а; б; в)
6.6. ХАРАКТЕРИСТИКИ БАЗОВЫХ СТРУКТУР НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: а) не сводимость к другим концептуальным формам б) обладание устойчивым содержанием в) представление существенные для науки массивы знаний г) недопустимость интерпретации их в других концептуальных формах
(Эталон: а; б; в)
6.7. ЕДИНИЦЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: а) гипотеза б) теория в) парадигма г) научно-исследовательская программа д) исследовательская традиция
(Эталон: б; в; г; д)
6.8. МИНИМАЛЬНОЙ ЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ… а) проблема б) гипотеза в) понятие г) закон
(Эталон: в)
6.9. СОГЛАСНО Г. ГЕГЕЛЮ ПОНЯТИЕ: а) это единство противоположных моментов б) выражает простые сходства или различия единичных вещей в) единство единичного, особенного и всеобщего г) условие возможности опыта
(Эталон: а; в)
6.10. СОГЛАСНО ДЖ. ЛОККУ ПОНЯТИЕ… а) это единство противоположных моментов б) выражает простые сходства или различия единичных вещей в) единство единичного, особенного и всеобщего г) условие возможности опыта
(Эталон: б)
6.11. СОГЛАСНО И. КАНТУ ПОНЯТИЕ… а) это единство противоположных моментов б) выражает простые сходства или различия единичных вещей в) единство единичного, особенного и всеобщего г) условие возможности опыта
(Эталон: г)
6.12. НАУЧНЫЙ ЗАКОН ОТРАЖАЕТ: а) устойчивые отношения элементов реальности б) существенные отношения элементов реальности в) правильные отношения элементов реальности г) воспроизводимые отношения элементов реальности
(Эталон: а; б; г)
6.13. ФУНКЦИИ НАУЧНОГО ЗАКОНА: а) описание фактов б) объяснение фактов в) предсказание фактов г) систематизация знания
(Эталон: б; в; г)
6.14. НАУЧНЫЙ ЗАКОН: а) входит в состав теории б) не входит в состав теории в) вне теории неоперационален г) вне теории операционален
(Эталон: а; в)
6.15. В НЕОПОЗИТИВИЗМЕ РАЗЛИЧАЮТ ЭМПИРИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ И ________. а) вероятностные б) теоретические в) динамические
(Эталон: б)
6.16. НАУЧНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ … а) знаковое выражение результатов опыта б) подведение исследуемого явления под закон в) выведение некоторого явления из закона г) выявление смысла изучаемого явления
(Эталон: б)
6.17. НАУЧНОЕ ОПИСАНИЕ … а) знаковое выражение результатов опыта б) подведение исследуемого явления под закон в) выведение некоторого явления из закона г) выявление смысла изучаемого явления
(Эталон: а)
6.18. НАУЧНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ … а) знаковое выражение результатов опыта б) подведение исследуемого явления под закон в) выведение некоторого явления из закона г) выявление смысла изучаемого явления
(Эталон: в)
6.19. ТЕОРИЮ НАУЧНОГО ОБЪЯСНЕНИЯ РАЗРАБАТЫВАЛИ… а) позитивисты б) эмпириокритицисты в) неопозитивисты г) постпозитивисты
(Эталон: в)
6.20. ФИЛОСОФЫ, РАЗРАБОТАВШИЕ ДЕДУКТИВНО-НОМОЛОГИЧЕСКУЮ МОДЕЛЬ НАУЧНОГО ОБЪЯСНЕНИЯ: а) К. Поппер б) К. Гемпель в) П. Оппенгейм г) Э. Мах д) О. Конт
(Эталон: а; б; в)
6.21. КЛАССИФИЦИРУЯ НАУЧНЫЕ ОБЪЯСНЕНИЯ, НЕОБХОДИМО РАЗЛИЧАТЬ ТАКИЕ ОСНОВАНИЯ КАК БАЗИС ОБЪЯСНЕНИЯ И ___________. а) логическая структура б) надстройка в) условия
(Эталон: а)
6.22. НАУЧНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ, С УЧЕТОМ БАЗИСА, МОЖЕТ БЫТЬ: а) номологическим б) каузальным в) структурным г) функциональным д) нарративным
(Эталон: а; б; в; г)
6.23. НАУЧНОЕ ПРЕДВИДЕНИЕ, В МОДЕЛИ ГЕМПЕЛЯ – ОППЕНГЕЙМА… а) имеет вид дедуктивного вывода б) это интеллектуальный синтез в) это индуктивный вывод г) интуитивный процесс
(Эталон: а)
6.24. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ: а) экстраполяция б) аналогия в) моделирование г) анализ
(Эталон: а; б; в)
6.25. ВИДЫ ПРОГНОЗОВ ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ: а) поисковые прогнозы б) нормативные прогнозы в) аналитические прогнозы г) прогнозы – предостережения
(Эталон: а; в)
6.26. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ ПОЗНАНИЯ: а) фактуальный базис б) гипотезы в) понятия г) теории
(Эталон: б; в; г)
6.27. ЭЛЕМЕНТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО УРОВНЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ: а) методы выявления фактов б) факты в) обобщения фактов г) гипотезы д) понятия
(Эталон: а; б; в)
6.28. МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ НАУЧНЫХ ФАКТОВ: а) наблюдение б) эксперимент в) измерение г) моделирование
(Эталон: а; б; в)
6.29. ФИЛОСОФЫ, ИСКАВШИЕ ПРАВИЛА ЕДИНОГО НАУЧНОГО МЕТОДА ДЛЯ ПЕРЕХОДА ОТ ФАКТОВ К ТЕОРИИ: а) неокантианцы б) позитивисты в) неопозитивисты г) феноменологи д) структуралисты
(Эталон: в)
6.30. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ С Т. ЗР. НЕОПОЗИТИВИСТОВ: а) метод б) факты в) теория
(Эталон: б; а; в)
6.31. ПРЕИМУЩЕСТВА, С ФОРМАЛЬНОЙ Т. ЗР., ВВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ: а) сокращает научное рассуждение б) позволяет выразить теорию конечным числом аксиом в) делает теорию обозримой г) создает смысловое единство теории
(Эталон: а; б; в)
6.32. ПРЕДСТАВИТЕЛЬ «РАДИКАЛЬНОГО ЭМПИРИЗМА» … а) О. Конт б) Э. Мах в) К. Поппер г) Т. Кун д) П. Фейерабенд
(Эталон: а)
6.33. ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ «РАДИКАЛЬНОГО КОНВЕНЦИОНАЛИЗМА» ЯВЛЯЕТСЯ П. ФЕЙЕРАБЕНД И __________. а) О. Конт б) Э. Мах в) К. Поппер г) Т. Кун
(Эталон: г)
6.34. ОТНОШЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО И ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЕЙ ПОЗНАНИЯ: а) теоретическое это «надстройка» над эмпирическим б) теоретическое это компактно организованное эмпирическое в) теоретическое связано с эмпирическим, но несводимо к нему г) эмпирическое производно от теоретического д) эмпирическое связано с теоретическим, но не производно от него
(Эталон: в; д)
6.35. ЭЛЕМЕНТЫ МЕТАТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ ПОЗНАНИЯ: а) парадигмы б) исследовательские программы в) научная картина мира г) идеалы и нормы познания д) неявное знание
(Эталон: а; б; в; г)
6.36. ПРИЗНАКИ НАУЧНОГО ФАКТА: а) методологическая контролируемость б) теоретическая значимость в) онтологическая универсальность г) чувственная достоверность
(Эталон: а; б; в)
6.37. «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ НАГРУЖЕННОСТЬ» ФАКТА ОЗНАЧАЕТ: а) его существенность б) представленность языком теории в) теоретическую осмысленность г) отсутствие самостоятельности
(Эталон: а; б; в)
6.38. ФАКТ ВЫСТУПАЕТ КАК ОСНОВАНИЕ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И _______. а) критерий истинности ее б) ее результат в) способ ее развития
(Эталон: б)
6.39. ПРОБЛЕМЫ БЫВАЮТ МНИМЫЕ И _______________. а) ложные б) недостоверные в) вненаучные г) действительные
(Эталон: г)
6.40. ПРИЗНАКИ АДЕКВАТНО СФОРМУЛИРОВАННОЙ НАУЧНОЙ ПРОБЛЕМЫ: а) четко отделять известное от неизвестного б) быть открытой концептуальной структурой в) быть разрешимой г) быть лаконичной
(Эталон: а; б; в)
6.41. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЭТАПОВ ПОСТАНОВКИ ПРОБЛЕМЫ: а) анализ проблемы б) предварительная постановка проблемы в) выдвижение проекта г) оценка проблемы
(Эталон: б; а; г; в)
6.42. НАУЧНАЯ ГИПОТЕЗА ЭТО: а) предположение б) форма выражения нового знания в) форма развития научного знания г) перенос истинности одного знания на другое
(Эталон: а; б; в)
6.43. ВИДЫ ГИПОТЕЗ: а) объяснительные б) методологические в) экстраполяционные г) эвристические
(Эталон: а; б; в)
6.44. ВИДЫ ГИПОТЕЗ: а) интерпретационные б) описательные в) систематизирующие г) конструктивные
(Эталон: а; б; в)
6.45. СООТВЕТСТВИЕ ФОРМЫ ТРЕБОВАНИЯ К НАУЧНОЙ ГИПОТЕЗЫ И КАЧЕСТВА ГИПОТЕЗ: а) логико-методологические требования 1) принципиальная проверяемость б) содержательные требования 2) связь с предшествующим знанием в) эвристические требования 3) непротиворечивость 4) независимость ее положений 5) общность применения 6) фундаментальность идеи 7) противоречивость
(Эталон: а – 3, 4; б – 1, 2; в – 5; 6)
6.46. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СТАДИЙ РАБОТЫ НАД ГИПОТЕЗОЙ: а) разработка гипотезы б) выдвижение гипотезы в) проверка гипотезы г) обнаружение проблемы
(Эталон: г; б; а; в)
6.47. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА СПОСОБСТВУЮЩИЕ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ПРИНЯТИЯ ГИПОТЕЗЫ: а) сложностями ее подтверждения б) сложностями опровержения в) свободой выбора альтернативных гипотез г) консерватизмом научного сообщества
(Эталон: а; б; в)
6.48. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ФОРМ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: а) теория б) гипотеза в) проблема г) научно-исследовательская программа
(Эталон: в; б; а; г)
6.49. КАЧЕСТВА НАУЧНОЙ ТЕОРИИ КАК ФОРМЫ ЗНАНИЯ: а) проблематична б) гипотетична в) обоснована г) систематична
(Эталон: а; б; в)
6.50. ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ: а) конститутивная функция б) общерационализирующая функция в) эвристическая функция г) прогностическая функция д) инструментальная функция
(Эталон: а; б)
6.51. КОНКРЕТНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ: а) объяснительная функция б) интерпретационная функция в) систематизирующая функция г) конститутивная функция д) эвристическая функция
(Эталон: а; б; в)
6.52. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ: а) эвристическая функция б) инструментальная функция в) проектирование г) конститутивная функция д) объяснительная функция
(Эталон: а; б)
6.53. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННАЯ ФУНКЦИЯ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ: а) конститутивная функция б) интерпретационная функция в) инструментальная функция г) проектирование д) прогностическая функция
(Эталон: г)
6.54. ВИДЫ НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ: а) дедуктивные б) индуктивные в) нарративные г) феноменологические д) экзистенциалистические
(Эталон: а; б; в; г)
6.55. СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ТЕОРИИ: а) предпосылочный контекст б) совокупность основных утверждений в) конкретизирующий контекст г) эвристический контекст д) эстетический контекст
(Эталон: а; б; в)
6.56. ЭЛЕМЕНТЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО И. ЛАКАТОСУ: а) «жесткого ядра» б) эвристики в) «защитного пояса» г) балласта д) парадигм
(Эталон: а; б; в)
6.57. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОЦЕССА СОЗДАНИЯ ТЕОРИИ: а) выдвижение теоретической схемы б) обнаружение научной проблемы в) конструктивная корректировка теоретической схемы г) схема специальной картины мира д) общественные потребности
(Эталон: д; б; а; в; г)
6.58. РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ СХЕМЫ ПРОХОДИТ СТАДИЮ ВЫДВИЖЕНИЯ СХЕМЫ В КАЧЕСТВЕ ГИПОТЕЗЫ И ________. а) опровержение ее б) обоснование ее в) принятие ее
(Эталон: б)
6.59. ФОРМЫ ЗНАНИЯ, ИГРАЮЩИЕ ОПРЕДЕЛЯЮЩУЮ МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ РОЛЬ, В ПРОЦЕССЕ ГЕНЕЗИСА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ СХЕМЫ: а) специальная картина мира б) «жизненный мир» в) философская картина мира г) эстетическая картина мира д) религиозная картина мира
(Эталон: а; в)
6.60. СТУПЕНИ ПРОВЕРКИ НАУЧНЫХ СИСТЕМ СОГЛАСНО М. БУНГЕ: а) интертеоретическая б) метатеоретическая в) эмпирическая г) философская д) практическая
(Эталон: а; б; в; г)
История и философия науки ---------------------------------------------------------------------------------------------------- Сибирский федеральный университет Устюгов В.А. Банк тестовых заданий 1.Предмет дисциплины «История и философия науки»
1.1 ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЮ «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ НАУКИ» РАЗРАБОТАЛ________. а) Аристотель б) Р. Бэкон в) Ф. Бэкон г) О. Конт
(Эталон: в)
1.2. ИСТОРИЯ НАУКИ КАК СПЕЦИАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА ВОЗНИКАЕТ: а) в 17 веке б) в 18 веке в) в 19 веке г) в 20 веке
(Эталон: в)
1.3. КОГДА ФИЛОСОФИЯ НАУКИ СФОРМИРОВАЛАСЬ В КАЧЕСТВЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ? а) в 17 веке б) в 18 веке в) в 19 веке г) в 20 веке
(Эталон: г)
1.4. УЧЕНИЕ О ПРИНЦИПАХ ПОСТРОЕНИЯ, ФОРМАХ И СПОСОБАХ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: а) логика науки б) методология науки в) науковедение г) история науки д) философия науки
(Эталон: б)
1.5. УЧЕНИЕ О ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОИЗВОДСТВУ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ, ОБУСЛОВЛЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫМ КОНТЕКСТОМ: а) логика науки б) методология науки в) науковедение г) история науки д) философия науки
(Эталон: д)
1.6. ТЕОРИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НАУЧНОГО ПРОГРЕССА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАУКИ РАЗРАБАТЫВАЕТ: а) логика науки б) методология науки в) науковедение г) история науки д) философия науки
(Эталон: в)
1.7. УЧЕНИЕ О ПРИНЦИПАХ ПОСТРОЕНИЯ, ФОРМАХ И СПОСОБАХ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: а) логика науки б) методология науки в) науковедение г) история науки д) философия науки
(Эталон: б)
1.8. НАПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ФОРМАЛИЗОВАННОГО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: а) логика науки б) методология науки в) науковедение г) история науки д) философия науки
(Эталон: а)
1.9. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ ЯВЛЯЕТСЯ ТЕОРИЕЙ И МЕТОДОЛОГИЕЙ ________________. а) логики науки б) эпистемологии в) науковедения г) истории науки
(Эталон: г)
1.10. КТО СВЯЗЫВАЛ ИЗУЧЕНИЕ НАУКИ С РЕКОНСТРУКЦИЕЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЙ, НЕПОСРЕДСТВЕННО ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ СТРУКТУРУ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ, ЕГО ХАРАКТЕР И НАПРАВЛЕНИЕ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ? а) А. Койре б) Э. Цильзель в) Дж. Бернал г) А.Р. Холл
(Эталон: б; в)
1.11. КТО СВЯЗЫВАЛ ИЗУЧЕНИЕ НАУКИ С РЕКОНСТРУКЦИЕЙ ОБЪЕКТИВНОЙ ЛОГИКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ, ЭВОЛЮЦИЕЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОГРАММ? а) А. Койре б) Э. Цильзель в) Дж. Бернал г) А.Р. Холл
(Эталон: а; г)
1.12. ЧТО МОЖНО ОТНЕСТИ К ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ ЗНАЧЕНИЮ ИСТОРИИ НАУКИ: а) понимание относительности научных знаний б) понимание того, что поиск истины сопровождается ошибками и заблуждениями в) понимание объективной логики развития науки г) понимание научного познания как творческого процесса
(Эталон: а; б; г)
1.13. ВОПРОСЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЯ, А ТАКЖЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ИНДУКТИВНО-ЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ ОПЫТНОГО ПОЗНАНИЯ ИССЛЕДОВАЛ: а) позитивизм б) эмпириокритицизм в) неопозитивизм г) постпозитивизм
(Эталон: а)
1.14. ЯЗЫК НАУКИ ИССЛЕДОВАЛ: а) позитивизм б) эмпириокритицизм в) неопозитивизм г) постпозитивизм
(Эталон: в)
1.15. ИСТОРИЧЕСКУЮ ДИНАМИКУ ЗНАНИЯ, СОЦИОКУЛЬТУРНУЮ ДЕТЕРМИНАЦИЮ ПОЗНАНИЯ ИССЛЕДОВАЛ: а) позитивизм б) эмпириокритицизм в) неопозитивизм г) постпозитивизм
(Эталон: г)
1.16. НАУЧНОЕ МЫШЛЕНИЕ, МЕХАНИЗМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЗНАНИЯ ИССЛЕДОВАЛ: а) позитивизм б) эмпириокритицизм в) неопозитивизм г) постпозитивизм
(Эталон: б)
1.17. ВОПРОС О СООТНОШЕНИИ ФИЛОСОФИИ И ИСТОРИИ НАУКИ БЫЛ АКТУАЛЕН ДЛЯ ____________. а) позитивизма б) эмпириокритицизма в) неопозитивизма г) постпозитивизма
(Эталон: г)
1.18. ИДЕЯ РЕЛЯТИВНОСТИ НОРМ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВЯЗАНА С ИМЕНЕМ: а) О. Конта б) Т.Куна в) И. Канта г) П. Фейерабенда
(Эталон: б; г)
1.19. КАКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ XX ВЕКА ОКАЗАЛИ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТЕ ФИЛОСОФИИ НАУКИ: а) феноменология б) неокантианство в) марксизм г) экзистенциализм
(Эталон: а; б; в)
1.20. ЧТО ИССЛЕДУЕТ СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ НАУКИ? а) логическое строение системы научного знания б) мировоззренческие и социальные проблемы науки в) соотношение науки и иных форм рациональности г) социальную детерминацию научного знания д) проблему демаркации
(Эталон: б; в; г) Наука как деятельность, система знания и социальный институт. Место и роль науки в развитии культуры и цивилизации. 2.1 СЛОВО «НАУКА» БУКВАЛЬНО ОЗНАЧАЕТ… а) знание б) познание в) опыт г) урок д) наставление
(Эталон: а)
2.2. ПРИЗНАКИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: а) системность б) интерсубъективность в) уникальность г) доказательность д) самоочевидность
(Эталон: б; г)
2.3. ТЕМПЫ РОСТА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: а) арифметическая прогрессия б) геометрическая прогрессия в) удваивается каждые 100 лет г) удваивается каждые 50 лет д) удваивается каждые 10-15 лет
(Эталон: б; д)
2.4. КУМУЛЯТИВНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: а) отрицает революционный характер развития науки б) отрицает истинность научного знания в) понимает науку как систему знания г) понимает науку как социальный институт д) разрабатывается в 17 веке
(Эталон: а; в; д)
2.5. ФИЛОСОФЫ, ОТРИЦАЮЩИЕ КУМУЛЯТИВНУЮ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: а) отрицают объективно-истинное содержание научного знания б) утверждают объективно-истинное содержание научного знания в) утверждают ценностный характер научного знания г) отрицают ценностный характер научного знания д) отождествляют научное знание с идеологией
(Эталон: а; в; д)
2.6. КУМУЛЯТИВНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: а) господствует в классической эпистемологии 17 – 19 веков б) господствует в современной эпистемологии 20 -21 веков в) развивается в учениях неопозитивизма г) отвергается в учениях постпозитивизма д) отвергается в современной эпистемологии 20 -21 веков
(Эталон: а; в; г; д)
2.7. КОМПОНЕНТЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: а) теория б) факты в) научная картина мира г) идеалы и нормы науки д) верования ученых
(Эталон: а; б; в; г)
2.8. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПОЗНАНИЯ СИСТЕМНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: а) историческое развитие научного знания б) рефлексивные связи в научном знании в) рост научного знания г) саморегуляция научного знания
(Эталон: в; б; г; а)
2.9. СООТВЕТСТВИЕ ПРИЗНАКОВ ФОРМАМ ЗНАНИЯ: а) системность 1) научное знание б) доказательность 2) рецептурное знание в) самоочевидность 3) интуитивное знание г) наглядность 4) неявное знание 5) обыденно-эмпирическое знание
(Эталон: а - 2; б - 1; в - 3; г - 5)
2.10. ИДЕАЛ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ ДЛИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ ОПРЕДЕЛЯЛА МАТЕМАТИКА, В ДАЛЬНЕЙШЕМ ОН БЫЛ ВЫТЕСНЕН ________. а) механикой б) физикой в) химией г) биологией
(Эталон: б)
2.11. ПОНИМАНИЕ НАУКИ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОРМИРУЕТСЯ В… а) английской эмпирической философии 17-18 веков б) классической немецкой философии в) античной философии г) философии позитивизма
(Эталон: б)
2.12. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕСТЬ РЕЗУЛЬТАТ… а) реализации исследовательского замысла б) общественного разделения труда в) применения математики в познании г) применения экспериментального метода в познании
(Эталон: б)
2.13. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭТО: а) материальная деятельность б) духовная деятельность в) духовно-практическая деятельность г) всеобщий труд
(Эталон: в; г)
2.14. ПРОДУКТОМ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЮТСЯ: а) объективно-истинное знание б) субъект познания в) идеалы и нормы познания
(Эталон: а; б)
2.15. НОВОЕ ЗНАНИЕ В НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЗНИКАЕТ БЛАГОДАРЯ: а) умению делать дедуктивные выводы б) продуктивному воображению в) аналитическим способностям ума г) озарению и интуиции д) интеллектуальному синтезу
(Эталон: б; г; д)
2.16. РАЗВИТИЮ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОСОБСТВУЮТ: а) состояние техники б) количество гениев в) потребности производства г) географических и климатических условий д) отделение и обособление ее от материального производства
(Эталон: а; в; д)
2.17. ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА: а) отделяет теоретическую деятельность от эмпирической б) проникает в теоретическую деятельность в) отделяет гуманитарное познание от естественнонаучного г) отделяет научное познание от производства материальных благ
(Эталон: а; в; г)
2.18. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: а) естествознание б) технические науки в) кибернетика г) математика
(Эталон: г; а; б; в)
2.19. СООТВЕТСТВИЕ ВИДА НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕНИ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ: а) естествознание 1) 6 в. до н. э. б) технические науки 2) 17 в. в) математика 3) 18 в. г) кибернетика 4) 19 в. 5) 20 в.
(Эталон: а - 2; б – 3; в – 1; г – 5)
2.20. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ОПИСАНИЕ, ОБЪЯСНЕНИЕ И _______ … ФАКТОВ. а) систематизацию б) опровержение в) предсказание г) проверку
(Эталон: в)
2.21. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ НЕВОЗМОЖНО БЕЗ… а) разделения научной деятельности б) кооперации научной деятельности в) индивидуального поиска
(Эталон: б)
2.22. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУСЛОВЛИВАЕТСЯ… а) непосредственной кооперацией исследователей б) кооперацией исследователей опосредованной коммуникацией в) частью кооперацией современников, частью использованием труда предшественников
(Эталон: в)
2.23. НАУКА, КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ СИСТЕМА НОРМ И ЦЕННОСТЕЙ, ИССЛЕДОВАЛАСЬ… а) К. Марксом б) Дж. Берналом в) Р. Мертоном г) М. Малкеем
(Эталон: в)
2.24. «РЕСПУБЛИКА УЧЕНЫХ» - ЭТО: а) интеллектуальное подчинение в процессе исследования б) минимальная формальная организация в) междисциплинарная кооперация исследований г) свободное взаимодействие внутри относительно закрытого сообщества
(Эталон: б; г)
2.25. «ЭТОС НАУКИ», СОГЛАСНО МЕРТОНУ: а) зависит от социально-культурных факторов б) меняется только в эпоху научной революции в) не меняется на протяжении всей истории науки в) обеспечивает существование науки как таковой
(Эталон: в; в)
2.26. «ЭТОС НАУКИ» Р. МЕРТОНА ВКЛЮЧАЕТ: а) универсализм б) здравый смысл в) коллективизм г) карьерный рост д) организованный скептицизм
(Эталон: а; в; д)
2.27. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК В НАУКЕ, СОГЛАСНО СОЦИОЛОГАМ-ФЕНОМЕНОЛОГАМ, ФОРМИРУЕТСЯ: а) как продукт общей схемы интерпретации исследовательского поведения б) в процессе «опривычивания» собственных и чужых действий в) благодаря парадигме г) в процессе типизации собственных и чужых действий
(Эталон: а; б; г)
2.28. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ВЗГЛЯДОВ НА НАУКУ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ: а) социология науки Р.Мертона б) марксистская социология науки в) когнитивная социология науки г) социология Мангейма
(Эталон: г; б; а; в)
2.29. СООТВЕТСТВИЕ ПОНИМАНИЙ НАУКИ ВРЕМЕННЫМ ПЕРИОДАМ: а) наука как социальный институт 1) античность б) наука как деятельность 2) 16-17 века в) наука как система знания 3) 18-19 века г) наука как вид духовного производства 4) 19 век 5) 20 век
(Эталон: а – 5; б – 3; в – 1; г – 4)
2.30. ТЕРМИН «НЕЗРИМЫЙ КОЛЛЕДЖ» БЫЛ ВПЕРВЫЕ ВВЕДЕН Р. БОЙЛЕМ, А В ДАЛЬНЕЙШЕМ РЕАНИМИРОВАН _______. а) К. Марксом б) И. Ньютоном в) Д. Прайсом г) А. Энштейном
(Эталон: в)
2.31. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ НАУКИ В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ОСОБЕННО ВАЖНА В ЧАСТИ… а) описания фактов б) предсказания фактов в) объяснения фактов г) опровержения фактов
(Эталон: б)
2.32. РОЛЬ НАУКИ В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ… а) познавательной функцией б) образовательно-воспитательной функцией в) мировоззренческой функцией г) практически-действенной функцией
(Эталон: г)
2.33. ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ ТЕХНОГЕННОГО ТИПА ЯВЛЯЕТСЯ… а) Древняя Индия б) Древняя Греция в) Древний Египет г) Древний Китай д) государства мусульманского Востока
(Эталон: б)
2.34. ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ТЕХНОГЕННОГО ТИПА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ: а) за счет расширения культурных зон б) благодаря приоритету инновации в) благодаря приоритету традиции г) за счет преобразования основ жизнедеятельности
(Эталон: б; г)
2.35. ПРОГРЕССИВНОЕ РАЗВИТИЕ НАУКИ: а) зависит от типа цивилизационного развития б) зависит от географических условий в) наблюдается в техногенной цивилизации г) наблюдается в цивилизации традиционного типа
(Эталон: а)
2.36. ФУНКЦИИ НАУКИ В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: а) познавательная б) аксиологическая в) мировоззренческая г) компенсаторная д) практически-действенная
(Эталон: а; в; д)
2.37. ПОСЛЕДСТВИЯ ПРЕВРАЩЕНИЯ НАУКИ В ПРОИЗВОДИТЕЛЬНУЮ СИЛУ ОБЩЕСТВА: а) усовершенствование методов производства б) поиск и использование новых источников энергии в) увеличение числа предприятий г) сокращение необходимого рабочего времени в производстве д) усовершенствование транспорта и средств связи
(Эталон: а; б; г; д)
2.38. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ НАУКИ: а) практически-действенная функция б) образовательно-воспитательная функция в) мировоззренческая функция г) познавательная функция (Эталон: г; в; б; а)
2.39. СООТВЕТСТВИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ НАУКИ В КУЛЬТУРЕ ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ВРЕМЕННЫМ ПЕРИОДАМ: а) практически-действенная функция 1) античность б) образовательно-воспитательная функция 2) средневековье в) мировоззренческая функция 3) 17 - 18 век г) познавательная функция 4) 18 век 5) 19 - 20 век
(Эталон: а – 5; б – 4; в - 3; г – 1)
2.40. ПРИМЕНЕНИЕ НАУКИ СОКРАЩАЕТ НЕОБХОДИМОЕ РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ, И УВЕЛИЧИВАЕТ ______. а) производительность труда б) свободное времени в) научную оснащенность производства г) темпы развития производства
(Эталон: б)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 3802; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.60.175 (0.013 с.) |