Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Способы практического воспитанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В современной школе увеличивается использование словесных методов, и это критикуется уже годами. Необходимо отдавать предпочтение занятиям, которые ведутся не на слух, а путем проведения опыта. Нельзя сказать, что педагоги не осуждали переизбыток использования данного метода, но все же практика брала свое. Суть практического воспитания заключается в личностно-социально-деятельном подходе. Нельзя создать такую среду без участия коллектива, она создается только при помощи активности самих воспитанников. При моделировании педагогической воспитательной системы в группе необходимо как можно ближе ее сталкивать с действительностью, с окружающей средой. Еще А.С. Макаренко говорил, что лучшая педагогика – это та, которая повторяет окружающий мир и направляет свою деятельность на его улучшение. Можно выделить эффективные формы и методы практического воспитания, в их числе следующие: – социально-педагогические (средовые) и деятель-ностные методы; – метод использования воспитательного потенциала текущих жизненных, учебных и профессиональных ситуаций. Если воспитатель убеждает, навязывает свое мнение, то не значит, что он поступает педагогически правильно. Для того чтобы метод был педагогическим, необходимо, чтобы он отвечал следующим требованиям: воспитанник должен уметь внутренне поставить себя в данную ситуацию, отчетливо осознавать воспитательный результат, активизировать в своем сознании педагогическую установку, подбирать педагогические средства и приемы для выполнения условий ситуации; – методы и приемы воспитывающего обучения. Трудно переоценить значение эффективного использования воспитательных возможностей образовательного процесса хотя бы потому, что обучающиеся включены в него по 4–8 часов в день; – метод ситуативного нравственного выбора. Когда воспитатель использует данный метод, он особое значение должен уделять нравственному анализу и решению жизненных и профессиональных ситуаций; – метод «Я сам». Это метод активизации саморефлексии, правильной самооценки, стимулирования на этой основе соответствующей привычки и побуждений к цивилизованному самовоспитанию и самообразованию учащихся, родителей, профессионала, руководителя. Применение этого метода сопряжено с использованием учебной книжки-памятки по самосовершенствованию для самооценки в трех вариантах: своего поведения, своих достижений, своих качеств; – педагогическая система воспитания в коллективе и через коллектив. Основателем данного метода является А.С. Макаренко, он основан на использовании, помимо традиционного метода работы с коллективом, еще работы в совместной деятельности; – педагогическая программа профессионально-личностного становления обучающихся в общественно-производственной практике; – программа экономического воспитания обучающихся в специально организованной хозяйственной деятельности. Данная программа основана на зарубежном опыте. За рубежом активно используется программа, предусматривающая зарабатывание денег для дальнейшего продолжения обучения и удовлетворения своих потребностей.
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
Существует несколько видов воспитания, одним из них является нравственное. Нравственность – это сфера жизни общества и поведения людей, которая характеризует практическое воплощение в них идеалов человечности, духовности, справедливости, добра, порядочности, чести, совести, долга, ответственности и т. д. Нравственность является проявлением нравственного сознания народа и граждан, их нравственного воспитания. Под моральными нормами понимаются неписаные нормы, высоко ценимые людьми, поэтому они не по принуждению, а по потребности следуют им. Человека называют нравственно воспитанным, если он везде и всегда следует идеалам и нормам, защищает добро и справедливость, борется со злом и несправедливостью. Нравственность ценилась во все времена. Ведущую роль пересмотра отношений к нравственному воспитанию и его осуществлению могут и должны играть образовательные учреждения и педагогическая наука. В этом их долг – выполнять опережающую функцию в подготовке нового поколения, свободного от недостатков прошлых и живущих поколений и способного продвигать страну и жизнь в ней по пути прогресса. Все более усиливающееся нравственное влияние на детей оказывают компьютер и виртуальный мир (Интернет). Конечно, Всемирная сеть приносит много пользы в развитии и воспитании детей, но также и является в некоторых случаях губительной. Для того чтобы глобальная сеть не стала губительной для нравственного воспитания, необходимо: – с повышенным вниманием относиться к новому явлению в жизни детей и взрослых, понять, что человечество обречено жить в двух параллельных мирах; – осознать, что жизнедеятельность в гиперпространстве подобна жизнедеятельности в реальном мире, с детского возраста необходимо учить жить в виртуальном мире как в обычном, т. е. нравственно и безопасно; – необходимо поставить общение с виртуальным миром на научную основу, т. е. разработать нравственные правила для граждан виртуального мира; – педагогические исследования проблемы влияния виртуального мира на детей, молодежь и взрослых; – отдавать себе отчет в том, что взаимоотношения с виртуальным миром открывают перед человеком новые возможности, но могут принести огромный вред; – ввести в образовательных учреждениях курс «Мораль и этика в виртуальном мире». В современном обществе всем педагогам необходимо вносить свой вклад в нравственное воспитание, овладевать его методикой и совершенствовать ее. Для этого необходимо на занятиях уместно уделять внимание следующему: – пробуждение нравственного сознания; – диалогичность, обмен мнениями, суждениями, оценками; – искренность и правдивость в обсуждении проблем жизни и образования; – недопустимость формализации и скуки; – аргументирование обоснования дискуссионных вопросов; – обсуждение путей повышения личной нравственной воспитанности; – обсуждение и подчеркивание значимости морально-психологического климата и взаимоотношений в группе; – коллективные отношения – упражнения в разработке моральных правил различных поступков и профессиональных действий.
ДРУГИЕ ВИДЫ ВОСПИТАНИЯ
Все виды воспитания имеют свои задачи и цели, но все они вносят вклад в нравственное воспитание. Все виды воспитания всегда должны идти «рука об руку» для успешного процесса воспитания. Рассмотрим несколько видов воспитания. Гражданское воспитание. Его целью является помощь человеку в его жизненной и профессиональной позиции по отношению к российскому обществу и государству, в его проблемах, подготовке его к личному участию в решении. Его осуществление начинается с общественно-государственного информирования людей, постоянных разъяснений им сегодняшнего состояния, проблем и решений государства, которые должны быть известны им и по возможности поняты, внутренне приняты и одобрены. Второе направление – специальные государственно-воспитывающие меры, к которым относятся учебные дисциплины, курсы, телепрограммы, информация и пропаганда. Третье направление – это воспитательная работа с торжественно-государственной символикой, к которой относятся флаг, герб, гимн, государственные праздники, торжественные даты и т. д. Необходимо дать разъяснения по ним, воспитывать уважение к ним и тем ценностям, которые они представляют. Патриотическое воспитание заключается в формировании гражданина-патриота, который любит свою страну, ее народ, историю, культуру, язык, природу, стремится быть верным и достойным их, данное стремление заключается в охране и укреплении их, а при необходимости и защите с оружием в руках. Патриотическое воспитание предполагает воспитание в духе взаимопонимания, дружбы среди народов, культуры межнациональных отношений, устойчивой терпимости и уважения к культурам других народов. Демократическое и правовое воспитание – виды, связанные с идеологией демократии. Это воспитание заключается в формировании правовоспи-танности граждан, обеспечивающей безупречное личное соблюдение законов, а в более совершенной форме – помощь другим гражданам и правоохранительным органам в борьбе с преступностью. Трудовое воспитание преследует цель формирования у человека потребности к труду, стремления к приобретению и непрерывному повышению профессионализма, усвоение им ценностей честного, добросовестного и нравственного труда, понимания важности и необходимости самореализации и самоутверждения себя в труде, обретения с его помощью независимости и самодостаточности в жизни. Физическое воспитание является непременной частью воспитания. Занятие физической культурой можно отнести к физическому воспитанию только в том случае, если у занимающихся формируется потребность и установка на укрепление и сохранение физического здоровья, здоровый образ жизни, отвержение вредных для здоровья привычек и т. д. Исследования по педагогике физической культуры показали, что при регулярных занятиях спортом совершенствуется не только тело, но и духовная сфера человека, при этом воспитывая в нем настойчивость, упорство, волю, организованность в жизни, стремление и умение идти к намеченной цели, достигая ее упорным трудом и требовательностью к себе и т. д.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ
Образованностью называется характеристика высокого уровня гармоничной педагогической сфор-мированности человека и общности, основанной на обладании научным пониманием мира и себя в нем. Специфическая составляющая образования заключается в том, чем оно дополняет воспитание, обучение и развитие, т. е. просвещенность, вооруженность человека фундаментальными знаниями, просветленность его сознания научными знаниями о мире, жизни и себе. Образование – это система целенаправленной, широкой, общедоступной социальной и педагогической помощи государства и общества всем гражданам в обретении и повышении ими своей образованности на основе научного просвещения с одновременным повышением воспитанности, обученности и развитости в разные периоды жизни. Реформы в России делают повышенно актуальной задачу построения личностно-формирующего образования. Для образования это не только его главная задача, но и важнейшее условие успешного осуществления. К насущным проблемам образования относится проблема достижения его цели. Эта проблема вызвана кризисным явлением в мире и Российском государстве, связанным с падением духовности, нравственности, безопасности, социальной и правовой незащищенностью человека, распространением жестокости, насилия, разрушающего все, эгоизмом, индивидуализмом, безответственным либерализмом и пр. Деятельность образовательного учреждения – школы, лицея, колледжа, училища, института, академии, университета – можно сравнить с производственной организацией, в которую поступает сырье, полуфабрикат, а выпускается готовая продукция. В образовательные учреждения «входят» обычные подростки, а выпускаются сложившиеся профессионалы-личности. Все вышесказанное свидетельствует о том, что существенным признаком образовательного учреждения является «педагогическое производство», педагогическое учреждение, функционирование которого приоритетно строится на педагогическом опыте, педагогических и психолого-педагогических технологиях, рекомендациях педагогической науки, педагогических критериях и специалистами-педагогами. Образовательный процесс в таком учреждении по своему предназначению, по существу – педагогический процесс, образовательно-педагогический. Это означает, что: – педагогический подход к образованию и его построению соответствует его сущности, принципиально качественному отличию от других и должен занимать главенствующее значение в его построении и оптимизации; – эффективность функционирования системы и педагогического процесса в образовании заключается в их педагогической целостности, в наполнении взаимодействующими образовательными, воспитывающими, обучающими и развивающими подсистемами и компонентами. Это относится не только ко всему образовательному учреждению, но к деятельности каждого класса, цикла, факультета, кафедры, учителя, преподавателя, изучению учебной дисциплины, учению учащегося, студента, слушателя. Отсутствие или слабость педагогической целостности является изначальным пороком и причиной серьезных недостатков в подготовке молодых граждан и профессионалов.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНЕ
Федеральные законы Российской Федерации 1996 г. «Об образовании» и «О высшем послевузовском профессиональном образовании» провозгласили и нормативно закрепили принципы государственной политики в области образования: гуманности, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, общедоступности и светского характера образования, свободы и плюрализма, демократичности, государственно-общественного характера управления и автономности образовательного учреждения. В законодательстве определяются приоритеты, которые по содержанию совпадают с идеями личност-но-формирующей концепции: – проведение образования в интересах человека, общества и государства; – обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, свобода и плюрализм в образовании, учет разнообразия мировоззренческих подходов; – приоритет свободного развития личности, права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, общечеловеческих ценностей; – формирование личности, интегрированной в национальную и мировую культуру, в современное общество и нацеленной на совершенствование общества; – создание общей культуры личности, которая должна удовлетворять потребностям личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, формированиеу обучаемых гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; – светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Из вышесказанного можно сделать вывод, что основополагающие принципы и приоритеты ориентированы на подготовку не узкого специалиста, а цивилизованной, культурной, социально, демократично и нравственно зрелой личности. Рассмотрим основные определения содержания образования: – единый государственный образовательный стандарт; – право образовательных учреждений самостоятельно определять содержание учебных курсов в соответствии с государственным образовательным стандартом; – требование обеспечить с помощью содержания образования общую и профессиональную культуру общества; – существование элективных курсов и права обучаемых выбирать их. Система образования должна включать в себя: – преемственные ступени и уровни непрерывного образования; – сеть образовательных учреждений (как государственных, так и негосударственных), которые решают задачи образования на разных уровнях и ступенях; – государственные стандарты и соответствующие программы образования по уровням, ступеням и направлениям подготовки специалистов; – методические системы образования; – различные виды обеспечения образования; – органы управления деятельностью образовательныхучреждений. Существующее образование делится на дошкольное, основное школьное, среднее, высшее. Ниже приведена система профессионального образования: – начальное профессиональное образование; – среднее профессиональное образование; – высшее профессиональное образование; – послевузовское образование. Образование функционирует в виде систем разного масштаба: федеральное, ведомственное, муниципальное, в отдельном образовательном учреждении. Соответственно различаются и учреждения, к которым добавляются и негосударственные.
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ДИДАКТИКЕ
Теория обучения – первая из теорий, с которых начинается педагогика. Ее принято называть дидактикой, что в переводе с греческого обозначает «поучающий, относящийся к учению». Впервые этот термин применил голландец Ф. Ратке (1571–1635), а теоретически раскрыл его смысл Я.А. Комен-ский. В России активно работал над этот системой К.Д. Ушинский, а в последние полстолетия значительный вклад в нее внесли Б.П. Есипов, И.Т. Огородников, Л.В. Занков, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, Ш.И. Ганелин, Ю.К. Бабанский, Ш.А. Амонашвили и многие другие. Качественное своеобразие обучения выявляется при сопоставлении его с воспитанием, образованием и развитием. Обучение по своей специфике есть формирование у обучающихся знаний, навыков и умений. Результат его – соответствующая обучен-ность личности, группы людей. Но обучение может и должно иметь воспитывающий, развивающий, а когда возможно, и образовательный характер. Образовательно-ориентированное обучение предполагает фундаментальность, научное просвещение, но это не обязательно во многих случаях профессиональное обучение на производстве, в учреждениях, воинских частях, практических органах внутренних дел и т. д. Обучающемуся необходимо постоянно помнить, что одной обученности человеку мало для того, чтобы реализовать ее на практике, так как человек делает что-либо, когда он: Знает + умеет + способен + хочет. В разных видах обучения его воспитательно-образовательно-развивающая составляющая представлена неодинаково, но преподаватель, руководитель занятий обязан постоянно конструировать ее. Базовыми понятиями дидактики являются: знания, умения, навыки. Знания – это сведения об окружающем мире, себе, деятельности, ставшие достоянием сознания человека. Они представлены в категориях, понятиях, терминах, сведениях, рекомендациях, инструкциях, т. е. их системах. Опираясь на знания, человек понимает окружающее и себя в нем, разбирается в ситуациях, обстановке, проблемах, предвидит и планирует свои действия и поступки, готовит и принимает решения, избирает пути и способы выполнения, контролирует и оценивает их. Навык – это автоматизированный способ выполнения какого-либо действия, многократно выполняющегося стандартно в стандартных условиях, обеспечивающий его высокую эффективность в них. Свойства навыков – это энергичность действий, скорость, точность, экономичность, стереотипность, консервативность, надежность, высокая успешность. Умение – это освоенный человеком комплексный способ гибкого и успешного выполнения какого-то действия в нестандартных, необычных, разнообразных ситуациях. В умении есть элементы автоматизма, но в целом оно всегда осуществляется осознанно, при активном участии мышления, привлечении к размышлениям имеющихся знаний, постоянном умственном контроле и оценках происходящего в данной ситуации. Таким образом, дидактика – это отрасль научной дисциплины педагогики. Дидактика направлена на формирование знаний, умений, навыков, необходимых для существования человека в современном обществе. Базовыми понятиями дидактики являются обучение и содержание образования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 719; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.7.116 (0.009 с.) |