Внешняя политика Российского государства при Петре I 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешняя политика Российского государства при Петре I



Внешняя политика Российского государства при Петре I находилась в ведении Посольского приказа, созданного еще в 1549 году. Это было сложное по структуре ведомство, занимавшееся не только делами собственно внешней политики (отношения с иноземными державами), но и вопросами управления отдельными российскими территориями. До начала XVIII века существовали лишь две постоянные миссии России – в Швеции и Польше, то есть в двух важнейших соседних государствах. С 1700 до 1717 года (когда Посольский приказ был преобразован в Коллегию иностранных дел) главным внешнеполитическим органом была Посольская канцелярия, которая практически всегда находилась при императоре и напоминала Походную внешнеполитическую канцелярию Карла XII. Посольскую канцелярию возглавлял граф Ф.А. Головин, а затем Г.И. Головкин. Характерной чертой внешнеполитического ведомства России было то, что сюда всегда привлекались для работы наиболее выдающиеся и талантливые личности. За первую четверть XVIII века были открыты постоянные дипломатические представительства во всех великих державах того времени – Австрии, Турции, Швеции, Великобритании, Франции, Дании. В дипломатии Россия оказалась на должной высоте, и это во многом явилось основой военных успехов Петра I.

Основные направления внешней политики. (См. историческую карту «Россия с конца XVII по 60-е годы XVIII века» и схему «Основные направления внешней политики Петра I».) России в конце XVII – начале XVIII века определялись необходимостью получить доступ к морям: к Балтийскому – западное, к Черному – южное и к Каспийскому – восточное направления. В 1695 году молодой царь Петр предпринял поход на Азов, турецко-татарскую крепость в устье Дона. Именно здесь началась военная «карьера» бомбардира Петра Алексеевича, который принял участие в обстреле крепости и позднее писал: «Зачал служить с первого Азовского похода бомбардиром». Летом русские войска осадили Азов. Однако отсутствие у русских флота позволяло туркам беспрепятственно получать подкрепление и продовольствие морем. Предприняв два неудачных штурма, русское войско вынуждено было отступить.

Зимой того же года началась подготовка второго азовского похода, который оказался более удачным. Благодаря построенному за несколько месяцев флоту Петр смог блокировать Азов с моря. Успешными действиями бомбардиров была разрушена часть крепости, и турки без боя сдались 18 июля 1696 года. Россия получила доступ к Азовскому морю, однако выход на Черное море был закрыт Керченским проливом, который по-прежнему находился в руках Турции. Дальнейшая борьба с Турецкой империей была невозможной без союзников, найти которых Петру не удалось. В ходе Великого посольства 1697 – 1698 годов царь познакомился поближе с расстановкой политических сил в Европе, которая способствовала созданию антишведского союза. В Северный союз кроме России вошли Дания и Польско-Саксонское королевство (Август II являлся одновременно королем польским и курфюрстом саксонским). Дания мечтала вернуть отторгнутые Швецией области, а Август II надеялся упрочить свою власть в Речи Посполитой, присоединив Лифляндию.

В 1699 году, когда Август II начал военные действия, русские дипломаты активно вели мирные переговоры с Турцией, а царь Петр занимался устройством армии.

Русские вооруженные силы в это время насчитывали 600 тысяч человек. Военная реформа еще только начиналась. Вновь сформированные полки состояли в основном из необученных солдат, которые были плохо одеты и вооружены. Большую часть высших и значительную часть средних командных должностей занимали иностранцы, которые были незнакомы не только с русскими обычаями и традициями, но нередко и с языком. Как только Петр I получил известие о подписании мирного договора с Турцией, он начал активные действия против Швеции. Началась Северная война (1700 - 1721 гг.), которая завершилась подписанием Ништадтского мира. Была решена важнейшая задача внешней политики России, поставленная ещё в XVI – XVII веках, – был обретен выход к Балтийскому морю. Россия получила ряд первоклассных портов и благоприятные условия для торговых отношений с Западной Европой.

В 1721 году Петра I провозгласили императором. Отныне русское государство стало именоваться Российской Империей. В то время, когда шла Северная война, Турция, поощряемая Карлом XII объявила войну России, которая закончилась неудачей для русской армии. Все приобретенные по Константинопольскому мирному договору территории Россия потеряла.

Важным внешнеполитическим мероприятием последних лет правления Петра Великого стал поход 1722 – 1723 годов в Закавказье. Воспользовавшись внутриполитическим кризисом в Иране, Россия активизировала свои действия в этом регионе. В результате похода 1722 года на Кавказ и Иран Россия получила западный берег Каспийского моря с Баку, Рештом, Астрабадом. Дальнейшее продвижение в Закавказье было невозможным из-за вступления в войну Турции. Каспийский поход сыграл положительную роль в деле укрепления дружественных связей и сотрудничества между Россией и народами Закавказья против турецкой агрессии. В 1724 году султан заключил мир с Россией, признав территориальные приобретения в ходе Каспийского похода. Россия со своей стороны признала права Турции на западное Закавказье.

Таким образом, в первой четверти XVIII века была решена одна из главных внешнеполитических задач России. Россия получила выход в Балтийское море и стала мировой державой.

Российская Империя — историческое российское государство с провозглашения Петром Великим империи в 1721 г. до революции 1917 г. Все правители России в этот период, включая последнего, носили титулы императоров и императриц.

Пётр Великий провозгласил Россию империей по целому ряду причин — и в знак реального роста могущества государства после победы в Северной Войне, и с целью уравнивания своего статуса с европейскими монархами. В отличие от империй Европы, Российская империя имела мало заморских владений (в разное время она владела Аляской, фортами в Калифорнии и на Гавайях), то есть была теллуро-, а не талассократией.

Российская империя активно участвовала в завоевательных войнах: в русско-турецких войнах XVII-XIX веков и войнах с Персией (в результате которых были завоеваны Кавказ, Бессарабия, Крым), в разделах Польши (в результате трех разделов были приобретены большая часть Западной Украины, Беларусь, Литва, центральная Польша), войнах против горцев Кавказа и жителей Средней Азии. Российская империя участвовала в двух основных войнах, в ходе которых противник значительно продвинулся вглубь территории государства, Отечественной войне 1812 года и Первой мировой войне. В конце XIX века Российская империя входит в состав Антанты, начинается противостояние с Германской империей и Австро-Венгрией.

Российская империя проводила активную политику поддержки государственной религии (православия) и ассимиляции нерусских национальностей империи.

В феврале-марте 1917 года произошла Февральская революция, которая положила конец существованию Российской Империи. Поражение в Первой мировой войне и заключенный позже без участия России Версальский мир поставили крест на имперских амбициях России примерно на четверть века. На большей части территории образована Российская республика, которая просуществовала до октября 1917 года.

Столицей Российской империи был сначала Санкт-Петербург в 1721—1728 годах, потом Москва в 1728—1730 годах, затем снова Санкт-Петербург в 1730—1917 годах (в 1914 город был переименован в Петроград). Имелись все характерные черты имперской политики — регалии, завоевательные войны и неравенство центра и периферии (см. Черта оседлости). Некоторые заморские территории (см. Русская Америка) также имелись.

Все преобразования Петра I, независимо от времени их проведения, историки обычно делят на несколько видов: реформы органов власти и управления; преобразования в промышленности, торговле и финансах; военная реформа и перемены во внешней политике государства; реформы в области культуры и быта, церковная реформа.

Причины и особенности петровских преобразований

 

Характерной особенностью петровских преобразований было отсутствие у царя-инициатора реформ четкого общего плана замены старого московского строя новым. Не получивший систематического образования Петр скорее представлял, от чего он хочет уйти, нежели осознанно реализовывал некую новую идеологию. Необходимо помнить, что мощным катализатором реформ выступила внешняя политика - Азовские походы и, особенно, Северная война, быстро принявшая затяжной характер и оказавшаяся очень трудной и убыточной. В таких условиях государь не мог думать о каких-либо долгосрочных планах реформ. Его главной заботой было обеспечение русской армии возможностью продолжения борьбы со шведами. Под давлением военных нужд Петр, всецело занятый событиями на театре военных действий, спешно совершил ряд нововведений, которые разрушали по частям старые московские порядки, но еще не создавали никакой новой системы. Напротив, в управлении государством господствовал некоторый хаос, и чем дальше, тем 6олее он давал о себе знать. Не будет преувеличением сказать, что рассыпаться государственной машине в первые годы Северной войны не позволяла лишь железная воля царя. Поэтому после Полтавской победы и Прутского похода, когда военные действия стали менее напряженными, а настроение Петра более уверенным и спокойным, он принялся приводить в порядок все, что было ранее им сделано торопливо и по частям. В это только время, в последнее десятилетие жизни Петра (1715-1725 гг.), была достигнута некоторая стройность новой системы и налажен новый строй управления.

Необходимо отметить, что Петр не ставил целью проводить кардинальную перестройку России на европейский лад, заимствовать европейские политико-правовые нормы. Верховная самодержавная власть при Петре лишь окрепла по сравнению с XVII в. Положение сословий в государстве по существу не было изменено: они не получили новых прав и были оставлены при старых обязанностях. Управление по-прежнему было бюрократическим. Словом, тип государства, создававшийся до Петра, им не был изменен, и в этом отношении он не совершил никакой "революции сверху". Все его перемены имели своей целью лишь совершенствовать старый строй, с целью сделать Россию конкурентоспособной на международной арене. Единственной реформой означавшей резкий разрыв с прошлым можно считать упразднение патриаршества, после которого церковная жизнь была полностью подчинена государству.

Основные реформы

Положение сословий

 

Служилое сословие в Московской Руси состояло из "дворян московских" и "дворян городовых". Первые служили на высших придворных должностях, составляли правительственный класс и считали себя знатью. Вторые - городовые дворяне и дети боярские - были людьми "обычными", не родословными: они служили в городских конных ополчениях, составляли главное полевое войско Московского государства. Все служилые люди были обеспечены поместьями от государства и получали время от времени денежные пособия, а иногда и ежегодное жалованье. Меньшинство имело свои наследственные вотчины, что, однако, не мешало искать поместий в придачу к вотчине. К служилым людям причислялись и гарнизонные люди: служилые казаки, стрельцы, пушкари и т.п. Охраняя какой-либо город, эти люди жили в слободах под стенами своего города и вокруг этого же города имели общие пашни и угодья. В XVII столетии, подобно гарнизонному люду, в слободах устраивались регулярные полки. Эти новые войска "иноземного строя" пополнялись вербовкой или "прибором" в службу "гулящих людей». Все это застал в начале своего царствования Петр Великий. Борьба со шведами требовала создания большой регулярной армии, укомплектованной подготовленными офицерами. Соответственно, требовалось заставить дворян служить постоянно и, кроме того, учиться.

Петр постепенно перевел в регулярную службу всех дворян и служилых людей. Всякий служилый человек - от знатного московского дворянина до последнего пушкаря - одинаково записывался в службу и шел солдатом в регулярный полк или матросом во флот. Понимая, что в условиях военного времени многие дворяне, понимая неизбежность службы в принципе, будут стараться остаться в тылу, Петр допустил направление на гражданскую службу не более одной трети членов каждой дворянской фамилии.

Стремясь быстрее понудить дворян к переходу на регулярную службы, Петр ограничил их землевладельческие права и льготы. Так, им перестали давать поместья из казны при поступлении на службу, а вместо этого предоставляли денежное жалованье. Те же вотчины и поместья, какими дворяне уже владели, запрещено было дробить при передаче сыновьям законом о единонаследии (1714 года), гласившим, что дворянин может по завещанию передать свою землю одному из сыновей; если же завещания не окажется, то отцу наследует старший сын (этот закон иногда называется указом "о майорате"). Таким образом, всем остальным сыновьям не оставалось ничего иного, кроме как искать счастья и денег на государевой службе.

Так как служба для всех служилых людей стала одинакова (они служили поголовно и бессрочно, с нижних чинов), то все прежние разряды служилых людей Петром были соединены вместе, в одно сословие, которому было присвоено новое название шляхетства. Служилая знать по закону перестала на службе отличаться от "обычных людишек": все нижние чины - как знатные, так н незнатные, как из служилых семей, так и из простонародья - одинаково могли дослуживаться до высших чинов и занимать высшие должности. Порядок такой выслуги был точно определен "табелью о рангах" (1722). В этой табели все офицерские, канцелярские и высшие государственные должности были распределены на 14 классов, или "чинов" по их служебному старшинству и почету. Каждый, достигший должности низшего, 14 класса, получал дворянское достоинство и мог надеяться, по мере способности и усердия, занять высшую должность и перейти в высший класс. Так было окончательно покончено с психологией "местничества" и личные заслуги перед царем и империей восторжествовали над "породой». Наконец, для того, чтобы дворяне обязательно учились грамоте, цифири и геометрии, необученных Петр лишал права жениться (!) и получать первый офицерский чин, а значит, и делать дальнейшую карьеру.

Меры Петра относительно дворянства хотя и не отменяли привилегированного положения этого сословия, тем не менее сильно отягчало его существование. Понятно, что дворянство роптало и пробовало всячески облегчить свои тяготы. Петр жестоко карал всякие попытки дворян уклониться от службы; но он сделал людям высшего старого дворянства одну существенную уступку. Он позволил знатной молодежи, "отецким детям", поступать по преимуществу в его любимые "гвардейские" полки, Преображенский и Семеновский, которые стояли в новой столице - Санкт-Петербурге. В конце царствования Петра оба эти полка стали по составу сплошь дворянскими и в них целые сотни солдат носили княжеские фамилии. Вышло так, что старые "дворяне московские" как бы превратились в новое "гвардейство". Допустив такой аристократический подбор людей в гвардии, Петр сумел воспользоваться им: он на родовитых и богатых офицеров и даже на простых солдат гвардии возлагал разные, иногда очень важные, поручения по делам казенного хозяйства и таким образом создал себе из них удобных, ответственных чиновников.

Городское сословие ("посадские люди", "торговые люди ") до Петра представляло собою очень малочисленный и бедный класс. Городской жизни с ее торговым и промышленным оживлением почти не существовало в Московском государстве. Только некоторые северные города отличались многолюдством и зажиточностью. Остальные же имели одно лишь военно-административное значение. Только в 1649г. закон отделил горожан от прочей массы податного народа в особое сословие.

Между тем, Петр за границей видел богатые и оживленные города, веселую и культурную жизнь городского торгово-промышленного люда; знал, что городской торг и промысел считался на всем Западе главным источником народного богатства. (Эпоха Петра была временем полного расцвета протекционизма и меркантилизма в Европе). Возвращаясь в Россию, он поражался разительному контрасту. Петр всеми мерам хотел создать на Руси городской экономически сильный и деятельный класс. С этою целью он освобождал горожан от так называемых "верных" (присяжных) служб у товарных складов и торгово-промышленных операций и расширял городское самоуправление. В 1720 году был учрежден главный магистрат, которому Петр поручил заботы о городском сословии во всем государстве; а в следующем году главному магистрату дан был "регламент" (наказ), определивший общий порядок городского устройства и управления. Все города были разделены по числу жителей на классы. Жители городов делились на "регулярных" граждан и "нерегулярных" ("подлых") людей. Регулярные граждане составляли две "гильдии": в первую входили представители капитала и интеллигенции, во вторую - мелкие торговцы и ремесленники. Ремесленники делились на "цехи" по ремеслам. Нерегулярными людьми или "подлыми" (то есть низшими) назывались чернорабочие. Вводилось самоуправление - город управлялся "магистратом" из бургомистров, избираемых всеми регулярными гражданами. Кроме того, городские дела обсуждались на посадских сходах или советах из тех же регулярных граждан. Каждый город был подчинен главному магистрату, минуя всякое другое местное начальство.

Однако в тяжелых условиях Северной войны, когда на первой месте всегда стояли фискальные интересы казны, большинство этих благих начинаний так и осталось на бумаге. И после Петра русские города так и не стали зажиточными и самостоятельными.

Крестьянство при Петре пережило очень крупную реформу. Издавна прямая подать на Руси платилась с недвижимого имущества. Сначала брали ее с "паханой земли", которую исчисляли в сохах (особую податную единицу в несколько сот десятин земли); в XVII веке подати стали брать с "двора", т.е. с отдельного крестьянского хозяйства. Дабы ослабить податное бремя крестьяне или сокращали запашку, уменьшая площадь "паханой земли", или, позднее, сводили в один двор несколько крестьянских хозяйств. В разгар Северной войны Петр, заметив резкое сокращение численности податных дворов в стране, решил брать налог не с имуществ, а с самих людей. Таким образом, подворная подать была заменена подушной. 28 ноября 1718 г. вышел указ о переписи всего податного мужского населения. С 1722 г. началась проверка результатов той переписи - "ревизия". Она дала поразительный итог - было выявлено около 2 млн. душ мужского пола, не попавших в перепись. С тех пор и сами переписи стали называться ревизиями. Когда ревизия определила число плательщиков в 5 млн. чел., то был определен размер новой подати: 74 копейки в год с частновладельческих людей и несколько больше с крестьян казенных. В доходной части бюджета подушный налог составлял 54% всех доходов.

Подать эта считалась очень тяжелой всеми без исключения крестьянами, но для частновладельческих крестьян она имела и другие важные и неблагоприятные последствия.

Заметив, что задворные холопы (прислуга, челядь) ничем от крестьян не отличаются, правительство в конце XVII века стало брать подати и с них, хотя задворные люди крестьянами не значились. Велено было во время ревизии записать всех холопов в ревизские сказки и обложить их наравне с крестьянами. Это с течением времени привело к совершенному смешению крестьян с холопами. Так была подготовлена та форма крепостного права, которая в XVIII в. превратила крестьян в полных господских рабов.

В конце царствования Петра Великого очень многое изменилось в жизни сословий. Но государство продолжало смотреть на них так же, как смотрело ранее. Оно определяло их жизнь повинностью, а не правом. Всякий человек и всякая группа лиц жили не для себя, а "для государева и земского дела", должны были себя и имущество свое отдавать государству и быть его послушным орудием.
Введение рекрутских наборов

Петру Великому приписывается иногда создание в России регулярного войска. Однако это не совсем так, поскольку еще при царе Михаиле Федоровиче в Москве стали появляться регулярные полки иноземного строя. Потешные полки Петра в этом отношении не представляли собою особой новости. Тем не менее, петровская военная реформа действительно очень важна и велика. Она заключалась в полном упразднении войск старого типа, увеличении числа регулярных полков, которые стали единственным видом полевых войск. На комплектование этих полков были учреждены "рекрутские наборы" с податных сословий. В эти же полки обращалась, за малым исключением, вся дворянская молодежь. Словом, была введена всеобщая воинская повинность, поголовная для дворян, рекрутская для прочих сословий (по рекруту ~ с 20 дворов). Только семьи духовенства были избавлены от солдатчины. Солдаты отрывались от своих семей и занятий, принадлежали исключительно службе.

Наконец, Петр сделал неотъемлемой составной частью русской армии казачьи войска. Раньше с донцами надо было договариваться о каждом походе, или же нанимать их отдельными отрядами. Малороссийские же казачьи полки прежде и вовсе были автономными союзниками Москвы.

Результаты военных преобразований Петра были поразительны: в конце его царствования он располагал армией, в которой было около 200.000 регулярных войск и не менее 75.000 казачьих; кроме того, во флоте считалось 28 тыс. человек, 48 кораблей и до 800 мелких судов.

 

Реформы государственного управления

 

Еще с начала XVIII в. Петр I перестал созывать оппозиционную ему Боярскую думу, а также вводить в ее состав новых членов взамен скончавшихся (что было его монопольным правом). Это привело к тому, что Дума, не будучи когда-либо официально распущена, умерла "естественной смертью". Долгое время все важнейшие дела и законы обсуждались царем в "кабинете"(т.е. в собственной канцелярии), с доверенными лицами и любимцами. Эти лица, однако, не составляли собою никакого учреждения, так что старая законосовещательная Боярская дума осталась без всякой замены. Считалось, что всякий закон исходит прямо от лица государя.

Новый высший государственный орган - Сенат был "рожден" Петром I как бы экспромтом. Отправляясь в Прутский поход в феврале 1711 г, он обнародовал указ: "Определили быть для отлучек наших правительствующий Сенат, для управления...". Состав его был невелик (9 сенаторов), да и создан он был как бы временно. Вскоре Сенат стал высшим судебным и управленческим органом. Поначалу Сенат был коллегиальным органом из 9 сенаторов, обладавших равными голосами. Связь сената с губерниями осуществляли губернские комиссары.

Сенат сам не мог издавать законов, он только обнародовал данные ему государем законы и указы; следил за правильностью и законностью действий администрации и решал те дела, административные и судебные, которые затрудняли низшую администрацию или же доходили до Сената по жалобам. В 1718 - 1722 гг. Сенат был реформирован. В частности, его членами стали все президенты коллегий. Была введена должность генерал-прокурора. С появлением его стала действовать целая армия прокуроров во всех центральных и губернских учреждениях для надзора за законностью действий администрации. Ее начальник, генерал-прокурор, имел контроль над самим Сенатом, был в Сенате "оком государевым" и служил посредником между государем и Сенатом. Генерал-прокурору были подчинены обер-прокуроры и прокуроры, состоявшие для надзора при других учреждениях в столице и провинции. Генерал-прокурор и обер-прокурор Сената подчинялись только государю. Он мог опротестовать и приостановить решения Сената. Основная функция прокурорского контроля- за6ота о соблюдении правопорядка. Первым генерал-прокурором был Павел И. Ягужинский. В 1718 г. для решения дел политического сыска в Петербурге была учреждена Тайная Канцелярия во главе с Петром А. Толстым.

Практически одновременно с Сенатом Петр I основал новый контрольно-ревизионный институт так называемых фискалов для тайного присмотра за должностными лицами. Это была целая армия официальных лиц. действовавших тайным образом и выявлявших все неправедные действия, приносившие ущерб государству. Во главе фискалов стоял обер-фискал при Сенате. Все фискалы подчинялись генерал-прокурору. Фискалы не получали жалования, а в награду за труды им полагалась в первые годы половина, а потом треть конфискованного имущества. Над самим Сенатом с 1715г. надзирал специальный сенатский генерал-ревизор, а с 1721г. контроль вели помесячно штаб-офицеры гвардии.

Взамен старых приказов постепенно пробивала себе дорогу и такая форма государственного управления, как коллегия. Первая (коммерц-коллегия) появилась уже в 1715г. Следующие три (Военная, Адмиралтейская и Иностранная) - в 1718 г. Всего было учреждено 11 коллегий. В каждой коллегии дела обсуждались и решались присутствием (из президента, вице-президента, коллежских советников и асессоров), а исполнялись канцелярией под начальством коллежских секретарей). Такой состав и тип учреждений был заимствован из-за границы. Петр везде старался насадить именно коллегиальные учреждения, так как твердо верил, что коллегиальный способ ведения дел есть наилучший. Так была заложена основа унификации и бюрократизации государственного управления.

Реформа центральных органов власти была огромным шагом вперед по сравнению со старой приказно-воеводской системой государственной власти. Новые органы управления имели коллегиальный характер. При этом все члены коллегии - от президента до асессора - были наемными чиновниками, получавшими государственное жалованье. Такое положение в свою очередь подразумевало профессионализм каждого чиновника. Это коренным образом отличало новую систему управления абсолютной монархии от старой феодальной системы. Отныне попытки использовать власть, должность, чин в корыстных целях были уже правонарушением.

В 1708 году Петр впервые ввел в своем государстве деление на губернии. Сначала было образовано 8 губерний, далеко не одинаковых по размеру территории (Петербургская, Архангелогородская Смоленская, Московская, Казанская. Киевская, Азовская и Сибирская) а затем число их стало расти. Во главе губернии стоял губернатор (или генерал-губернатор), подчиненный Сенату, во главе провинций и уездов - воеводы (по-новому - коменданты). Губернии первоначально делились на уезды с комендантом (воеводой) во главе. Однако губернская канцелярия явно не справлялась со множеством уездов, и поэтому вскоре введена была новая, как бы промежуточная единица - провинция во главе с обер-комендантом. В 1713-1714 гг. появилось еще 3 губернии (Нижегородская, Астраханская и Рижская). С 1715 г. губернии стали делиться на провинции (числом - 50). а провинции делились уже не на уезды, а на "доли" во главе с ландратом (в каждой доле по 5536 дворов). Ландрат был лицом выборным от дворян, хотя всецело подчинялся высшей инстанции и помогал им в управлении. Однако строительство новой бюрократической машины шло отнюдь не гладко. Первая губернская реформа очень скоро выявила свою неэффективность. Трехуровневое управление оказалось излишне сложным. Поэтому уже с 1719 г. стала проводиться вторая губернская реформа. Губернии были сохранены, но основной административной единицей становится провинция. Провинции, созданные реформой 1719 г., стали предшественницами екатерининских губерний. Губернаторы всех 11-ти губерний имели реальную власть лишь в губернском городе и одноименной провинции.

Поначалу воеводам подчинялись города и городские магистраты. Но с 1720 г. магистраты подчинялись только главному магистру и городское население было исключено из ведения воевод.

Надо сказать, что Петру I не удалось водворить в управлении губерний однообразный порядок и вполне провести предположенную систему; поэтому и при нем, и после его смерти в местном управлении России господствовал некоторый хаос.

Важнейшим звеном административных реформ было создание системы судебных органов. На верху этой системы были Сенат и Юстиц-коллегия. Предполагалось создать суд, независимый от исполнительной власти. Но на практике из этого ничего не вышло. Очень скоро воевода обрел право контроля за судебными инстанциями в провинции.

В начале петровских преобразований были попытки внедрить в систему государственного управления сословно-выборное начало (с выборностью бурмистров и товарищей воевод. Однако в итоге лишь в городовых магистратах уцелели принципы выборности бурмистров и ратманов. Главной тенденцией являлось усиление жесткой структуры власти, возглавляемой самовластным монархом. А из всех функций системы нового государственного управления наиболее широко были представлены фискальная, оборонительная и карательно-охранительная.

Таким образом, и до Петра и при нем одинаково государство управлялось вверху чиновниками, а внизу выборными властями. Самоуправление было подчинено бюрократии, помогало ей управлять и само имело узко-сословный характер. Только при Петре было нарушено старое единство подчинения. Сенат руководит отдельно коллегиями, отдельно - губерниями, отдельно - городами. Словом, дело управления значительно усложнилось и не во всех частях было одинаково проработано.

 

Церковное управление

 

Поведение Петра, его нелюбовь к московской старине н "немецкий" характер его реформ вооружали против него всех ревнителей старины. Все такие люди искали опоры в патриархе и ждали, что именно он и возьмет на себя долг стать против "ересей" Петра. Бывший в юности Петра патриархом, Иоаким, значительно разошелся с царем в отношении к иноземцам. Его преемник Адриан был менее настойчив и крут, чем Иоаким, но также не сочувствовал Петру и не скрывал своего осуждения. Такого же мнения придерживались и прочие архиереи старого московского направления. При таких обстоятельствах, когда Адриан умер (1700 г.), Петр не решился избрать нового патриарха. Он поручил местоблюстительство патриаршего престола рязанскому митрополиту Стефану Яворскому и надолго оставил этот временный порядок. Только в 1721г. последовала реформа церковного управления, которую Петр обдумал со своим любимцем и сотрудником, ученым псковским епископом Феофаном Прокоповичем. Патриаршество было упразднено и заменено "соборным управлением". Был учрежден Синод, или Духовная коллегия, состав которого был такой же, как и у прочих коллегий. Президентом его стал бывший местоблюститель престарелый Стефан Яворский. Фактическим главой Синода был вице-президент, псковский архиепископ Феофан Прокопович. Именно он сочинил "Духовный Регламент" - свод важнейших организационных и идеологических установлений церковной организации в новых условиях абсолютизма. По Регламенту члены Синода присягали, как и все чиновники, на верность царю и обязывались "в мирские дела и о6ряды не входить ни для чего". Так же был установлен принцип коллегиального управления церковью и вменено в обязанность священникам нарушение тайны исповеди в случаях, "грозящих государственным интересам". При Синоде состоял и обер-прокурор.

Церковные крестьяне в 1701 г. были, вместе с вотчинами духовенства переданы в управление светского "монастырского приказа". Доходы с них стали собираться в казну, а казна по установленным штатам выплачивала от себя постоянные ежегодные оклады их прежним владельцам. Рекрутская повинность и подушная подать были распространены на всех приписанных к церкви людей, кроме священно- и церковнослужителей с их семьями. Право церковного суда было ограничено, и в нем стали участвовать представители светской власти. Наконец, в 1724 г. Петр издал особый закон о монашестве, который ставил иноков под строгий надзор и вовсе уничтожал состояние перехожих, бродячих монахов. Еще ранее монастырям было запрещено принимать в монахи и послушники молодых людей, которые могли принести пользу в армии, государственном аппарате и пр. Отдельным распоряжением монахам было запрещено иметь в своих кельях письменные принадлежности. Целью этого указа было покончить с распространением в стенах монастырей литературы антипетровского содержания. Однако последствия оказались куда более глубокими. Монастыри, прежде бывшие центрами грамотности и книжности стали резко сдавать свои позиции. Резко начал падать интеллектуальный уровень церкви. Нарастал разрыв в уровне образования верхов русского и священнослужителей. Все это привело к тому, что престиж и влияние Церкви начали постепенно падать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 575; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.197.26 (0.032 с.)