Автор книги и время ее составления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Автор книги и время ее составления



 

Надписание книги именем Иисуса Навина свидетельствует о его авторстве, хотя это и не бесспорно. За авторство Иисуса Навина говорит:

а) конкретное указание самой книги: (ХХIV, 26);

б) свидетельство древних раввинов, записанное в Талмуде;

в) содержание книги, где точное указание мельчайших подробностей относительно событий, лиц и мест могло быть сделано только очевидцем, а не позднейшим лицом. Географически книга очень правдива.

Кроме того, в содержании книги наблюдается единство плана и идеи, единство точки зрения на описываемые события. В композиционном отношении книга представляет не простое изложение событий, но стройное повествование по известному плану.

Повествование отличается беспристрастием: оно не скрывает ошибок Иисуса Навина (7, 1-6; 9, 14-16) и народа (24, 14, 23). Описание смерти и погребения Иисуса Навина, по преданию, сделано первосвященником Елеазаром.

Однако встречаются в книге такие места, которые наводят на мысль о позднейшей редакции писаний Иисуса Навина. Например, стих 19, 47 − рассказ о завоевании города Лаиса потомками Дана (Суд. 18, 1-22, 71, 25) − об исполнении проклятия над дерзнувшими восстановить город Иерихон (см. 3 Цар. 16, 34). Поэтому вполне допустимо мнение, что Книга Иисуса Навина восполнена в XI веке (то есть в конце периода Судей) неизвестным редактором, использовавшим подлинные писания самого Иисуса Навина. Это мнение согласно с высказываниями блаженного Феодорита и святого Афанасия, говоривших, что «писатель книги жил довольно поздно».

Мнение западных критиков, в соответствии с которым книга Иисуса Навина составлялась по частям между IX и VI веками до Р.Х., православными богословами не принимается (П. Юнгеров, Ф. Елеонский).

 

Цель написания книги

 

В книге Иисуса Навина чётко прослеживается желание автора не только продолжить историю народа Божия и, в частности, показать, как чудесно исполнились на современниках Иисуса Навина древние обетования Божии о наследии земли Ханаанской, данные праотцам, но и оставить назидание потомкам. Религиозный смысл книги сводится к следующему: дар Божий нелегко получить, оставаясь пассивным. Чтобы овладеть Землёй Обетованной, Израиль должен был собрать все свои силы и одолеть стоящие на пути препятствия. Это призыв к активности, без которой дар Бога остаётся недосягаемым. Знамения, явившиеся во время вступления в Ханаан, символизируют небесную помощь тем, кто борется. Овладение землёй есть прообраз вхождения в Царство Божие, которое требует усилий (Мф. 11, 12).

 

Иисус Навин и его прообразовательное значение

 

Святой Иисус Навин, слуга Моисея (Исх. 24, 13), от рождения носил имя Осия и был сыном Навина (Чисел, 13, 9). В первый раз он становится известен как военачальник и победитель амаликитян, которые напали на стан евреев при Рефидиме (Исх. 17, 8), расположенный между пустыней Син и горой Синай. Счастливая, Богом данная победа над амаликитянами и особенно благоволение Божие к Иисусу, выраженное в откровении Моисею (Исх. 17, 14), приблизили храброго воина к Моисею, и тот, пророчески про-видя в сыне Навина спасителя Израиля от врагов, переименовал его из Осии в Иисуса (евр. Иешуа − Иегова спасает) (Числ. 13, 17). Иисус Навин стано-вится ближайшим доверенным лицом Боговидца Моисея. Он вместе с Мои-сеем восходит на святую гору Синай, где Моисей в продолжение 40 дней предстоял перед Богом и получил скрижали с Десятисловием (Исх. 24, 13; 32, 17-18). Он удостаивается также неотлучного пребывания в скинии и шат-ре, где Господь благоволил открываться Моисею в столпе облачном (Исх. 33, 11). В числе избранных двенадцати старейшин Иисус Навин ходил согля-датаем в землю Ханаанскую (Числ. 13, 9), причем только он и Халев сох-ранили бодрость духа и несокрушимую веру в помощь Божию против силь-ных народов Ханаана, за что только они вдвоем и удостоились войти в Землю Обетования из всех вышедших из Египта от 20 лет и старше (Числ. 14, 30).

Иисус Навин был избран Богом в преемство Моисею, для чего и был поставлен перед священником Елеазаром и всем израильским обществом самим Моисеем, возложившим на него руки (Числ. 27, 18-19).

Когда израильский народ перешел Иордан, Иисусу Навину было 84 года. После этого он в продолжение 26 лет вёл войну за землю Ханаан и делил её между коленами Израилевыми. Таким образом, Иисус Навин всю свою долгую жизнь, 110 лет, ревностно служил Господу и своему народу.

Отцы Церкви видели в Иисусе Навине прообраз Иисуса Христа: он носит то же спасительное имя; он ведет народ Божий через Иордан в Землю Обетованную, подобно тому, как Христос вводит крещенного во имя Его в Царствие Божие; завоевание же и распределение территории были, по объяснению святых отцов, прообразами побед и распространения Церкви Христовой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.214.106.184 (0.005 с.)