ТОП 10:

Торговая политика: сущность и виды



 

Внешнеторговая политика - совокупность методов, приемов и механизмов регулирования объемов и направленности экспорта и импорта, которые применяет государство с целью реализации внешнеэкономической политики в целом[13].

Исторически выделяется два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговли.

Политика свободной торговли - это политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на принципах свободных рыночных сил спроса и предложения. Протекционизм - это государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем применения тарифных и нетарифных инструментов торговой политики[14].

В «чистом виде» протекционизм и свободную торговлю можно условно выделять в докапиталистические эпохи, при небольшом внешнеторговом обороте и развитии внешнеэкономических связей.

Протекционизм имеет как преимущества, так и недостатки.

Перечислим наиболее известные из преимуществ:

1) Защита молодых отраслей. В определенных ситуациях протекционизм может просто спасти только зарождающиеся отрасли, которые не способны на начальном этапе конкурировать с зарубежными компаниями ни в цене, ни в качестве.

2) Для ряда стран поступления от пошлин и тарифов –солидная часть всех поступлений к казне.

3) Снижения безработицы. В случае, если иностранные конкуренты раздавят национальные предприятия, многие люди потеряют свои рабочие места.

4) Безопасность. Некоторые отрасли являются стратегически-важными для государства и не могут быть подконтрольными иностранным компаниям.

Изъяны протекционизма также имеют основания:

1) Из-за протекционизма могут развиваться внутренние монополии.

2) Замедление экономического роста. Объемы торговли (мировой) падают при введении пошлин или тарифов.

3) Торговые войны. В некоторых случаях введение тарифов может даже привести к самым настоящим торговым войнам между странами.

4) Через протекционизм национальная продукция стоит дороже, чем стоила бы без него. Это объясняется просто. Цены на заграничные аналоги слишком большие, люди начинают покупать местную продукцию, тем же повышая на нее спрос и способствуя росту цен[15].

Свободная торговля также имеет свои преимущества и недостатки. Основные из них следующие.

Преимущества:

1) Благодаря свободной торговле, которая базируется на принципе сравнительных преимуществ, мировая экономика может достичь более эффективного размещения ресурсов и высшего уровня благосостояния.

2) Предоставляет потребителям возможность выбора благ из более широкого ассортимента.

3) Стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию, побуждает производителей к повышению качества товаров и использования современных достижений науки и техники.

Недостатки:

1) В условиях слабой экономики ставит под угрозу национальную безопасность страны, способствует вывозу национального дохода за ее пределы;

2) Опасная для молодых и слабых неконкурентоспособных отраслей.

На современном этапе внешнеторговая политика развитых и развивающихся стран представляет собой сочетание обеих противоположностей, оптимизируемое согласно обстоятельств.

Как правило, страны стараются проводить гибкую внешнеторговую политику, избирательно используя методы протекционизма и сохраняя элементы свободной торговли, стремясь при этом обеспечить благоприятные условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются соглашения, которые содержат пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики[16].

Глобализация мировой экономики сопровождается изменениями социально-экономической структуры внешнеэкономических связей в зависимости от политической направленности государств, т.е. от национальных интересов стран.

Во внешнеторговой политике развивающихся стран с момента приобретения ими независимости прослеживаются определенные закономерности перехода от одной ее модели к другой по мере их экономического роста. На внешнеторговую политику существенное влияние оказывают как общая тенденция либерализации мировой торговли, так и специфические цели самих развивающихся стран, которые осознают необходимость внесения изменений в свою политику.

Известно, что за два последних десятилетия ХХ в. многие развивающиеся страны достигли относительного роста ВНП. Средние темпы роста во всех развивающихся странах увеличились до 5 %, что почти вдвое выше темпов роста развитых стран. Так, в 2013 году прирост мирового ВВП составил 5,1%, а в 2014 году – 4,5%[17]. Происходит также рост ВВП на душу населения.

В меру ускорения экономического роста и повышения жизненного уровня в ХХI веке происходит либерализация мировой торговли и углубление интеграции.

Анализ особенностей внешнеторговой политики стран позволяет отметить следующее: в мире имеет место тенденция низкой эластичности спроса на сырьевые товары. В меру роста доходов все меньшая их часть тратится на подобные товары. Поскольку продукты питания являются предметом первой необходимости, потребители, особенно в богатых странах, уже потребляют все, что хотят. Следовательно, рост доходов имеет тенденцию расходоваться больше на товары и услуги, связанные с роскошью, и только незначительно увеличивать расходы на основные продукты питания[18].

Сталкиваясь с проблемой медленно растущего спроса на продукты питания, производимые своими собственными фермерами, передовые страны внедряли все больше ограничений на импортные продукты.

Но существует тенденция к высокой эластичности спроса на импортные промышленные товары по доходу: такой спрос в развивающихся странах быстро растет вместе с ростом их дохода. Частично это происходит из-за того, что в результате улучшения положения этих стран они способны позволить себе больше товаров роскоши, а частично это объясняется развитием новых вкусов, когда люди получают доступ к товарам из развитого мира.

Ценовые колебания, связанные с низкой ценовой эластичностью спроса и предложения на сырьевые товары, создает большую неопределенность для их экспортеров.

Проблема существенных колебаний в мировых ценах является наиболее серьезной для тех стран, которые полагаются только на один или два сырьевых товара, как Гана на какао или Конго на свою медь.

Неудовлетворение опорой на экспорт сырьевых товаров заставила большинство развивающихся стран начать процесс индустриализации, извлекая уроки из опыта развитых стран и рассматривая индустриализацию как путь к экономическому росту[19].

Импортозамещающая индустриализация, которая сопровождается негативными процессами, вызвала необходимость экспортоориентированной индустриализации. Такие страны как Гонконг, Сингапур, Южная Корея, Тайвань обязаны своими высокими темпами роста быстрой экспансии в области экспорта промышленных товаров[20].

Практика развитых стран свидетельствует, что если в целом политика экономического роста, вызванного вторичной ориентацией на экспорт, была правильной, средства его достижения были гораздо более противоречивыми. Политика свободной торговли, которая подкреплена эффективным контролем финансового сектора и объединена с корпоративной прозрачностью, является эффективной с большей вероятностью, нежели политика государственных указаний в деле финансирования и лицензирования, пользующихся расположением компаний, особенно если такие компании оказывают поддержку правительству[21].

Можно сделать заключение, что во внешнеторговой политике даже развитых стран либерализация сочетается с протекционизмом, хотя в этом сочетании преобладает либерализация.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.30.155 (0.008 с.)