Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Употребление единственного числа в значении множественного и множественного в значении единственного

Поиск

 

1. Форма единственного числа употребляется в значении множественного в ряде случаев:

1) при обозначении целого класса предметов с указанием их характерных признаков, например: Собака – друг человека; Сосна – вечнозеленое хвойное дерево; Книга – источник знания;

2) при употреблении существительного конкретного в собирательном, обобщающем значении: Зерно уже налилось; В такую вьюгу и медведь не вылезает из берлоги; Не перевелась еще благородная птица тетерев (Тургенев);

3) при указании на то, что одинаковые предметы принадлежат каждому лицу или предмету из целой их группы или находятся в одинаковом отношении к ним (так называемое дистрибутивное значение): Солдаты стояли с опущенной головой... (Пушкин); Ученики писали карандашом (не «карандашами»).

2. Формы множественного числа употребляются в значении единственного в просторечии, обычно при желании подчеркнуть неодобрение, осуждение: Мы университетов не кончали, в гимназиях не учились. В художественной речи такое употребление приобретает иронический оттенок: – И вообще, – говорю, чай у вас шваброй пахнет (...) – У меня, – говорит, – привычки такой нету – швабры в чай ложитъ (М. Зощенко); Деточкин (попав ногой в капкан): «Понаставили тут капканов» (Э. Брагинский, Э. Рязанов).

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение 1.

Исправьте ошибки, связанные с употреблением существительных в единственном и во множественном числе. Постарайтесь объяснить, в чём суть этих ошибок.

 

1. Раскольников хотел признаться в содеянном, но ему не хватило сил и мужеств. 2. В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков зашифровал свои взгляды и мировоззрения. 3. Наш завод производит телевизор высокого качества. 4. Жена принесла целый поднос чаёв. 5. На свадьбу он пришёл весь в трепьях. 6. У богатого брата было много скотин, а у бедного – только одна корова. 7. Им приказали немедленно сдать все оружия. 8. Недро земли очень богатое. 9. Мы с сестрой вымыли все посуды, убрали их в буфет и стали ждать маму. 10. Профессия милиционера мне нравится тем, что в ней много опасностей и рисков. 11. Мальчик научился играть на гармошке всякие музыки. 12. Ребята в зале закричали и свистами прогнали Бармалея. 13. Это лекарство мне велели принимать до всех ед. 14. Во дворе у нас качель сломалась. 15. Я хочу, чтобы на день рожденья мне подарили маленький тисок. 16. Обрежь ножницей нитку. 17. У меня кончилось чернило, и я не могу больше писать. 18. Окна мы выкрасили белилом. 19. В сочинении хорошо рассказано про окрестность школы. 20. Вода используется также в хозяйственной цели. 21. Небо затянуто сплошным серым облаком. 22. Мы с подругой приехали с дач в один день. 23. Этот врач принимает только по предварительным записям. 24. Шофёры возили хлеб через Ладогу и доставляли солдат на фронты. 25. Один людь ничего здесь не сможет сделать. 26. Каждую зиму он болеет гриппами. 27. В представлениях героев Толстого всё было по-другому. 28. Герои Бородинского сражения, как показал Л.Н. Толстой, принадлежали к различным социальным средам. 29. Неправильные выражения нередко можно услышать в речах детей. 30. В начале войны наши войска несколько раз попадали в окружения. 31. Сейчас трудно воспитать у детей правильные отношения к труду. 32. На предприятии организована работа по обмену опытами. 33. Надо просчитать все риски вложения денег в это производство.

 

Упражнение 2.

Сравните неотредактированный и отредактированный варианты; назовите исправленные морфолого-стилистические и другие ошибки. При необходимости предложите свои варианты стилистической правки.

1.Инфаркт – омертвение участков того или иного органа в результате закупорки или спазмы кровеносных сосудов. 1.Инфаркт – омертвение участка того или иного органа в результате закупорки или спазма кровеносного сосуда.
2.Утконосы удивят хоть кого: можно подумать, к шкурке какой-то тропической зверюшки шутники пришили утиный клюв. 2.Утконос удивит хоть кого: можно подумать, что к шкурке какого-то тропического зверюшки шутники пришили утиный клюв.
3.Давление обусловлено действием сил упругости самого манжета. 3.Давление обусловлено действием силы упругости самой манжеты.
4.Вовлечение в хозяйственные обороты миллионов гектар пустующих земель – важнейшая задача. 4.Вовлечение в хозяйственный оборот миллионов гектаров пустующих земель – важнейшая задача.
5.Там, на самом краю обрыва, я различаю крохотную ранчо. 5.Там, на самом краю обрыва, я различаю крохотное ранчо.

 

Упражнение 3. Раскройте скобки. Выберите нужную форму существительного и обоснуйте свой выбор.

 

1. Было куплено по семисот (грамм, граммов) (сыр, сыру; сахарного песка, песку), пачка (чая, чаю) и по два килограмма (помидор, помидоров; баклажан, баклажанов). 2. Когда я вышел из (леса, лесу), то увидел, что на поляне в (снегу, снеге) образовались проталины. 3. (Шума, шуму) наделал он много. 4. Как хорошо в (лесу, лесе) весной, когда все деревья в (цвету, цвете). Самолет приземлился в (аэропорту, аэропорте).

 

Упражнение 4. Выполните тест.

1. Какое существительное относится к мужскому роду?

а) контральто б) мышь в) тюль г) мозоль

2. Какое существительное относится к женскому роду?

а) толь б) бандероль в) бра г) лебедь

3. Какое существительное относится к среднему роду?

а) кофе б) конферансье в) повидло г) плакса

4. В каком варианте представлены равноправные варианты?

а) рельс — рельса б) ставень — ставня в) фильм — фильма г) туфель — туфля

5. В каком варианте род существительных указан неправильно?

а) шимпанзе (м.р.) б) ООН (м.р.) в) кафе (ср.р.) г) атташе (м.р.)

6. B каком варианте род существительных указан неправильно?

а)Осло (м.р.) б)алиби (ср.р.) в)кимоно (ж.р.) г)вуаль (ж.р.)

7. Какое слово в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание -Ы(-И)?

а) договор... б) вексель... в) паспорт... г) профессор...

8. Какое слово в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание -Ы(-И)?

а) бухгалтер... б) округ... в) парус... г) отпуск...

9. Какое слово в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание -А(-Я)?

а) инженер... б) приговор… в) торт... г) директор...

10. В каком предложении нет нарушения правил образования форм множественного числа существительных?

а) На предприятии были открыты новые цеха по переработке продукции.

б) Инструкторы по плаванию есть в каждом отряде.

в) На работу принимаются бухгалтера со стажем.

г) В машине стучат клапана.

11. В каком варианте существительное в форме родительного падежа множественного числа имеет окончание -ОВ?

а) грузин... б) армян... в) солдат... г) сапер...

12. В каком варианте существительное в форме родительного падежа множественного числа имеет нулевое окончание?

а) узбек... б) татар... в) монгол... г) грамм...

13. В каком варианте произошло нарушение правил образования форм родительного падежа существительных?

а) нет осенних туфлей б) отряд партизан в) десять килограммов яблок г) нет чистых блюдец

14. Какое из словосочетаний является неправильным?

а) наше ПТУ б) популярная БСЭ в) Нововоронежская АЭС г) заводской КБ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – 11-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 448 с.

2. Голуб И.Б. Упражнение по стилистике русского языка: Учебное пособие для вузов. – М.: Рольф; Фйрис-пресс, 1997. – 240 с.

3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1989. – 208 с.

4. Розенталь Д.Э. Говорите и пишите по-русски правильно. – 7-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2014. – 256 с.

5. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 384 с.

6. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: Рольф, 1996. – 208 с.

7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Рольф, 1996. – 368 с.

8. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. – М.: ЧеРо, 1999. – 400 с.

9. Стилистика и литературное редактирование: Учебное пособие / Под ред. д-ра филол. наук Н.В. Малычевой. – М.: Изательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», Ростов н/Дону: Наука-Спектр, 2014. 288 – с.

10. Мартинович Г.А. Род имен существительных в современном русском языке // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lit.lib.ru/m/martinowich_g_a/

11. Русский язык и культура общения. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.licey.net/russian/culture/List


 

 

Заказ №_________ от «____»___________200___. Тираж ______экз.

Изд-во СевГУ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 935; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.201.93 (0.01 с.)