Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Употребление единственного числа в значении множественного и множественного в значении единственного↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Форма единственного числа употребляется в значении множественного в ряде случаев: 1) при обозначении целого класса предметов с указанием их характерных признаков, например: Собака – друг человека; Сосна – вечнозеленое хвойное дерево; Книга – источник знания; 2) при употреблении существительного конкретного в собирательном, обобщающем значении: Зерно уже налилось; В такую вьюгу и медведь не вылезает из берлоги; Не перевелась еще благородная птица тетерев (Тургенев); 3) при указании на то, что одинаковые предметы принадлежат каждому лицу или предмету из целой их группы или находятся в одинаковом отношении к ним (так называемое дистрибутивное значение): Солдаты стояли с опущенной головой... (Пушкин); Ученики писали карандашом (не «карандашами»). 2. Формы множественного числа употребляются в значении единственного в просторечии, обычно при желании подчеркнуть неодобрение, осуждение: Мы университетов не кончали, в гимназиях не учились. В художественной речи такое употребление приобретает иронический оттенок: – И вообще, – говорю, чай у вас шваброй пахнет (...) – У меня, – говорит, – привычки такой нету – швабры в чай ложитъ (М. Зощенко); Деточкин (попав ногой в капкан): «Понаставили тут капканов» (Э. Брагинский, Э. Рязанов). ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Упражнение 1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением существительных в единственном и во множественном числе. Постарайтесь объяснить, в чём суть этих ошибок.
1. Раскольников хотел признаться в содеянном, но ему не хватило сил и мужеств. 2. В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков зашифровал свои взгляды и мировоззрения. 3. Наш завод производит телевизор высокого качества. 4. Жена принесла целый поднос чаёв. 5. На свадьбу он пришёл весь в трепьях. 6. У богатого брата было много скотин, а у бедного – только одна корова. 7. Им приказали немедленно сдать все оружия. 8. Недро земли очень богатое. 9. Мы с сестрой вымыли все посуды, убрали их в буфет и стали ждать маму. 10. Профессия милиционера мне нравится тем, что в ней много опасностей и рисков. 11. Мальчик научился играть на гармошке всякие музыки. 12. Ребята в зале закричали и свистами прогнали Бармалея. 13. Это лекарство мне велели принимать до всех ед. 14. Во дворе у нас качель сломалась. 15. Я хочу, чтобы на день рожденья мне подарили маленький тисок. 16. Обрежь ножницей нитку. 17. У меня кончилось чернило, и я не могу больше писать. 18. Окна мы выкрасили белилом. 19. В сочинении хорошо рассказано про окрестность школы. 20. Вода используется также в хозяйственной цели. 21. Небо затянуто сплошным серым облаком. 22. Мы с подругой приехали с дач в один день. 23. Этот врач принимает только по предварительным записям. 24. Шофёры возили хлеб через Ладогу и доставляли солдат на фронты. 25. Один людь ничего здесь не сможет сделать. 26. Каждую зиму он болеет гриппами. 27. В представлениях героев Толстого всё было по-другому. 28. Герои Бородинского сражения, как показал Л.Н. Толстой, принадлежали к различным социальным средам. 29. Неправильные выражения нередко можно услышать в речах детей. 30. В начале войны наши войска несколько раз попадали в окружения. 31. Сейчас трудно воспитать у детей правильные отношения к труду. 32. На предприятии организована работа по обмену опытами. 33. Надо просчитать все риски вложения денег в это производство.
Упражнение 2. Сравните неотредактированный и отредактированный варианты; назовите исправленные морфолого-стилистические и другие ошибки. При необходимости предложите свои варианты стилистической правки.
Упражнение 3. Раскройте скобки. Выберите нужную форму существительного и обоснуйте свой выбор.
1. Было куплено по семисот (грамм, граммов) (сыр, сыру; сахарного песка, песку), пачка (чая, чаю) и по два килограмма (помидор, помидоров; баклажан, баклажанов). 2. Когда я вышел из (леса, лесу), то увидел, что на поляне в (снегу, снеге) образовались проталины. 3. (Шума, шуму) наделал он много. 4. Как хорошо в (лесу, лесе) весной, когда все деревья в (цвету, цвете). Самолет приземлился в (аэропорту, аэропорте).
Упражнение 4. Выполните тест. 1. Какое существительное относится к мужскому роду?
2. Какое существительное относится к женскому роду?
3. Какое существительное относится к среднему роду?
4. В каком варианте представлены равноправные варианты?
5. В каком варианте род существительных указан неправильно?
6. B каком варианте род существительных указан неправильно?
7. Какое слово в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание -Ы(-И)?
8. Какое слово в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание -Ы(-И)?
9. Какое слово в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание -А(-Я)?
10. В каком предложении нет нарушения правил образования форм множественного числа существительных? а) На предприятии были открыты новые цеха по переработке продукции. б) Инструкторы по плаванию есть в каждом отряде. в) На работу принимаются бухгалтера со стажем. г) В машине стучат клапана. 11. В каком варианте существительное в форме родительного падежа множественного числа имеет окончание -ОВ?
12. В каком варианте существительное в форме родительного падежа множественного числа имеет нулевое окончание?
13. В каком варианте произошло нарушение правил образования форм родительного падежа существительных?
14. Какое из словосочетаний является неправильным?
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – 11-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 448 с. 2. Голуб И.Б. Упражнение по стилистике русского языка: Учебное пособие для вузов. – М.: Рольф; Фйрис-пресс, 1997. – 240 с. 3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1989. – 208 с. 4. Розенталь Д.Э. Говорите и пишите по-русски правильно. – 7-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2014. – 256 с. 5. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 384 с. 6. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: Рольф, 1996. – 208 с. 7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Рольф, 1996. – 368 с. 8. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. – М.: ЧеРо, 1999. – 400 с. 9. Стилистика и литературное редактирование: Учебное пособие / Под ред. д-ра филол. наук Н.В. Малычевой. – М.: Изательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», Ростов н/Дону: Наука-Спектр, 2014. 288 – с. 10. Мартинович Г.А. Род имен существительных в современном русском языке // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lit.lib.ru/m/martinowich_g_a/ 11. Русский язык и культура общения. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.licey.net/russian/culture/List
Заказ №_________ от «____»___________200___. Тираж ______экз. Изд-во СевГУ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 935; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.201 (0.01 с.) |