Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Поэтический мир Иосифа Бродского
Содержание книги
- Общая характеристика литературы «оттепели»
- Феномен «шестидесятничества». Отражение идейных и нравственных установок эпохи
- И 3 волны русской литературной эмиграции, представители, отличительные особенности
- Концепция мира и человека в системе нравственных ценностей в «деревенской» прозе. Рассказы В.Тендрякова
- Многоуровневость литературного процесса второй половины 80- 90х-, его жанровое и стилевое разнообразие
- Развитие реалистической традиции в рус лит 80-х-90-х. Стилевые течения неоклассической прозы
- Особенности условно-метафорической прозы
- Русский литературный постмодернизм: его философские основы и особенности
- Современная драматургия: отличительные черты и направления
- Человек на войне в эпосе симонова и гроссмана.
- Нравственная проблематика в «лейтенантской» прозе: Бондарев, Воробьев
- Личность Окуджавы — поэта и прозаика
- Роман «в круге первом». Культурософская, социальная и нравственная проблематика. Проблема выбора
- Один день ивана денисовича» как этапное произведение лагерной прозы
- Идеалы «шестидесятников» в повестях аксенова («звездный билет», «апельсины из марокко», «коллеги»)
- Роман нарокова «мнимые величины»: взгляд на тоталитарную систему извне
- Кризис духовных ценностей европейской цивилизации в романах Набокова («Лолита», «Камера обскура»).
- Поэтический мир Иосифа Бродского
- Иронико-исторический роман Дружникова «Ангелы на кончике иглы»
- Проблема нравственного выбора и ответственности в повестях Васильева.
- Драматургия вампилова и ее особенности. Эволюция главного героя.
- Нравственная проблематика «городской» прозы и ее осмысление в повести трифонова «обмен».
- Человек в истории в повести Трифонова «Старик»
- Поэзия Высоцкого, ее тематическое разнообразие и своеобразие поэтики
- Вечные» проблемы человеческого бытия, власти и свободы выбора в исторических пьесах Радзинского
- Мир и человек в рассказах Шукшина
- До третьих петухов» Шукшина: сказочная условность, социально-нравственная проблематика, сатирическая направленность
- Верный руслан» владимова — новый взгляд на проблему несвободы в «лагерной» прозе
- Театр Горина: проблематика, образы героев, приемы комического и актуальность во времени
- Жестокий реализм» в изображении ужасов современной жизни
- Модель мира, дома и человека в повести Распутина «Пожар»
- Мемуарно-художественное начало в поздних произведениях Нагибина
- Толстовская традиция в современной литературе. «Диалектика души», постижение психологии человека тоталитарного общества в творчестве Маканина.
- Сказочный тип условности в повести Искандера «Кролики и удавы».
- Демоническая» фантастика как условный способ отражения социальной действительности в произведениях Орлова
- Экзистенциальная проблема свободы личности вокруг «вечных возвращений» в романе Кима «Отец-лес»
- Эволюция жанра рассказа в творчестве Толстой и Довлатова. Углубление чеховской традиции
- Ассоциативное восприятие действительности и диалог героя с самим собой в «школе для дураков» соколова
- Зона» как квинтэссенция Советского общества в интерпретации довлатова
- Москва-петушки» Ерофеева как пратекст русского постмодернизма
- Постмодернистская интерпретация»вечных» тем в романе Анатолия Королева «Быть Босхом»
- Экспериментальный взгляд на общество и человека в повести плевина «омон ра».
- Жанровая трансформация и своеобразие романа Татьяны Толстой «Кысь»
- Модернистская концепция мира и человека в рассказах Вик. Ерофеева
- Особенности «женской» прозы: Палей, Полянская, Толстая, Щербакова, Петрушевская, Улицкая
- Роман с языком» новикова и трансформация жанра современного романа
Иосиф Бродский -- один из самых молодых нобелевских лауреатов в области литературы (удостоен в 47 лет). Поэт родился и вырос в Ленинграде. Тема Ленинграда занимает значительное место в раннем творчестве поэта "Стансы", "Стансы городу", "Остановка в пустыне". Характерно начало "Стансов".
В 1972 году Бродский вынужден уехать в США, где являлся почетным профессором ряда университетов. В США один за другим выходят его поэтические сборники: "Стихи и поэмы", "Остановка в пустыне", "В Англии", "Конец прекрасной эпохи"... В последние годы жизни Иосиф Бродский все чаще выступал как англоязычный автор. Для раннего поэта характерна динамика: движение, дорога, борьба. Она оказывала очищающее воздействие на читателей. Произведения этого периода сравнительно просты по форме. Граница между ранним и зрелым Бродским приходится на 1965-1968 года. Поэтический мир его как бы застывает, начинают преобладать темы конца, тупика, темноты и одиночества, бессмысленности всякой деятельности.
В этот период темой творчества поэта становятся любовь исмерть. Однако любовной лирики в традиционном смысле у Бродского нет. Любовь оказывается чем-то хрупким, эфемерным, почти нереальным. Любовь часто видится как бы через призму смерти, сама же смерть оказывается весьма конкретна, материальна, близка.
В поэзии Бродского возрождаются философские традиции. Оригинальность философской лирики Бродского проявляется не в рассмотрении той или иной проблемы, не в высказывании той или иной мысли, а в разработке особого стиля, основанного на парадоксальном сочетании крайней рассудочности, стремлении к чуть ли не математической точности выражения с максимально напряженной образностью, в результате чего строгие логические построения становятся частью метафорической конструкции, которая является звеном логического развертывания текста. Оксюмороны, соединения противоположностей вообще характерны для зрелого Бродского. Ломая штампы и привычные сочетания, поэт создает свой неповторимый язык, который не сочетается с общепринятыми стилистическими нормами и на равных правах включает диалектизмы и канцеляризмы, архаизмы и неологизмы, даже вульгаризмы. Бродский многословен. Его стихотворения для русской поэзии непривычно длинны; если Блок считал оптимальным объемом стихотворения 12-16 строк, то у Бродского обычно стихотворения в 100-200 и более строк. Необычно длинна и фраза-- 20-30 и более строк, тянущихся из строфы в строфу. Для него важен сам факт говорения, преодолевающего пустоту и немоту, важно, даже если нет никакой надежды на ответ, даже если неизвестно, слышит ли кто-нибудь его слова.
Творчество Бродского метафизично, это микрокосмос, где уживается Бог и черт, вера и атеизм, целомудрие и цинизм. Его поэзия чрезвычайно объемна и - одновременно - разнопланова. Бродский, подобно Ахматовой и Мандельштаму, очень литературный поэт, у него много аллюзий на предшественников. Поэтический мир Бродского, по сути дела, оказывается квадратом, сторонами коего служат: отчаяние, любовь, здравый смысл и ирония.
Бродский был изначально умным поэтом, то есть поэтом, нашедшим удельный вес времени в поэтическом хозяйстве вечности. Оттого он быстро преодолел "детскую болезнь" определенной части современной ему московско-ленинградской поэзии, так называемое "шестидесятничество", основной пафос которого определяется... впрочем, Бродский отдал этому пафосу мимолетную дань, хотя бы в ранних, весьма банальных стихах о памятнике.
В 1965 год Бродский формулирует свое кредо, оставшееся в силе до конца его жизни. В стихотворении "Одной поэтессе" он писал:
Я заражен нормальным классицизмом.
А вы, мой друг, заражены сарказмом...
Бродский обнаруживает три вида поэзии:
Один певец подготавливает рапорт.
Другой рождает приглушенный ропот.
А третий знает, что он сам лишь рупор.
И он срывает все цветы родства.
Свою деятельность поэт сравнивает со строительством Вавилонской башни - башни слов, которая никогда не будет достроена. В творчестве Бродского мы находим парадоксальное соединение экспериментаторства и традиционности. Этот путь, как показала практика, не ведет к тупику, а находит своих новых приверженцев. Ранняя смерть поэта прервала его жизненный путь, а не путь его поэзии к сердцам все новых и новых поклонников.
|