Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Зона» как квинтэссенция Советского общества в интерпретации довлатова
Содержание книги
- Общая характеристика литературы «оттепели»
- Феномен «шестидесятничества». Отражение идейных и нравственных установок эпохи
- И 3 волны русской литературной эмиграции, представители, отличительные особенности
- Концепция мира и человека в системе нравственных ценностей в «деревенской» прозе. Рассказы В.Тендрякова
- Многоуровневость литературного процесса второй половины 80- 90х-, его жанровое и стилевое разнообразие
- Развитие реалистической традиции в рус лит 80-х-90-х. Стилевые течения неоклассической прозы
- Особенности условно-метафорической прозы
- Русский литературный постмодернизм: его философские основы и особенности
- Современная драматургия: отличительные черты и направления
- Человек на войне в эпосе симонова и гроссмана.
- Нравственная проблематика в «лейтенантской» прозе: Бондарев, Воробьев
- Личность Окуджавы — поэта и прозаика
- Роман «в круге первом». Культурософская, социальная и нравственная проблематика. Проблема выбора
- Один день ивана денисовича» как этапное произведение лагерной прозы
- Идеалы «шестидесятников» в повестях аксенова («звездный билет», «апельсины из марокко», «коллеги»)
- Роман нарокова «мнимые величины»: взгляд на тоталитарную систему извне
- Кризис духовных ценностей европейской цивилизации в романах Набокова («Лолита», «Камера обскура»).
- Поэтический мир Иосифа Бродского
- Иронико-исторический роман Дружникова «Ангелы на кончике иглы»
- Проблема нравственного выбора и ответственности в повестях Васильева.
- Драматургия вампилова и ее особенности. Эволюция главного героя.
- Нравственная проблематика «городской» прозы и ее осмысление в повести трифонова «обмен».
- Человек в истории в повести Трифонова «Старик»
- Поэзия Высоцкого, ее тематическое разнообразие и своеобразие поэтики
- Вечные» проблемы человеческого бытия, власти и свободы выбора в исторических пьесах Радзинского
- Мир и человек в рассказах Шукшина
- До третьих петухов» Шукшина: сказочная условность, социально-нравственная проблематика, сатирическая направленность
- Верный руслан» владимова — новый взгляд на проблему несвободы в «лагерной» прозе
- Театр Горина: проблематика, образы героев, приемы комического и актуальность во времени
- Жестокий реализм» в изображении ужасов современной жизни
- Модель мира, дома и человека в повести Распутина «Пожар»
- Мемуарно-художественное начало в поздних произведениях Нагибина
- Толстовская традиция в современной литературе. «Диалектика души», постижение психологии человека тоталитарного общества в творчестве Маканина.
- Сказочный тип условности в повести Искандера «Кролики и удавы».
- Демоническая» фантастика как условный способ отражения социальной действительности в произведениях Орлова
- Экзистенциальная проблема свободы личности вокруг «вечных возвращений» в романе Кима «Отец-лес»
- Эволюция жанра рассказа в творчестве Толстой и Довлатова. Углубление чеховской традиции
- Ассоциативное восприятие действительности и диалог героя с самим собой в «школе для дураков» соколова
- Зона» как квинтэссенция Советского общества в интерпретации довлатова
- Москва-петушки» Ерофеева как пратекст русского постмодернизма
- Постмодернистская интерпретация»вечных» тем в романе Анатолия Королева «Быть Босхом»
- Экспериментальный взгляд на общество и человека в повести плевина «омон ра».
- Жанровая трансформация и своеобразие романа Татьяны Толстой «Кысь»
- Модернистская концепция мира и человека в рассказах Вик. Ерофеева
- Особенности «женской» прозы: Палей, Полянская, Толстая, Щербакова, Петрушевская, Улицкая
- Роман с языком» новикова и трансформация жанра современного романа
Сергей Довлатов — писатель нашего времени. В основе всех произведений Довлатова – факты и события из биографии писателя. Зона – записки лагерного надзирателя, которым Довлатов служил в армии. Зона – записки тюремного надзирателя Алиханова, но, говоря о лагере, Довлатов порывает с лагерной темой, изображая «не зону и зеков, а жизнь и людей».
Произведение “Зона”, опубликованное в 1983 году, сначала в Америке, у нас — гораздо позже, имеет второе название — “Записки надзирателя”. Это своего рода дневник, хаотические записки, комплект неорганизованных материалов, описывающих в точности жизнь уголовной колонии. Рассказ ведется от первого лица — человека, работавшего в этой колонии надзирателем. Он рассказывает о дикости, ужасе мира, в который он попал. Мира, в котором дрались заточенными рашпилями, ели собак, покрывали лица татуировками, насиловали коз. Мира, в котором убивали за пачку чая. Он пишет о людях, живущих в этом мире. О людях с кошмарным прошлым, отталкивающим настоящим и трагическим будущим.
Но, несмотря на весь ужас и кошмар этого мира, жизнь продолжалась. И в этой жизни даже сохранились обычные жизненные пропорции. Соотношение радости и горя, добра и зла оставалось неизменным. В этой жизни, пишет он, были и труд, и достоинство, и любовь, и разврат, и патриотизм, и нищета. Были и карьеристы, и люмпены, и соглашатели, и бунтари. Но система ценностей была полностью нарушена. То, что еще вчера казалось важным, отошло на задний план. Обыденное становилось драгоценным, драгоценное — нереальным. В этом диком мире ценились еда, тепло, возможность избежать работы.
В рассказе есть эпизод, где автор рассказывает о человеке, мечтавшем стать на особом режиме хлеборезом. “...Это был хмурый, подозрительный, одинокий человек. Он напоминал партийного босса, измученного тяжелыми комплексами”. Для того чтобы занять такое место, в зоне надо было лгать, льстить, выслуживаться, идти на шантаж, подкуп, вымогательство. Любыми путями добиваться своего.
Сравнивая в предисловии к “Зоне” себя с Солженицыным, Довлатов говорит, что книги их совершенно разные. Солженицын был заключенным и описывал политические лагеря. Довлатов же писал о надзирателе в уголовном лагере.
Если говорить о художественном своеобразии произведения, то стоит заметить, что в этих хаотических записках прослеживается общий художественный сюжет, в какой-то мере соблюдено единство времени и места; действует один лирический герой (конечно, если можно назвать надзирателя “лирическим”). Можно сказать, что довлатовское повествование разделено не на главы, а на абзацы, на микроновеллы, как в чеховском театре, границей между ними является пауза. Любая из них может оказаться роковой.
Отчетливо демократическая ориентация довлатовской прозы сомнений не вызывает. И иного принципа отношений между людьми, чем принцип равенства, он не признавал. Но понимал: равными должны быть люди разные, а не одинаковые. В этом он видел нравственное обоснование демократии, и это убеждение диктовало ему и выбор героев, и выбор сюжетов.
Зона – модель мира, государства, человеческих отношений. В замкнутом пространстве усть-вымского лагпункта сгущаются, концентрируются обычные для человека и жизни в целом парадоксы и противоречия. В художественном мире Довлатова надзиратель – такая же жертва обстоятельств, как и заключенный. В противовес идейным моделям «каторжник-страдалец, охранник-злодей», «полицейский-герой, преступник-исчадие ада» Довлатов вычерчивал единую, уравнивающую шкалу: «По обе стороны запретки расстилался единый и бездушный мир. Мы говорили на одном приблатненном языке. Распевали одинаковые сентиментальные песни. Претерпевали одни и те же лишения… Мы были очень похожи и даже – взаимозаменяемы. Почти любой заключенный годился на роль охранника. Почти любой надзиратель заслуживал тюрьмы».
|