Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учение о доброделании, о памятовании смерти и богобоязненности

Поиск

 

В последних двух главах автор делает вывод из всего, что он пережил и перечувствовал. Добродетель, обуздание страстей, мудрое пользование всеми благами, ниспосылаемыми от Бога, разумная покорность перед непонятыми и неразрешимыми загадками жизни, повиновение справедливой власти, убеждение, что доброму человеку лучше, чем грешнику, - все это приводит к заключению, что «нет ничего лучше под солнцем, как есть, пить и веселиться», т.е. как можно лучше пользоваться жизнью, какова она есть. Покой и скромная доля – вот что лучше всего, ибо вопросы жизни совершенно неразрешимы, а при всем том человека преследует мрачная тень смерти.

Проповедник делает заключение, что человек должен всегда исполнять свой долг, никогда не забывать о конце своей жизни. Чтобы не случилось в нашей жизни, все надо предавать в руки Божии, ибо только Бог знает к чему предназначена жизнь. Истина заключается в том, что представляется наилучшим: земное счастье, даруемое нам Богом, следует принимать с благодарностью, смирением, вниманием и со страхом Божиим. В жизни, конечно, бывает немало суеты, но в мысли, что прах возвратится в землю, а дух возвратится к Богу, Который дал его, содержится таинственная надежда, хотя, может быть, неосознанная.

Окончательный вывод хотя и не дает разрешения до конца страшной загадки человеческой жизни, но его правило остается непреложным и достаточным для нравственного руководства в жизни. «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» (XII, 13). Мы не смеем жить во грехе, не смеем жить по слепому случаю, не смеем жить как лицемеры: «Ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное хорошо ли оно, или худо» (XII, 14).

 

Вопросы к пройденному материалу

Название книги.

Главный предмет книги и цель ее написания.

На какие части делится кн. Екклезиаста и их содержание?

Основные предметы учения кн. Екклезиаста.

 

Литература

 

Олесницкий М. Книга Екклезиаст.

Юнгеров П. Книга Екклезиаст и Песнь Песней в русском переводе с греческого текста 70-ти.

 


Песнь песней

 

В еврейской Библии эта книга называется так: «Шир гашширим ашер-ле Шоломо», а в греческой …………………………………………. И переводится: «Песнь Песней царя Соломона». По грамматическим особенностям еврейского языка, повторение имени существительного в сочетании единственного числа с множественным употребляется для выражения превосходной степени, например, «Святая Святых» (Исх. 39, 37), «небеса небес» (3 Цар. 8, 27), «царь царей», «суета сует» (Еккл. 1, 2) и означает превосходную песнь, лучшую из всех когда либо и кем либо воспетых, тем самым указывая на высокое достоинство книги как по изяществу ее поэтического изложения, так и по таинственно возвышенному предмету ее содержания.

Книга «Песнь Песней», согласно иудейскому и христианскому преданию, принадлежит Соломону, сыну царя Давида и его преемнику на царском престоле. Написание книги относится к периоду расцвета Соломона, чему соответствует светлый и радостный предмет книги и живой и блестящий ее язык. О происхождении книги Соломона говорит первый стих ее в еврейском тексте.

В книге «Песнь Песней», согласно святоотеческому пониманию (Григорий Нисский), Соломон поэтическим языком выразил возвышенный идеал беспредельной любви Бога к людям и людей к Богу, подобной любви жениха и невесты. Пророческое возвещение таинственных отношений между Христом и Церковью вообще, и между Христом и каждой душой человеческой, обращающейся к Богу, - вот основная идея книги «Песнь Песней».

Иудеи, верные синагоге, всегда признавали эту книгу канонической. В христианскую эпоху Феодор Мопсуетский и др. выступили против канонического достоинства ее, за что и были осуждены Пятым Вселенским собором. Православная Церковь всегда признавала «Песнь Песней» канонической книгой (Апост. Пр. 85; соборник: 60 пр. Лаодик;39 пр. Карф.; 2 пр. Трульск.; отеческих 39 посл. Афан.; Кирилл Иер.; Григорий Б.; Иоанн Дамаскин).

По своему характеру книга «Песнь Песней» - произведение поэтическое, написана она в драматической форме. Главным предметом книги служит выражение и раскрытие любви двух лиц. Содержание ее можно разделить на две части, тематически тесно связанные между собою. Первая часть (I, V, I) – повествует о любви невесты к своему возлюбленному, о ее желании полной взаимной любви с ним и исполнение этого желания. Во второй части (V, 2 – VIII, 14) описывается разлука Суламиты с возлюбленным, чувство скорби по поводу разлуки, желание вновь быть вместе и соединение с ним.

Все содержание книги следует рассматривать символически. Под образом невесты следует понимать обетованную землю с ее богоизбранным народом, с ее роскошным и обильным царством животных, растений и неорганическим миром. В образе жениха соединены черты солнца, как физической силы, царя, как государственной силы, и Мессии, как благодетельной духовной и божественной силы. Соединение в один образ Мессии, царя и солнца и сопоставление их встречаются как в Священном Писании, так и в богослужении.

Соломон возвышенным языком поэзии в описании отношений невесты и жениха предначертал характер будущих отношений между Христом и Церковью. Образ жениха на всем протяжении повествования не изменяется. Он сразу признан невестой прекрасным. Невеста же вначале черна, хотя и прекрасна.

Зарождающееся чувство любви невесты и жениха символизирует отклик человеческой души на зов Божий. Невеста – древнее языческое общество, обращаясь с евреями, хранителями веры в истинного Бога, заимствует у них начало истинной религии.

Наконец, Церковь из язычников достигает совершенства. Она уже чиста и убелена благодатью Христовой. Опираясь на плечо Жениха-Христа, Церковь из язычников восходит на «горы ароматов» - в горние селения Отца Небесного.

 

Вопросы к пройденному материалу:

1. Название книги.

2. Писатель, время и цель написания книги.

3. Подлинность и каноническое достоинство книги.

4. Содержание книги и ее деление на части.

 

Литература:

 

1. Феодорит, блаж. Еп. Кирский. Толкование на «Песнь Песней».

2. Юнгеров П. Книга Екклезиаст и Песнь Песней в русском переводе с греческого текста 70-ти.

 

Книга премудрости Соломона

 

Наименование книги «Книга Премудрости Соломона» (иногда с добавлением: «сына Давидова») находится в списках LXX, а также в переводах: итальянском, сирийском, арабском, славянском, русском. В Вульгате она надписывается: Liber Sapientiae – «Книга Премудрости». В греческой Библии ………………. «Премудрость Соломона». Такое надписание указывает, прежде всего, на содержание книги, главным предметом которой является учение о Премудрости Божией, ее начале, свойствах и действиях в миру. Имя Соломона здесь находится потому, что писатель книги ведет свою речь (иногда) от лица главного представителя и первого учителя ветхозаветной библейской мудрости – царя, пророка, философа и поэта Соломона, а так же потому, что предмет ее учения сходен с учением книги Притчей Соломона.

Имя писателя книги неизвестно. Те сведения, которые мы можем извлечь из Книги Премудрости Соломона, помогут только определить национальность писателя. Первоначальный язык этой книги, несомненно, чисто греческий.

О личности писателя – общий вывод получается такой, что книга написана египетским иудеем, живущим в эпоху Птоломеев, в третьем или втором веке до Рождества Христова, получившим иудейское богословское образование, знавшим и греческую науку, особенно философию александрийской школы. Имя его не сохранилось. Иудейству эта книга была неизвестна. В новозаветных книгах видят следы знания ее у апостола Павла, а далее у святых Климента Римского, Иринея Лионского, Ипполита, Киприана и др. Единство и целостность книги ныне признается всеми.

По содержанию и внешней форме книга разделяется на две части: в первой автор от собственного лица увещает всех людей быть добродетельными и мудрыми, так как это поведение полезно и для земной, и для загробной жизни (I – VI гл.), во второй – от лица Соломона прославляется мудрость Божественная и Ее действие в мире человеческой истории, особенно в жизни еврейского народа в период исхода из Египта, казней и 40-летнего странствования (VII – XIX гл.).

Книга Премудрости Соломона никогда не существовала в еврейском каноне. В каноне Восточной Православной Церкви эта книга также не находилась и не находится, но входит в состав Православной Библии.

Главным предметом содержания книги Премудрости Соломона служит учение об истинной богооткровенной религии, как проявлении Премудрости Божией, и об идолопоклонстве, как порождении заблуждающегося ума человеческого. Задавшись мыслью, обличить нелепость и гибельность язычества, выяснить истинность и спасительность богооткровенной религии иудейской, а чрез то и другое – утешить страждущих и научить их терпению и стойкости в вере и благочестии, писатель сначала изображает современное ему состояние язычников, - господствующих и угнетающих, - и иудеев, которые, будучи почитателями истинного Бога и праведными, терпят гонения от язычников (I – II); в следующих четырех главах он говорит о несомненности награды праведным страдальцам и неизбежности наказания гонителей-язычников, если не здесь не земле, то за гробом.

В обличение язычников, полагавших, что наряду с богами жизни и неба существуют боги смерти и ада, писатель Премудрости Соломона высказывает ряд догматических положений и учит, что «Бог смерти не сотворил», и случающаяся теперь гибель живых существ не радует Его, потому что при творении все было назначено к бытию, а не к уничтожению, и все живые существа носят в себе источник жизни: ада разрушения в них нет, нет и царства ада на земле (I, 13 – 14). Причина же смерти нравственная, а не субстанциональная: «праведность бессмертна» и теперь (I, 15). Именно нечестивые своими делами и словами привлекают ее и делаются достойными вкусить ее жребий (I, 16). А между тем это противно сущности природы человеческой, потому что «Бог создал человека для нетленности», сотворив его «образом собственной сущности», по которой Бог вечен и всеблажен (II, 23 ср. Быт. I, 27). Но зависть диавола к такому высокому назначению человека ввела в мир смерть, и теперь внутренно, по существу, духовно и телесно вкушают ее те, которые принадлежат к уделу диавола (I, 24 ср. Ин. VIII, 44).

Праведник же, если и скончается, в покое будет и душа его в руце Божией: страдание же и смерть имеют для него лишь искусительное и искупительное значение, так что ранняя кончина его и жестокие страдания служат лишь к уверованию в истинности его будущего прославления.

В заключение, как основание истинности такого учения, писатель, от лица Премудрого Соломона, согласно I – IX главам книги Притчей, излагает учение о премудрости Божией, как Ипостасной Божественной силе и о благотворных плодах ее действий среди людей и в мире вообще (VII – IX).

С X-й главы начинается второй отдел, в котором то же учение о неразумии неверия и идолопоклонства и плодотворности следования мудрости Божией развивается и доказывается не теоретически и догматически, как в первом отделе, а практическим путем опыта и истории – на примерах лиц и народов. В оправдание опыта писатель рассматривает историю патриархов Адама, Ноя, Авраама, Иакова, которые спаслись мудростью, и нечестивых египтян и хананеев, наказанных Богом за их нечестие (X – XII). Чтобы выявить заслуженность этого наказания, писатель в следующих трех главах (XIII – XV) говорит об идолопоклонстве, - об его происхождении и значении, и затем снова возвращается к событиям времен исхода евреев из Египта и продолжает параллель между евреями и египтянами в их исторических взаимоотношениях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.249.191 (0.007 с.)