Псалом II (наизусть) (пророчество о восстании язычников и иудеев на Иисуса Христа; о предвечном Его от отца и о всемирном Его царстве) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Псалом II (наизусть) (пророчество о восстании язычников и иудеев на Иисуса Христа; о предвечном Его от отца и о всемирном Его царстве)



Второй псалом не имеет надписания в еврейской и греческой Библиях. Имеющееся надписание именем Давида в русской основывается на свидетельстве апостола Петра, который, что они цитируя слова 1-го и 2-го стихов II псалма, указывает, что они произнесены Давидом (Деян. 4, 25).

 

Псалом можно разделить на следующие части:

1. Восстание царей и народов против Господа и Помазанника:

стихи 1-3.

2. Ответ небесного Владыки: стихи 4-6.

3. Посаждение на трон Помазанника: стихи 7-9.

4. Призыв к вразумлении неразумных: стихи 10-12.

 

В содержании псалма предсказывается неудача нападения врагов на царя Давида – помазанника Божия (стихи 1-4) и о том, что власть его распространяется по всему миру (стихи 5-9), а царствование над Сионом (стихи 6) будет непоколебимым. Залогом этому служит непреложность обетования Божия Давиду, а видимым знаком – присутствие на горе Сион Кивота Завета, что свидетельствовало о пребывании здесь Бога.

В царствование Давида, изобиловавшие войнами, самыми сильным восстанием на него было восстание сирийцев и аммонитян.Об этом объединённом восстании и говориться в данном псалме. Но Живущий на Небесах посмеётся над ними и приведёт их в смятении (стихи 4-5), - предсказывает псалмопевец, ибо Давиду дано обетование о будущей власти его над всем миром. Раскрытию этого обетования и посвящено содержание псалма.

Из содержания псалма можно предположить, что он написан по поводу Давиду обетования после перенесения Кивота Завета на Сион из Кариаф – Аарама.

Но всё содержание псалма не может быть применимо с точностью к личности Давида и его времени.

1. В 1 и 2 стихах изображается восстание на Помазанника всех народов земли, какого против Давида не было;

2. Рождение Богом «днесь» (7 стих) может относиться только ко Христу Спасителю;

3. В 9 – 10 стихах предсказывается распространение власти Давида по всему миру, что исторически на нём не исполнилось.

4. Невозможность обращения врагов к Богу, предсказываемая Давидом, не имела места в его время: восставшие на него не были поголовно уничтожены, а потому, как для оставшихся в живых, так и для потомства последних всегда была возможность исправления и примирения с Богом. Все сказанное указывает, что содержание псалма нельзя полностью соотнести с историческими рамками времени и личности Давида.

Черты изображенного здесь Царя вполне приложимы только к Иисусу Христу. Его предали иудеи Пилату (Мф. 27, 12 ср. 1–3 стихи). Он, будучи человеком, есть в то же время истинный Сын Божий (Ин.1,14), вечный (Ин. 1, 1 ср. стихи 4–7), Которому, как Царю, дана власть на небе и на земле (Мф. 27, 18 ср. стихи 6–9). Как пророчество об этом прославлении Христа Царя, слова II–го псалма приводятся в Деян. 4, 25–28; 13, 32–33 и в Евр. 1,4–5).

Толкование II–го псалма [2]

Стих 1: «Всякую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным?»

Предвидя пророческим взором злобу людей против Христа Спасителя, Давид грустно вопрошает зачем они с таким безумием мятутся, подняли возмущение и волнение? «Поучишася тщетным» - потому что замышляли несбыточное, предпринимали невозможное, хотели погубить Спасителя мира.

Под язычниками («языцы») разумеются здесь римские воины вместе с Пилатом, а под народом («людие») – народ иудейский с Анной и Каиафою.

Стих 2: «Предстаща царие земстии, и князя собрашася вкупе на Господа и на Христа Его».

Под именем царей и верховных правителей («князи») разумеются Ирод и Пилат, из которых первый был царём, а второй правителем. Смысл этих слов объяснили сами святые апостолы. Предвидя 1 и 2 стихи II–го псалма, они продолжают «поистине собрались в городе сем (Иерусалиме) на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским» (Деян. 4,27). Множест-венное число – «царие» и «князи» объясняется свойством еврейского языка, а также видят в этом и таинственный смысл, именно: с именем царя Ирода соединяют диавола – царя греха, вооружившегося против Христа, а с князем Пилатом – многих князей, т. е. начала и власти тёмных сил, духов злобы поднебесных. Так как во Христе две природы, невидимая (божественная) и видимая (человеческая), то Ему надлежало вести борьбу с невидимым и видимыми врагами.

«На Господа и на Христа Его» - возмутились и восстали против Отца и Сына, Которого Отец поставил Царём над всеми языками, дав Ему их в наследие, как Помазаннику Своему. Вражда против Сына коснулась и Отца.

Стих 3: «Расторгнем узы их и отрежем от нас иго их».

Святитель Афанасий толкует, что это сказано от лица тех, которые, возмутившись словом и делом, распяли Иисуса Христа на кресте, свергли с себя иго повиновения Сыну, порвали узы всякого подчинения Отцу и отвергли законную связь с Богом.

Блаженный Феодорит полагает, что эти слова, сказанные от Лица Духа Святого, заповедующего верующим потомкам отказаться от идоло-поклонничества язычников и от нечестия иудеев, «расторгнув узы» ослеплённых язычников и «отвергнув от себя иго» потерявших веру иудеев, воспринять на себя благое иго Христово.

Стих 4: «Живый на небесех посмеётся им, и Господь поругается им». Здесь предостережение богохульствующим врагам Христа, состоящее в том, что живущий на небесах Отец и Сын, Господь всяческих по Своему Божеству представляется столь сильным, что он может только как бы посмеиваться над врагами Своими. Речь принимает иносказательную форму и усиленный тон для того, чтобы показать врагам Господа, как они безрассудно покушались на тщетное и невозможное, думая умертвить самого Господа, Источника и начало жизни.

Стих 5: «Тогда возглаголет к ним гневом Своим…». Здесь разумеется, что Господь воспылал гневом Своим, когда Он явно изобличал иудеев в их неправдах и возвестил им грядущие бедствия, повторяя при этом перечисление неправд Своих врагов: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры» и пр. (Мф. 23) а в заключении сказал: «Сего ради отимется от вас Царствие Божие» (Мф. 21, 43).

«…и яростию Своею смятет я».

Господь проявил гнев Свой (ярость высшая мера гнева), когда по его попущению римское войско, напав на иудеев, опустошило Иерусалим, сожгло храм, большую часть уцелевших жителей предало смерти, а остальных подвергло рабству.

Стих 6: «Аз же поставлен есьм Царь от Него над Сионом, горою святою Его…» Здесь речь от Лица Иисуса Христа, таково свойство пророчеств, что в них предметы и лица меняются, как это часто можно видеть в книгах пророческих. Иисус Христос предвозвещает царство, которое дано Ему Отцом, как Человеку, о чём засвидетельствовал он по воскресении Своём, сказав: «Дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли» (Мф. 28, 18). Под Сионом разумеется вся вселенская Церковь.

Стих 7: «Возвещая повеление Господне». Это – продолжение мысли предшествующего стиха. «Я поставлен как Царь возвещать заповеди евангельские на горе Сионе», откуда взяла своё начало церковь Христова. «Повелением» Господним он называет самые эти заповеди, показывая при этом единство воли Своей, с волею Отца. «Не могу Аз о Себе творити ничесоже», - говорил Он, проповедуя учение евангельское. «Яко слышу, сужду, и суд Мой праведен есть, яко не ищу воли Моея, но воли пославшего Мя Отца». «Яко Аз от Себе не глаголах, но пославый Мя Отец, Той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю». «Аз и Отец единое есма» (Ин. 5, 30; 12, 49; 10, 30). «Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя». Под этими словами подразумевается и предвечное рождение Бога-Сына от Бога-Отца и рождение Его по человечеству во времени. Словом «днесь» выражается как бы грань между вечностью и временем, когда предвечный Сын Божий соделался Богочеловеком. Блаженный Феодорит утверждает, что слова «Аз днесь родих Тя» относятся к человеческому естеству Спасителя. Поэтому следующий стих святые отцы рассматривают как пророчество о Царстве Иисуса Христа по Человечеству.

Стих 8: «Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли». Когда иудеи не приняли Иисуса Христа, Он обратился к народам языческим. Иы видим из ст. 8. что воля Отца состояла в том, чтобы Христос Спаситель избрал Себе в наследие язычников. И Господь будучи царём, как Бог, приемлет владычество, как человек, над всеми народами, не только настоящими, но и прошедшими и будущими. «И одержание Твое концы земли» - власть наследия Твоего распространится до пределов земли. Так и сбылось, ибо слово евангельское пронеслось по всей земле во все концы вселенной (Пс. 18, 5; Мф. 24, 14, 10, 18). Сам Бог Отец предлагает Сыну, чтобы Он просил этого наследия в знак своего благоволения и желания восстановить падшее человечество. И Бог Сын в Тайне Существа Св. Троицы ходатайствует об этом перед Богом Отцом. Ради нашего спасения Он сошёл с небес, вочеловечился и сделался посредником между Богом и человечеством.

Стих 9: «Упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я». Святитель Афанасий поднимает святой крест. Пророк имеет в виду здесь так же и иудеев, как бы говоря: тех, которые не приняли Твоей проповеди, сокрушил Ты жезлом железным, как сосуды горшечника. Так обозначены последующие бедствия иудеев от римлян и других народов. Иногда же предполагают, что здесь говориться о спасении язычников, истолковывается так: упасёт язычников жезлом железным. «Своим крепким несокрушимым царством сокрушит (вразумит) их, как сосуды скудельника, разрушит мудрования язычников Святым благовестием и затем купелью возрождения обновит их, сообщит им благодатную крепость огнём Духа» (блаженный феодорит).

Стих 10: «И ныне, царие, разумейте, накажитеся вси судящии земли».

Слово «ныне» имеет значение заключения сказанного. Смысл всего стиха таков: «Итак, вы, могущественные цари всех народов. И вы, судьи всей земли, судящие всех живущих на земле людей, ведая, что Бог избрал вас в наследие, образумьтесь к покаянию, умудритесь во спасение, руководствуясь опытом и Божественными Писаниями». А в лице царей и судий пророк разумеет и народы, им подчинённые, и их призавает к такому же научению.

Стих 11: «Работайте Господеви со страхом и радуйтесь Ему с трепетом», Это дальнейшее обращение к народам: «так как вы уже знаете, что вы – наследие Божие, то нужно работать Ему, выполняя Его правду», т. е. уничтожая в себе всё греховное. Указывается страх, так как, где страх Божий, там и выполнение Его заповедей. «И радуйтеся Ему с трепетом». Служа радуйтесь Ему, как Спасителю и Ходатаю. Так и Апостол говорит: «Радуйтеся о Господе; и паке реку: радуйтеся» (Фил. 4, 4). Но радость эта пусть будет с трепетом. Радуйтесь с упованием и вместе трепещите за грехи, ибо Господь праведен и нелицеприятен. Трепещите перед возможностью оскорбить Бога своею греховностью.

Стих 12: «Примите наказание, да не когда прогневается Господь и погибните от руки праведного, егда возгорится вскоре ярость Его. Блажени вси надеющиеся Нань». «Примеите наказание» - этими словами пророк усиливает сказанное в стихе 10: образумтесь, умудритесь совершенно и окончательно. По святителю Афонасию – примите евангельское Христово учение.

«Да не когда прогневается Господь и погибнете от пути праведного», т. е. если вы не исправитесь, то вы будите вдали от пути праведного, не будите на пути спасаемых; по святителю Афонасию – будите вдали от Пути, т. е. от Христа Спасителя.

«Егда возгорится вскоре ярость его», т. е. когда настанет суд Божий, то это будет неотложно, «вскоре» и вы погибните.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.187 (0.008 с.)