Краткий очерк жизни Соломона и Его писаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткий очерк жизни Соломона и Его писаний



 

За всю историю еврейского народа из его царей особенное внимание обращали и обращают на себя Давид и Соломон, пользовавшиеся как при жизни, так и по смерти широкой известностью.

Но особенно ярко личность Соломона вырисовывается при сравнении с Давидом. Давид был царем войны, отличался практическим складом ума и был преимущественно человеком сердца с сильно развитой на разные явления из общественной или личной религиозно-нравственной жизни. Соломон же не был склонен к войнам. Ум его был философского характера, склонный к отвлеченным обобщениям и построениям мысли. Он был более человеком ума, чем сердца, а потому не мог легко и быстро чем-либо увлекаться. «Он был умерен как во грехе, так и в благочестии. Он не мог себе позволить крайности в роде истории Давида с Вирсавией, но и не стал бы плясать пред ковчегом, как Давид к соблазну Мелхалы, и не привел бы ничем подобным в стыд людей, холодных к религии» (Я.Бродский; Еврейские цари. Казань, 1884, с. 449).

Соломон, сын Давида от Вирсавии, еще с детства отличался выдающимися способностями. При рождении он получил имя Иеддедиа (возлюбленный Богом), данное ему пророком Нафаном, - а Давид назвал его Соломоном (мир).

Деятельность Соломона, как правителя и царя, - преемника Давида на престол, во многом являлась продолжением и осуществлением тех предначертаний, которые были намечены Давидом. Но на ней лежал глубокий отпечаток личного духа и характера Соломона, значительно отличающихся от духа и характера его отца.

Армия при Соломоне была усилена и преобразована. Для защиты и удержания в подчинении себе покоренных народов он прибегал к заключению брачных союзов с царями соседних самостоятельных и покоренных ему народов.

В области внутреннего управления Соломоном было произведено новое размежевание земельных участков колен. Соломон вводил систему сосредоточения власти в свои руки (централизация), уничтожавшую патриархально-родовой уклад жизни еврейского народа. Строгое и неумеренное проведение этой системы вызвало недовольство колен, выразившееся в восстании Иеровоама и подготовившееся разделение царства при его преемнике.

Более важным делом Соломона было построение храма, роскошь и великолепие которого по справедливости заслуживали удивления современников. Вместе с построением храма Соломон построил дворец для себя, впоследствии и для своих жен.

Вследствие прекращения войн и установления мирных отношений с окружающими народами, евреи могли успешно развивать земледелие. При постоянных торговых сношениях с разными народами они заимствовали у них все лучшее: обработку земли, ремесла. При Соломоне же была заведена морская торговля. Таким образом, «Иуда и Израиль жили беспечно, каждый под виноградником и смоковницею своею» (3 Цар. 4, 25).

Соломон был не только видным государственным и политическим деятелем, но и плодовитым писателем. Он был творцом 3000 притчей и 1005 песней (3 Цар. 4, 32) (всех их древность не сохранила). Лучшим литературным (памятником) произведением считается его книга «Песнь Песней», которая в переводе означает «превосходнейшая песнь».

О мудрости Соломона говорит книга Царств, где знания его касались и области естествознания; поставление его выше Ефама и Емана, известных составителей религиозно-нравственных песней, находящихся в Псалтири, указывает в Соломоне способность возвышенного поэтического творчества (о чем свидетельствует книга Песнь Песней), а его превосходство над мудрецами Египта, славившимися хорошим знанием таинственных сил природы и особенно небесных светил, говорил о знакомстве Соломона и с этой областью. Все это давало право писателю при изображении мудрости Соломона характеризовать ее так: «Сам Он Даровал мне неложное познание существующего, чтобы познать устройство мира и действие стихий, начало, конец и средину времен, смены поворотов и перемены времени, круги годов и положение звезд, природу животных и свойства зверей, стремления ветров и мысли людей, различия растений и силы корней. Познал я все, и сокровенное и явное; ибо научила меня Премудрость, художница всего» (Прем. 7, 17-28).

Как Соломон приобрел такую массу знаний, сказать трудно; можно предположить только, что они могли быть усвоены умом наблюдательным, сосредоточенным и любознательным. Склад ума Соломона был философский, стремившийся к объединению всех знаний, выработке цельного систематического миросозерцания, выразительный памятник которого мы имеем в книге Екклезиаста. Обширный ум Соломона сделал его имя нарицательным - им означают всякого глубокомысленного и многомудрого человека.

Жизнь Соломона разделяется на два периода. В начале царствования «возлюби Соломон Господа, ходити в заповедях Давида отца своего» (3 Цар. 3, 3); он был проникнут сознанием высоты своего служения, мало верил в свои силы и искал опоры в Боге.

Впоследствии, по окончании построения храма, Соломон отдался страсти женолюбия, брал себе жен из язычниц, так что число их было до 700 и наложниц 300 (3 Цар. 11, 3). Женолюбие Соломона оказало на него пагубное действие. Он подпал под влияние язычниц, разрешил им построить жертвенники своим языческим богам и даже сам присутствовал при жертвоприношениях.

 


Книга притчей

 

В еврейской Библии эта книга называется Мишле Шеломо, в греческом переводе LXX - …………………, в славянском – Притчи Соломона. Название книги отражает ее содержание и способ изложения. Книга содержит несколько надписаний со словом «притчи» (1, 1; 10, 1; 25, 1) и состоит из кратких, часто образных изречений, называемых притчами, в которых излагается ветхозаветное нравоучение в применении его к разным положениям в жизни человека. Писатель так определяет цель своей книги и мудрования: дать читателям познание мудрости и наставления, изречений разума, правил благоразумия, правосудия, суда и правоты (1, 2, 3). Вообще, здесь всякому возрасту, положению и образу жизни людей предписываются законы и нормы поведения, угодного Богу и полезного для сей и будущей жизни. Эти истины изложены в форме мудрых кратких изречений, в сопоставлении мудрого и глупого человека, мудрости и глупости, и их проявлений в жизни практической.

О происхождении книги Притчей иудейское придание говорило довольно глухо. Согласно повествованию (25, 1), признавалось, что ее издало общество друзей Иудейского царя Езекии. Отцы Церкви и средневековые богословы приписали всю книгу Притчей Соломону. Она надписывается именем Соломона подобно тому, как Псалтирь – именем Давида. Авторство Соломона подтверждается словами Третьей Книги Царств (4, 32): «глагола Соломон три тысячи притчей». Согласно этому свидетельству, а также трижды повторяемому изречению «притчи Соломона» в самой книге Притчей писателем или автором ее считается в христианской Церкви Соломон.

Глава 30 принадлежит Агуру, 31 – Лемуилу. Кто были эти лица – точно неизвестно. Есть предположение, что под Лемуилом (Лемуил – преданный Богу) следует разуметь царя Езекию, человека благочестивого и преданного Богу, а под Агуром – одного из друзей Езекии. По другому предположению, Агур и Лемуил – символические наименования самого Соломона. Главы 30 и 31 отличаются от остальных как по форме изложения, так и по своему содержанию.

Что касается окончательной редакции и состава книги Притчей, то общий вывод должен быть такой: из всего множества Соломоновых изречений первоначальную редакцию мог составить сам Соломон и заключить их в 1–24 главы. Затем этот сборник был пополнен друзьями Езекии – обществом образованных лиц, занимавшихся собранием, изучением и хранением священных ветхозаветных книг. Итак, книга Притчей окончательно сформирована и издана в нынешнем виде друзьями Езекии, т.е. спустя около 400 лет после смерти Соломона. Книга Притчей как и Псалтирь довольно рано вошла в состав богослужения. По имени этой книги получили название паримий и все чтения из Ветхого Завета, употребляемого при богослужении.

Имея в виду нравоучительное содержание книги, святые отцы установили брать из нее избранные чтения в святую Четыредесятницу, во врнмя покаяния и приготовления к достойной встрече Господа. Кроме того, на службах в честь святителей паримии составляются из отдельных мест различных глав книги Притчей. Они показывают как воплощены в святых добродетели, изображенные в книге Притчей. Самым же замечательным и известным паримийным чтением из книги Притчей должно считать паримию из 9 главы (1–2 стихи), которая читается во све богородичные праздники, где Богоматерь справедливо изображается домом Ипостасной Премудрости.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.70.101 (0.007 с.)