Молитвенно утешительные псалмы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Молитвенно утешительные псалмы



 

Псалом L

«В конец, псалом Давиду, внегда внити к ему Нафану, пророку; егда вниди к Вирсавии, и её мужем Уриеве».

Надписание указывает на повод написания Давидом даного псалма. Поводом было обличение пророком Нафаном Давида за его преступление с Вирсавией и её мужем Урией. Содержание псалма - покаянная молитва. Всё содержание псалма можно разделить на следующие части:

 

1. Вступление: стихи 1–2.

2. Начальное прошение: стихи 3–4.

3. Признение и исповедание греха: стихи 5–8.

4. Моление о возобновлении духа: стихи 12–14.

5. Моление об очищении: стихи 9–11.

6. Благодарное обещание клятва раскаявшегося: стихи 15–19.

7. Моление о Сионе: стихи 20–21.

 

Стих 3: «Помилуй мя, Боже, по велицей Милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое». Псалмопевец за содеянное им преступление взывает к великой и беспредельной милости Божией, потому что и грех, содеянный и осознанный им, беспредельный. Под беззаконием он разумеет нарушение Закона в совершении им прелюбодеяния с Вирсавией и убийства Урия, ибо и то и другое запрещено Законом.

Стих 4: «Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя». Вследствие искреннего раскаяния Давидом в содеянном Бог объявил ему через пророка Нафана, что с него грехи снимаются (2 Цар. 12, 13). Однако он не перестает молить Бога о том, чтобы он совершенно очистил, омыл его от тех греховных нечистот, которыми он запятнал себя. Грех и беззаконие здесь отождествляются.

Стих 5: «Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну». Царь и пророк Давид насколько осознал свой грех, что он очами совести своей видел его и днем и ночью, «вину». А это постоянное мучение души является ясным признаком искреннего раскаяния.

Стих 6: «Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти». Царь Давид, будучи царем и повелителем над всем своим царством, не подлежал суду человеческому, он исповедует, что имеет над собою и над всеми своими делами одного Судию – Бога. Пред Ним, как Сердцеведцем, он не может ни оправдаться ни судиться.

Далее псалмопевец говорит, что он во грехе зачат и во грехе родился (стих 7), чтобы «более приклонить Господа на милость и сострадание». До своего грехопадения Давид получал от Бога откровения, что являлось особым знаком любви к нему Бога, и теперь он просит Господа, чтобы Он проявил к нему милость прощения, очищения от греха и сделал его радостным от этого. Иссоп – растение, имеющее силу к уничтожению проказы. Сердце в Священном писании имеет многие значения, но в данном месте говориться о душе, которую просит Давид очистить и не отнимать у него благодатного дара пророчества. Под пролитием крови здесь разумеется убийство Урия. Правда – оправдание, дарованное Давиду Богом.

Стих 18: «Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши». Для чистой молитвы недостаточно одного жертвоприношения, - для этого необходимо иметь еще и соответствующее настроение, о чем и говорит псалмопевец в следующем стихе.

Стих 19: «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит», т.е. для Бога не столь важны самые жертвы – обрядовый закон Моисея, сколько дух сокрушенный и сердце сокрушенное и смиренное, что значит: сознание своих грехов покорность суду Божию.

Стих 20, 21: «Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския». «Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы». Два последние стиха, вероятно, были присоединены к псалму во время Вавилонского плена, ибо пророчески говориться здесь о восстановлении прежнего величия Иерусалимского ига, тогда они с удовольствием будут приносить «возношения» (часть от животных) и «всесожжения» (целые жертвенные животные) на Иерусалимском жертвеннике.

Этот псалом называется покаянным и чаще других употребляется в богослужении, так как в нем выражена вся глубина смирения и покаяния, с которыми молящийся должен обращаться к Богу.

 

Псалом LXXXIX

 

«Молитва Моисея человека Божия», то есть данный псалом принадлежит Моисею, законодателю и вождю еврейского народа. Псалом написан Моисеем в конце сорокалетнего странствия евреев по пустыне, пред вступлением их в землю обетованную. В нем псалмопевец изображает величие Божие и исповедует греховность и ничтожность пред Ним человека. Псалом можно разделить на части следующим образом:

1. Бог и человек: стихи 2–6.

2. Божий гнев за грехи: стихи 7–12.

3. Моление о милосердии: стихи 13 - 17.

 

Стих 2: «Господи, прибежище был еси нам в род и род». Господь был всегда благосклонным к евреям, из рода в род, начиная с избрания Авраама.

Стих 3: «Прежде даже горам не бытии и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты еси». Здесь говориться о том, что Бог был до образования гор и создания земли и вселенной, т.е. о безначальности и бесконечности Божией.

Стих 4: «Не отврати человека во смирение, и рекл еси: обратитеся, сынове человечестии». По-разному представляется в Священном Писании смирение. В данном месте оно понимается в «смысле подпадения под власть врага». Поэтому и говорится, чтобы Господь не допустил впасть в это смирение.

Стих 5: «Яко тысяща лет пред очима Твоима, Гоподи, яко день вчерашний, иже мимоиде, и стража нощная». Здесь говорится о вечности Божией, что пред Богом тысяча лет, как у людей день вчерашний, т.е. незаметно исчезнувший момент. «Стража нощная» - ночная часть (смена) дежурства, которая для спящих проходит совершенно незаметно.

Стих 6: «Уничижение их лета будут: утро яко трава мимоидет, утро процветет и прейдет: на вечер отпадет ожестеет и изсхнет».

«Уничижение» - ничто годы человеческой жизни по сравнению с вечностью Божией. Жизнь человека сравнивается с быстро увядающей травой, которая утром появляется, а к вечеру засыхает.

Стих 7: «Яко исчезохом гневом Твоим, и яростью Твоею смутихомся». Моисей исповедует пред Богом греховность народа и заслуженность наказаний: бедствий, лишений и гибели евреев от божественного гнева.

Стих 8: «Положил еси беззакония наша пред Тобою: век наш в просвещение лица Твоего». Господь знает все наши грехи, тайные и явные, они открыты и видимы пред Ним, и вообще вся жизнь наша, говорит псалмопевец, открыта для наблюдения пред Богом.

Стих 9-10: «Яко вси дние наши оскудеша, и гневом Твоим исчезохом, лета наша яко паучина поучахуся. Дние лет наших, в нихже семьдесят лет, аще же в силах, осемьдесят лет, и множае их труд и болезнь; яко прииде кротость на ны, и накажемся». Жизнь евреев вследствие грехов и наказаний за них обеднела и сократилась по сравнению с жизнью предшествующих поколений. Ее продолжительность стала насчитывать 70-80 лет. И эта кратковременная жизнь людей характеоизуется слабостью и болезнями. И вообще годы нашей жизни считаются как паутина, которая делается с большим трудом, а из-за своей непрочности быстро пропадает. Под кротостью понимать в данном месте «умеренное наказание Божие» (Е. Зигабен).

Стих 11: «Кто весть державу гнева Твоего, и от страха Твоего ярость Твоя исчести?» Здесь говорится о силе гнева Господня против непокорных. Он велик и невыносим, и никто не может изменить его или познать его.

Стих 12: «Десницу Твою тако скажи ми, и окованныя сердцем в мудрости». Псалмопевец говорит о умеренном наказании Господнем и просит дать узнать в день суда над ним десницу Господню, т.е. благодеющую и охраняющую силу Божию. Кроме того, он просит показать праведников и соединить с ними, т.е. с теми, сердца которых были окованы мудростью до смерти. Мудрость же заключалась, как нам известно, в страхе Господнем и вообще во всем том, что относилось к божественному.

Стих 13: «Обратися, Господи, доколе? И умолен буди на рабы Твоя». Пророк просит Бога, чтобы Он обратился к людям, от которых Он отвратился из-за грехов, и просит Его быть милостивым над Своими рабами, которые взывают к Нему о помиловании.

Стих 14-15: «Исполнихомся заутра милости Твоея, Господи, и возрадовахомся, и возвеселихомся, во вся дни нашя возвеселихомся, за дни в няже смирил ны еси, лета в няже видехом злая». Здесь настоящая жизнь сравнивается с вечером и ночью, где полно обольщений, а будущая – с утром и днем из-за светлости и восстания от сна. А пробуждение от сна символизирует воскресение из мертвых, где исполнившись благих милостей Господних, Возрадуемся и возвеселимся. «Злая» - это скорби и искушения, которыми Господь смиряет нас.

Стих 16-17: «И призри на рабы Твоя, и на дела Твоя, и настави сыны их, и буди светлость Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправи на нас, и дело рук наших исправи». Псалмопевец взывает к Богу, чтобы Он вменил нам добрые дела наших отцов и учителей и ради них наставил нас на дела богоугодные, т.е. добродетели. «Светлость Господа Бога» - благодать Божия, всех просвещающая и всем помогающая. Под «делами рук» следует понимать различные дела добродетели.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.008 с.)