Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Псалом VIII (пророчество о прославлении Иисуса Христа, как истинного сына человеческого, А через него и всех верующих в него)

Поиск

 

Надписание псалма: «В конец, о точилех», в русском переводе: «На гефском орудии» - указывает или на способ исполнения его на музыкальном инструменте, или на время его употребления при выжимке винограда. «Гефское орудие» - инструмент, заимствованный евреями из филистимского города Гефы. Можно предположить, что надписание псалма указывает на то, что он исполнялся на гефском инструменте при уборке винограда. Содержание псалма представляет хвалебную песнь Богу за Его блага, дарованные человеку.

Главный предмет содержания псалма – изображение величия Божия в природе, продолжительному содержанию которой Давид отдаваться в доме своего отца, будучи пастухом. Следовательно, написание VIII-го псалма нужно отнести до времени выступления Давида на общественное служение, после первого помазания его Самуилом.

Псалом можно разделить на части следующим образом.

1. Слова Господа во всей вселенной: стихи 1–3.

2. Созданный Богом человек – венец Его творения: стихи 4–9.

3. Прославление имени Бога: стих 10.

 

Под младенцами в псалме разумеются грудные дети. В книге Премудрости Соломона (10, 21) говорится, что по переходе евреев через Чермное море даже уста «немых и язык младенцев сделались ясными». Указанный книгою премудрости факт прославления Бога детьми близок по своему внутреннему значению с повествованием Евангелиста Матфея (21, 15-16), где говориться о еврейских грудных детях («сущих»), воспевших в лице Христа сына Давидова, Которого фарисеи не хотели признать за обетованного Потомка. Этим указывается, что не всегда опытность житейская и возраст человека обеспечивают безошибочность его суждений и поступков, что и обнаружилось в истории земной жизни Иисуса Христа, воспеваемого детьми, как Сына Божия, в то время как отцы этих детей, отрицая Его божественное достоинство, строили планы Его гибели. Таким образом. Указанный факт прославления Спасителя детьми является прообразом, где в историческом явлении указанны черты будущего события из земной жизни Иисуса Христа, почему этот стих псалма, как предуказание, приводится у евангелиста Матфея.

Всё cказанное в VIII псалме о высоком достоинстве человека апостол Павел объясняет как предсказание о прославлении Иисуса Христа в Его воскресении и вознесении (ср. Еф. 1, 17-23).

 

Толкование VIII псалма

 

Стих 2: «Господи, Господь наш, яко (как) чудно имя твое по (на) всей земли».

Иисус Христос есть Господь не одних верующих, но и неверующих; Только Господом неверующих Он может быть назван единственно как их Творец. Для верующих же Он Господь вдвойне и как Творец их, и как Искупитель, поэтому имя Господне в приведённом выше месте повторено два раза. Это восклицают Церкви верующих. Имя Господне чудно и дивно по тем сверхъестественным действиям, которыми сопровождается Его призывание. Слова «чудно имя Твое по всей земли» отностится ко временам христианским. Чудно имя Господне, потому что, как говорит святой Иоан Златоуст, «этим именем разрушена смерть, связанны бесы, отверсто небо, открыты двери рая, ниспослан Дух».

«Яко взятся великолепие Твое превыше небес».

Пророк, желая показать нам беспредельное могущество божествен-ной природы, говорит: «Вознеслось великолепие Твоё превыше небес, так как земля не могла вместить этого великолепия.»Не люди только, но и Ангелы воспевают совершённое Тобою», - говорит святитель Иоанн Златоуст.

Стих 3: «Из уст младенец сущих совершил еси хвалу». Сам Господь Иисус Христос отнёс это место к еврейским детям, восклицавшим: «осанна сыну Давидову!» (Мф. 21, 15-16). «Чтобы кто под младенцами, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - не разумел людей незлобивых и простых, Давид прибавил: «и сущих, т. е. грудных детей, не могущих принимать твёрдой пищи, но ещё сосущих молоко матерей».

Таким образом, пророк предсказывает здесь хвалебную песнь детей, воспетую некогда ими в честь Господа. Из всех чудес и знамений, которые совершил Иисус Христос на земле, он указывает только на изумление детей при виде воплотившегося Бога, выразившееся в хвалебной песне, указывает на одно, как на особенно поразительное чудо. Действительно, и до Христа были чудеса, но грудных детей, внятно и громко воспевающих славу Божию, впервые раздался в то время на земле. Притом поющие были не просто дети, но, как говорит пророк, дети сосущие ещё молоко, т. е. грудные, а это явление – необычайное.

«Враг Твоих ради, еже разрушити (чтобы уничтожить) врига и местника (отмстителя)».

Пророк объясняет самую причину этого чуда. Это было сделано, - говорит он, - ради врагов Твоих, то есть иудеев, которые не верили Тебе, подозревали в обмане. В воспетой же песне младенцев, которые были детьми Его врагов, подобное подозрение не могло несомненно иметь места. Врагом назван весь народ иудейский, как враждующий против Сына Божия; отмстителем же (местником) назван он по мнимой ревности его о Законе, так как народ иудейский прикрывал свои злобные действия именем Бога-Отца, «гнал Спасителя под тем предлогом, что мстил за Отца Небесного» (блаженный Феодорит, святители Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст).

Под врагом и отмстителем можно разуметь здесь также и диавола, который, как говорит блаженный Феодорит, - «обольщая людей, ещё… подвергает их наказанию за обольщение, наказывает людей, мстит им за их заблуждения».

Стих 4: «Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звёзды, яже (которые) Ты основал еси».

Давид продолжает показывать, в чём Господь проявил ещё Свою силу. Кроме поражения врагов, Он проявил её в творении вселенной. Он не говорит «вижу небеса», «а узрю», - как бы от лица будущего верующего народа, который уже после узнал, что Господь Иисус Христос есть Творец вселенной. Он не сказал: «увижу дела рук, а перст Твоих», чтобы показать, - как говорит святитель Иоанн Златоуст, - что всё видимое есть лёгкое дело силы Его».

Стих 5: «Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечъ, яко посещаеши его?» Эти слова также относятся к вочеловечению Господа. Что такое есть человек, - как бы говорит пророк, - что Ты вытаскиваешь его, Боже, Своим милосердием. Слово «посещение» здесь имеет прямой смысл, потому что не ходатай. Не ангел, но Сам Господь пришёл, чтобы спасти нас. И это тем более удивительно, что когда пали ангелы, то Бог ничего подобного не сделал для них, но ради падшего человека Он принимает его природу и спасает его.

«Сын человечь» - то же, что и человек.

Стих 6: «Умалил еси его малым чим от ангел». Пророк вспоминает о древних благодеяниях Божиих, которые дарованы были Богом первому человеку на земле при его творении. Вышедший на свет из рук Творца первый человек обладал такими совершенствами природы, что только незначительно был умалён перед ангелами Божиими, именно – дарованием ему тела, и с ним всего того, что относится к телу.

«Славою и честию венчал его еси». Ты увенчал, - говорит пророк, - славою человека, сотворил его по Своему образу и подобию; увенчал его честью, даровав ему власть над всеми животными.

Стих 7: «И поставил еси его над делы руку Твоею, вся покорил еси под нозе его». Святой Афанасий говорит: «Разумной пророде, как богоподобной, Бог даровал господство над всем. И человек. Принял силу в образе Божием, также поставлен владыкою всего на земле, как и Бог есть Царь всяческих». «Раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею», - сказал Господь нашим прародителям (Быт. 1, 28).

Все мысли псалма, относящиеся к человеку, толкователи относят и к человеческой природе Христа Спастеля. Господство, потерянное падением Адама, во всей силе возвращено человечеству Спасителем, так как Отец Небесный «вся покорил под нозе Его» (Евр. 2, 8; 1 Кор. 15, 27); люди получают это господство от Бога по мере веры, что доказывается чудесами, совершаемыми святыми – Именем Господа Иисуса. Ещё более проявится власть святых над природою в будущем веке, где они будут сонаследниками и соучастниками Спасителя во власти и славе в царстве Отца Небесного. Таким образом, слова псалмопевца в своей полноте относятся к Спасителю мира. Как об это говорит Апостол (Евр. 2), а частично – к истинно верующим.

Стихи 8-9: «Овцы и волы вся, ещё же и скоты польския, птицы небесныя, и рыбы морския, переходящия стези морския». Эти слова также, как и предшествующие, заимствованы из книги Бытия. «И обладайте рыбами морскими, - говориться там, - и птицами небесными, и всеми скотами, и всею землёю» (Быт. I, 28).

Относя псалом к человечеству Христа Спасителя, слово «овцы» следует понимать как наименование уверовавших во Христа язычников, который добрый пастырь Христос собирает во двор Свой. «Волы» - это иудеи, несшие на себя тяжёлое иго закона Моисеева. А скоты - те, которые не приняли закона Моисеева, ни закона благодати, но служат идолам, блуждают без пастыря, не могут подняться на высоту духовной жизни. «Птицы небесные» - ангелы. «Рыбы морские» - демоны.

Стих 10: «Господи, Господь наш, яко чудно имя твое по всей земли». Слава имени Христа Спасителя наполнила небо и землю, и человек, восславленный благодатию Божиею, в лице Спасителя соединился с Божеством, сподобился великой чести и славы. Давид, провидев всё это пророческим духом, снова в изумлении восклицает: Господи, господь наш яко чудно имя твое по всей земле!

Псалом XXI

(пророчество о крестных страданиях и смерти Иисуса Христа)

Псалом можно разделить на части следующим образом:

1. Вопль к Богу в оставленности: стихи 2-3.

2. Господь – Владыка отцов: стихи 4-6.

3. Плач о поношениях: стихи 7-9.

4. Господь – податель жизни: стихи 10-12.

5. Гонения и преследования врагов: стихи 13-19.

6. Моление об избавлении: стии 20-22.

7. Обещания похвалы: 23-26.

8. Обращение к Богу всего мира: стихи 27-30.

9. Похвала Богу от последующих поколений: стихи 31-32.

 

Изображение в этом псалме страданий праведных до того сходно с рассказом евангелистов о страдании и смерти Господа (ср. стих 19 с Мф. 27, 32 и Ин. 19, 23-24; стих 8 с Мф. 27, 39; стих 9 с Мф. 37, 43; стих 2 с Мф. 17, 46), что кажется, будто Давид писал свой псалом, стоя у подножия креста; поэтому-то болшинство богослужебных песнопений Великой Пятницы, когда вспоминают страдания Господа, составлены из слов XXI псалма, и псалом этот читается в день не однажды. Святой апостол Павел в Послании а Евреям прямо относит к Иисусу Христу(2, 12) изображённое в конце XXI псалма искупительное значение страданий праведника.

С 23-го стиха содержание псалма изменяется; ранее оно было скорбно-просительным, а теперь же становится благодарственно-хвалебным.

Всё испытанное Давидом в мыслях и чувствах и заложенное в первой части псалма, нашло полное выражение в страданиях Мессии – Христа, а потому эта часть должна быть названа прообразовательно-пророческой, также как и вторая часть псалма, где Давид рисует картину всеобщего обращения к Богу всех народов. Это последнее сделалось возможным только со времён мессианских, когда проповедь учения Иисуса Христа распространилась среди всех стран и народов.

Толкование XXI псалма

Надписание: «В конец, о заступлении утреннем, псалом Давиду» толковники объясняют различно. В обычном смысле, по мнению толковников, «заступление утреннее» - это рассвет дня, раннее утро. Но Отцы видят здесь указание на пришествие Спасителя. «Псалом сей, - говорит блаженный Феодорит, - предвещает страдание и воскресение Владыки Христа, призвание язычнико в и спасение вселенной; потому что заступление утреннее есть пришествие нашего Спасителя, наподобие утра воссиявшего сидящим во тьме». В предлагаемом псалме, - говорит святитель Афанасий Александрийский, - поётся о заступлении утреннем, то есть о том, что Единородное Слово Божие, по писанному «Восток свыше» (Лк. 1, 78), воссияв, освободило нас от нощи и темноты диавольской; или заступлением утренним именует и время воскресения Спасителева, ибо Христос восстал «зело рано» (Лк. 21, 3).

Стих 2: «Боже, Боже мой, воньми ми, вскую оставил мя еси? Далече от спасения моего словеса грехопадений моих».

За исключением слов «воньми ми», тех которых нет в еврейском тексте, и, как можно думать, внесены в перевод 70-ти в виде пояснения, в этом стихе приведены слова, которые Господь Иисус Христос произнёс на кресте: «Или! Или! Лима савахфани?» - «Боже Мой, Боже Мой! Почто Ты Меня оставил?» (Мф. 27, 46). «Говорит это Спаситель от лица человечества, - замечаетАфанасий Александрийский, - то есть по что оставил мою человеческую природу без помощи, или по что предал ты её на страдания?» «Оставлением, - говорит блаженны Феодорит, - называет не отлучение соединённого Божества, как полагали некоторые, но попущение совершится страданию… Изрекает сие Владыка Христос, как человек».

Дальнейшие слова: «Далече от спасения моего словеса грехопадений моих» ещё в древние времена смущали толкователей. Но позднейшие толкователи считают, что эти слова могли быть произнесены Христом Спасителем. Иисус Христос, по объяснению блаженного Феодорита, «будучи источником правды, воспринял на Себя наш грех и, будучи морем благословения, принял на Себя возложенную на нас клятву «и крест претерпе, о срамоте не радив» (Евр. 12, 2): так за нас и произнес сии слова… Не взирай, говорит, на прегдешения естества, но даруй спасение за Мои страдания».

Итак, смысл произведённых слов таков: Грехи людей, которые Я взял на Себя добровольно и соделал как бы Своими, удаляют Меня от спасения, препятствуют освабодиться от страданий, которые Я решился понести за эти грехи».

Стих 3: «Боже мой, воззову во дни, и не услышиши, и в нощи, и не в безумие мне» (в неразумие мне).

Господь молился об избавлении Его от чаши страданий, но как бы не был услышан. Значит ли это, что молитва Его была бесплодной? «Спаситель, - говорит святитель Афанасий, - показывает нам. Что плод молитвы не бесполезен, ибо сказано: «не в безумие мне». Блаженный Феодорит поясняет эти слова: «День и ночь взывал я непрестанно и не мог умолчать, а Ты не услышал, но предал страданию. Впрочем знаю тайну сего домостроительства. Ибо сие выражают слова: «И не в безумие мне». Уразумел Я, что не напрасно отлагал Ты исполнение прошения, но домостроительствуя в страдании нечто великое и спасительное».

Стих 4: «Ты же во Святем живеши, хвало Израилева».

«Во Святем живеши», - то есть в святом теле, как поясняет блаженны Фелдорит. Здесь пророк Давид приводит уже свои слова, обращённые к соединённому с Отцом по Существу Богу-Слову, Который был соединён лично с воспринятым Им человечеством. «Всего же необычайнее то, - продолжает тот же толкователь от лица Давида, - что совершается страдание тогда, как Ты обитаешь во святом теле Сам. Хвалою же Израелевою именует Его пророк, как восхваляемого и песнесловимого собственными служителями: Свят, Свят, Свят, указывая этим на Божество Спасителя».

Стих 5: «На Тя уповаша отцы наши, уповаша и избавил еси я» - это продолжение слов пророка.

Стих 6: «К Тебе воззваша, и спасошася; на Тя уповаша, и не постыдешася» - это тоже говориться от лица Давида.

Стих 7: «Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей», т.е. я уничижен, как червь. Толкователи относят это к Спасителю. «Подобно червю, казался Я малозначительным и соделался прдметом посмеяния», - поясняет блаженный Феодорит. Святитель Афанасий усматривает здесь поношение и уничижение Иисуса Христа во время распятия Его на кресте.

Стих 8: «Вся видящи мя поругаша ми ся, глаголаша устнами, покиваша главою».

Стих 9: «Упова на Господа, да избавит его да спасет его, яко хощет его.

Все это исполнилось на Иисусе Христе при распятии и засвидетельствовано Евангелистами (см. Мф. 27, 39–47, Лк. 23, 35). «Удивительно чрезмерное неразумие иудеев, - говорит один из толкователей, - как они, читая эти слова, произносимые против них от лица Христова, не поняли, видя Христа распятого на кресте, и этого пророчества, столь согласно с событиями представляющего их дерзости» (см. «Толковая Псалтирь» Е. Зигабена).

Стих 10: «Яко Ты еси исторгий мя из чрева, упование мое от сосцу матере Моея». Здесь говорится о чудесном рождении Иисуса Христа. Он родился не по закону естества, а Сам Бог извел Его. Блаженный Феодорит так излагает этот стих: «Ты создал Меня в утробе и потом извлёк из неё, и не питаясь ещё млеком, припадая к матерним сосцам, надежды твои возвергал Я на Твою попечительность», потому что, как говорит другой толкователь (Е. Зигабен), «с этого времени Я познал надежду Мою, был вразумлён соединившимся со Мною в одно лицо Божеством, как и евангелист Лука сказал: «Отроча же растяше и крепляшеся духом, исполняяся премудрости, и благодать Божия бе на Нем» (Лк. II, 40).

Стих 11: «К Тебе привержен есьм от лежесн, от чрева матерее моея Бог мой еси Ты».

Стих 12: «да не отступише от мене, яко скорбь близ, яко несть помогай ми».

Слова 11 и 12 стихов относятся также к человеческой природе Иисуса Христа. О скорби и оставленности Иисуса Христа говорят евангелисты (Мф. 26, 37, 56 и Мр. 14, 33).

Стих 13: «Обыдоша мя тельцы мнози, юнцы тучнии одержаша мя». «Тельцами, - говорит блаженный Феодорит, - называет пророков, священников и книжников …, а юнцами – подчинённых им». Святитель Афанасий разумеет вообще правителей еврейского народа.

Стих 14: «Отверзоша на мя уста своя, яко лев восхищаяй и рыкаяй». Жестокость и свирепость иудеев уподобляется ярости голодного льва. Соответствующее по немилосердии место встречаем в Евангелии (Ин. 19, 15), когда иудеи взывали «возьми, возьми, распни Его».

Стих 15 «Яко вода излияхся, и разсыпашася вся кости моя, бысть сердце мое яко воск, таяй посреде чрева моего».

Стих 16: «Изсше яко скудель крепость моя, и язык мой. И язык мой прильпе гортани моему, и в персть смерти све л мя еси».

Сказанное в стихах 15 и 16 выражает страшные страдания Спасителя, от которых пречистое тело Его уподобилось воде, то есть потеряло твёрдость, рассыпались кости Его, сердце потеряло свою крепость и, как воск от огня, растаяло «посреде чрева», то есть в душе. Блаженный Феодорит в наименовании костей усматривает святых апостолов. Церковь – тело, крепость тела – кости, а крепость Церкви – святые апостолы, которые во время страдания Спасителя рассеялись и, подобно войне, разлитой на равнине, бежали от Него.

Стих 17: «Яко обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых содержаша мя, ископаша руце мои и нозе мои».

«Пси мнози» - по святителю Афанвсию, - народные иудейские правители; по блаженному Феодориту – язычники, как нечистые по закону и бесстыдные, как псы. И Господь Иисус Христос употребил слово «псы» в ответе Хананеянке, как язычнице. «несть добро отъяти хлеба чадом и поврещи псом» (Мф. ХV,26). Впрочем, бывшие прежде псами, по вере вступили в чин сынов и пользовавшиеся древле попечительностию, как сыны (т.е. евреи), приняли наименование псов, потому что, подобно псам возъярились на Владыку.

«Ископаша руце мои и нозе мои» - с еврейского: «пронзили руки мои и ноги мои».

Стих 18: «Исчетоша вся кости моя, тии же смотриша и презреша мя».

Блаженный Феодорит так излагает этот стих: «Пригвождавшие так напрягли тело Мое, что, если бы кто пожелал, не трудно было бы ему узнать число костей». Тии же смотриши и презреша мя», то есть смотрели на Мои страдания и смеялись надо Мною. Здесь имеются ввиду насмешки над Иисусом Христом во время предкрестных и крестных страданий.

Стих 19: «Разделиша ризы моя себе, и о одежди моей меташа жребий».

Святой Иоанн богослов приводит эти слова, ак пророчество и показывает, что оно по распятии Господа, когда войны взяли одежды Его и разделили на 4 части, а о тканном хитоне метали жребий (Ин. 19, 23).

Стих 20: «Ты же. Господи, не удали помощь Твою от мене; на заступление моё воньми» (т. е. помоги мне).

Стих 21: «Избави от оружия душу мою, и из руки песни единородную мою».

«Оружием, - говорит Афанасий Александрийский, - песиею, устами Львовыми и рогами единорожими (см. ст. 22) изображает злобу и безумие иудеев. Оружием можно назвать и Диавола, который всегда старается уязвить. «И из руки песии единородную мою», т. е. спаси мою одинокую. Всеми оставленную душу от врагов, кои, как злые псы, напали на меня. «Душу же свою, - говорит тот же толкователь, - называет единородную, потому что она оставлена. Отлучена от прочих душ (ибо все души познали грех, а она не познала греха), а ещё и потому, что она одна вместе с плотию имеет ипостасное единение с Богом-Словом».

Стих 22: «Спаси мя от уст Львовых, и от рог единорожь смирение мое».

Под львом и единорогом разумеются распинатели, враги Христовы, жестокие, как эти звери. «Смирение» - уничижение. Спаси Меня уничиженного, страждущего.

Стих 23: «Повем имя Твое братии моей, посреде Церкви воспою Тя». С 23-го стиха начинается другая часть псалма. Ранее речь была о страданиях Спасителя, теперь - о славе Его и воскресении, о призвании язычников. Поведать имя Божие, значит прославить Его, Его божественные свойства: благость, премудрость, всемогущество и др. Эти свойства с особенною силою выразились в воскресении и по воскресении Спасителя. Когда Я воскресну, - говорит Господь, - тогда Я возвещу, прославлю имя Твое в церкви братиям Моим, то есть святым аплостолам, ученикам моим и последователям Моим (Они называются братьями Христовыми, Ин. 20, 17; Рим. 8, 29).

Стих 24: «Боящиися Господа, восхвалите Его, всё семя Иаковле, прославите Его, да убоиться же от Него всё семя Израилево».

«Поелику церковь состоит из иудеев и язычников, - говорят святые Афанасий и Феодорит, - то тех и других возбуждает к песнословию, называя Иаковом и Израилем – одних по прародителю, а других (язычников) – по добродетели, которая способна также украсить, как и род».

Стих 25: «Яко не уничижи, ниже негодова молитвы нищаго, ниже отврати лицо Свое от мене, и егда воззвах к Нему, услыша мя».

Блаженный Феодорит так передаёт смысл этого стиха, как бы словами Господа: «Воспойте, - говорит он, - соделавшегося для вас Виновником спасения, Который не восхотел презреть уничиженнейшего естества вашего, и Иоим воскресением соделал ваше спасение».

Стих 26: «От Тебе похвала моя, в церкви велицей исповемся Тебе, молитвы моя воздам пред очами Его».

«Как Я делаю Тебя ведомым для человека, так и Ты научаешь всех человеков воздавать Мне ту же честь …Церковию великою назвал Цнрковь, простирающуюся до пределов земли» (блаженный Феодорит). «Молитвы моя воздам пред боящимися Его». «Молитвы» здесь – обеты. Так и в еврейском тексте. Какие обеты Спасителя? Святитель Афанасий разумеет исполнение обета или обещания, данного Сыном Божиим Богу Отцу спасти род человеческий. По смыслу толкования блаженного Феодорита: «Я обещал вознести Тебе хвалу через верующих и священнодействующих в Церкви Моей, и это исполню».

Далее – об обращении язычников.

Стих 27: «Ядят убозии и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии Его, жива будут сердца их в век века».

«Этим, - говорит Афанасий Александрийский, - выражается провозглашение о призвании язычников», то есть насытятся от трапезы Христовой язычники, которые были убоги, когда были порабощены убожеству неведения и издревле не имели богатства благочестия. «И восхвалят Господа взыскающии Его». Насытятся не все, но алчущие и жаждущие правды, которые, сказано, насытятся Христовой снеди – учения, божественной вечери, благодати и т. п. «Жива будут сердца их в век века», то есть души верующих, до обращения своего бывшие мёртвыми, по уверовании, питаясь небесною пищею, будут жить истиною жизнью и получат вечную жизнь. Господь в евангелии говорит: «Аз есьм хлеб животный» и «аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки» (Ин. 11, 48, 51).

Стих 28: «помянутся и обратятся ко Господу вси концы земли, и поклонятся перед Ним вся отечествия язык».

Народы земли забывшие Бога, вспомянутся Им, призовутся ко спасению через Евангелие, тогда они и обратятся ко Господу, войдут в Церковь. С еврейского: «вспомнят и обратятся ко Господу все концы земли». Значит: все народы земли уверуют, познают и обратятся к Нему.

Стих 29: «Яко Господне есть царствие, и Той обладает языки».

Причина, почему не одни иудеи, а все народы земли войдут в Церковь Христову и поклонятся Богу истинному – та, что Бог есть Бог не только иудеев, но и всех народов, Творец человеческого естества, следовательно, обо всех заботится, всем одинаково желает спасения (Рим. 3, 29).

Стих 30: «Ядоша и поклонишася вси тучнии земли, перед Ним припадут вси низходящии в жемлю, и душа моя тому живёт».

Здесь прошедшее время употреблено вместо будущего. Будут вкушать от божественной трапезы, насытятся благ, которые уготовал Господь верующим во имя Его и поклонятся Ему «вси тучнии земли», - то есть богатые, обоготившиеся благочестием и добродетелями. «Вси низходящии в землю» - то есть все смертные; по блаженному Феодориту – умершие которые по воскресении своём, одни добровольно, а другие невольно, из страха, поклонятся Богу (Фил. 2, 10, 11). «Душа моя тому живет», - то есть Богу Отцу, для Него живёт, Ему повинуется.

Стих 31: «И семя моё поработает Ему, возвестит Господеви род грядущий». «Семя мое» - верующие. «Возвестит Господеви род грядущий» - Господь Иисус Христос возвестит или сделает известными, угодными Богу верующих, имеющих родится от Святого Духа.

Стих 32: «И возвестят правду Его людям рождшымся (родиться имущим), яже сотвори Господь». Это святые апостолы, пастыри Церкви, возвестят правду Божию (оправдание через веру во Христа) людям, имеющим родиться свыше через Таинство святого Крещения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.107.152 (0.018 с.)