Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Европейская медицина в средние века: условия жизни, санитарное состояние городов, повальные болезни.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Началом Средних веков считается 476 год — падение Западной Римской империи. Хронологические рамки Средних веков условны. В Западной Европе, в странах Востока своеобразная феодальная система начала формироваться значительно раньше: в Китае — в III в, в странах Закавказья в IV в. В Византийской империи и государствах Средней Азии она укрепилась в VII в. На Руси феодальные отношения начали формироваться в IX в. Строились акведуки, постоянно пополнявших запасы воды в колодцах, фонтанах и цистернах – подземных резервуарах для хранения запасов питьевой воды. В ранневизантийских городах повсеместно существовали бани. Бани были местами врачевания: врачи предписывали больным мытье и лечение в бане 1-2 раза в неделю (в зависимости от заболевания). Эпидемии повальных болезней. Опустошительные эпидемии и пандемии инфекционных болезней возникали во все периоды истории человечества. Число их жертв достигало, а порой превышало потери во время военных действий. Самые печальные страницы в истории инфекционных болезней связаны с периодом Средневековья в Западной Европе, где особенности социально-экономического, политического и культурного развития феодальных государств в значительной степени способствовали распространению массовых заразных болезней. Эпидемия (греч. epidemia; от греч. еpi- над- и demos — народ) — значительное распространение какой-либо инфекционной болезни, превышающее обычный для данной местности уровень заболеваемости. Пандемия (греч. pandemia; pan- всеохватывающий) — распространение инфекционной болезни на нескольких материках (более широкое, чем при эпидемии). Причины эпидемий: 1. Отсутствие санитарно-технических сооружений. 2. Войны и «крестовые походы». 3. Культурный уровень данного периода. Во времена крестовых походов наиболее широко распространилась проказа (греч. lepra). В Средние века ее считали неизлечимой и особо прилипчивой болезнью. Человек, который признавался прокаженным (лат. leprosus), изгонялся из общества. Его публично отпевали в церкви, а затем помещали в лепрозорий (приют для прокаженных), после чего он считался мертвым, как для церкви, так и для общества. Он не мог ничего зарабатывать или наследовать, поэтому прокаженным предоставлялась свобода просить милостыню. Им выдавалось особое платье из черной материи, специальная шляпа с белой лентой и трещотка, звуки которой должны были предупреждать окружающих о приближении прокаженного. Вход в город разрешался прокаженным только в определенные дни. Делая покупки, они должны были указывать на них специальной тростью.
В Западной Европе первый лепрозорий был открыт в 570 г. В XII в. в связи с тяжелыми последствиями крестовых походов был создан монашеский орден для презрения прокаженных — орден Св. Лазаря, после чего приюты для прокатных стали называться лазаретами. В эпоху Возрождения в связи с улучшением санитарного быта городов лепра в Западной Европе почти полностью исчезла. Другой страшной повальной болезнью периода Классического Средневековья была чума. В истории чумы известны три колоссальные пандемии. Первая — «чума Юстиниана», которая, выйдя из Египта, опустошила почти все страны Средиземноморья и держалась около 60 лет. В разгар эпидемии в 542 г. только в Константинополе ежедневно умирали тысячи человек. Вторая и самая зловещая в истории Западной Европы пандемия чумы — «черная смерть» середины XIV в. Третья — пандемия чумы, начавшаяся в 1892 г. в Индии (где погибло более 6 млн. человек) и отразившаяся эхом в XX в. в Южной Америке и других районах Земного шара. «Черная смерть» 1346—1348 гг. была завезена в Европу через Геную, Венецию и Неаполь. Живые не успевали хоронить мертвых. Задолго до разработки научно обоснованных мер борьбы с инфекционными болезнями в средневековой Европе стали применять закрытие гаваней задержание людей и товаров на прибывших кораблях в течение 40 дней, откуда и возник термин«карантин». Первые карантины были введены в портовых городах Италии в 1348 г. Меры борьбы с эпидемиями. Санитарные мероприятия: ― карантин; ― создание лепрозориев; ― изобретение противочумного костюма, в который входили сапоги, халат, балахон; ― введение санитарных должностей (санитарный совет); ― принятие санитарных законов (например, о порядке удаления нечистот); ― открытие изоляторов; ― установление привратников, застав, кордонов на пути перемещения большого количества людей. При этом привратники наблюдали, в каком состоянии люди заходили в город.
Мероприятия по санитарному благоустройству города: ― мощение улиц; ― оборудование стоков, водоисточников; ― оборудование мест торговли. Методы простейшей (народной) дезинфекции: ― окуривание помещений (например, можжевельником); ― прожигание вещей; ― обработка уксусом; ― использование очистительных свойств огня. Медицина в средневековой Европе развивалась в сложных и неблагоприятных условиях. Тем не менее, объективные закономерности развития общества и логика научного познания неизбежно способствовали формированию в недрах классического Средневековья предпосылок будущей медицины великой эпохи Возрождения.
10. Европейская медицина в Средние века: медицинское образование, схоластика. Средневековая университетская наука носила название схоластики (от того же слова Schola). Наиболее яркое выражение схоластика нашла в главной науке средневековья — богословии. Основной чертой ее было не открытие чего-либо нового, а лишь толкование и систематизация того, что являлось содержанием христианской веры. Священное писание и священное предание — эти главные источники христианского учения — схоласты стремились подтвердить соответствующими местами из древних философов, главным образом Аристотеля. От Аристотеля же средневековое учение заимствовало самую форму логического изложения в виде различных сложных суждений и умозаключений. Огромная роль авторитета и малая доля практического опыта проявлялись у средневековых ученых не только тогда, когда они занимались богословско-философскими вопросами, но и при изучении природы. В работах по географии, например, авторитет Аристотеля и других авторов в средние века считался бесспорным и не подлежащим никакой проверке. В медицине царил ряд предрассудков, которые упорно держались, так как в средние века почти не прибегали к такому необходимому эксперименту, как вивисекция. Некоторые анатомические знания приобретались из арабских медицинских книг. Эти книги в Европе получили такой же бесспорный авторитет, как и те немногие врачебные трактаты древности, которые дошли до средневековья. И все же схоластика в ранний период своего развития как научное движение, захватившее многие страны Европы, имела определенное положительное значение. Прежде всего, схоласты после длительного перерыва возобновили изучение античного наследства (хотя бы в лице некоторых представителей античной культуры, например Аристотеля). Затем, схоласты XII—XIII веков разрабатывали некоторые важнейшие проблемы познания. В XI—XII веках в Европе шел горячий спор о природе универсалий, т. е. общих понятий. Одни из схоластов — номиналисты — полагали, что общие понятия не существуют реально, а являются лишь словами, именем (отсюда и их название от латинского потеп — имя). Другие, их противники, — реалисты — считали, наоборот, что общие понятия существуют в действительности, реально, независимо от частных предметов. Спор номиналистов с реалистами возобновил старые споры идеалистов (Платон и его школа) с материалистами (Лукреций и др.) в древней философии и готовил дальнейшую борьбу материалистов с идеалистами в новое время. Наконец, многие из схоластов были универсальными учеными, занимавшимися изучением всех доступных тогда для них наук, в том числе и естествознания, хотя еще в зачаточных формах.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 2166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.96 (0.013 с.) |