Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Казанский медицинский институт в годы↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Медицинский институт, опираясь на комплекс предвоенных мероприятий по укреплению материальной базы, подбору и расстановке кадров, развитию медицинской науки, в годы тяжелых испытаний перестроил учебную, научную и массово-политическую работу на военный лад, обеспечив выполнение оборонных заданий, бесперебойную подготовку врачей и практическую помощь органам здравоохранения. В результате упорного и напряженного труда всего коллектива только в 1941 году было сделано 3 выпуска: окончили институт свыше 900 студентов, причем половина выпускников была мобилизована в ряды Советской Армии. Всего за время войны было 6 выпусков врачей. Вслед за первым военным выпуском, давшим стране 400 специалистов — медиков, 25 августа производится специальный выпуск студентов V курса с призывом их в армию; 10 декабря 1941 г. проведен второй досрочный выпуск. 28 студентов КГМИ были направлены на военный факультет Саратовского медицинского института для специализации в качестве военных врачей. Обстановка военного времени потребовала в короткий срок перестроить всю учебную работу. Сокращение материальной базы института: часть учебных помещений, клиники и студенческие общежития были переданы под эвакогоспитали и эвакуированные учреждения; призыв в армию более 80 преподавателей; постоянное привлечение студентов и сотрудников на хозяйственные и оборонные работы осложняли организацию учебного процесса. 1941-42 учебный год для студентов 11—V курсов начался с 1 августа по новым учебным планам, предусматривавшим окончание института в 3,5 года при 8-часовом учебном дне и сокращении каникул, но при выполнении полного объема учебных программ. - 126 -
Программы общих и специальных дисциплин имели военно-медицинский уклон, вводились новые курсы: ЛФК, общевойсковая подготовка, лечебное питание; особое внимание уделялось преподаванию дисциплин, имеющих отношение к лечебной работе на фронте и в тыловых эвакогоспиталях. Так, в приказе директора института о подготовке специалистов лечебной физкультуры говорилось: «...ввести план преподавания лечебной физкультуры, провести специальные клинические конференции на тему: «Лечебная физкультура, как необходимое мероприятие по быстрейшему восстановлению функции пораженного органа раненого и быстрейшего возвращения пострадавшего в строй и к труду. Обеспечить прохождение курса ЛФК всем ординаторам...». Учебная работа клинических кафедр и производственная практика студентов IV курса проводилась на базе эвакогоспиталей. Развертывание широкой сети новых лечебных учреждений на фронте и в тылу резко увеличило потребность в медицинских работниках (почти на 1/3) и повысило требования к молодым специалистам. В целях повышения качества подготовки молодых врачей Ученый Совет института добился уже в 1942 г. перехода на 5-летний курс обучения. Большое внимание уделялось приему на 1-й курс и борьбе с отсевом. 23 мая 1942 г. дирекция института доложила об организации нового набора: с 1 апреля работала приемная комиссия. Условия приема направлялись в соседние республики Поволжья; давался обстоятельный ответ на индивидуальные запросы. Учитывая возросшую потребность в медицинских кадрах, дирекция института, с согласия Наркомздрава РСФСР, увеличила численность, первокурсников с 693 человек на 15 сентября 1941 г. до 894 — на 15 октября 1942 г., а к 15 октября 1943 г. па 1-й курс было зачислено 1085 человек. В результате проделанной работы из года в год число студентов возрастало.
- 127 -
Если в 1941 г. было 1574 студента, в сентябре 1942 г.— 2374, то к 15 октября 1943 г. число студентов возросло до 2981 и это при условии ряда дополнительных выпусков. Вопросы учебной работы были в центре внимания. Директор института С.В. Курашов проводил еженедельно оперативные совещания работников учебной части, деканатов, заведующих кафедрами и прикрепленных агитаторов по вопросам успеваемости и дисциплины студентов. Учебный процесс обеспечивался квалифицированным профессорско-преподавательским коллективом. На 40 кафедрах работало 339 преподавателей, в том числе 38 докторов, 79 кандидатов медицинских наук. Большую работу проводили профессора А.Д. Адо, В.Е. Адамюк, М.П. Андреев, Ф.И. Богоявленский, Н.К. Горяев, И.В. Домрачев, К.А. Дрягин, В.И. Катеров, А.В. Кибяков, В.К. Менщиков, В.В. Милославский, Л.И. Омороков, Н.В. Соколов, А.Г. Терегулов, В.Н. Терновский, директора института С.В. Курашов и Г.Ф. Тихонов. Ведущая роль принадлежала коммунистам. На партийном собрании 23 июня 1941 года преподаватели-коммунисты объявили себя мобилизованными и готовыми «в любую минуту по указанию партии встать в ряды РККА и грудью защищать свою социалистическую Родину». На каждой кафедре было мобилизовано в РККА от 2 до 9 преподавателей. Кроме того, преподавателей постоянно направляли на борьбу с эпидемиологическими заболеваниями, в комиссии военкоматов, на задания Татнаркомздрава и Горздрава. Места преподавателей, мобилизованных в армию замещались практическими врачами, совместителями из эвакогоспиталей, частично из числа эвакуированных. Например, кафедру кожно-венерических болезней возглавляла член-корреспондент Академии Наук СССР профессор О.Н. Подвысоцкая.
- 128 -
Лекции по общей хирургии было поручено читать военврачу В.Н. Шубину, практические занятия проводились Л.С. Любимовой и В.Н. Голубевой. Недостаток преподавательских кадров возмещался усилиями и напряженной работой оставшихся. В институт принимались квалифицированные специалисты, активные общественники, умелые организаторы. Многие сотрудники были награждены орденами и медалями: профессора Н.В. Соколов и Е.М. Лепский награждены 2-м орденом Красного Знамени; доцент В.Н. Мурат, ассистенты А.И. Тимофеев, М.И. Попков, К.П. Юрченко, В.Н. Смирнов — орденом Красной Звезды; медалью за боевые заслуги ассистенты Г.Л. Тумашева, В.П. Андреев, И.В. Данилов; ординаторы — И.В. Лоскутов, Л.Д. Эпштейн; медицинские сестры — Г.И. Рафикова, В.С. Маслова и др. Научно-исследовательская работа. Несмотря на трудности военного времени в институте успешно развивалась научно-исследовательская работа: за годы войны защищено около 40 докторских и кандидатских диссертаций. Наряду с этим коллективы всех кафедр активно включились в реализацию нового плана научной работы (составлен в августе 1941 г.), тематика которого имела преимущественно оборонное значение. Новые задачи, вставшие перед советским здравоохранением в годы суровых испытаний, определили особенности исследовательс-кой работы казанских медиков. Во-первых, центральное место научных изысканий занимала оборонная тематика и в первую очередь проблема лечения военно-травматических повреждений. Ученые института анализировали характер ранений и осложнений в современной войне, методы лечения гнойных и длительно незаживающих ран и ожогов, исследовали ранения дыхательных путей и периферической нервной системы, разрабатывали проблему сохранения и транспортировки крови и многие другие. Например, профессора Л.И. Шулутко, Б.Л. Мазур и врач Л.А. Тарасова предложили для лечения гнойных ран поливалентный бактериофаг. - 129 -
Препарат этот прошел успешное испытание в эвакогоспиталях. Результаты одобрены научной конференцией института и рекомендованы для лечебной практики. Профессор Н.В. Соколов и доцент П.В. Гулевич разработали метод лечения ожогов риванолевой повязкой. Превосходство этого метода перед открытым способом лечения в более быстром заживлении ран при хорошей эпителизации. Профессор А.И. Лаббок и ассистент Я.М. Криницкий предложили новую технику наложения шва на переднюю стенку кишечника при ранениях органов брюшной полости, и т. д. Делу восстановления здоровья раненых воинов и медико-санитарному обслуживанию тружеников тыла посвятили свои исследования химики, биологи, гигиенисты, инфекционисты, эпидемиологи, фармакологи и другие ученые. Так, гигиенисты под руководством проф. В.В. Милославского изучили вопрос о санитарном обслуживании объектов военного времени и вынесли конкретные рекомендации по способам очистки воды местных водоемов на случай аварии городского водопровода. Сотрудниками кафедры общей химии под руководством Ф.И. Богоявленского был предложен новый способ получения химически чистого сернокислого бария из отходов производства, новый метод очистки технической сернобариевой соли, метод регенерации марли и гипса из гипсовых повязок для дальнейшего употребления, а также проводилась работа по изобретению кровоостанавливающей ваты. В условиях повышенного спроса на медикаменты и перевязочный материал эти предложения имели большую практическую значимость. Второй особенностью научных исследований является комплексное развитие актуальных проблем здравоохранения коллективными усилиями ученых института и медицинских сил города. На кафедрах физиологии, гистологии и нервных болезней комплексно анализировалась проблема функциональной полноценности регенерации нервного ствола при его сшивании. - 130 - ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 1. История медицины как наука. Задачи истории медицины. 2. Источники по истории медицины и их классификация. 3. Врачевание в первобытном обществе. 4. Народная медицина. 5. Храмовая медицина. 6. Мифология и врачевание. 7. Санитарная культура древних цивилизаций. 8. Медицина Древней Месопотамии. 9. Медицина Древнего Египта. 10. Медицина Древнего Китая. 11. Медицина Древней Индии. 12. Медицина Древней Греции. Мифологические сюжеты медицинского характера. 13. Гиппократ и его роль в развитии медицины. 14. Медицина эпохи эллинизма. Влияние Аристотеля на развитие медицины. Герофил, Эрасистрат. 15. Развитие медицинского дела в Древнем Риме. 16. Древнеримские врачи и философы и из труды о медицине. (Асклепиад, Тит Лукреций Кар «О природе вещей», Цельс «О медицине», Плиний, Диаскарид). 17. Гален и его труд «О назначении частей человеческого тела». 18. Больничное дело в средние века. 19. Медицина и медицинское дело в Византии. 20. Медицина в арабо-язычных халифатах VII – XVII вв. Коран о гигиене. 21. Абу Али Ибн Сина «Канон врачебной науки» и его роль в развитии медицины. 22. Средневековая схоластика. Ее влияние на развитие медицины. Галенизм. 23. Медицинское образование в средние века 24. Салернская школа. Арнольд из Виллановы. 25. Салернский кодекс здоровья. 26. Эпидемии в средние века и борьба с ними. 27. Древнерусское врачевание. 28. Медицина Волжской Булгарии и Казанского ханства. - 131-
29. Врачеватели Булгарского государства. 30. Медицина в Московском государстве XV – XVII вв. Аптекарский приказ, его функции и значение. 31. Становление опытного метода в медицине. Леонардо да Винчи. Парацельс, Ф. Бэкон, Р. Декарт. 32. Анатомия эпохи возрождения. А. Везалий, его труд «О строении человеческого тела». 33. Создание теории кровообращения. У. Гарвей. 34. Ятрофизическое и ятрохимическое направление в медицине. 35. Клиническая медицина в XVII – XVIII вв. Т. Сиденгам, Б. Рамаццини, Г. Бурхааве. 36. Развитие хирургии в средневековой Европе. Амбуаз Паре. 37. Развитие анатомии в Новое время. 38. Развитие теорий общей патологии в новое время. 39. Теория целлюлярной патологии Р. Вирхова и ее роль в развитии медицины. 40. Становление микробиологии. Эмпирический период. А. Левенгук, Д.С. Самойлович, Э Дженнер, И. Земмельвейс. 41. Экспериментальный период развития микробиологии. Л. Пастер. Пастеровский институт в Париже. 42. Деятельность Р. Коха. 43. Развитие учения о защитных силах организма. И.И. Мечников, П. Эрлих. 44. Физиологические школы Германии и Франции в Новое время. 45. Внедрение физических методов обследования больных. 46. Внедрении в России методов перкуссии, аускультации, термометрии и др. 47. Открытие наркоза. Роль русских ученых в развитии учения об обезболивании. 48. Развитие техники оперативных вмешательств, полостная хирургия. 49. Учение об асептике и антисептике. Дж. Листер. Внедрение этих методов в России. 50. Роль М. В. Ломоносова в развитие отечественной медицины. 51. Медицинская наука в России в XVIII веке. С.Г. Зыбелин, Д.С. Самойлович, Н.М. Максимович-Амбодик. - 132 -
52. Подготовка медицинских кадров в России в XVIII веке. 53. Высшее образование в России в XIX веке. 54. Медицинское дело в России в XVIII – 1-й половине XIX веков. Врачебные управы. Приказы общественного призрения. 55. Земская медицина. 56. Общественная медицина в России в XIX – начале XX веков. 57. Медицинское страхование в России в начале XX века. 58. Отечественная хирургия XIX века до Н. И. Пирогова. 59. Роль Н.И. Пирогова в развитии медицины. 60. Хирургические школы России во 2-й половине XIX – начале XX века. Н.В. Склифосовский. 61. Терапия в России в 1-й половине XIX века. М. Я. Мудров. 62. Терапевтическая школа С.П. Боткина. 63. Терапевтическая школа Г.А. Захарьина. 64. Педиатрия в России XIX – начала XX века. С.Ф. Хотовицкий, Н.Ф. Филатов, Н.П. Гундобин. 65. Развитие стоматологии в России в XVIII – ХХ веках. 66. Гигиенические школы России. А.П. Доброславин, Ф.Ф. Эрисман. 67. Экспериментальная физиология в России. А.М. Филомафитский. 68. И.М. Сеченов и его труд «Рефлексы головного мозга». 69. И.П. Павлов. Роль его учения об условных рефлексах и высшей нервной деятельности в развитии естествознания. 70. Становление и развитие советской системы здравоохранения. 71. Кризис советского здравоохранения. 72. Отечественная теоретическая медицина в советский период. 73. Клиническая медицина в советский период. 74. Развитие трансплантологии в XX веке. 75. Международный Комитет Красного Креста. 76. Всемирная организация здравоохранения. 77. Характерные черты медицинской науки в XX веке. 78. Лауреаты Нобелевской премии в области теоретической медицины. 79. Лауреаты Нобелевской премии в области клинической медицины. 80. Казанская школа анатомов, гистологов, биохимиков. Е.Ф. Аристов, К.А. Арнштейн, П.Ф. Лесгафт, А.Я. Данилевский, Н.В. Тонков. - 133-
81. Казанская физиологическая школа. Ф.В. Овсянников, Н.О. Ковалевский, Н.А. Миславский, А.В. Кибяков. 82. Развитие терапии в Казани. К.Ф. Фукс, Н.А. Скандовский, Н.А. Виноградов, А.Н. Казем-Бек, С.С. Зимницкий, А.Г. Терегулов. 83. Развитие хирургии в Казани. В.И. Разумовский, Л. Л.Левшин, А. В. Вишневский. 84. Казанская гигиеническая школа. А.Я. Якобий, И.П.Скворцов, М.Я. Капустин, В.В. Милославский. 85. Развитие стоматологии в Казани. 86. Развитие педиатрии в Казани. 87. Казанское общество врачей. 88. Открытия в медицине казанских медиков.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.12.95 (0.014 с.) |