Характеристика эпохи средних веков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика эпохи средних веков.



Характеристика эпохи средних веков.

В эпохе средних веков выделяют следующие периоды:

V –X в. в. – раннее средневековье.

XI- XV в. в. – развитое средневековье.

XVI- XVII в. в. - позднее средневековье (эпоха Возрождения, эпоха ренессанса).

В эту эпоху необходимо рассматривать Европу, Византию, Арабские Халифаты. В V веке произошло падение Римской империи. Образовались Западная и Восточная (Византия)части. Византия просуществовала до XV века. Затем образовалась Новая Османская империя. В VI веке возникли Арабские Халифаты. Эти государства распространялись до Закавказья. Для них характерен общий язык и общая религия. Арабы «получили» от Античности следующие открытия: из Китая пришёл компас, бумага, спирт, царскую водку.

В средние века утверждается религиозная идеология, происходит разделение религии на католическую и православную. Это время крестовых походов, войн и эпидемий.

Эпидемии в средние века, причины, характер и меры борьбы.

Термин «эпидемия» произошёл от epidemos и обозначает распространенный среди народов.

Причины эпидемий.

1. Войны и «крестовые походы» приводили к разрухе, голоду, миграции больших потоков людей.

2. Особенность устройства средневекового города, которое заключалось в наличии узких улиц, отсутствии водопроводов, канализационных систем. Все нечистоты выливались прямо на улицу.

3. Сам уровень культуры людей того времени.

Характер эпидемий.

1. Эпидемии носили массовый характер (пандемии), охватывали население Европы в целом.

2. Для эпидемий в средние века была характерна высокая смертность.

3. Смешанный характер (называли – чумой. Распространены чума, оспа, проказа, тифы).

4. Эпидемии происходили очень часто.

Меры борьбы с эпидемиями.

Санитарно – разъединительные мероприятия:

· Карантин (от итальянского слова caranto, что обозначает число сорок, так как сорок дней наиболее часто встречаемый инкубационный период инфекционных заболеваний).

· Изобретение противочумного костюма, в который входили сапоги, халат, балахон.

· Введение санитарных должностей (санитарный совет, городские и городовые врачи – штадт-физики).

· Принятие санитарных законов (например, о порядке удаления нечистот).

· Открытие изоляторов.

· Установление привратников, застав, кордонов на пути перемещения большого количества людей. При этом привратники наблюдали, в каком состоянии люди заходили в город.

Мероприятия по санитарному благоустройству города:

· Мощение улиц.

· Оборудование стоков, водоисточников.

· Оборудование мест торговли на рынках.

Методы простейшей (народной) дезинфекции:

· Окуривание помещений (например, можжевельником).

· Прожигание вещей.

· Обработка уксусом.

· Использование очистительных свойств огня.

Мероприятия по борьбе с проказой (лепрой).

1. Прокажённые жили в отдельных городах. Они имели особую одежду, или трещотки.

2. Создание лазаретов для прокажённых. Так, на острове Мальта был создан Орден Святого Лазаря, в честь Лазаря, который болел проказой (эмблема – Мальтийский Крест).

 

Больницы в средние века, причины открытия и устройство.

Первая больница была открыта в IV веке в Византии, в Европе в VI веке в Париже – «отель дьё» (божий дом).

Причины открытия больниц:

1.Исторические. Прообраз больниц был в первобытном обществе, античности.

2.Экономические. Развитие городов. Поиск рынков. Перемещение людей. Возникновение палат для заболевших при постоялых дворах – ксенодохий.

3. Социальные:

-Эпидемии привели к созданию лазаретов, изоляторов.

-Социальная функция религии.

Первые шпитали (hospitalis – гостевой, гостеприимный) выполняли социальные функции – больным предоставлялся, прежде всего кров, питание, питьё, а затем лечение.

Устройство больниц.

Больницы Арабских Халифатов. В них впервые возникла идея профилизации отделений. Арабские учёные считали, что прежде чем лечить больных необходимо их наблюдать. А для того, чтобы было легче наблюдать необходимо группировать больных со схожими клиническими признаками. Больницы в Арабских Халифатах имели амбулаторные отделения, аптеки, медицинские школы. Такие больницы с библиотекой и медицинской школой называли медицинскими академиями.

Больницы Византии имели аптеки, медицинские школы, регламент, использовали трудотерапию.

Больницы в Европе до Французской революции (до XVIII века) преимущественно размещались при монастырях.

Аптеки. Это слово возникло от греческого apoteka, что обозначает склад, кладовая. Первая аптека была образована в Багдаде в VIII веке.

Характерные основные черты аптек в средние века.

1. В аптеке возникает целый набор помещений, таких как торговый зал, лаборатория, склад.

2. Мебель торгового зала (аптечные шкафы и т. д.), аптечная посуда для изготовления, хранения и продаж лекарственных форм. Материалами для нее были стекло (разного цвета), дерево, фарфор, кость, камень.

3. В аптеке ведутся аптечные рецептурные книги.

4. Обучение в аптеках шло по типу ученичества.

5. Аптеки создавались под каким-то символом (например, под символом крокодила или льва).

6. Лекарственные средства готовили из большого количества ингредиентов, что повышало стоимость лекарств.

7. В аптеках того времени готовили и проводили виноводочные, кондитерские, парфюмерные изделия.

8. Аптекари занимали привилегированное положение в обществе, объединялись в цеха, имели самоуправление.

Медицинское образование в средние века.

В средние века на востоке врачей готовили в медицинских школах, которые создавались при больницах. Их значение:

1. Сохранили научное наследие античности.

2. Привнесли свои опытные знания в развитие медицины.

Медицинское образование в Европе носило университетский характер. На основе первых королевских школ создаются university, где давались общие знания, действовал общий «устой» (образ жизни). Университеты были автономны от государства. Они имели свой герб, девиз, гимн. Так, девиз Краковского университета - «Разум превыше всего». Руководство университетами того времени строилось на принципах самоуправления и выборности (малый и большой Советы). Обучение велось на латинском языке до XIX столетия. Те лица, которые получали образование в университетах, назывались студентами (studio – учить, вдыхать). Студенты жили в бусах (общежитиях), объединялись в землячество (по местности от куда приехали. Студентами могли быть только мужчины, которые принимали обеты (например, безбрачия). Начинали учиться в 15-16 лет.

Классический университет имел 3-4 факультета:

· для тела (медицинский)

· для наследства (юридический)

· для души (философский, теологический).

В начале изучали 7 свободных наук: диалектика, риторика, грамматика, геометрия, арифметика, астрономия, музыка. После изучения этих наук можно было получить степень бакалавра. Затем – титул магистра. Только после этого можно было изучать медицину. Профессором назывался учитель риторики, ректором – преподаватель. Ректоры делились на 4 группы: dicnus, dicnisimus, magnificus, magnitifisimus.

Университетское образование в средние века носило схоластический характер, новые знания приобретались только из трудов авторитетов, опыт отрицался, вскрытия трупов запрещались. Книга встала между больным и врачом.

Но на юге Италии возникла Салернская школа здоровья, в которой обучение шло у постели больного. Здесь приобрели своё развитие идеи клинического наблюдения Гиппократа. В этой школе впервые было введено понятие веса лекарственных средств, написан Салернский кодекс здоровья (руководство по здоровому образу жизни, он начинается со слов: пусть твоим врачом будет покой, умеренность в пище, веселый характер).

Развитие медицинской науки в Европе.

Наука в Европе имела, преимущественно, схоластический характер; на Востоке – обобщающий, эмпирический характер.

Одним из величайших учёных того времени на Востоке был Ар Рази. Он написал книгу о медицине в 20 томах. Он впервые отделил оспу и корь, предложил методику ухода за ротовой полости при кори и других заболеваниях. При написании своих трудов он отмечал важность специализации медицины, важность постоянного изучения и совершенствования медицины. Писал популярные книги по медицине.

Другим известнейшим врачом Ибн – Сина (Авиценна, 980-1037). Родился около Бухары. Он не имел высшего медицинского образования, владел 12 специальностями. Основной труд Ибн - Сины – «Канон врачебной науки» (1017) из 5 томов. «Канон» является фундаментальной энциклопедией медицинских знаний. В этом труде изложена теория медицины (анатомия, физиология, общая этиология, симптоматология), учение о лекарственных веществах, частная патология, терапия и хирургия. Впервые ввел нервные потрясения как причину болезни. Предложил лечение музыкой, поэзией.

Развитие анатомии

Леонардо да Винчи (анатом, физиолог ) – написал обобщенный труд по анатомии. Делал анатомические зарисовки, главным образом, в движении. Предложил первую классификацию мышц. Правильно описал сердце (4 камеры), строение щитовидной железы. Описал формы и пропорции человеческого тела (помещал тело в квадрат, треугольник, круг).

А. Везалий основоположник научной анатомии (в 22 года стал профессором). Не мог производить вскрытие, так как они были запрещены. Вскрывал недавно умерших людей из могил, на месте казни. В 1543г. он издал первый научный труд по анатомии «О строении человеческого тела» в 7 книгах. Он нашел 200 ошибок в анатомии Галена. Издал анатомический атлас. Изменяет преподавание анатомии, вводит секционные занятия, вскрытие на лекции. Разработал методику анатомического исследования, включавший многократные вскрытия, сравнительный метод (вскрывал труппы животных и человека, мужчин и женщин и т.д.). Все анатомы Европы – ученики Везалия. Анатомические открытия Везалия способствовали развитию научной теории кровообращения.

Развитие физиологи

Уильям Гарвей английский врач. В 1609г. обратился в Королевское общество с теорией кровообращения. В 1628г. издал труд «О движении сердца и крови у животных». Правильно описал систолу и диастолу. Сердце главный орган кровообращения. Созданию теории кровообращения способствовало: описание малого круга кровообращения (древнекитайские, арабские ученые, ученые эпохи Возраждения – М. Сервет, 1550); анатомические открытия (например, Фабриций – венозные клапаны). У. Гарвей – один из основоположников эмбриологии (изучал развитие куриного эмбриона, системы кровообращения).

1661г. М. Мальпиги открыл капилляры. Он замкнул круг кровообращения. Он один из основоположников гистологии, дал гистологическое описание кожи, почек.

1622г. описаны лимфатические сосуды и открыта лимфатическая система.

Санторио – ятрофизик и ятромеханик, основоположник биомоделирования. Первым применил экспериментально-механические методы в медицине, использовал математические расчеты. Сконструировал пульсиметр, измерил температуру тела водяным термоскопом (1714г. ртутный термометр), предложил камеру для изучения основного обмена.

Б. Раммаццинни

1700г. – «О болезнях ремесленников». Это первый систематический труд по промышленной патологии.

- описал около 60 профессиональных заболеваний;

- они связаны с профессиональными условиями;

- указал на необходимость изучения условий на рабочем месте и проведение там же мероприятий по предупреждению.

Преобразования хирургии в эпоху Возрождения

А. Паре:

- переход от «карательной к щадящей хирургии» (заменил скручивание сосудов, их перевязкой, прижигание ран раскаленным железом наложением чистой повязки; предложил поворот за ножку);

- предложил протезы;

- первый доктор медицины по хирургии, после него хирургия стала наукой;

- с его именем связано открытие первых академий, университетов с преподаванием хирургии.

Характеристика эпохи средних веков.

В эпохе средних веков выделяют следующие периоды:

V –X в. в. – раннее средневековье.

XI- XV в. в. – развитое средневековье.

XVI- XVII в. в. - позднее средневековье (эпоха Возрождения, эпоха ренессанса).

В эту эпоху необходимо рассматривать Европу, Византию, Арабские Халифаты. В V веке произошло падение Римской империи. Образовались Западная и Восточная (Византия)части. Византия просуществовала до XV века. Затем образовалась Новая Османская империя. В VI веке возникли Арабские Халифаты. Эти государства распространялись до Закавказья. Для них характерен общий язык и общая религия. Арабы «получили» от Античности следующие открытия: из Китая пришёл компас, бумага, спирт, царскую водку.

В средние века утверждается религиозная идеология, происходит разделение религии на католическую и православную. Это время крестовых походов, войн и эпидемий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 604; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.12.222 (0.019 с.)