Ошибки и осложнения возникающие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ошибки и осложнения возникающие



после лечения кариеса.

 

Целый ряд осложнений может возникнуть в разные сроки (через несколько месяцев или лет) после лечения кариеса. Наиболее часто встречаются: воспаление и некроз пульпы; вторичный кариес; папиллит или воспаление десневого сосочка; острый и хронический периодонтиты; изменение цвета коронки зуба; выпадение пломбы; неэффективное медикаментозное лечение начального кариеса.

1. Неэффективное медикаментозное лечение начального кариеса может быть следствием неправильного выбора реминерализирующих средств, тактики и методики их применения. Эффективность ремтерапии снижается при отсутствии соответствующего общего лечения кариеса.

При образовании кариозного дефекта в очаге деминерализации проводится оперативно – восстановительное лечение.

2. Причинами воспаления и некроза пульпы могут быть травматичное препарирование кариозной полости, при ко­тором возникает перегревание пульпы, чрезмерное давление на дно кариозной полости. Возникнове­нию воспаления в пульпе способствует обработка полости токсическими или раздражающими (на­пример, этиловый спирт, эфир) медикаментами, а также энергичное высушивание кариозной полости струей холодного воздуха.

Постоянные пломбировочные материалы могут раздражать пульпу вследствие своего токсического (силицин, пластмассы, компо­зиционные материалы) или термопроводного (амальга­мы) действия, которое проявляется при отсутствии или неправильно наложенной изолирующей про­кладке.

В зависимости от силы раздражающего фактора, вос­паление пульпы может протекать в виде различных форм острого или хронического пульпита с соответ­ствующей клинической картиной. Некроз пульпы развивается, как правило, почти бессимптомно и мо­жет впервые проявиться изменением цвета коронки зуба (она становится серой или темно-серой). Лече­ние проводят по правилам лечения пульпитов или периодонтитов. Для предотвращения возникновения подобных ослож­нений необходимо тщательно выпол­нять все правила препарирования и пломбирования кариозной полости.

3. Вторичный ка­риес может возникнуть вследствие недостаточного препарирования кариозной полости, когда остаются участки деминерализованного дентина на ее стенках и дне. Недостаточная или неправильная обработка эмалевых краев полости приводит к нарушению краевого прилегания пломбы, образованию щели и в дальнейшем — к кариесу.

Причинами вторичного кариеса также могут быть нерациональная форма кариозной полости, неправильное наложение изо­лирующей прокладки, попадание влаги в полость при ее пломбировании, неправильное приготовле­ние пломбировочного материала. Отсутствие обще­го лечения кариеса в тех случаях, когда оно необхо­димо, также может быть причиной появления кари­озного процесса вокруг запломбированных (даже лучшими современными материалами) кариозных полостей. При появлении вторичного кариеса остат­ки пломбы удаляют, препарируют кариозную по­лость и пломбируют ее соответственно глубине, ло­кализации и течению кариеса.

Контрольные вопросы:

1. Какие ошибки возникают при препарировании кариозной полости?

2. Какие ошибки возникают при пломбировании кариозной полости?

3. Возможные осложнения после лечения кариеса

4. Какие ошибки при лечении кариеса могут привести к воспалению и некрозу пульпы?

5. Какие ошибки при лечении приводят к возникновению вторичного кариеса?

6. Что может привести к перегреванию пульпы при препарировании кариозной полости?

7. Случайное обнажение или ранение пульпы. Причины и тактика лечения.

8. Какие осложнения возникают при завышении прикуса на пломбе? Пути устранения.

9. Какие осложнения возникают при отсутствии контактного пункта?

10. Какие осложнения вызывают нависающие края пломбы?

11. Какие ошибки приводят к выпадению пломбы?

Тестовые задания

 

1. Ошибками при механической обработке кариозной полости являются

1. вскрытие полости зуба

2. химический ожог пульпы

3. термический ожог пульпы

 

2. Ошибками при пломбировании кариозной полости является

1. вскрытие полости зуба

2. химический ожог пульпы

3. термический ожог пульпы

4. отсутствие контактного пункта

5. отсутствие краевого прилегания

 

 

3. Какие осложнения возникают при препарирования кариозной

полости

1. нависающие края пломбы

2. перфорация дна кариозной полости

3. перфорация стенки кариозной полости

4. повреждение бором соседних зубов

5. отсутствие краевого прилегания.

 

4. У детей при препарировании дна кариозной полости опасно
работать борами

1. шаровидным

2. цилиндрическим

3. обратноконическим

4. колесновидным

5. все ответы верны

 

5. При перфорации дна кариозной полости участок обнаженной
пульпы закрывают

1. фосфат-цементом

2. пастой на основе гидроокиси кальция

3. эвгеноловой пастой

4. водным дентином

5. все ответы верны

 

6. Причиной возникновения вторичного кариеса является

1. оставление участков размягченного дентина

2. оставление нависающих краев эмали

3. неправильное наложение изолирующей прокладки

4. попадание влаги в полость при ее пломбировании

5. все ответы верны

 

7. Папиллит возникает вследствие

1. нависающих краев пломбы

2. отсутствия контактного пункта

3. повреждения десневого сосочка бором

4. завышение прикуса пломбой

5. неправильного выбора пломбировочного материала

 

8. Воспаление или некроз пульпы может возникнуть при

1. травматичном препарировании кариозной полости

2. наложении единой пломбы в соседних кариозных полостях

3. обработке кариозной полости раздражающими медикаментами (спирт, эфир)

4. неправильном восстановлении контактного пункта

5. токсическом действии пломбировочного материала

 

9. Причиной возникновения периодонтита после лечения кариеса
может быть

1. оставление нависающих краев эмали

2. перфорация стенки кариозной полости

3. перегрузка зуба вследствии повышения прикуса пломбой

4. токсическое действие пломбировочных материалов

 

10. Какие пломбировочные материалы у детей до 12 лет могут вы
звать некроз пульпы даже при наличии изолирующей прокла-
дки

1. амальгама

2. силидонт

3. силицин

4. стеклоиономерный цемент

5. эвикрол

 

11. Причиной неэффективного лечения начального кариеса может
быть

1. отсутствие соответствующего общего лечения кариеса

2. несоблюдение правил гигиены полости рта

3. несоблюдение методики проведения ремтерапии

4. прием большого количества углеводов

5. Все ответы верны

 

12. Причиной выпадения пломбы может быть

1. вторичный кариес

2. нарушение технологии приготовления пломбировочного материала

3. перегревание пульпы при препарирования кариозной полости

4. нависающие края пломбы

5. нерациональная форма кариозной полости

 

13. Какие ошибки при лечении кариеса приводят к изменению
цвета коронки зуба?

1. отсутствие контактного пункта

2. недостаточное удаление некротизированного дентина

3. некроз пульпы вследствие термического ожога

4. некроз пульпы вследствие токсического действия пломбировочного материала

5. все ответы верны.

14. Какие пломбировочные материалы можно применять у детей
без прокладки?

1. амальгама

2. силидонт

3. лактодонт

4. поликарбоксилатный цемент

5. стеклоиономерный цемент

15. Ошибками при медикаментозной обработке кариозной полости является

1. использование сильнодействующих антисептиков

2. пересушивание дентина

3. ожог пульпы

4. все ответы верны

16. Применение интердентальных клиньев исключает

формирование

1. контактного пункта

2. нависающих краев пломбы

17. отсутствие контактного пункта может явиться причиной

1. вторичного кариеса

2. папиллита

3. локального пародонтита

4. воспаление пульпы

5. все ответы верны

18. При попадании крови из межзубного промежутка в кариозную

полость ошибкой является:

1.продолжить пломбирование

2.высушить воздухом и продолжить пломбирование

3.удалить пломбировочный материал из кариозной полости и

начать пломбирование заново.

19. Для медикаментозной обработки кариозной полости при лечении

глубокого кариеса можно использовать:

1. 0,02% раствор фурацилина

2. эфир

3. 70% раствор этилового спирта

4. 3% раствор перекиси водорода

5. 0,06% раствор хлоргексидина

20. Причиной неэффективного лечения глубокого кариеса может
быть

1. отсутствие лечебной прокладки

2. несоблюдение режима препарирования кариозной полости

3. мед. обработка кариозной полости спиртом

4. неправильное наложение лечебной прокладки

5. Все ответы верны

Тема 10. Плановая санация, организационные формы и методы, диспансеризация детей у стоматолога.

Учет и отчетность.

Цель занятия:

- изучить организационные формы плановой санации
полости рта у детей

- изучить методы плановой санации полости рта

- изучить учетную и отчетную документацию детского
стоматологического отделения

- научиться формировать диспансерные группы детей с учетом общего

заболевания и степени активности кариеса

Краткое содержание темы:

Термин «санация» происходит от латинского слова — исцеление, оздоровление. Санация полости рта предусматривает излечение всех заболеваний органов полости рта и состоит из комплекса меро­приятий: лечение кариеса и его осложнений, устранение дефектов тканей зуба другой этиологии пломбированием, удаление разрушенных зубов и корней, не подлежащих консервативному лечению, удаление зубного камня, противовоспалительная терапия заболеваний краевого пародонта, подготовка полости рта к протезированию или ортодонтическому лечению. При показаниях целесообразно санацию полости рта за­вершить протезированием, после чего считать человека «санирован­ным». У детей санация полости рта не предусматривает закончен­ного ортодонтического лечения, ибо последнее может продолжаться до 2-х лет, и за это время санацию полости рта ребенку при­ходиться повторять от 2 до 8 раз.

Выделяют санацию полости рта по обращаемости, когда она осуществляется по инициативе пациента, и плановую санацию полости рта. Плановая санация полости рта проводится всем детям в организованных коллективах: детских садах, детских учреждениях, школах, интернатах, санаториях, а также в педиатри­ческих стационарах.

Кратность (периодичность) плановой санации полости рта опре-
деляется интенсивностью развития кариеса, степенью его актив-
ности, наличием сопутствующей патологии.

У детей, находящихся на лечении в стационаре по поводу любого соматического заболевания, санация полости рта проводит­ся обязательно. Считается, что дети, поступающие в стационар на плановое лечение любого профиля, должны иметь санированную полость рта.

Методы проведения плановой санации.

Используются два метода санации: централизованный и децент-рализованный, в том числе бригадный.

Организационные формы плановой санации полости рта определяются условиями работы стоматолога, проводящего ее. Наиболее эффективной является санация, проводимая в стацио­нарных стоматологических кабинетах, детских дошкольных учреждениях, в интернатах, школах. Такая форма называется децентрализованной. Децентрализованная форма санации осуществляется одним и тем же врачом в течение ряда лет. Децентрализованная форма плановой санации может проводиться бригаднымметодом и в передвижных стоматологических кабине­тах. Однако при таком варианте работы снижается качество ле­чения, ухудшаются условия работы врача и падает ответствен­ность за санацию.

Централизованнаяформа плановой санации полости рта осуществляется" в поликлинике, куда приглашают школьников и дошкольников. Санацию проводят врачи на своих рабочих местах с использованием стационарной аппаратуры для диагности­ки и лечения заболеваний. Однако при такой форме обслужива­ния дети теряют время на ожидание, доставка детей на санацию и обратно требует транспорта; большое число ожидающих обусловливает торопливость в работе врача и снижает качество работы.

Показатели эффективности плановой санации полости рта должны учитываться при достижении максимального охвата санацией всего прикрепленного контингента, высокого процента санированных из нуждающихся и соблюдении кратности санации по степени активности кариеса. Эффективность плановой санации рекомендуется оценивать по снижению числа лиц, нуждающихся в лечении при каждом осмотре, уменьшению выпавших пломб, рецидивов кариеса и обширных кариозных полостей. Кроме того, учитывается снижение числа депульпированных и удаленных зубов на 1000 обследованных.

Данные, полученные во время осмотра и санации полости рта, являются основой для формирования групп детей для диспан­серного наблюдения и составления плана диспансеризации детей участка в последующие годы. Диспансеризация детского населения у стоматолога является важным звеном в системе государственных мероприятий по охране здоровья детей и снижению заболеваемости. В задачу диспансерного обслуживания детей стоматологом входит проведение комплекса социально-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предупреждение основных стоматологических заболеваний, раннее выявление патологии органов и тканей полости рта, их систематическое лечение и профилактику осложнений. Диспансеризация предусматривает индивидуальный подход при определении сроков повторного осмотра и лечения у стоматолога в зависимости от общего здоровья ребенка, выявленных стоматологических заболеваний и особенностей их клинического течения.

Таким образом, диспансеризация детей у стоматолога включает обязательное во все возрастные периоды:

1) проведение плановой санации полости рта;

2) плановое проведение профилактических мероприятий в отношении кариеса зубов, аномалий прикуса, заболеваний;

3) воспитание правильных гигиенических навыков;

4) систематическое наблюдение за больными в установленные сроки.

Стоматолог должен точно знать, через какой срок ребенок должен явиться для контрольного осмотра и повторного курса лечения, на какие клинические симптомы необходимо обратить особое внимание, какие показаны дополнительные методы обследования и лечебные мероприятия.

Для перехода на диспансерный метод обслуживания необходим участковый принцип работы врача – стоматолога. Основой для формирования диспансерных групп являются данные полученные во время осмотра и санации полости рта. Т.Ф. Виноградовой разработан и внедрен в практику метод стоматологической диспансеризации, основу которого положено разделение детей на три диспансерные группы в зависимости от активности кариозного процесса.

Первую диспансерную группу составляют:

1. здоровые и практически здоровые дети (I и II группы здоровья), не имеющие заболеваний зубов, пародонта, аномалий прикуса;

2. здоровые и практически здоровые дети, имеющие один или несколько следующих признаков:

а) компенсированную форму кариеса;

б) гингивиты, обусловленные негигиеническим содержанием
полости рта, отсутствием функции зубов, некачественными пломбами и другими местными факторами;

в) пороки развития в виде аномалии уздечек губ, языка, мелкое
преддверие полости рта и др.;

г) состояние после травматического повреждения челюстно-
лицевой области, исключая случаи повреждения зубов с не-
сформированными корнями.

Первую группу детей осматривают и санируют один раз в год.

Комплекс лечебно-профилактических мероприятий для них включает:

1. устранение кариозных дефектов пломбами

2. гигиеническое обучение и санитарное просвещение

3. использование средств, повышающих резистентность зубов к кариесу 1-2 раза в год.

Вторую диспансерную группу составляют:

1. дети с хроническими заболеваниями внутренних органов и не имеющие заболевания зубов, пародонта, аномалий прикуса;

2. здоровые и практически здоровые дети, имеющие

а) субкомпенсированную форму кариеса;

б) гингивиты, обусловленные аномалиями прикуса, для устра-
нения которых необходимо ортодонтическое лечение;

в) зубы, леченые по поводу осложнений кариеса (период
реабилитации);

3. дети, перенесшие

а) воспалительные процессы челюстно-лицевой области (остео-
миелит, одонтогенный лимфаденит и др.);

б) операцию удаления сверхкомплектного зуба;

в) операцию удаления доброкачественного новообразования;

4. дети, находящиеся на ортодонтическом лечении.

Вторую группу детей осматривают и санируют два раза в год.

Комплекс лечебно-профилактических мероприятий для них включает:

1. устранение кариозных дефектов с тщательным подбором пломбировочных материалов

2. гигиеническое обучение и назначение противокариозных средств гигиены полости рта

3. подробное санитарное просвещение

4. курсы местной и общей реминерализирующей терапии 2 раза в год.

Третью диспансерную группу составляют:

1. дети с хроническими заболеваниями внутренних органов, имеющие заболевания зубов

2. дети с декомпенсированной формой кариеса (интенсивность кариеса выше 8-9)

3. дети, имеющие очаговую деминерализацию эмали при более низких значениях интенсивности кариеса

Эту группу осматривают 3 раза в год (через каждые 3-4 месяца)

Комплекс лечебно-профилактических мероприятий для них включает:

1. устранение кариозных дефектов с предварительным проведением нескольких сеансов ремтерапии. При необходимости отсроченное пломбирование зубов. Тщательный подбор пломбировочных материалов (амальгама, СИЦ, композиты, компомеры)

2. гигиеническое обучение и назначение противокариозных средств гигиены (зубные пасты, эликсиры). Санитарное просвещение.

3. курсы местной и общей реминерализирующей терапии 3 раза в год.

4. назначение лечебного питания

5. использование методов детского протезирования по показаниям

При изменении у ребенка стоматологического или общего статуса осуществляется перевод его из одной диспансерной группы в другую.

Показателем эффективности стоматологической диспансеризации является снижение распространенности и интенсивности кариеса зубов, уменьшение количества осложнений кариеса (пульпитов и периодонтитов), снижение до минимума количества удаленных постоянных зубов, а также отсутствие тяжелых одонтогенных воспалительных заболеваний.

Таким образом, диспансеризация является наиболее совершенной формой работы детских стоматологов, поскольку наряду с плановой санацией полости рта, предусматривает профилактику стоматологических заболеваний во все возрастные периоды с учетом индивидуальных особенностей общего состояния здоровья ребенка и стоматологического статуса.

Медицинская документация, заполняемая при плановой
санации и ее научный анализ.

Первичным медицинским доку­ментом является санационная карта, в которой получают отра­жение анамнез жизни ребенка и гигиеническое состояние полости рта. В карте отмечается состояние молочных и постоянных зубов, пародонта, слизистой оболочки рта, вид прикуса.

В процессе работы врач заносит в санационную карту ребенка все проводимые лечебные и профилактические мероприятия, вычисляет индексы поражения кариесом, гингивитом. При пра­вильном, систематическом заполнении карты можно проследить за состоянием полости рта ребенка на протяжении времени пребывания его в детском саду, школе или интернате, оценить эффективность профилактики и лечения заболеваний, а также сопоставить состояние полости рта с общим состоянием здоровья, используя для этой цели индивидуальную карту развития ребенка, которую ведет педиатр детского учреждения.

В работе по диспансеризации, неотделимой организационно от плановой санации, используют и диспансерную карту (форма № 30), в которой кратко отмечают, какое лечение проведено и когда ребенок должен явиться для следующего осмотра и лечения. Закончив лечение, форму № 30 вкладывают в картотеку (разделенную по календарному принципу) с тем, чтобы вызвать ребенка в определенной декаде месяца.

Завершением лечебно-профилактической работы должен быть ежегодный научный анализ полученных результатов со ста­тистической обработкой материала.

Контрольные вопросы:

1. Задачи плановой стоматологической санации

2. Организационные формы и методы плановой санации.

3. В каком случае ребенок считается санированным?

4. Какой метод плановой санации наиболее эффективен и почему?

5. Медицинская документация, заполняемая при плановой санации

6. Кратность санации в зависимости от степени активности кариозного процесса

7. Оценка эффективности плановой санации

8. Основные задачи диспансерного обслуживания детского населения

9. В чем заключается принцип формирования диспансерных групп детей с кариесом зубов?

10. Контингент детей и объем лечебно-профилактических мероприятий в I, II и III диспансерных группах.

11. При каких соматических заболеваниях дети нуждаются в диспансерном наблюдении у стоматолога.

 

Тестовые задания.

1. Санация полости рта предусматривает

1. лечение кариеса и его осложнений

2. пломбирование зубов, пораженных гипоплазией

3. удаление зубов, не подлежащих лечению

4. гигиеническое обучение

5. ортодонтическое лечение

6. покрытие зубов фторлаком

2. Организационные формы плановой санации

1. централизованная

2. децентрализованная

3. государственная

4. бригадная

5. районная

3. Наиболее эффективна плановая санация проводимая

1. в передвижных стоматологических кабинетах бригадой врачей

2. в условиях поликлиники одновременно врачами всех профилей

3. в стационарных стоматологических кабинетах, организованных в

школе, одним врачом в течение ряда лет

4. Для декомпенсированной формы кариеса характерно

1. множественное поражение зубов кариесом

2. быстрое прогрессирование кариозного процесса

3. единичные кариозные полости

4. первично-хроническое развитие осложненных форм кариеса

5. рецидивы кариеса есть

6. рецедивов кариеса нет

5. Для компенсированной формы кариеса характерно

1. множественное поражение зубов

2. единичные кариозные полости

3. быстрое прогрессирование кариозного процесса

4. в одном зубе несколько кариозных полостей

5. кариозные полости локализуются в типичных местах (жевательные, контактные поверхности)

6. прирост интенсивности кариеса низкий.

6. В основе классификации кариеса по степени активности (по Виноградовой) лежит

1. интенсивность кариеса зубов

2. состояние гигиены полости рта

3. распространенность кариеса зубов

4. прирост интенсивности кариеса

7. Диспансерные группы детей с кариесом зубов формируются в

зависимости от

1. распространенности кариеса

2. активности кариозного процесса

3. наличия хронических соматических заболеваний

4. гигиенического состояния полости рта

8. Сколько формируется диспансерных групп детей с кариесом зубов

1. две

2. три

3. пять

4. шесть

9. Диспансерное наблюдение школьников, имеющих III степень активности кариеса проводится

1. 1 раз в год

2. 2 раза в год

3. 3 раза в год

4. 4 раза в год

10. Диспансерное наблюдение школьников, имеющих субкомпенсированную форму кариеса проводится

1. 1 раз в год

2. 2 раза в год

3. 3 раза в год

4. 4 раза в год

11. Диспансерное наблюдение школьников, имеющих очаговую деминерализацию проводится

1. 1 раз в год

2. 2 раза в год

3. 3 раза в год

4. 4 раза в год

12. Диспансерное наблюдение школьников с компенсированной формой кариеса проводится

1. 1 раз в год

2. 2 раза в год

3. 3 раза в год

4. 4 раза в год

13. Показателем эффективности диспансеризации детей с кариесом зубов является

1. снижение прироста интенсивности кариеса зубов

2. увеличение прироста интенсивности кариеса

3.снижение количества удаленных постоянных зубов

4. увеличение количества удаленных молочных зубов

5. снижение количества осложнений кариеса (пульпитов, периодонтитов)

6. увеличение количества детей с хорошим гигиеническим состоянием полости рта

7. все ответы верны

14. При эффективной диспансеризации, при определении интенсивности кариеса (КПУ) преобладает показатель:

1. К

2. П

3. У

15. Диспансеризация детей с кариесом зубов у стоматолога включает

1. гигиеническое воспитание

2. плановую санацию

3. профилактическое мероприятие в отношении кариеса

4. наблюдение за больными в установленные сроки

5. все вышеперечисленное

 

Ответы к тестовым заданиям

Тема № 1 Тема № 2 Тема № 3 Тема № 4 Тема № 5
1 – 1 1 – 1,3 1 – 1,4 1-2 1-3
2 – 1 2 – 2,4,5 2 – 3,4,5,6 2-1,3,4 2-2
3 – 4 3 – 2,3 3 – 1,2,6 3-2,5 3-2,3
4 – 3 4 – 2 4 – 1 4-1,3 4-2,4
5 – 1 5 – 1 5 – 1 5-5 5-1
6 – 3 6 – 2 6 – 3 6-3 6-4
7 – 1 7-1,2,6 7 – 2 7-2 7-2,3
8 – 2 8 - 5 8 – 2 8-3 8-1,3,6
9 – 3 9 - 2 9 – 1 9-2 9-4
10 – 2 10 - 5 10 – 1,3 10-3 10-1,3,4
11 – 3 11 - 4 11 – 2 11-1 11-1
12 – 3 12 – 3 12 – 4,5 12-3,4 12-2,4
13 – 4 13 - 2 13 – 3 13-1 13-2,4,5
14 – 5 14-1,3 14 – 1,4 14-5 14-1
15 – 2 15 - 3,4 15 – 1,2,3,4 15-3 15-1
16 – 2 16 – 1,2 16 – 3 16-2 16-2,5
17 – 2 17 - 1 17 – 1 17-3 17-4
18 – 1 18 – 3 18 – 2 18-5 18-3
19 – 1 19 – 1,2 19 – 4 19-1,4 19-1,3,6
20 – 1 20 – 2 20 – 2 20-6 20-5
         
Тема № 6 Тема № 7 Тема № 8 Тема № 9 Тема № 10
1 – 2,3 1 – 3 1 – 3,4,5 1 – 1,3 1 – 1,2,3
2 – 1,3,5 2 – 2,3,4 2 – 1,2 2 – 2,4,5 2 – 1,2,4
3 – 1 3 – 1,2 3 – 5 3 – 2,3,4 3 – 3
4 – 1 4 – 5 4 – 2,4,5 4 – 3,4 4 – 1,2,4,5
5 – 1,2,4 5 – 1,2 5 – 1 5 – 2 5 – 2,5,6
6 – 1,2 6 – 1,4,5,6 6 – 2 6 – 5 6 – 1
7 – 3,4 7 – 3 7 – 2 7 – 1,2 7 – 2
8 – 3,4,5 8 – 2 8 – 5 8 – 3,5 8 – 3
9 – 1,2 9 – 2,4 9 – 1,2,3 9 – 3,4 9 – 3
10 – 2 10 – 1,2,3 10 – 3 10 – 3,5 10 – 2
11 – 2,3,4 11 – 2 11 – 2,4,5 11 – 5 11 – 3
12 – 1 12 – 1 12 – 5 12 – 1,2,5 12 – 1
13 – 1 13 – 2,3 13 – 1,2 13 – 2,3,4 13 – 1,3,5,6
14 – 2,3 14 – 1,3,4.5 14 – 3,4 14 – 3,4,5 14 – 2
15 – 2,3 15 – 1,2,4 15 – 1,2 15 – 4 15 – 5
16 – 2,4 16 – 2 16 – 2,5 16 – 2  
17 – 3 17 –2,3 17 – 4 17 –2,3  
18 – 1 18 – 2,4 18 – 5 18 – 1,2  
19 – 1,3 19 – 2 19 – 3 19 – 1,4  
20 – 5 20 – 3 20 – 4 20 – 5  
         
         

 

Список рекомендуемой литературы

 

1. Барер Г.М. и др. Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации часть I. М. гоу вунмц 2002.

2. Барер Г.М. и др. Терапевтическая стоматология. Вариативно клинические ситуации с интегративными заданиями в тестовой форме. М. гоу вунмц мз рф 2003.

3. Биденко Н.В. Стеклоиномерные цементы в стоматологии. Киев «книга плюс» 1999.

4. Боровский Е.В., Иванов В.С., Максимовский Ю.М., Максимовская Л.Н. Терапевтическая стоматология. М. «Медицина» 2001.

5. Борисенко А.В., Неспрядько В.П. Композиционные пломбировочные и облицовочные материалы в стоматологии. Киев. «Книга плюс» 2001.

6. Борисенко А.В. Секреты лечения кариеса и рестоврации зубов. М. «Книга плюс» 2003.

7. Виноградова Т.Ф. Стоматология детского возраста М. «Медицина» 1987

8. Виноградова Т.Ф. Диспансеризация детей у стоматолога. М. «Медицина» 1988.

9. Евдокимов А.И., Виноградова Т.Ф. Руководство по стоматологии детского возраста. М. «Медицина» 1976.

10. Елизарова В.М. и др. Задание в тестовой форме по детской терапевтической стоматологии. м. Изд. ММСИ 1997.

11. Камерон А., Уидмер Р. Справочник по детской стоматологии. М. «Медпресс-информ» 2003.

12.Кисельникова Л.П. Детская терапевтическая стоматология. Учебное пособие.

М: «Литтера», 2009.

13.Колесов А.А. Стоматология детского возраста. М. «Медицина» 1991.

14.Корчагина В.В. Лечение кариеса зубов у детей раннего возраста.

М: Медпресс – информ, 2008.

15.Кузьмина Э.М. Профилактики стоматологических заболеваний.

М. «Поли Медиа Пресс» 2001.

16. Кузьмина Э.М. Гигиенист стоматологический.Учебное пособие. М. «Артвей» 2005.

17. Курякина Н.В. Терапевтическая стоматология детского возраста. М. «Медицинская книга», Н.Новгород. ИздательствоНГМА, 2001.

18. Лукиных Л.М. Лечение и профилактика кариеса зубов. Медицинская книга. Издательство НГМА 1999.

19. Персин Л.С., Елизарова В.М., Дьякова С.В. Стоматология детского возраста. М. «Медицина» 2003.

20. Ральф Е. Мак-Дональд, Дейвид Р.Эйвери. стоматология детей и подростков. М. Медицинская информационное агенство. 2003.

21.Стош. В.И., Рабинович С.А. и др. Общее обезболивание и седация в

детской стоматологии. Руководство. – М. ГЭОТАР-Медиа 2007.

22. Ткачук О.Е. Стоматология детского возраста. Практическое руководство

Ростов-на-Дону Феникс 2006.

23.Шварц В.В., Кузнецова И.В., Гасанова Л.Г. Детская терапевтическая

стоматология. Учебное пособие. Махачкала, ДГМА 1997.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 970; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.74.73 (0.194 с.)