Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности педагогического труда↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ЛЕКЦИЯ 5. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ Особенности педагогического труда В ОУ определяющим видом профессиональной деятельности выступает педагогический труд. Именно от педагогических работников зависит качество подготовки выпускников ОУ всех типов и видов: школ, ПТУ, техникумов, вузов. В соответствии с законом РФ «Об образовании» к педагогической деятельности ОУ допускаются лица, имеющие образовательный ценз, то есть уровень образования, определяемый типовыми положениями о соответствующих типах и видах учреждений просвещения. К этой деятельности не допускаются лица, которым запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также, кто имел судимость за определенные преступления. Сами перечни соответствующих противопоказаний и составов преступлений устанавливаются законом (ст. 53). В отрасли образования труд представляет собой совместную планомерную педагогическую деятельность, направленную на оказание образовательных услуг в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения, воспроизводства и развития кадрового потенциала общества. Каковы же особенности педагогического труда? (или какова специфика труда?) 1. Сложен, имеет преимущественно интеллектуальный и педагогический характер. 2. Требует высокого уровня творческой деятельности, принятия самостоятельных решений. 3. Нестандартен и слабо поддается регламентации. 4. Является производительным трудом, но иного вида, чем в материальном производстве, где главным измерителем результатов труда является количество и качество созданной продукции, в области образования такой показатель не пригоден. Здесь нужны другие критерии количественной и качественной оценки труда. Результаты труда в образовании менее осязаемы и гораздо труднее поддаются точному учету и могут быть оценены лишь косвенно, спустя время. 5. Его результаты - образовательные услуги - неотделимы от деятельности. В связи с такими особенностями педагогического труда в ОУ принята повременная система фиксированных часов работы, а не произведенной продукции. Повременная оплата труда - форма, при которой заработок зависит от количества затраченного времени (фактически отработанного) с учётом квалификации работника и условий труда. Заработная штата начисляется по установленной тарифной ставке или окладу за фактически отработанное время. Эта форма стимулирует повышение квалификации работников и укрепление дисциплины труда. Об особенностях педагогического труда мы говорили в начале темы. Единицей измерения труда, педагогических работников выступает рабочее время. Трудовой кодекс РФ устанавливает, что норма рабочего времени на предприятиях, учреждениях не может превышать 40 часов в неделю. В соответствии со ст. 333 Трудового кодекса и Законом «Об образовании» (ст. 55, п. 5) для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. Трудовые отношения в России с 1 февраля 2002 года регулируются Трудовым кодексом РФ, который содержит общие нормы, регулирующие порядок оплаты труда работников всех организаций, независимо от вида деятельности и организационно-правовой нормы. Кроме того, трудовой кодекс содержит специальную главу 52, устанавливающую особенности регулирования труда педагогических работников. Закон «Об образовании» также содержит ряд норм, регулирующих отношения в сфере образования (ст. 56). В ст. 273 ТК РФ единоличный исполнительный орган ОУ - это его директор, именно он принимает на работу, поощряет, наказывает, увольняет своих сотрудников. Оплатя труда 5.1. За выполнение обязанностей, предусмотренных настоящим договором (контрактом), Работнику устанавливается: 5.1.1. Оклад, надбавки к заработной плате и прочие денежные выплаты
Итого 5.1.2. Премии______________________ Ответственность сторон 6.1. Работник несёт ответственность в соответствии с законодательством: 6.1.1. За невыполнение или нарушение обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором (контрактом); 6.1.2. За ущерб, причинённый Работодателю виновными действиями (бездействием) Работника; 6.1.3. За разглашение сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну организации, указанных в приложении к настоящему трудовому договору (контракту). 6.2. Работодатель несет ответственность в соответствии с законодательством: 6.2.1. За нарушение или невыполнение обязательств по настоящему трудовому договору (контракту); 6.2.2. За причинение здоровью Работника вреда в связи с увечьем или профзаболеванием. 7. Иные условия трудового договора (контракта) 7.1.______________________________________ указывается порядок изменения условий договора, __________________________________________________________________ его продления, прекращения, расторжения, разрешения споров ______________________ ________________________ Юридический адрес Адрес по прописке (регистрации) ______________________ ______________________________ Номер телефона Номер телефона __________________ ______ _____ ИНН_________________ Реквизиты организации________ № ПФР (Работодателя)Паспорт ________________ должность Дата выдачи __________________________________________________________________ фамилия, инициалы фамилия, инициалы __________________________________________________________________ Подпись подпись М.П.
Трудовая пенсия Современная трудовая пенсия гражданина России имеет сложную структуру. Трудовая пенсия по старости или инвалидности включает с себя три части: базовую, страховую и накопительную. Пенсия по случаю потери кормильца состоит из базовой и страховой частей. Под базовой частью пенсии понимают минимальный гарантированный государством размер трудовой пенсии, адекватный минимальному размеру оплаты труда. Страховая часть пенсии представляет собой отношение суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица к количеству месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. Накопительная часть определяется путем деления суммы пенсионных накоплений застрахованного лица в специальной части его индивидуального лицевого счета к количеству месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии но старости. Право на накопительную часть трудовой пенсии имеют только те работники, за которых работодатель уплачивал страховые взносы. С 2002 года таким правом пользуются мужчины 1953 года рождения и моложе, женщины -1957 года и моложе. Работникам, родившимся ранее указанных периодов, в состав трудовой пенсии по старости включают только базовую и страховую части. Трудовой стаж Законы о пенсионном обеспечении указывают на то, что для назначения трудовой пенсии необходимо наличие трудового стажа. При этом трудовой стаж как период времени, который отражает всю трудовую деятельность работника и, как правило, отражен в трудовой книжке, в современном законодательстве представлен несколькими видами. Например, общий трудовой стаж представляет собой суммарную продолжительность трудовой и иной общественно- полезной деятельности. В общий трудовой стаж засчитывается всякая работа, независимо от характера труда, его продолжительности и длительности перерывов, в том числе работа, выполнявшаяся на дому (надомником), по найму, время службы в армии, органах государственной власти, период обучения в профессиональных учебных заведениях, периоды послевузовского обучения. Такой стаж учитывается при назначении трудовой пенсии по старости, т.е. по достижении мужчинами возраста 60 лет, а женщинами 55 лет. Согласно статье 2 Федерального закона от 17 декабря 2001г. № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» под страховым стажем понимают суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Стаж педагогической работы Специальный трудовой стаж - это период работы по определенной профессии, должности, виду работы или в определённых условиях. Порядок исчисления специального стажа работы различен. Иногда в такой стаж включается не только время работы на определенных должностях, видах работ или в определенных условиях, но и другая деятельность, например, служба в армии. В сфере образования такой стаж называют стажем педагогической работы. Деловая практика широко использует это понятие, относя к нему периоды трудовой деятельности работника в образовательных учреждениях и организациях на соответствующих должностях. К специальному трудовому стажу, дающему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, относят не всю педагогическую деятельность работников, а только те периоды работы, когда работник выполнял должностные обязанности, соответствующие Спискам профессий, должностей, специальностей и образовательных и иных учреждений. Если же наименование должности или учреждения, в которых работает педагог, не включены в эти Списки, то такой период не будет включаться в специальный стаж. Этот порядок определяется Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (статья 28) и Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости...», в котором приводится Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости. В соответствии с Правилами, утвержденными названным Постановлением Правительства РФ, при исчислении периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, никаких ограничений в подсчете педагогического стажа не существует для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений и учителей общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ). А вот для других категорий работников образовательных учреждений для детей действует иной порядок. Периоды работы, выполнявшейся ими до 1 сентября 2000г., засчитываются в педагогический стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени, а, начиная с 1 сентября 2002г., периоды деятельности засчитываются в стаж педагогической работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) работником нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы. В большинстве случаев педагогические работники сталкиваются с тем, что тот или иной период трудовой деятельности не засчитывается в стаж педагогической работы либо должность, в которой они проработали определённое время, не относится к должностям, работа в которых засчитывается в специальный стаж. Как поступать в тех случаях, когда логика трудовой деятельности противоречит положения нормативного акта? Во-первых, следует помнить, что в соответствии со статьей 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, осуществляющим не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей, назначается не пенсия по выслуге лет (как было до 1 января 2002года), а досрочно назначается трудовая пенсия по старости. Особенность определения периодов трудовой деятельности как педагогической определяется также Правилами исчисления стажа, которые устанавливает Правительство Российской Федерации. В соответствии с такими Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а также статьями 27,28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в стаж включаются периоды временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Периоды, когда работник по направлению работодателя повышал свою квалификацию, вывозил учащихся (воспитанников) в походы, на экскурсии, считаются трудовой обязанностью педагога, непосредственно связанной с педагогической деятельностью. Эти периоды не должны исключаться из специального стажа, поскольку работнику на этот период сохраняется заработная плата, с которой выплачиваются страховые взносы в пенсионным фонд РФ. Тем более что трудовым законодательством не предусмотрено каких либо специальных норм о невключении или включении этих периодов в стаж при досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Во- вторых, отказ о включении определенных периодов может быть оспорен в судебном порядке. Так, некоторое время спорной была ситуация с предоставлением пенсии за выслугу лет педагогическим работникам негосударственных образовательных учреждений. Основываясь на принципе всеобщности права и статье 55 Закона РФ «Об образовании», гарантирующей право педагогов на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, Конституционный суд РФ в своем решении от 06.12.2001 № 310-0 признал, что правом на пенсию могут пользоваться не только педагоги государственных и муниципальных образовательных учреждений для детей, но и негосударственных. Однако с принятием Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» законодатель ограничил это право педагогам негосударственных общеобразовательных учреждений и организаций. Практически до июня 2004 г. досрочное назначение трудовой пенсии по старости распространялось на педагогов, осуществляющих свою деятельность только в государственных и муниципальных учреждениях для детей. В июне 2004 г. Конституционный суд РФ рассмотрел жалобы 38 граждан и запросы шести судов и вынес постановление, которое теперь позволяет распространить право досрочного предоставления трудовой пенсии по старости на лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в учреждениях для детей, не являющихся государственными или муниципальными.
Особое решение имеет ситуация о зачёте в стаж педагогической деятельности периода, когда педагогический работник находился в отпуске по уходу за ребенком. Согласно письму Минтруда РФ от 21 июля 2003 г. № 717-АП Правилами не предусмотрено включение в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком. Вместе с тем с учетом определения Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 г. № 320-О, если на момент вступления в силу Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 женщина имела необходимый стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости (включая отпуск по уходу за ребенком за период до 6 октября 1992 г.), то такая пенсия может быть назначена независимо от того, когда она обратилась за назначением пенсии. В- третьих, периоды трудовой деятельности необходимо сопоставить с периодами, которые в соответствии с российским законодательством не учитываются при досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 к таким периодам относит периоды отстранения от работы (недопущение к работе), если работник был отстранен по следующим причинам: - появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения; - на основании медицинского заключения в связи с выявленными противопоказаниями для выполнения работы, предусмотренной трудовым договором; - по требованию органов и должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами; - в случае если работник не прошёл в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда; - в случае если работник не прошёл в установленном порядке обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр; - в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника). Вопросы для самоконтроля 1. Каковы специфические особенности педагогического труда. 2. Как регулируются трудовые отношения в образовании? 3. Каким законодательными и другими нормативными актами регулируются трудовые отношения в образовании? 4. Перечислите основные документы, необходимые при оформлении педагога на работу в образовательное учреждение. 5. Какие виды стажа вы знаете? ЛЕКЦИЯ 5. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ Особенности педагогического труда В ОУ определяющим видом профессиональной деятельности выступает педагогический труд. Именно от педагогических работников зависит качество подготовки выпускников ОУ всех типов и видов: школ, ПТУ, техникумов, вузов. В соответствии с законом РФ «Об образовании» к педагогической деятельности ОУ допускаются лица, имеющие образовательный ценз, то есть уровень образования, определяемый типовыми положениями о соответствующих типах и видах учреждений просвещения. К этой деятельности не допускаются лица, которым запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также, кто имел судимость за определенные преступления. Сами перечни соответствующих противопоказаний и составов преступлений устанавливаются законом (ст. 53). В отрасли образования труд представляет собой совместную планомерную педагогическую деятельность, направленную на оказание образовательных услуг в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения, воспроизводства и развития кадрового потенциала общества. Каковы же особенности педагогического труда? (или какова специфика труда?) 1. Сложен, имеет преимущественно интеллектуальный и педагогический характер. 2. Требует высокого уровня творческой деятельности, принятия самостоятельных решений. 3. Нестандартен и слабо поддается регламентации. 4. Является производительным трудом, но иного вида, чем в материальном производстве, где главным измерителем результатов труда является количество и качество созданной продукции, в области образования такой показатель не пригоден. Здесь нужны другие критерии количественной и качественной оценки труда. Результаты труда в образовании менее осязаемы и гораздо труднее поддаются точному учету и могут быть оценены лишь косвенно, спустя время. 5. Его результаты - образовательные услуги - неотделимы от деятельности. В связи с такими особенностями педагогического труда в ОУ принята повременная система фиксированных часов работы, а не произведенной продукции. Повременная оплата труда - форма, при которой заработок зависит от количества затраченного времени (фактически отработанного) с учётом квалификации работника и условий труда. Заработная штата начисляется по установленной тарифной ставке или окладу за фактически отработанное время. Эта форма стимулирует повышение квалификации работников и укрепление дисциплины труда. Об особенностях педагогического труда мы говорили в начале темы. Единицей измерения труда, педагогических работников выступает рабочее время. Трудовой кодекс РФ устанавливает, что норма рабочего времени на предприятиях, учреждениях не может превышать 40 часов в неделю. В соответствии со ст. 333 Трудового кодекса и Законом «Об образовании» (ст. 55, п. 5) для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. Трудовые отношения в России с 1 февраля 2002 года регулируются Трудовым кодексом РФ, который содержит общие нормы, регулирующие порядок оплаты труда работников всех организаций, независимо от вида деятельности и организационно-правовой нормы. Кроме того, трудовой кодекс содержит специальную главу 52, устанавливающую особенности регулирования труда педагогических работников. Закон «Об образовании» также содержит ряд норм, регулирующих отношения в сфере образования (ст. 56). В ст. 273 ТК РФ единоличный исполнительный орган ОУ - это его директор, именно он принимает на работу, поощряет, наказывает, увольняет своих сотрудников.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 2390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.155.174 (0.012 с.) |